Игры по профориентации
материал на тему

Сергей Бельский

Игровой материал по профориентации 8, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 89_klass_igry_po_mps_ovp.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная деловая игра для старшеклассников

«Лабиринты выбора»

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Задача: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Учащиеся делятся на две команды.

Упражнение 1 «Профессия, специальность, должность»

Рассказать учащимся об этих 3 понятиях, разницу между ними.  Затем предлагается на карточках указать профессию, специальность и должность.

Стимульный материал:

- главный бухгалтер, бухгалтер, кассир

- строитель, каменщик, бригадир

- учитель, учитель начальных классов, директор

- старший инженер, инженер, инженер – системотехник

- продавец, заведующий магазином, продавец продовольственных товаров

Упражнение 2 «Основной мотив твоего выбора»

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (Записываем 8 основных мотивов)

Задание: зачеркнуть 4 из 8 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У Вас остается 4 мотива. Следующие задание -  зачеркнуть 2 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 1 менее важных из двух.

Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый).

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает  знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Упражнение 3 «Характеризуем профессию»

Каждая команда получает карточку с профессией. Необходимо написать 2 прилагательных, три глагола и фразу, которые характеризуют профессию.

Например,

Бдительный, бесстрашный

Контактирует, организовывает, приказывает

Награждают, присваивая звание (полицейский)

Упражнение 4 «Объясни»

Капитаны должны, не употребляя однокоренных слов объяснить своей команде какую – либо профессию. Время на выполнение задание 1 минута.

Например: бухгалтер, юрист, секретарь, журналист, программист, каскадер, маляр, шахтер, риелтор,  PR – агент

Упражнение 5 «Ловушки»

Цель: повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путям преодоления этих целей.

ЗАДАНИЕ  определяем конкретную профессиональную цель (профессия,  поступление в конкретный ВУЗ, окончание, устройство на работу, профессиональные достижения, карьера, награды, премии и тд)

Зная к каким целям стремимся, необходимо определить трудности на пути к достижению этих целей.

- Внешние (зависят от других людей, обстоятельств)

- Внутренние.

И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ!!!!!

Упражнение 6 «Минусы – плюсы». Придумать профессию и назвать плюсы и минусы

минусы

плюсы

профессии

неактуальность бумажной литературы, скучная работа

узнавать людей, (знакомиться) с людьми, поэтами

читать, познавать что-то новое

библиотекарь

Упражнение 7         «Один день из жизни»

Описать один день из жизни человека с той или иной профессией.

Например: учитель.

Подъём – завтрак – звонок – ответ – тройка – звонок – директор – обед – звонок – олимпиада – звонок – отлично – дом – сон.

Упражнение 8         «Страна профессий»

Делим профессии на области. 7-10 областей. Назвать.

Затем из областей вычленяем профессии и называем их.

1.        Искусство

2.        Образование

3.        Юриспруденция

4.        Торговля

5.        Транспорт

6.        Финансы

7.        Здравоохранение.

Примеры профессий: актеры, музыканты, художники, дизайнеры, певцы

Учителя, психологи, воспитатели

Адвокаты, судьи, юристы

Маркетологи, продавцы, риелторы

Водители, автослесари, автомеханики

Бухгалтер, банковский работник, экономист

Врачи, мед сестры

А сейчас предлагаю расслабиться  -   «Кнопки мозга». 

1.Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10с и стало жарко. Повторите 3 раза.

2.Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с. 

Упражнение 9 "Выбор" (физическая разрядка) 

Поднимите правую руку при ответе «ДА», левую – при ответе «НЕТ» и встаньте при ответе «НЕ ЗНАЮ»

- Я уже выбрал себе профессию.

- Я точно знаю - кем буду.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.

- Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители.

- Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу сам.

- Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе.

- Я выберу такую профессию, которая подходит моим интересам и способностям.

Рефлексия

Слайд 7. При решении проблемы «Кем быть?» рекомендуется выделить следующие моменты:

  1. главная цель (кем хочу быть, чего хочу достичь);
  2. цепочка ближних и дальних конкретных целей (кружки, секции, знакомство с возможным местом учебы и работы);
  3. пути и средства достижения цели (для кого-то – знания и умения, для кого-то – связи и деньги);
  4. условия достижения цели (выбор места учебы, возможные препятствия и способы их преодоления);
  5. запасные варианты и пути их достижения (запасной парашют)

7. Игра шестая  «Закончи пословицу».

Существует более 100  пословиц о труде и ученье. Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я буду начинать  

1. Уменье и труд все (перетрут).  

2. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).

3.Дело мастера (боится).

     4.За всякое дело берись (умело).

5.Умение везде найдет (примененье)

6.Птицу узнают в полете, а человека в (работе).

7.Маленькое дело лучше большого (безделья).

8.Без труда не выловишь рыбку из (пруда).

9.На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).

10.Больше дела – меньше (слов).

11.Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).

12.Кончил дело — гуляй (смело).

13.Пашню пашут, руками не машут.

14.Кто не ходит, тот и не падает.

15.С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

16.С охотой можно и в камень гвоздь забить.

17.Усердная мышь и доску прогрызет.

18.Не все те повара, у кого ножи длинные.

Закончить наше занятие, мне хотелось бы притчей:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один и тот же вопрос.

У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
 “ А что ты делал целый день?”
А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”
Запомните эту притчу.

На всё окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!
Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». Нет профессий плохих и хороших, бывают работники совершившие ошибку при выборе профессии…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл/час "И пролегла железная дорога..." (профориентация)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию станции Грязи,125-летию вокзалаи 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.посвящаетсяПрезентацию◄Скачать►...

Кл/час "Виртуальное путешествие из Мичуринска в Воронеж" (профориентация)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию открытия железнодорожного сообщения МОСКВА-ВОРОНЕЖпосвящается Презентацию ◄Скачать►...

Профориентация касается всех

Рассмотрены этапы и направления профориентации молодежи....

Занятие по профориентациии "В мире профессий"

Занятие для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида...

Профориентация в школах района

Профориентационная работа работников НПО  в школах района...

Воспитательский час по профориентации в 9 классе "Ищу работу"

На воспитательском  часе дети  знакомятся с правилами поиска работы. Обыгрываю дети ситуации по теме....

Профориентация :"Моя профессия на все времена"

Данное проспект составлен для профессиональной ориентации строительных специальностей...