Word для детей с ТНР
статья на тему
Использование программы "Word" при работе по предупреждению дисрафии и дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
word_dlya_detey_s_tnr.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА «WORD» В РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ).
Тершукова Елена Викторовна, учитель-логопед.
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ №27 Невского района)
«В ложке - лекарство,
в бочке – яд».
Высказывание древних врачей.
Все, кто учит детей читать и писать, рано или поздно сталкиваются с проблемой дислексии и дисграфии. Особенно это относится к детям с речевой патологией. Чем серьезнее нарушение речи, тем больше трудностей возникает у ребенка. Детям с общим недоразвитием речи (ОНР) трудно дифференцировать звуки, запоминать буквы и их правильное написание, складывать буквы в слоги, а слоги в слова, не пропускать буквы в записи слов - и так далее по всем ступенькам к беглому чтению и грамотному письму. Если не проводить соответствующую работу, у детей с ОНР обязательно выявятся нарушения чтения и письма, как на ранних этапах, уже при изучении звуков и букв и на уровне слогов, так и на более поздних, в школе, когда чтение и письмо резко возрастают в объеме.
Болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому предупреждению дисграфии и дислексии должно уделяться очень большое внимание в повседневной работе с дошкольниками с нарушениями речи. А чтобы ребенок хотел учиться читать и писать, необходимо его заинтересовать. Для этого используются различные методы и приемы.
Самый главный вид деятельности ребенка - игра.
Самое большое воздействие на ребенка оказывают технические средства обучения.
Самое современное техническое средство обучения - компьютер.
Соединяя игру, компьютер и обучение - получаем развивающие компьютерные игры.
(Я не буду сейчас говорить о негативном воздействии компьютерных игр на психику человека, а особенно ребенка: это отдельный большой разговор и тема для серьезных исследований, скажу лишь, что для того, чтобы не навредить, нужно во всем соблюдать меру, знать, что и как использовать. Говоря словами древних врачей: «В ложке - лекарство, в бочке – яд».)
Мне повезло в том отношении, что в моем кабинете логопеда есть компьютер. Конечно, в начале учебного года вновь поступающие дети сразу заинтересовываются им: разглядывают клавиатуру, трогают мышку. И конечно, я сразу это использую: предлагаю найти на клавиатуре знакомые буквы, нажимать на клавиши. Сначала это происходило просто при выключенном компьютере, а потом подумала: «А почему бы не использовать для обучения грамоте программу "Word" - текстовый редактор?» Но где для этого взять дополнительное время? Что ж, кто ищет, тот найдет. Ведь есть дети, у которых звуки уже поставлены, автоматизируются, а параллельно с автоматизацией на индивидуальных занятиях провожу работу по предупреждению дисграфии и дислексии. Решила попробовать с некоторыми детьми часть этой работы проводить на компьютере в программе «Word».
Из этого получились такие игры:
- конструирование буквы из палочек;
- дорисуй букву;
- сотри неправильные буквы;
- исправь букву;
- раскрась (гласные и согласные; глухие и звонкие согласные)
- зашумленные и наложенные буквы - в отличие от известных всем карточек, штриховку можно убрать и посмотреть, правильно ли твое решение, а наложенные буквы - растащить в разные стороны;
- какая буква спряталась (на буквы, которые дети часто путают: бочка - дочка - точка);
- слова по полбуковке;
- чтение и дописывание слов с пропущенными буквами:
- работа над предложением (предложения по картинке, составленной при помощи панели автофигур на мониторе; затем можно изменить эту картинку так, как захочется, опять рассказать);
- игра «Что изменилось» - тоже картинка на мониторе - зрительное внимание и составление предложений.
Потенциал для творчества как логопеда, так и детей - огромный.
Главное преимущество таких игр на компьютере перед обычными видами работы в том, что ребенок не просто выполняет задание, а сам, своей рукой, изменяет материал так, чтобы получился правильный ответ, ищет разные пути решения задачи, т.е. присутствуют и творчество, и поиск. Помимо этого, происходит развитие мелкой моторики и координации движений руки, а также развитие мышления: причинно-следственных связей (движения мышки вызывают соответствующие движения курсора на мониторе).
Результаты данной работы уже видны в том, что дети получают удовольствие от обучения, в процессе работы долго удерживают внимание, активны, предлагают варианты ответов, стараются сами найти правильный ответ, а значит, высока результативность работы. Кроме того, у всех детей группы появился стойкий интерес к занятиям по обучению грамоте. Дети, с которыми проводила работу постоянно, достаточно бегло читают, осмысливают прочитанное, пишут печатными буквами, фонематический анализ и синтез у них - на уровне предложения (т.е. определяют количество и порядок слов в предложении; количество и порядок слогов в слове; называют звуки в слове, различают гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, мягкие и твердые согласные звуки).
Заинтересовались этой работой и родители воспитанников. При нынешнем изобилии компьютерных игр очень трудно выбрать такие, чтобы они были действительно развивающими и не вызывали в детях агрессию, нездоровый азарт. Поэтому всем желающим я предлагала поработать с детьми дома в текстовом редакторе «Word», объясняла, как это лучше сделать. Родителями также были отмечены положительные результаты в запоминании букв, правильного их написания, развитии фонематического анализа и синтеза.
Вот как выглядят некоторые игры.
Дорисуй букву.
Прочитай по полбуковке. (Когда ребенок прочитает слово, он удаляет прямоугольник, закрывающий остальную часть букв и проверяет себя)
Подставь букву и прочитай.
Л К Л К
Раскрась (звонкие согласные раскрасить желтым цветом, а глухие – серым).
Что изменилось? (Предложения по картинке, составленной при помощи автофигур на мониторе)
Елка была из трех треугольников, а стала из двух.
Гриб был справа, а стал слева.
Облако было белое, а стало голубое.
Луна была за облаком, а стала перед облаком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лекция по Word"Команды меню Вставка"
описание материала, описание работы в текстовом редакторе Word...
лекция по Word"Команды меню Вставка"
работа с текстовым редактором Word...
система управления текстовом редакторе Word
освоение технологии поиска, просмотр,автосохранение, гиперссылка...
Методические указания для студентов по выполнению практических работ. Тема "Microsoft Word"
Методические указания предназначены для студентов , изучающих дисциплину «Информатика». Целью методических указаний является обучение студентов работе в Microsoft Word. Методические указания...
Технологии обработки текстовой информации.Выполнение таблиц в текстовом редакторе Word.
Назначение материала ознакомление с созданием таблиц в текстовом редакторе Word.Помощь при закреплении приобретенных навыков в работе по оформлению текстового документа....
Создание таблиц средствами MS Word
Практическая работа по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса...
4.3. ПОЛИКЛИНИКА Д больных детей(до года+фоновые+СД) Microsoft Word (3)
3. ПОЛИКЛИНИКА 4.3_Д больных детей(до года+фоновые+СД) Microsoft Word (3)...