Внутрипредметный модуль для обучающихся 1- 4 классов начального общего образования «МОЯ ПЛАНЕТА»
методическая разработка на тему
Программа модуля «Моя планета» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_moya_planeta_makarova_.docx | 50.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО МБОУ «СОШ №8» Протокол №1 от «___» ________ 2015г Руководитель ШМО Ковтуненко В.В. | СОГЛАСОВАНО «___» ___________ 2015г Зам.директора по УВР _________________ Шарифзянова Л.В. | УТВЕРЖДЕНО Приказ № ____ от «___» ________ 2015г Директор МБОУ «СОШ №8» ______________ Ярцева Л.Н. |
Внутрипредметный модуль
для обучающихся 1- 4 классов
начального общего образования
«МОЯ ПЛАНЕТА»
Образовательная область: обществознание и естествознание
Автор разработки:
Макарова Елена Геннадьевна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8»
I квалификационная категория
Братск 2015
Структура программы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
VI. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа модуля «Моя планета» создана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в которых отмечено, что одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Данная программа сформирована с учётом особенностей содержания, целей и задач первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и связана с освоением обучающимися новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.
Программа модуля «Моя планета» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В основе реализации данного курса лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Цель модуля:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности в условиях культурного и конфессионального многообразия мирового сообществ;
- осознание ребёнка себя как члена общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её культуре и истории.
- расширение кругозора обучающихся, их знаний о странах и народах
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, толерантности, уважения к истории, культуре и традициям народов разных стран мира.
Задачи модуля:
- познакомить обучающихся с коренным населением континентов, их устным народным творчеством, культурным наследием народов различных стран и континентов (памятниками истории, культуры, природы);
- познакомить с представителями флоры и фауны различных континентов как наиболее распространённых, так и редких и исчезающих видов;
- сформировать представления о географических картах и глобусе и умение работать с ними: показывать материки и океаны, находить и определять географические объекты с помощью условных знаков;
- подвести к осознанию своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей;
- сформировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- обучить основам экологической грамотности, элементарным правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа модуля «Моя планета » рассчитана на 4 года (1 – 4 класс), 54 занятия
Программа разделена на модули:
1-й год обучения:
Модуль «Удивительный мир растений и животных» (12ч.)
2-й год обучения:
Модуль «Путешествие по родной стране» (14ч.)
3-й год обучения:
Модуль « Страны Европы» (14ч.)
4-й год обучения:
Модуль « Четыре А.- Америка. Африка. Австралия. Азия» (14ч)
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Модуль «Удивительный мир растений и животных»
№ | Тема занятия | Использованный ресурс |
1. | Приключение капельки воды | DVD видео https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D |
2. | Жизнь в микромире | DVD видео http://docfilms.info/bbc/165-bbc-zhizn-v-mikromire.html |
3. | Тайны океанов | DVD видео |
4. | Встреча в глубинах морей | |
5. | Тайны океанов | DVD видео https://my.mail.ru/mail/natchuk46/video/148/3068.html |
6. | Фантазии подводного мира | DVD видео |
7. | Растения хищники | DVD видео http://www.infoniac.ru/news/10-udivitel-nyh-hishnyh-rastenii.html http://www.florets.ru/tainy-rastenii/rasteniya-hishniki.html |
8. | Удивительный мир растений | DVD видео http://udivitelno.com/plants |
9. | Тайны растительного мира | DVD видео http://fb.ru/article/165749/samyie-udivitelnyie-rasteniya-mira-udivitelnyie-svoystva-rasteniy |
10. | Удивительный мир животных | |
11. | Тайны животного мира | DVD видео http://lipetsk-zoo.ru/zooinfo/Pritiagatelnye_tainy_zhivotnogo_mira |
12. | Викторина «Удивительный мир растений и животных» | DVD видео |
Второй год обучения
Модуль «Путешествие по родной стране»
№ | Тема занятия | Использованный ресурс |
1. | Москва – столица России Виртуальный тур | http://www.airpano.com/files/Moscow-Virtual-Tour-Russia/1-2 http://www.airpano.ru/files/Moscow-Elki/1-2 DVD видео « Москва» |
2. | Московский кремль | Плакаты, карта, ЭОР «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» |
3. | Виртуальное путешествие по Московскому Кремлю | |
4. | Виртуальное путешествие по Московскому Кремлю Открытие Кремля | |
5. | Москва историческая. Красная площадь | Фото и видео материалы |
6. | Москва современная. Новая Москва. Музеи Москвы для детей | Фото и видео материалы Карта метро http://www.2do2go.ru/msk/city/gidy/588/muzei-moskvy-dlya-detey |
7. | Виртуальный тур по Санкт- Петербургу | http://www.ilovepetersburg.ru/content/petropavlovskaya-krepost DVD видео «Эрмитаж» |
8. | Творение Петра - Петродворец | http://peterhofmuseum.ru/about/tour |
9. | Музеи Санкт- Петербурга для детей | http://www.spb-rf.ru/muzey_detskiy.htm |
10. | Традиции и праздники России | http://www.inflora.ru/directory/russian-holidays |
11. | Викторина «Две столицы» | Он- лайн тест |
12. | Проект « Две столицы» Москва | |
13. | Проект « Две столицы» Санкт- Петербург | |
14. | Итоговое занятие. Игра-путешествие «Путешествие по родной стране» |
Третий год обучения
Модуль « Страны Европы»
Четвёртый год обучения
Модуль « Четыре А.- Америка. Африка. Австралия. Азия»
IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны:
1. Различать представителей растительного и животного мира и места их обитания, уметь раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека.
2. Уметь составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному
3. Иметь представление о культуре и традициях народов мира (сказки, мифы, легенды; декоративно-прикладное творчество).
4. Уметь различать правильные и неправильные формы поведения в природе, оценивать их с точки зрения природоохранности
К концу 2-го года обучения обучающиеся должны:
1. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой), показывать материки и океаны.
2. Уметь находить географические объекты на физической карте с помощью условных знаков и определять их названия.
3. Знать названия материков и их коренное население.
4.Уметь различать представителей разных континентов по их характерным внешним признакам, национальным костюмам.
5. Уметь находить на карте города России, знать основные исторические объекты России
6. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения.
7.Находить и показывать на карте территорию Российской Федерации, её государственную границу, крупные города с населением более 1 млн. человек.
8. Уметь различать разные формы земной поверхности, находить на физической карте равнины, горы, водоёмы и определять их названия.
9. Описывать климат, особенности растительного и животного мира разных природных зон территории России.
10. Знать наиболее многочисленные нации и народности РФ, их культуру, традиции, праздники.
11. Знать наиболее известных исследователей России.
К концу 3-го года обучения обучающиеся должны:
1. Уметь устанавливать взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой.
2. Иметь представление о наиболее ярких культурах мира, представляющих разные народы и разные эпохи.
3.Уметь находить на карте страны Европы, знать европейские столицы
4. Уметь составить рассказ об объекте культуры, выразить своё отношение к нему, принять участие в обсуждении.
К концу 4-го года обучения обучающиеся должны:
1. Находить и показывать на карте страны Африки, Азии, Америки, Австралии
2. Знать столицы стран Азии, Африки, Америки, Австралии
3. Знать животных и растения стран Азии, Африки, Америки, Австралии
4.Знать основные достопримечательности Азии и Америки , Австралии
Литература для обучающихся
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература для обучающихся
1.100 великих загадок живой природы/ Автор-сост. Н.Н.Непомнящий.-М.:2007.-изд-во «Вече».
2.100 великих чудес природы /Б.Б.Вагнер.- М.:Вече,2007.
3.Большая энциклопедия.- М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2008.
4.100 чудес света. которые необходимо увидеть/Т.Л.Шереметьева.- Минск: ООО «Харвест», 2008.
5.Сказки народов Америки / Автор-сост. А.В. Ващенко.-М.; изд-во «Дет. лит.», 1993.
6.Географические открытия/Детская энциклопедия/М.;изд-во «Махаон», 2008.
7. "История с географией, или Жизнь и приключения географических названий» Э.А.Вартаньян- М.: издательство "Детская литература" ,1986 год.
8. Занимательная география. А.Усачев. – М.: Два жирафа, 2006.
9 Занимательная география. Аржанов С.П. – М.: Московский Лицей, 1998.
10. География в картинках. Ганейзер Г.Е. – М.: Детская литература, 1971.
Литература для учителей
1.100 великих географических открытий/ Р.К. Баландин, В.А. Маркин.- М.;изд-во «Вече»,2008.
2.Все страны мира. Энциклопедический справочник/Автор-сост. Родин И.О., Пименова Т.М.-: Вече,2003.
3.Путешественники- первооткрыватели / Райнер Кёте.-М.;изд-во «Слово», 1993.
4. Народные промыслы. А.Е.Клиентов -изд-во «Белый город», 2002.
5. Песнь в металле. Народное искусство Узбекистана . Т. Абдуллаев, Д. Фахретдинов, А. Хакимов. Букинистическое издание,1986.
6. .Палехская миниатюра .М. А. Некрасова - Издательство: Художник РСФСР, 1978 г.
7. Игры народов Средней Азии и Казахстана. Т. Э.Уметов .- Монография под ред. Фельдштейн Д. И. Издательство: МПСИ/МОДЭК, 2006.
8. География в играх. Козловский Е.Г., Разумовская О.К. – Троицк: НИКА, 1990.
9. Земля неразгаданная: Рассказы о том, как открывали и продолжают открывать нашу планету Мезенцев В.А. – М.: Мысль, 1983.
10. Энциклопедия чудес: Книга 1. Обычное в необычном. Мезенцев В.А. – М.: Знание, 1983.
11. Знакомые с детства названия. Барашков В.Ф.- М.: Просвещение,1982.
12. Ускользающие жемчужины: Рассказы о природе. Ветлина В.- М.: изд-во «Мысль»,1981.
13. От кобры до медведя гризли. Гржимек Б. – М.: изд-во «Мысль»,1984.
14. Голубая планета. Криволуцкий А.Е.- изд-во «Мысль»,1985.
VI. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа - полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно - научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно.
полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
– нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
– неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
– ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
– незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
– отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
– ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
– неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
– преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
– неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
– отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
– неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
– неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. |
2 Экспозиционный экран |
3. Аудиопроигрыватель |
4. Персональный компьютер |
5.Мультимедийный проектор |
6. Аудиозаписи и видеозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). 7.Набор настенных карт (карта полушарий, карта России, страны мира, флаги и столицы, достопримечательности) 8. Карты для индивидуальной и групповой работы 9. Выход в интернет 10. Нетбуки для обучающихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Контроль и оценка образовательных достижений обучающихся при получении среднего общего образования".
Данная статья посвященя оценке и контролю качества образовательных достижений при изучении иностранного языка (английский) . В ней отражены формы и типы контроля, описаны правила оформления...
Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...
Роль учебного предмета «Право» (базовый уровень) в формировании правосознания обучающихся среднего общего образования
Необходимым условием построения правового государства является повышение уровня правосознания его граждан. Достижение этих целей возможно при должном внимании со стороны государства к правовому просве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования
Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству создана на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского: Изобразительное искусство. Рабочие п...
Фонд оценочных средств по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, технического профиля на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеят...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования учебного предмета"Физическая культура" для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития
Рабочая программа для обучающихся 6 класса с ЗПР разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и ...