Химия элементов. Элементы IVA группы
методическая разработка на тему
Семинарское занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрен на заседании ЦМК химических дисциплин Протокол № ______ от "___"_________ 2015 г. Председатель ЦМК: _______________________ Галузина Т.А. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе _______________ Л.А. Назарова |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Семинар №5
Химия элементов. Элементы IА - IIIА группы.
Специальности:
34.02.01 «Сестринское дело»
31.02.03 «Лабораторная диагностика»
31.02.02. «Акушерское дело»
Курс: 1
Преподаватель: Карапетян А.С.
Калуга, 2016
Методическая разработка семинарского занятия №5
Тема: Химия элементов. Элементы IА - IIIА группы
Тип занятия – обучающий семинар
Цели:
Образовательная: повторить и углубить знания студентов о щелочных, щелочно-земельных металлах, алюминии их нахождении в природе, способах получения, физических и химических свойствах, применении и биологическом значении.
Развивающая: развитие критического мышления, самостоятельности, способности к рефлексии, общеучебных умений, наблюдательности.
Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной само- и взаимооценки и чувства ответственности, коммуникативности и умения работать в команде.
Планируемые результаты.
личностные:
химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметные:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных − интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи,
- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:
- уверенное пользование химической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
- умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения владение правилами техники безопасности при использовании химических − веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Методы
- Рассказ
- Демонстрация
- Практические методы обучения (химический эксперимент)
- Работа в парах, группе.
Используемые педагогические технологии
-технология развития критического мышления
-развивающее обучение;
-здоровьесберегающие технологии
Формы учебной деятельности
Фронтальная
Работа в парах
Работа в группах
Индивидуальная
Средства обучения, оборудование
Лабораторное оборудование
Основные понятия и термины
- Щелочные и щелочно-земельные металлы
- Атом. Элемент
- Электроотрицательность
- Степень окисления
- Окислитель
- Восстановитель
- Валентность
- Химическая связь
- Ковалентная неполярная связь
План-конспект занятия
Организационный момент.
1. Определение потребностей и мотивация.
Преподаватель предлагает занимательную информацию прием « знаете ли вы»
- что содержание натрия в организме человека при весе приблизительно 70 кг составляет 100 г
- что физиологический раствор – это 0,4 % раствор хлорида натрия
- что йоны калия замедляют работу сердца.
- без йонов кальция не сможет сокращатся сердце и свертываться кровь
- что дефицит кальция вызывает заболевание рахит. В организме человека приблизительно 1 кг кальция
- без пероксида натрия используется для регенирации воздуха в подводных кораблях и в космосе.
Загадка: он же корунд, он же рубин, он же сапфир. (образуется на поверхности алюминевых изделий.
Преподаватель: Итак, тема сегодняшнего занятия Элементы I – III группы главной подгруппы. В результате создания информационного запроса учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи занятия.
Преподаватель: Давайте определим его цели и задачи.
Мотивация. Преподаватель: Скажите, почему без пероксида натрия соединения невозможна жизнь в подводных лодках и космических кораблях?
В ходе обсуждения студенты формулируют цели занятия.
2. Стадия вызова
В ходе подготовки к семинарскому занятию студенты заполняют таблицу. Прием «Бортовой журнал»
Доска делится на три части. Вызываются три студента и случайным выбором достают варианты заданий.
Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:
1. Необходимо написать ключевое слово в середине доски.
2. Далее записывают слова, которые приходят на ум в связи с данной темой.
3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.
Задание по вариантам:
- вариант составьте кластер - щелочные металлы (признаки - положение ПСХЭ, строение атома, электронная формула, степень окисления, высший оксид и высший гидроксид)
- вариант составьте кластер – щелочно-земельные металлы (кальций, барий, стронций) (признаки - положение ПСХЭ, строение атома, электронная формула, степень окисления, высший оксид и высший гидроксид)
- вариант составьте кластер - алюминий (признаки - положение ПСХЭ, строение атома, электронная формула, степень окисления, высший оксид и высший гидроксид)
На выполнение задания дается 10 мин.
В это время остальные студенты должны составить синквейн щелочи (в парах)
Правила написания синквэйна:
В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Синоним из одного слова, который повторят суть темы.
Синквэйны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Например,
- Соляная кислота (Хлороводород)
- Сильная, одноосновная, бесцветная, летучая (дымит)
- Нейтрализует, восстанавливает, диссоциирует
- Основной реагент химической промышленности
- Галогеноводород.
После выполнения задания вызывается эксперт, который проверяет и оценивает работу студентов у доски.
3. Стадия осмысления
Задание 1. Прием «сводная таблица»
Признак | Na | Ca | Al |
Нахождение в природе | |||
Способ получения | |||
Взаимодействие с О2 | |||
Взаимодействие с Cl2 | |||
Взаимодействие с Н2О | |||
Взаимодействие с HCl | |||
Задание 2.
Составить и решить генетические ряды для натрия, кальция и алюминия.
Пример: Na → Na2O2 →Na2O → NaOH →Na2CO3
Задание 3.
Химический эксперимент: Как при помощи трех реактивов Аl2(SO4)3, NaOH, HCl получить и доказать амфотерные свойства гидроксида алюминия?
Напишите последовательность решения задачи, проделайте эксперимент и оформите результаты работы в виде
прием «Лист решения проблем»
Проблема | Что есть для решения | Чего не хватает | Решение |
Получить Al(OH)3 | Аl2(SO4)3, NaOH | Алгоритма решения | Аl2(SO4)3 +6NaOH = 2Al(OH)3 ↓+ 3Na2SO4 |
Доказать амфотерные свойства Al(OH)3 | Al(OH)3 | Алгоритма решения | Разделить осадок на две пробирки. К первой пробирке добавить NaOH, а к другой HCl до исчезновения осадка. |
Написать уравнения реакций | Амфотерность – двойственность свойств. | Алгоритма решения | Al(OH)3 + HCl →… Al(OH)3 + NaOH →… |
4. Стадия рефлексии
Состабить благодарственное письмо:
1 вариант. Натрий и калий и их соединения
2 вариант. Алюминий и его соединения.
5. Подведение итогов.
Преподаватель оцениваем работу студентов. Выставляет оценки.
6. Домашнее задание.
Подготовиться к семинару №6.
Литература
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538640-1416919802.jpg)
Методическое пособие по естествознанию (раздел Химия с элементами экология)
Методическое пособие по естествознанию (раздел «Химия с элементами экологии») для специальности 101101 Гостиничный сервис Пособи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538640-1416919802.jpg)
Методическое пособие по естествознанию (раздел Химия с элементами экология)
Методическое пособие по естествознанию (раздел «Химия с элементами экологии») для специальности 101101 Гостиничный сервис Пособи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-377500-1433750121.jpg)
Контрольная работа по разделу "Химия с элементами экологии"
Материал содержит пояснительную записку, критерии оценивания, анализ результатов выполнения контрольной работы по разделу "Химия с элементами экологии" учебной дисциплины "Естествознание" для специаль...
« D - ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА». «D-ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VIII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА»
Лекция по учебной дисципдине "Общая и неорганическая химия" для студентов фармацевтических колледжей...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика элементов по их положению в Периодической системе» учебной дисциплины ОП. 08. Общая и неорганическая химия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Характеристика элементов по их положению в Периодической...
Презентация по теме "Химические элементы VII-А группы".
Презентация по неорганической химии "Химические элементы 7-А группы" может быть использована на уроках по теме "Галогены". Презентация содержит материал о нахождении галогенов в пр...
Технологическая карта учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «Химия» На тему: «Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии» укрупненной группы 23.00.00 Техника технология наземного транспорта специальность
На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, тр...