СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА, РАССКАЗЫВАЮЩЕГО О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М.А. БУЛГАКОВА «ТРИ МАРГАРИТЫ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА»
классный час на тему

Хаирова Арзы Наримановна

Сценарий (вечер-портрет) адресован обучающимся колледжа для проведения воспитательных часов, а также в качестве дополнительного материала для изучения темы по русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnogo_vechera.docx68.57 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ВЕРНАДСКОГО»

(ФГАОУ ВО «КФУ имени Вернадского»)

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

А.Н. ХАИРОВА

СЦЕНАРИЙ  ЛИТЕРАТУРНОГО  ВЕЧЕРА,

РАССКАЗЫВАЮЩЕГО О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ

М.А. БУЛГАКОВА

«ТРИ   МАРГАРИТЫ  ВЕЛИКОГО МАСТЕРА»

D:\загрузки\Булгаков 3.jpg

ПРИБРЕЖНОЕ, 2017

АВТОР: ХАИРОВА А.Н. преподаватель ветеринарных дисциплин высшей квалификационной категории Прибрежненского аграрного колледжа (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

РЕЦЕНЗЕНТ: ДЬЯВОЛОВА А.А. преподаватель общеобразовательных дисциплин первой квалификационной категории Прибрежненского аграрного колледжа (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Аннотация

Сценарий (вечер-портрет) адресован обучающимся колледжа для проведения воспитательных часов, а также в качестве дополнительного материала для изучения темы по русской литературе.

ВЕЧЕР – ПОРТРЕТ, ПРИУРОЧЕННЫЙ

          125-ЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЕ

  ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОГО

               СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ

М.А. БУЛГАКОВА

ЦЕЛЬ:

  • Знакомство с биографией и творчеством М.А. Булгакова – великого русского писателя, показать их органическую связь.
  • Воспитание культурной, духовной, интеллектуальной личности, способной по достоинству оценить возможности лучших образцов русской словесности.
  • Формирование представлений о базовых человеческих ценностях и жизненных приоритетах.
  • Воспитание ценностного отношения к своей и чужой жизни.

ЗАДАЧИ:

  • Привить у студентов вкус к литературной классике.
  • Научить их лучше чувствовать и понимать гармонию образного слова.
  • Расширить горизонты знаний русской литературы.

УЧАСТНИКИ:

Ведущие – 2 человека - Куницкая Л.Б., Суюнов О.Э.

Чтецы – 2 человека – Бекирова А.Р., Шамина И.В.

Ответственный за показ презентации и фильма – Овсиенко Т.И.

Студенты и преподаватели колледжа.

ОФОРМЛЕНИЕ:

  • Книжная выставка «Мастер: 125 лет М.А. Булгакову»
  • Аудиозаписи музыкальных произведений
  • Презентация
  • Фрагменты фильмов.

Добрый день, уважаемые гости!

Наша встреча посвящена жизни и творчеству М.А. Булгакова, одного из самых значительных и ярких писателей XX века. Надеемся, что эта встреча поможет вам лучше понимать свой внутренний мир, чутко прислушиваться к своим и чужим душевным переживаниям.

        Надо признать, что к сожалению, в последние годы интерес к художественной литературе заметно снизился. Все больше времени молодые люди проводят за компьютером, уделяют внимание современной музыке, телевизору.

Данный вечер-портрет способствует развитию интереса к русской литературе, более близкого знакомства с творчеством Великого Мастера Слова –

М.А. Булгакова; формированию духовного мира, эстетической восприимчивости, возможности широкого нравственного осмысления материала…

ТРИ МАРГАРИТЫ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА

(Звучит «Адажио» Л. Ван Бетховен. Чтецы (1) и (2) на фоне музыки

 произносят текст.)

ЧТЕЦ (1) (голос за сценой): Он прочитал сочинение Мастера и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

ЧТЕЦ (2) (голос за сценой): Мне ничего не трудно сделать и тебе это хорошо известно.

ЧТЕЦ (1) (голос за сценой): А что же вы не берёте его к себе, в свет?

ЧТЕЦ (2) (голос за сценой): Он не заслужил света, он заслужил покой.

ЧТЕЦ (1) (голос за сценой): Передай, что будет сделано.

ЧТЕЦ (2) (голос за сценой): Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли 6ы тоже.

ВЕДУЩИЙ (1): 

Этим диалогом ученика Иешуа Левия Матвея и Воланда в одной из последних глав романа «Мастер и Маргарита» определяется судьба главного героя романа и его возлюбленной, той, которая «любила и страдала». Она была рядом, вдохновляла и помогала переносить лишения, разделяла боль и горечь гонений Мастера. Им выпало быть вместе в жизни, они будут вместе и после смерти. С Мастером, который не заслужил света, а заслужил покой, Маргарита разделила судьбу. «Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Это извечная мечта всех влюблённых - быть всегда вместе и умереть в один день. А какое место занимала любовь в жизни создателя великого романа Михаила Афанасьевича Булгакова?

ЧТЕЦ (1): «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» - говорит о любви словами Мастера великий писатель.

ВЕДУЩИЙ (2): 

За не очень длинную, но бурную жизнь вот так же внезапно любовь поражала его несколько раз. Ради неё он всегда совершал безумные поступки, о которых, может быть, и сожалел впоследствии, но изменить себе не мог.

Кто же они, женщины М.А. Булгакова, прошедшие с ним по нелёгкому жизненному пути и навсегда оставшиеся в его великих произведениях? Наш рассказ о жёнах писателя, каждая из которых долгие годы была для Михаила Афанасьевича тем ангелом – хранителем, который спасал и продлевал его жизнь.

Три жены было у М. Булгакова. Причем, для первой жены он был первым мужем, для второй – вторым, для третьей – третьим. А у каждой из жен было трое мужчин, три судьбоносные встречи.

ВЕДУЩИЙ (1): 

Михаил Афанасьевич родился 15 мая 1891 года в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная, состоящая из семерых детей, и дружная. Позже М.А. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и тёплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущего.

Когда Михаилу было 16 лет, от болезни почек умер его отец. Материальное положение семьи сразу ухудшилось. Тем не менее все дети продолжили учиться в гимназии, а через три года Михаил Булгаков стал студентом медицинского факультета Киевского университета.

ВЕДУЩИЙ (2): 

В мае 1910 года в доме подруги своей матери Миша знакомится с юной гимназисткой Татьяной Николаевной Лаппа, или Тасей, как называли ее близкие, которая приехала из Саратова погостить к тетке. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное чувство, настолько сильное, что, когда закончились каникулы, и им пришлось расстаться, они оба заболели.

Через год Тася и Михаил объявили родителям, что решили пожениться. Родители с обеих сторон были против: молодым негде жить, Михаилу нужно закончить учебу, ему не на что содержать семью. Но решимость влюбленных была столь велика, что родителям пришлось уступить. В апреле 1913 года Михаил и Тася обвенчались.

ВЕДУЩИЙ (1): 

Молодожёны поселились отдельно от родителей Михаила на съёмной квартире. Тася полностью посвятила себя мужу. Пока Михаил днём учился, а вечерами просиживал в библиотеке, штудируя труды по медицине, она занималась домом, стремилась освободить его от всех проблем, чтобы не мешать учёбе. Забота о муже стала смыслом её существования. А через год после их совместной жизни началась Первая мировая война.

Лето 1914 года молодая семья провела в Саратове у родителей Таси. Михаил был оформлен в местный госпиталь медбратом. Он принимал раненых, делал им перевязки, а Тася кормила их: повара давали ей два огромных ведра с едой, и она тащила их раненым на пятый этаж. И так три раза в день.

ВЕДУЩИЙ (2): 

Весной 1916 года Михаил Булгаков окончил медицинский факультет и стал госпитальным врачом-хирургом. Он записался в Красный Крест и был определён в его госпиталь недалеко от передовой. Вскоре он прислал Тасе телеграмму: «Приезжай».  Тася стала работать вместе с мужем в госпитале медсестрой. Михаил почти целыми днями оперировал, а жена ему ассистировала. Раненные, страдающие люди стали его врачебным крещением. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто», - напишет он через несколько лет на страницах «Белой гвардии».

ВЕДУЩИЙ (1): 

Но в прифронтовом госпитале они проработали недолго, всего месяц. Молодые врачи должны были в тылу заменить ушедших на фронт опытных коллег. М.А. Булгаков получил назначение в земскую больницу села Никольское Смоленской губернии.  Маленькая земская больница была единственной на сотни километров в округе. Михаил Афанасьевич ежедневно принимал более ста больных, не считая вызовов на дом. Хирургу по специальности, ему приходилось и принимать роды, и лечить терапевтические заболевания, детские болезни. Выручали медицинские учебники, справочники. Практические навыки приходили с опытом. Здесь Михаил Афанасьевич проявил себя как блестящий диагност. Татьяна Николаевна во всём помогала мужу, работая в той же больнице медсестрой. Много было сложных и страшных случаев – всё это было позже описано в «Записках молодого врача».

ВЕДУЩИЙ (2): 

Но здесь же в молодой семье стали происходить размолвки: сказывалось постоянное нервное напряжение, усталость, бытовая неустроенность. В это же время начался один из самых страшных периодов в жизни семьи Булгаковых - Михаил Афанасьевич пристрастился к морфию. Однажды Михаил заразился от больного ребёнка дифтеритом. Срочно сделали прививку, но всё равно началось осложнение, сопровождавшееся сильными болями, которые снимали уколами морфия. Со временем Михаил выздоровел, но привычка к морфию осталась, с каждым днём требовались всё большие дозы. Достать морфий не составляло труда: Михаил Афанасьевич, будучи врачом, сам выписывал себе рецепты, заверяя их собственной врачебной печатью. Отоваривать рецепты в аптеках Смоленска должна была Татьяна Николаевна. И она делала это, скрывая всё возраставшую тревогу, пока в одной из аптек ей однажды не сказали...

ЧТЕЦ (2): 

«Кого же лечит доктор Булгаков? Дозы всё время увеличиваются... тут похоже на развитие наркомании. Скажите доктору Булгакову, что морфий - опасная вещь. Надо лечиться. Впрочем, аптекари города могут сообщить об этом случае в медицинскую управу. Доктора могут лишить печати. И всё - прощай медицина». Тася передала эти слова мужу. И он вдруг не на шутку испугался лишиться любимой профессии.

ВЕДУЩИЙ (1): 

С этого дня дозы стали постепенно уменьшаться. Всё это время Тася пристально следила за М.А. Булгаковым, боясь рецидива, уговаривала его вернуться в Киев. Конечно, было страшно, безмерно тяжело, но она спасала мужа, не зная, что сохраняет для мировой литературы будущего классика. Позже в рассказе «Морфий» Михаил Афанасьевич опишет свою болезнь и своё выздоровление, напишет о роли жены в победе над болезнью и о её собственном состоянии...

ЧТЕЦ (1): «Она желта, бледна. Доконал я её. Доконал. Да, на моей совести большой грех.

ВЕДУЩИЙ (2):

 Пока вчерашний студент стремительно взрослеет, превращаясь в решительного и опытного земского врача, в России начинаются события, на много десятилетий вперёд определившие её судьбу. Отречение царя, февральские дни, наконец, октябрьский переворот 1917 года.

В марте 1918 года Булгаковы возвращаются в Киев. Через город прокатываются волны белогвардейцев, петлюровцев, немцев, большевиков, националистов гетмана Скоропадского, вновь большевиков. То, что творится в родном городе, производит на Михаила гнетущее впечатление, он говорит жене...

ЧТЕЦ (2): «Иногда мне кажется, что самое страшное на земле чудовище - это человек».

ВЕДУЩИЙ (1): 

Вскоре Михаила Афанасьевича мобилизуют на фронт. В качестве военного врача вместе с отступающей Добровольческой армией он отправляется на Северный Кавказ. Вскоре. к нему присоединяется Татьяна Николаевна.

Пережитые в это время тревоги, сомнения, душевные муки воплотились впоследствии в романе «Белая гвардия». Так или иначе, но разгром белой армии весной 1920 года Михаил и Татьяна восприняли как катастрофу. И, быть может, они и оказались бы в числе эмигрантов, покидавших в эти дни Россию, не случись М.А. Булгакову тяжело заболеть сыпным, а потом возвратным тифом. Тася не отходила от него, выхаживая день за днём.

Болезнь стала началом перелома в судьбе М.А. Булгакова. Поправившись, он не вернулся к врачебной практике, а ушёл в журналистику и литературу. У него рождается замысел «Дней Турбинных» и «Белой гвардии». Михаил Афанасьевич пишет несколько пьес, которые ставятся на сцене Батумского театра. Но карьера провинциального драматурга его не устраивает. Он мечтает о переезде в Москву, и в 1921 году воплощает свою мечту.

ВЕДУЩИЙ (2): 

Однако в Москве семью Булгаковых никто не ждал. Приходилось ютиться по чужим углам. Катастрофически не хватало денег, не было возможности купить самое необходимое. Перелом в творческой жизни Михаила Афанасьевича начался в 1924 году с публикации сборника «Дьяволиада». Она и материальные дела поправила, и, главное, привлекла внимание литературных кругов. Уверенность писателя в себе сопровождалась переменами в его частной жизни. Увеличивался круг знакомых из числа видных учёных и деятелей культуры. Иной становится среда, в которой он вращался. Видимо, с этим связано и то, что он увлёкся другой женщиной и расстался с Тасей, с которой они прожили 11 лет. Однажды он пришёл с бутылкой шампанского и сказал: «Простимся!» Узнав об этом, сестра Михаила Надежда Афанасьевна резко осудила его...

ЧТЕЦ (1): «Ты вечно будешь виноват перед Тасей».

(Звучит «Прелюдия» Ф. Шопена. Ведущий (1) говорит на фоне музыки.)

ВЕДУЩИЙ (1): 

Татьяна Николаевна вскоре покинула Москву и уехала на юг страны. На долгие годы в ней осталась обида на Михаила, которого она так и не смогла простить. В последние месяцы своей жизни писатель хотел увидеть её и попросить прощения, но она так и не приехала к нему.

Много лет спустя после смерти Михаила Афанасьевича, когда роман «Мастер и Маргарита» впервые вышел в Советском Союзе в журнальном, сильно урезанном, варианте, Татьяна Николаевна прочла его. Она увидела, что в Маргарите присутствует много её собственных черт. У героини её отечество - Николаевна. Но, главное, по роману разбросано много упоминаний о событиях, известных только им с Михаилом. Тогда она поняла, что Михаил Афанасьевич никогда не забывал её. Тася наконец простила его. И до конца жизни её любимой цитатой из романа стала фраза...

 ЧТЕЦ (2): «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной и вечной любви?.. Настоящая любовь всегда бывает единственной...»

ЧТЕЦ (1):

Моя мансарда здесь, на пятом этаже,

Где сквозь гардины в дом перетекает небо,

Где звёзд несладкое и жёлтое драже,

Как крошки колкие ржаного хлеба.

Приветствую тебя, судьба! Учу, как алфавит: аз, буки, веди...

Хоть и карает жизнь неправедным глаголом...

Мир столько отобрал у бедных Маргарит,

Что не поможет ни Иешуа, ни Воланд. (Л. Третынко)

ВЕДУЩИЙ (2): 

С Любовью Евгеньевной Белозерской Михаил Афанасьевич познакомился случайно на одной из литературных вечеринок. Она была женой известного журналиста. Прекрасно образованная, владеющая иностранными языками, смелая, решительная, находчивая женщина, Любовь Евгеньевна стремилась быть в центре культурной жизни столицы, была знакома со многими писателями, поэтами, музыкантами, хорошо разбиралась в литературе. На М.А. Булгакова она обратила внимание сразу же, тем более что с некоторыми его произведениями она была знакома по публикациям в русскоязычной берлинской газете «Накануне». Ей импонировал «необыкновенно свежий его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор». Похвалы, расточаемые красивой эффектной женщиной, к тому же вращающейся в писательских кругах и весьма искушённой в литературе, вскружили М.А. Булгакову голову. Вдохновлённый её комплиментами, он посвящает Л.Е. Белозерской только что написанный роман «Белая гвардия».

Любовь Евгеньевна к этому времени была уже разведена. Встречи с Михаилом Афанасьевичем становятся всё чаще. После расставания со своей первой женой в 1924 году, он регистрирует свой новый брак с Любовью Евгеньевной.

ВЕДУЩИЙ (1): 

Она верила в искромётный талант Михаила Афанасьевича, который, несомненно, пробьётся, нужно только подождать. И ожидания её были не напрасны: М.А. Булгаков работал фельетонистом в газете «Гудок», а параллельно писал серьёзные вещи - пьесу «Дни Турбиных», повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце», которую посвятил Любови Евгеньевне.

Казалось, к писателю пришёл долгожданный успех. «Дни Турбиных» принял к постановке Московский художественный театр, и она с неизменным успехом была в репертуаре в течение многих лет. Многие московские театры борются друг с другом за пьесы М.А. Булгакова. Вскоре печатается повесть «Роковые яйца», готовится к печати «Собачье сердце». Но именно в связи с этой повестью Михаил Афанасьевич привлекает внимание ГПУ - Государственного политического управления.

ВЕДУЩИЙ (2): 

М.А. Булгаков давно числился у ГПУ на подозрении. И выход в свет повести, содержащей острую сатиру на существующую власть, разумеется, не могли допустить. В квартиру Булгаковых нагрянули с обыском. Искали рукопись повести и, найдя два напечатанных на машинке экземпляра, изъяли их, а также дневник писателя. С тех самых пор М.А. Булгаков больше никогда в жизни не вёл дневник.

Любовь Евгеньевна в это время записывает в своём дневнике...

ЧТЕЦ (2): «...Это остракизм, пока ещё не полный, которому подвергнется творчество Михаила Афанасьевича Булгакова».

ВЕДУЩИЙ (1): Её опасения оправдались. Удар следовал за ударом. В театрах одну за другой снимают с репертуара пьесы М.А. Булгакова. Исключение - «Дни Турбиных». К этой пьесе питал какую-то странную слабость И.В. Сталин. Он побывал на этом спектакле десятки раз.

ВЕДУЩИЙ (2): 

За писателем установлена слежка, его вызывают на допросы в ОГПУ. Эти допросы на Лубянке ошеломили и оскорбили писателя. Воспоминания о них стали материалом для описания в романе «Мастер и Маргарита» сцены допроса Иешуа Пон-тием Пилатом. В прессе одна за другой появляются разгромные статьи, в которых сам М.А. Булгаков и его творчество всячески обливают грязью. Михаил Афанасьевич собирал вырезанные из газет пасквили и карикатуры на самого себя в специальный альбом. Рядом с очередной вырезкой он делал краткую запись: «1927 год. Ноябрь. Травля продолжается». На вопрос жены, зачем он тратит на это время, силы и нервы, он отвечал: «Для истории, чтобы знали». Сейчас этот альбом со своеобразной летописью травли великого писателя хранится в музее М.А. Булгакова, который почитатели его таланта создали в той самой «нехорошей квартире № 50».

ВЕДУЩИЙ (1): В семье начинаются материальные проблемы. Приходится продавать самое дорогое для Михаила Афанасьевича - книги, в том числе собрание сочинений любимого Н.В. Гоголя в золотообрезном переплёте.

Однако Любовь Евгеньевна, привыкшая сорить деньгами и носить заграничные туалеты, не желает мириться с нищетой. Она донашивала привезённые из-за границы платья, постоянно перешивая их, но постоянно толкала М.А. Булгакова на борьбу, заставляя его одно за другим писать письма в правительство. Михаил Афанасьевич пишет и пишет, не получая на свои письма никакого ответа. Эта борьба отнимает у писателя массу времени и сил. Наконец, он пишет И.В. Сталину...

 ЧТЕЦ (1): «Я не позволил бы себе беспокоить Вас письмом, если бы меня не заставила сделать это бедность. Средств, к спасению у меня не имеется».

ВЕДУЩИЙ (2): 

Ответа на это письмо писатель также не получил. Но через некоторое время в квартире Булгаковых раздался телефонный звонок. Звонил секретарь И.В. Сталина: «С вами сейчас будет говорить товарищ Сталин». Результатом этого разговора стало возвращение М.А. Булгакова в Художественный театр в качестве режиссёра-консультанта. Забитому, затравленному, полуголодному писателю была сохранена жизнь.  Однако это вовсе не означало, что власти признали опального писателя, и он получил возможность спокойно работать. ОГПУ продолжали вести дело М.А. Булгакова, готовясь устроить большой, показательный судебный. процесс над ним и другими писателями. Его произведения пo-прежнему не издаются, он может только выступать консультантом при постановке собственных пьес.

 ВЕДУЩИЙ (1): 

Работа в театре лишь немного поправила материальные дела семьи Булгаковых, Тем не менее Любовь Евгеньевна, привыкшая к активной светском жизни, отнюдь не желала соразмерять свои траты с заработками мужа. Это вносило всё большую напряжённость в отношения супругов.

Однажды Любовь Евгеньевна после очередной вечеринки у друзей сделала в своём дневнике запись...

ЧТЕЦ (2): «За столом сидела хорошо причёсанная, интересная дама - Елена Сергеевна Нюренберг, по мужу Шиловская. Она вскоре стала моей приятельницей... Так на нашей семейной орбите появилась эта женщина, ставшая впоследствии третьей женой М.А. Булгакова».

 ВЕДУЩИЙ (2): 

Елена Сергеевна понравилась Михаилу Афанасьевичу сразу. Но уйти от жены безосновательно М.А. Булгаков не мог. Любовь Евгеньевна оставалась его женой ещё долгое время. Решиться на второй развод Михаилу Афанасьевичу было нелегко. Одну близкую по духу и верную ему женщину он уже обидел, о чём сожалел до конца дней. Жизнь с Л.Е. Белозерской складывалась не так просто и без безумной любви, как с первой женой. Умная, интеллигентная женщина, Любовь Евгеньевна жила своей жизнью, куда, без сомнения, входили тревоги и работа мужа, заботы о нём, но не столь безраздельно она отдавала себя ему, как Татьяна Николаевна Лаппа. И некоторые её увлечения, например, скачки, мешали работе мужа, нервировали и раздражали его.

ВЕДУЩИЙ (1): 

На долю Любови Евгеньевны пришлась пора наибольшего за всю жизнь М.А. Булгакова благополучия: шумной известности сатирических повестей, огромного успеха первых пьес, высоких гонораров. Когда же настало время новых испытаний - гонений, травли, запретов, - разделить его мучения, послужить ему опорой в полной мере она не смогла.

В ноябре 1932 года Булгаковы разошлись. Любовь Евгеньевна, как всякая оставленная женщина, была оскорблена, но сумела преодолеть в себе это чувство. Много лет спустя она написала воспоминания о М.А. Булгакове. Ей говорили...

ЧТЕЦ (1): «Ведь не всегда Михаил Афанасьевич был к Вам справедлив, а Вы совершенно обошли это в своих воспоминаниях».

ЧТЕЦ (2): «Он так много страдал, что я хочу, чтобы мои воспоминания были ему светлым венком», - без колебаний ответила она.

(Звучит «Серенада» Д. Чимароза. На фоне музыки Чтец (1) читает стихотворение.)

ЧТЕЦ (1):

Маргарита Николаевна! Мне бы Вашего терпенья:

Чтоб оно перетянуло, словно нитью, жизнь мою.

Мне бы Вашего уменья - после полного затменья

Не ступить, как ни тянуло б, на чужую колею.

Мне бы стать неуязвимой, чтоб не плакать понапрасну.

Мне б любить и быть любимой так, как Вы, и все сносить...

Жить мечтой неисполнимой... Отвечать, что всё прекрасно...

И уйти! И быть счастливой! Чуда ждать... Но не просить.

(А. Симонова)

ВЕДУЩИЙ (2): 

Истинным другом М.А. Булгакова в самые трудные, самые невыносимые, приведшие на грань самоубийства дни, оказалась Елена Сергеевна Шиловская. Она приняла на свои плечи, быть может, большую часть его страшной ноши, его креста, стала его Маргаритой. Именно с неё он писал героиню своего знаменитого романа. Так же, как когда-то Тасе, он сказал Елене Сергеевне: «Ты для меня всё, ты заменила весь шар земной».

ВЕДУЩИЙ (1): 

С Шиловской М.А. Булгаков познакомился в феврале 1929 года. К моменту знакомства Елене Сергеевне было 36 лет, у неё была прекрасная семья. «Муж её был молод, красив, добр, честен...» - эти слова из «Мастера и Маргариты» вполне можно было отнести к Евгению Александровичу Шиловскому, видному военному, служившему начальником штаба Московского военного округа. У Шиловских было двое детей - Евгений и Сергей. Внешне семья выглядела благополучной во всех отношениях. Тем не менее Елене Сергеевне, как и булгаковской Маргарите, чего-то не хватало в этой жизни. Она писала сестре...

ЧТЕЦ (2): «Мне иногда кажется, что мне ещё чего-то надо... всё-таки я чувствую, что такая тихая семейная жизнь не совсем по мне. Ничего меня дома не интересует, мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать, но хочется очень».

ВЕДУЩИЙ (2): 

И именно в этот период своей жизни Елена Сергеевна знакомится с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Между ними сразу же возникает взаимная симпатия, которая скоро перерастает в любовь. Елена Сергеевна писала подруге...

ЧТЕЦ (1): «Это была быстрая, необыкновенно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь».

ВЕДУЩИЙ (1): 

Не меньший накал чувств испытывал и Михаил Афанасьевич. Он почувствовал в Елене Сергеевне женщину умную, страстную, готовую разделить с ним беды и радости, понимающую литературу, что было для него очень важно.

Однако долгое время Елена Сергеевна оставалась лишь другом семьи Булгаковых. Только в 1932 году Михаил Афанасьевич решился на второй развод и вступил в свой третий и последний брак. В честь этого события он подарил Елене Сергеевне её любимый сборник «Дъяволиада» с дарственной надписью: «Тайному другу, ставшему явным, - жене моей Елене. Ты совершишь со мной мой последний полёт».

ВЕДУЩИЙ (2): 

М.А. Булгаков имел все основания написать о «последнем полёте». У него уже начиналась та же самая болезнь почек - нефросклероз, которая свела в могилу его отца. Будучи врачом, он трезво оценивал своё здоровье и приблизительно подсчитал оставшееся ему время жизни, которого как раз хватит на «последний полёт».

Болезнь усугублялась и внешними обстоятельствами. Михаил Афанасьевич был по-прежнему в опале: его книги не печатали, пьесы не ставили, он сам находился под непрерывным наблюдением ГПУ. В страхе за жизнь близких писатель сжёг первые главы начатого романа «Консультант с копытом», первого варианта романа «Мастер и Маргарита». В обстановке постоянной травли у М.А. Булгакова развивается нервное расстройство. Елена Сергеевна записывает в дневнике...

ЧТЕЦ (2): «У Михаила Афанасьевича очень плохое состояние. Опять страх смерти, одиночества, пространства».

 ВЕДУЩИЙ (1): 

Однако не писать М.А. Булгаков не мог, хотя и не надеялся на то, что его творения когда-нибудь попадут к читателю и зрителю. Именно в это время рождается «Театральный роман», пьеса «Кабала святош», посвящённая Мольеру, начат роман «Жизнь господина де Мольера».

Елена Сергеевна старалась во всём поддержать мужа. Она печатала под его диктовку на машинке, что позволяло экономить на оплате машинистки; вместе с ним обивала пороги различных инстанций, пытаясь добиться публикаций. При этом, сами находясь на волоске от ареста, Булгаковы хлопотали за репрессированных друзей. Но главным для М.А. Булгакова в последний период его жизни становится роман «Мастер и Маргарита». Ухудшающееся с каждым днём здоровье вынуждало его торопиться.

(Звучит «Интродукция рондо» К. Сен-Санса. Чтец (2) на фоне музыки читает стихотворение.)

ЧТЕЦ (1):

У осени моей разбойные повадки,

Пиратская печаль слетающей листвы.

И Мастер на волшебный лист тетрадки

Уже нанёс название главы... (А. Мельник)

ВЕДУЩИЙ (2): 

Приступая к новой редакции романа, Михаил Афанасьевич указал на титульном листе: «Дописать раньше, чем умереть!» Он диктовал роман, жене, шлифовал отдельные сцены, фразы, уточнял свой творческий замысел. Терзаемый страшной болезнью, он практически ежедневно продолжал работать над уже готовым романом, мучившим его 10 лет. «Я погребён под этим романом» - признавался он. Но тут же добавлял: «Что бы я мог написать после «Мастера»?» Лишь за три недели до смерти, ослепший, измученный непрерывными болями, М.А. Булгаков прекратил редактировать роман, взяв с жены слово, что произведение будет издано.

ЧТЕЦ (2):

За веком век бредёт эпоха,

Томленье, блеск и нищета.

Но до последнего до вздоха

Скрипишь пером о гладь листа.

Не те легли в колоде масти,

Чума, разброд, огонь и смрад.

 Рукописи не горят, Мастер,

Рукописи не горят. (В. Сафонов)

ВЕДУЩИЙ (1): 

Вся дальнейшая жизнь Елены Сергеевны после смерти М.А. Булгакова превратится в нескончаемую упорную борьбу, ради исполнения данного мужу обещания, а пока... Пока её любимый Миша в жутких болях угасает на глазах. Но и в эти дни, сквозь боль и муки он не перестаёт признаваться ей в любви. За день до смерти, в минуту облегчения он говорит ей...

ЧТЕЦ (1): «Подойди ко мне, я поцелую тебя и перекрещу на всякий случай... Ты была моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной... Ты была самой лучшей женщиной в мире... Божество моё, моё счастье, моя радость. Я люблю тебя. И если мне будет суждено жить ещё, я буду любить тебя всю мою жизнь. Королевушка моя, моя царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни! Ты любила мои вещи, я писал их для тебя... Любовь моя, моя жена, моя жизнь».

ВЕДУЩИЙ (2): 

10 марта 1940 года М.А. Булгаков заснул, и так ровно и глубоко было его дыхание, что Елена Сергеевна поверила: свершилось чудо, он поборол болезнь! Но вот по лицу прошла лёгкая судорога, и жизнь тихо-тихо ушла из него. Елена Сергеевна записывает: «10 марта 1940 года, 16 часов 39 минут. Миша умер».

В эту трагическую минуту она сказала всего два слова: «Миша умер». Всё... Конец счастья... Боль во всём теле. Спазмы в горле. Приходили люди. Соболезновали. Но почему-то никто не говорил, даже на панихиде, что умер гений. То ли боялись, то ли отчётливо не понимали этого.

(Звучит «Прелюдия» Ф. Шопена. Ведущий (1) произносит текст на фоне музыки.)

ВЕДУЩИЙ (1): 

Но нашёлся человек, поэт, творец, не менее великий, чем М.А. Булгаков, приславший ей письмо из Ленинграда. До Елены Сергеевны донёсся трепетный голос Анны Андреевны Ахматовой, полный боли и сопереживания.

ЧТЕЦ (2):

Вот это я в тебе взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья.

Ты так сурово жил и до конца донёс

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты, как никто шутил,

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил,

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и всё вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто подумать мог, что полоумной мне,

Мне - плакальщице дней не бывших,

Мне - тлеющей на медленном огне

Всё переживших, всех забывших,

Придётся понимать того, кто полный сил

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь в смертельной боли.

(А. Ахматова «Вот это я в тебе взамен могильных роз...»)

ВЕДУЩИЙ (2): 

Всю оставшуюся жизнь Елена Сергеевна посвятила тому, чтобы произведения Михаила Афанасьевича были напечатаны. И постепенно его произведения обретали жизнь. Но главный роман писателя был опубликован лишь через 20 лет после его ухода, а в 1966 году - в журнале «Москва», в очень урезанном варианте. Успех романа, даже с сокращениями, был феноменальным. Елена Сергеевна в буквальном смысле слова выстрадала это издание.

Писатель Виктор Пелевин вспоминает...

ЧТЕЦ (1): «Самое грустное, что я увидел у Елены Сергеевны, - это... журнал «Москва» с «Мастером»... Одна старая почитательница М. Булгакова проделала колоссальную работу - восстановила все места, которые были выброшены из опубликованного текста, аккуратно подклеив их туда, где они должны были быть. Страшная картина... Мы видели израненных людей, разрушенные дома, сожжённые сёла, опоганенные храмы, но видеть столь израненную книгу... приходилось впервые».

ВЕДУЩИЙ (1): 

Елена Сергеевна не дожила до полного издания «Мастера и- Маргариты» на русском языке, но ещё при жизни полный текст романа вышел на французском, немецком, английском, чешском языках. Так что эта героическая женщина сдержала свою клятву.

(Звучит пьеса «Грёзы любви» Ф. Листа. Ведущие (1) и (2) произносят текст на фоне музыки.)

ВЕДУЩИЙ (2): 

В 1990-е годы, когда к нам, читателям, вернулась книга «Мастер и Маргарита», в подъезде, где когда-то жили прототипы её персонажей, поклонники романа написали: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь - того, чтобы ждать». Последняя любовь М.А. Булгакова осталась с ним и после его смерти.

А может быть, его любовь вообще была единственной, только у неё были разные имена? Она сама, как звезда, светила ему в трудные времена, согревала добрым светом его душу, рождая в его гениальном сознании выстраданное и незабываемое. Поэтому под обложкой каждой его книги - вечность.

Заключительное слово

Вот и подошла к концу наша встреча. Надеемся, что вы узнали новые факты из личной жизни М. Булгакова, заинтересовались его творчеством и откликнитесь на его призыв. А теперь позвольте поблагодарить всех участников мероприятия и пожелать всем успехов.

        

ЛИТЕРАТУРА

Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита: в 3 т. Т. 2. - М.: ТЕРРА; Литература, 1997.

Джалагания, В. Мастер и его великий роман // Эхо планеты. - 2006. -№ 47. С. 26-31. Мурзина, М Михаил Булгаков. Погребённый под романом // Аргументы и факты. 2008. - № 26. - С.27.

Петелин, В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. - М.: Центрполиграф, 2001.

Соколов, Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты. - М.: Яуза: эксмо, 2006.

Стронгин, В.Л. Михаил Булгаков. Писатель и любовь. М.: Аст-пресс книга, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Иоганна Вольфганга Гёте

Данный проект разработан для учащихся системы НПО, изучающих немецкий язык. Проект может быть использован при изучении темы «Литература» в разделе «Творчески познаём искусство»....

Презентация к уроку-путешествию "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова".

Презентация к уроку помогает учащимся лучше ориентироваться в материале, обогащает урок....

Жизнь и творчество А. А. Фета

Обзор жизни и творчества А. А. Фета....

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Конспект урока по творчеству М. Булгакова ("Собачье сердце")

Конспект урока по творчеству М. Булгакова "Собаье сердце"...