Самостоятельная работа студентов по МДК "Организация и содержание специальной психологической помощи"
материал на тему

Иванова Мария Алексеевна

Планирование самостоятельной работы для студентов по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и содержание специальной психологической помощи.

Самостоятельная работа студентов по модулю.

Целью является формирование следующих компетенций: 

  • готовность к организации деятельности педагога-психолога в специальных (коррекционных) учреждениях различного типа и вида, ППМС-центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях.
  •  умение реализовывать психокоррекционную деятельность, направленную на обеспечение максимальной социально-психологической адаптации детей с различными вариантами отклоняющегося развития в образовательной среде
  • способность к диагностической, консультативной, просветительско-профилактической и коррекционной работы в системе специальной психологической помощи детям с различными вариантами отклоняющегося развития.

Требования к результатам освоения курса:        

Знать: 

1)цели и задачи оказания специальной помощи детям с отклоняющимся развитием;

2)специфику деятельности специального психолога;

 3)специфические особенности детей с отклоняющимся развитием и пути организации дифференцированного подхода в процессе коррекции, обучения и воспитания;

 4)особенности организации коррекционно-развивающего обучения;

 5)содержание и особенности организации диагностической, экспертной консультативной, профилактической, просветительской и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическим развитием;

6)требования к ведению документации, составлению различных видов заключений и т.п.

7)правовые основы оказания специальной помощи детям с отклоняющегося развития.

Уметь: 

1)проводить различные виды диагностики.

2)осуществлять анализ и обобщение результатов диагностического обследования, писать психологическое заключение;

3)выявлять степень обучаемости детей с отклоняющимся развитием, их потенциальные возможности для выработки стратегии и тактики психокоррекционной и учебно-воспитательной и работы;

 4)подбирать эффективные методы психолого-педагогической коррекции детей с отклоняющимся развитием разного возраста;

 5)создавать условия для социально-психологической адаптации и реабилитации детей с отклоняющимся развитием в условиях специального образования и специальной помощи;

 6)способствовать предупреждению появлению отклонений в поведении как вторичных нарушений посредством просветительско-профилактической и консультативной работы.

Навыки: 

1)учета возрастных особенностей, личностных качеств детей и подростков с отклоняющимся развитием в процессе организации видов психологической помощи;

 2)анализа и обобщения результатов диагностического обследования детей с отклоняющимся развитием;

 3)составления коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие, формирование, исправление психических функций детей или подростков;

 4)поиска и подбора научно-методического материала для организационно-методической и просветительской деятельности.

 «Содержание и организация специальной психологической помощи»

Всего  44 часа

Тема: «Введение в предмет».

Подобрать и проанализировать статью по проблемам детей с отклонениями в развитии.

Составить терминологический словарь по изучаемой дисциплине.

3ч.

 2ч.

Тема: «Организация деятельности специального психолога в системе образования».

Составить план работы специального психолога в школе на учебную четверть. Составление блока-схемы по направлениям деятельности специального психолога.

4 ч.

3 ч.

Тема: «Научно-методическая основа организации специальной психологической помощи».

Сбор нормативно-правовой документации специального психолога.

4 ч.

Тема: «Модели включения специального психолога в образовательное пространство».

Составить перечень мероприятий по решению диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач специальным психологом.

5 ч.

Тема: «Современные технологии специального психологического сопровождения».

Составление сводной таблицы «Формы, методы и приемы психологической  работы».

4 ч.

Тема: «Организация и содержание специальной психологической помощи на разных возрастных этапах».

Разработать план мероприятий по интеграции ребенка с проблемами в развитии в ОУ.

6 ч.

Тема: «Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии».

Разработать тезисный план собрания для родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

Сбор информации о спец. учреждениях для детей с отклонениями в развитии.

4 ч.

5 ч.

Тема: «Взаимодействие специалистов разных профилей в сопровождении ребенка с отклонениями в развитии в сфере образования».

Составить план консилиума специалистов разных профилей по сопровождению ребенка с отклонениями в развитии.

4 ч.

Структура самостоятельной работы

Раздел, тема

Вид деятельности (задание). Обязательная работа или работа по выбору.

Рекомендации к выполнению

Источник информации (сайт, печатное, электронное пособие, учебник…)

Форма оценки (количество баллов)

Критерии оценки

Часы: 44ч.

1.1. Тема: «Введение в предмет».

Подбор и анализ статьи по проблемам детей с отклонениями в развити (по выбору).

Составление терминологического словаря по изучаемой дисциплине (по выбору).

самостоятельный поиск

исп. учебник

Учебник: Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. Изд.: Академия, 2011г.

5 баллов

3

2

1.2. Тема: «Организация деятельности специального психолога в системе образования».

Составление плана работы специального психолога в школе на учебную четверть (обязат.).

Составление блока-схемы по направлениям деятельности специального психолога(обязат).

см. рекомендации по составлению блока-схемы

см. лит-ру по предмету

30 баллов

15 баллов

4

3

2.1. Тема: «Научно-методическая основа организации специальной психологической помощи».

Сбор нормативно-правовой документации специального психолога (обязат).

по предложенному списку

Интернет- ресурсы

20 баллов

4

2.2. Тема: «Модели включения специального психолога в образовательное пространство».

Составление списка мероприятий по решению диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач специальным психологом (обязат.).

см. учебный пакет по теме

см. учебный пакет по теме

25 баллов

5

3.1. Тема: «Современные технологии специального психологического сопровождения».

Составление сводной таблицы «Формы, методы и приемы психологической  работы» (обязат.).

По предложенной схеме

Содержание и организация специальной психологической помощи : учебно-методическое пособие / С. К. Хаидов, А. В. Лобанова ; Министерство образования и науки РФ.

15 баллов

4

3.2. Тема: «Организация и содержание специальной психологической помощи на разных возрастных этапах».

Разработка плана мероприятий по интеграции ребенка с проблемами в развитии в ОУ (обязат.).

В таблице

Исп. доп. лит-ру

20 баллов

6

4.1. Тема: «Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии».

Разработка собрания для родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

Сбор информации о спец. учреждениях для детей с отклонениями в развитии (обязат.).

См. схему

В эл. варианте

Исп. интернет-ресурсы

25 баллов

4

5

4.2. Тема: «Взаимодействие специалистов разных профилей в сопровождении ребенка с отклонениями в развитии в сфере образования».

Составление плана консилиума специалистов разных профилей по сопровождению ребенка с отклонениями в развитии.

См. алгоритм

В эл. варианте

20 баллов

4

 

 Литература:

1. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. Изд.: Академия, 2011г.

2. Содержание и организация специальной психологической помощи : учебно-методическое пособие / С. К. Хаидов, А. В. Лобанова ; Министерство образования и науки РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы студентов Дисциплина Общая экология для специальности 280711Рациональное использование природоохранных комплексов

использовать для самостоятельной работы студентовДисциплина Общая экологиядля специальности280711Рациональное использование природоохранных комплексов...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме "Гестозы" по специальности "Сестринское дело".

В разработке даны рекомендации по самостоятельной подготовке студента, используя материлы лекции и рекомендуемой литературы, к практическому занятию по теме "Гестозы"...

Самостоятельная работа студентов по МДК "Организация и содержание специальной психологической помощи"

Самостоятельная работа студентов по МДК "Организация и содержание специальной психологической помощи".Целью является формирование следующих компетенций: готовность к организации деятельности педа...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ОП 10. ЛОГИСТИКА для специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров ( углубленная подготовка)

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ  ОП 10.  ЛОГИСТИКА  для специальности СПО  38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров      ...

Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов по физике (для всех специальностей и профессий)

Использование разработанных методических рекомендаций поз­волит повысить эффективность самостоятельной работы студентов в образовательных учреждениях СПО, в том числе их готовность к самостоятельн...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента по дисциплине Право для специальностей социально-экономического профиля

Данная методическая разработка  предназначена, для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Право» по специальностям  социально-экономического профиля,...

3. Методические рекомендации по написанию деловых писем по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 Иностранный (английский) язык для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов 3, 4 курсов для специальностей: 22.02.06 Сварочное производство; 13.02.11

Данные методические рекомендации  предназначены для студентов  техникумадля специальностей:22.02.06 Сварочное производство13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и эл...