Совершенствование преподавания на основе активных и интерактивных форм (из опыта работы).
статья на тему
Статья для выступления на малом педсовете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совершенствование преподавания на основе активных и интерактивных форм (из опыта работы).
О.А. Остролуцкая
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный профессионально - педагогический колледж»
Современный процесс подготовки дипломированного специалиста предъявляет новые требования к организации педагогического процесса в системе среднего профессионального образования, так как в обществе всё более возрастает необходимость развития творческого потенциала личности будущего специалиста. Современное образование представляет обучаемого не как пассивного получателя знаний, а как активного участника образовательного процесса.
Активные методы обучения в педагогике более демократичны, так как обучающиеся на уроке не просто пассивные слушатели, а активные участники занятия, имеющие равные права с преподавателем. Современной формой активных методов можно считать интерактивные методы, отличающиеся от последних тем, что обучающиеся общаются на равных не только с учителем, но и между собой.
Педагог-организатор-консультант.
Позиция преподавателя - не с ответом, а с вопросом.
Большими возможностями для организации интерактивного обучения располагают мультимедийные средства. Они позволяют повысить информативность и наглядность обучения; стимулировать его мотивацию; повторить наиболее сложные моменты урока; усилить доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных формах: визуальной и слуховой; организовать внимание обучающихся в фазе его биологического снижения (25-30 минут после начала урока и последние минуты урока) за счет художественно-эстетического оформления электронного ресурса или за счет разумно применённой анимации и звукового эффекта; провести повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего урока.
Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии могут выступать в качестве своеобразного катализатора в процессе возникновения различных изменений в содержании, методах и процессах преподавания и изучения, наиболее часто проводя перемены от лекционной формы обучения к конструктивным исследовательски-направленным занятиям.
Табл.1 Классификация активных методов обучения по Ю.С. Арутюнову*
Активные методы обучения | ||
Неимитационные | Имитационные | |
неигровые | игровые | |
Проблемное обучение | Анализ конкретных ситуаций | Деловая игра |
Лабораторная работа | Имитационные упражнения | Разыгрывание ролей |
Практическое занятие | Действие по инструкции | Игровое проектирование |
Эвристические лекции | Разбор документации | Стажировка с выполнением ролей |
Семинар | ||
Тематическая дискуссия | ||
Научно-практическая конференция | ||
Программированное обучение | ||
Курсовая работа | ||
Дипломное проектирование | ||
Занятие на производстве |
*Данная классификация методов обучения создана в рамках традиционного образование. В основу классификации Ю.С. Арутюнова положены группы критериев, которым должен соответствовать тот или иной метод.
Исходя из классификации активных методов обучения по Арутюнову, преподавание МДК «Архитектуры зданий» уже в учебном плане предусмотрены активные методы обучения: практические занятия; курсовое и дипломное проектирование. В связи с применением ИКТ при выполнении курсового проекта основной тип учебного занятия «Практическое занятие с компьютерными симуляциями», а при выполнения практических работ «Практическое занятие с использованием метода «Игровое проектирование».
В ходе теоретического обучения по МДК 01.04 Архитектура зданий основные формы аудиторных занятий:
- эвристическая лекция;
- работа в малых группах (взаимоконтроль и взаимопроверка);
- урок с использованием мультимедийных средств
В разработанных в соавторстве с преподавателем ГБПОУ ВО ВГППК Спичкиной Л.А.«Методических указаниях к организации самостоятельной работы студентов» в качестве заданий наиболее часто применяется следующее: «Подготовиться к практическим работам с использованием базы электронных ресурсов и методических рекомендаций преподавателя»
В настоящее время ведётся работа над «Методическими указаниями по выполнению практических работ по разделу «Промышленные здания».
Урок-экскурсия ещё одна из активных форм обучения, любима студентами, т.к. проходит вне стен колледжа, даёт возможность не только демократичного общения с педагогом и другими студентами, но и со специалистами разных отраслей строительного производства!
В ходе преподавания дисциплины «История дизайна» используются следующие интерактивные формы учебных занятий:
- работа в малых группах
- эвристическая лекция;
- метод проектов;
- урок с использованием мультимедийных средств.
Для занятий по «Истории дизайна» из 24 тем курса по 17-ти разработаны мультимедийные презентации, которые включают в себя большое количество иллюстративного материала, что позволяет увеличить долю зрительного восприятия в процессе обучения. Перед выдачей задания для самостоятельной работы также демонстрируются примеры работ.
Для закрепления изученного материала, студенты, обучающие по специальности дизайнер-отделочник, выполняют ряд творческих работ, составляющих своеобразное итоговое «Портфолио».
Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся.
В календарно-тематическом плане по дисциплине «История дизайна» отражено содержание самостоятельной работы студентов, которая несомненно, является активной и творческой формой закрепления изученного материала.
Табл.2 Фрагмент календарно-тематического плана по дисциплине «История дизайна»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Задание для обучающихся |
1 | 2 | 7 |
2 | Виды дизайна. | Творческое задание. Выполнить пиктографическую схему «Виды дизайна» на формате А3, используя техники коллажа, рисунка или компьютерной графики.(2 часа) |
6. | Введение в дизайн-проектирование. | Выполнить эскизы стульев в разных стилях на формате А4: гламурный,брутальный, весёлый, растительный, музыкальный.(1час) |
8. | Современное искусство и дизайн. Поп-арт и хай- тек | Выполнить коллаж на тему «Поп-арт» в технике Дада на формате А4. (2часа) |
11. | Современные формы организации дизайнерской деятельности | Творческое задание: «Проектирование фирменного стиля». На формате А; выполнить шрифтовую работу (2 часа). |
14. | Малые исторические стили | Выполнить коллаж «Большие исторические стили» на формате А4 (2 часа.) |
15. | Этнические стили. | Выполнить коллаж «Этнические стили» на формате А4 (2 часа) |
18. | Методы и средства эргономики. | Творческое задание «Кухня моей мечты», в тетради. (2 часа). |
19 | Композиция в дизайне. | Творческое задание «Ленточная композиция»(2 часа). |
В настоящее время завершается работа над «Методическими указаниями к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине СЭПД.01 «История дизайна». В 2010 году было разработано «Электронное теоретическое пособие по Истории дизайна», а также тестовые задания для оболочки АСИСТ, которые в настоящее время нуждаются в корректировке в связи с изменением рабочей программы по дисциплине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные и интерактивные формы обучения студентов математике
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для студентов медицинских колледжей по теме"Проценты в нашей жизни". В данной методической разработке связаны такая тема математики как "...
Активные и интерактивные формы работы
это небольшая статья, в которой я делюсь опытом своей работы по использованию активных и интерактивных форм работы на уроках истории, обществознания, экономики......
Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D» занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме
Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D»занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме Этапы учебного занятияВремяЗ...
Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
Уважаемые коллеги! В данной методической разработке раскрывается суть использования активных и интерактивных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО, рассматриваются различные варианты испол...
Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя (январь, 2019)
Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя...
Методика преподавания математики. Лекция – провокация как интерактивная форма проведения занятия
В работе рассмотрены преимущества применения лекции-провокации как интерактивной формы проведения занятий, приведен пример лекции по теме «Решение логарифмических уравнений»...
Активные и интерактивные формы обучения студентов математике
В материале рассматриваются активные и интерактивные методы обучения, их использование на различных этапах учебного процесса...