рабочая программа ОДП. 3 Физика по специальности 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электооборудованию (по отраслям)"
учебно-методический материал на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ОДП.3 Физика | 101.08 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением по работе
с филиалами и ДТ
____________ /Ерофеева Р.А./
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП. 03 Физика
2016
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по получению среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования, на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций (рекомендовано ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
Организация-разработчик: ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»
Разработчик:
Уткина Т.С., преподаватель Лиманского филиала
Рассмотрено и одобрено МК
Протокол №_____ от «____ » _____________ 2016г.
Согласовано:
Методист по УР ____________________Т.С. Уткина
© ГБПОУ АО АГПК
© Уткина Т.С
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 20 |
| 21 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП. 3 Физика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 381 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 254 часа;
самостоятельной работы обучающегося 113 часов.
консультаций -14 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 381 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 254 |
Самостоятельная работа студента (всего) внеаудиторная самостоятельная работа | 113
|
- решение тематических задач | 45 |
- подготовка рефератов | 25 |
- подготовка презентаций | 20 |
- составление таблиц(схем) | 13 |
- составление кроссвордов | 10 |
консультаций | 14 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.3 Физика
| Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | Уровень освоения | |||||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
Физика как наука и ее разделы. Термины и понятия. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в технике, производственной деятельности человека и в развитии цивилизации. Термины и понятие. Физические величины. Международная система единиц. Измерительные приборы | 2 | 2 | ||||||
Раздел I. Механика. | ||||||||
Тема 1.1 Кинематика. | Содержание учебного материала | 20 | ||||||
Механическое движение. Перемещение. Путь. Траектория, сложение перемещений Тело отсчета, система координат, материальная точка | 16
|
2 | ||||||
Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Переменное движение, расчет скорости тела при неравномерном движении Средняя, мгновенная скорость, сложение скоростей, графики зависимости скорости от времени. | ||||||||
Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Скорость и перемещение при равноускоренном движении, графики зависимости скорости от времени , ускорения от времени, координаты от времени Среднее ускорение, применении формулы ускорения при решении задач. | 2 | |||||||
Закон равноускоренного прямолинейного движения. Равнозамедленное прямолинейное движение. Графики зависимости скорости от времени и координаты от времени. Графики зависимости скорости от времени и координаты от времени. | 2 | |||||||
Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Ускорение свободного падения, уравнение движения тел при свободном падении | 2 | |||||||
Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности Дальность полета Траектория и высота подъема. | 2 | |||||||
Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Расчет ускорения. Полное ускорение Произвольное криволинейное движение | 2 | |||||||
Решение задач. Применение законов движения при равномерном прямолинейном и равноускоренном движении. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа |
| |||||||
Подготовить реферата на тему: « Вклад Архимеда в кинематику» Решение задач на применение законов движения при равномерном прямолинейном и равноускоренном движении. | 4 | |||||||
Тема 1.2 Законы механики Ньютона. | Содержание учебного материала | 22 | ||||||
Первый закон Ньютона. Сила. Основная задача динамики. Инерциальные системы отсчета | 16 | 2 | ||||||
Принцип независимости действия сил. Масса Равнодействующая сила. | 2 | |||||||
Импульс тела. Второй закон Ньютона. Импульс тела, импульс силы. | 2 | |||||||
Основной закон классической механики. Третий закон Ньютона. Взаимодействие тел, вычисление положения и скорости тела в любой момент времени. | 2 | |||||||
Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Гравитационная постоянная | 2 | |||||||
Первая космическая скорость. Сила тяжести. Вес. Решение задач | 2 | |||||||
Силы в механике. Виды взаимодействий. . Сила трения. Сила упругости. | 1 | |||||||
Решение задач. Применение законов динамики | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | 6
| |||||||
Подготовить реферата по теме: «Искусственные спутники земли.», «Подшипник качения или подшипник скольжения?» Решение задач на применение законов Ньютона. Составление кроссворда по теме «Законы Ньютона» | ||||||||
Тема 1.3 Законы сохранения в механике. | Содержание учебного материала | 24 | ||||||
Закон сохранения импульса. Реактивное движение Замкнутые системы. | 16
| 2 | ||||||
Работа силы. Работа упругой силы и работа гравитационных сил. Формула вычисления работы, работа переменной силы. | 2 | |||||||
Энергия. Мощность Механическая энергия. упругодеформированного тела. | 2 | |||||||
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия Потенциальная энергия упругодеформированного тела. | 2 | |||||||
Закон сохранения полной механической энергии. Потенциальная энергия упругодеформированного тела. | 2 | |||||||
Абсолютно неупругий удар. | 2 | |||||||
Вторая космическая скорость. Решение задач. | 2 | |||||||
Решение задач. Применение законов сохранения. Абсолютно неупругий удар. Абсолютно упругий удар. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа |
| |||||||
Подготовить реферата на тему: « Реактивное движение.», «Почему невозможно создать «вечный» двигатель? История попыток создания.» Решение задач по теме «Закон сохранения энергии. Закон сохранения импульса» Подготовка презентации на тему «Космическая скорость» | 8 | |||||||
Раздел II. Основы молекулярной физики и термодинамики. | ||||||||
Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. | Содержание учебного материала | 30 | ||||||
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Историческая справка. . | 22 | 2 | ||||||
Броуновское движение. Диффузия. Силы межмолекулярного взаимодействия. | 2 | |||||||
Зависимость энергии взаимодействия от расстояния между молекулами. Строение газообразных, жидких и твердых тел. | 2 | |||||||
Параметры состояния идеального газа. Скорости движения молекул и их измерение Статистическая закономерность идеального газа. Микроскопические и макроскопические параметры газа. | 2 | |||||||
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Движение молекул. Температура и ее измерение. Давление идеального газа, давление смеси идеального газа | 2 | |||||||
Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул. Газовые законы. Зависимость давления газа от его концентрации и температуры. Графики изменения макроскопических параметров. | 2 | |||||||
Уравнение состояния идеального газа. Абсолютный ноль. Термодинамическая шкала.
| 2 | |||||||
Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул. Уравнение Клапейрона - Менделеева. Молярная газовая постоянная. Постоянная Лошмидта | 2 | |||||||
Зависимость давления газа от его концентрации и температуры. Решение задач. | 2 | |||||||
Решение задач по теме «Основы МКТ» Лабораторная работа: Исследование изменение объема, давления и температуры газа. | 1 | |||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
Подготовить реферат по теме: « История развития молекулярной физики.» « Применение газовых законов в практической деятельности человека.» Решение задач по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории», «Изопроцессы в газах». Подготовка таблицы по теме «Газовые законы» | 8 | |||||||
Тема 2.2 Основы термодинамики. | Содержание учебного материала | 28 | ||||||
Основные понятия и определения термодинамики. Техническая термодинамика. Внутренняя энергия. Теплообмен, количество теплоты, изменение внутренней энергии. | 14 | 1 | ||||||
Работа и теплота как формы передачи энергии. Работа газа и пара при расширении. Работа газа при изопроцессах. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. | 1 | |||||||
Уравнение теплового баланса Закон сохранения энергии для тепловых процессов. Первое начало термодинамики. | 1 | |||||||
Изопроцессы. Адиабатный процесс | ||||||||
Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Цикл Карно. | 1 | |||||||
Второе начало термодинамики. Холодильная машина и тепловой двигатель. | 1 | |||||||
Карбюраторный двигатель, дизель и реактивный двигатель. Охрана природы. | ||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
| Подготовить реферат по теме: « Паровой двигатель.», «Принцип работы холодильника» Решение задач по теме: «Уравнение теплового баланса». Подготовить презентация по теме: «Охрана природы» «Промышленное сжижение газов» | 12 | ||||||
Тема 2.3 Свойства паров | Содержание учебного материала | 9 | ||||||
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Условие перехода из газообразной фазы в жидкую. |
6
| 1 | ||||||
Влажность воздуха. Давление насыщенного пара Точка росы. Кипение и перегретый пар. Относительная влажность воздуха. | 1 | |||||||
Решение задач. Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха» | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | 3
| |||||||
| Подготовить реферат по теме: «Влияние влажности воздуха на жизнедеятельность человека.» Решение задач по теме относительная влажность воздуха. | |||||||
Тема 2.4 Свойства жидкостей | Содержание учебного материала | 10 | ||||||
Характеристика жидкого состояния вещества. Процесс кипения. Поверхностный слой и его энергия. | 4 | 2 | ||||||
Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Смачивание, угол смачивания. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
| Подготовить доклад по теме: «Физические свойства жидкостей.» Составление кроссворда по теме: « Характеристика жидкого состояния» | 5 | ||||||
Тема 2.5 Свойства твердых тел | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
Характеристика твердого состояния вещества. Структура твердых тел. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука | 6 | 2 | ||||||
Решение задач | 2 | |||||||
Итого за 1 семестр 147 часов, из них 102 часа теоретического обучения, 46 часов самостоятельной работы | ||||||||
Тема 2.5 Свойства твердых тел | Содержание учебного материала. | 7 | ||||||
Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение. Закон Гука | 4 | 2 | ||||||
Плавление и кристализация. Решение задач. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
Подготовить реферат по теме: «Теория упругости№ Составить таблицу по теме: «Механическое свойство тел» | 3 | |||||||
Раздел III. Основы электродинамики | ||||||||
Тема 3.1 Электрическое поле | Содержание учебного материала | 20 | ||||||
Электрические заряды. Электродинамика и электростатика квантование зарядов. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. | 2 | |||||||
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовая характеристика поля. Линии напряженности Принцип суперпозиции полей. | 16 | 2 | ||||||
Работа сил электростатического поля. Потенциальная энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал и разность потенциалов. Эквипотенциальная поверхность. | 2 | |||||||
Эквипотенциальная поверхность. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. | 2 | |||||||
Диэлектрики в электрическом поле. Свободные и связанные заряды. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. | 2 | |||||||
Электрическая емкость. Гидростатическая аналогия. Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. | 2 | |||||||
Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Потенциальная энергия пластин конденсатора. Объемная плотность. | 2 | |||||||
Решение задач. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | 6
| |||||||
| Подготовить реферат по теме: « Природное статическое электричество.» Составить таблицу по теме: «Типы конденсаторов. Методы увеличения электрической емкости конденсатора.» Решение задач по теме «Электрическое поле» | |||||||
| ||||||||
Тема 3.2 Законы постоянного тока | Содержание учебного материала | 17 | ||||||
Понятие об электрическом токе. Сила и плотность тока. Условие существования электрического тока в проводнике. Источники тока в электрической цепи. ЭДС источника тока. | 12 | 2 | ||||||
Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость от температуры. | 2 | |||||||
ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи | 2 | |||||||
Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Смешанное соединение проводников. Закон Ома для замкнутой цепи | 2 | |||||||
Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля – Ленца. Передаче мощности электрического тока от источника к потребителю. | 2 | |||||||
Решение задач. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
| Подготовить реферат по теме: «Использование теплового действия тока.» Решение задач по теме закон Ома, закон Джоуля – Ленца. | 3 | ||||||
Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. | 2 | |||||||
Содержание учебного материала | 16 | |||||||
Магнитное поле. Магнитное взаимодействие Опыт Эрстеда. Принцип суперпозиции. Замкнутый контур с током в магнитном поле. | 12 | 2 | ||||||
Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Линии магнитной индукции. Закон Ампера. Сила Лоренца. | 2 | |||||||
Взаимодействие токов. Магнитный поток. | 2 | |||||||
Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Работа силы Ампера. Энергия магнитного поля. | 2 | |||||||
Определение удельного заряда. Решение задач. | 2 | |||||||
Решение задач. Лабораторная работа «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током». | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
Подготовить реферат пол теме: Принцип работы двигателя постоянного тока. Решение задач по теме «Магнитное поле» | 4 | |||||||
Тема 3.5. Электромагнитное поле | Содержание учебного материала | 12 | ||||||
Электромагнитная индукция. Закон Фарадея. ЭДС индукции. | 8
| 2 | ||||||
Вихревое электрическое поле. Самоиндукция, индуктивность и взаимоиндукция. | 2 | |||||||
Энергия магнитного поля. Решение задач. | 2 | |||||||
4. | Лабораторная работа «Изучение электромагнитной индукции». | 2 | ||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
Подготовить реферат по теме: Генераторы электрического тока и трансформаторы. Решение задач по теме «Электромагнитное поле» | 4 | |||||||
Раздел IV. Колебания и волны | ||||||||
Тема 4.1. Механические колебания | Содержание учебного материала | 14 | ||||||
| Колебательное движение. Гармонические колебания. | 10
| ||||||
Свободные механические колебания Биения. | 2 | |||||||
Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. | 2 | |||||||
Свободные механические колебания. Вынужденные механические колебания. | 2 | |||||||
Решение задач. | ||||||||
Самостоятельная работа | 4 | |||||||
| Подготовить реферат по теме: Явление механического резонанса и его применение. Решение задач по теме «Механические колебания» | 4 | ||||||
Тема 4.2. Упругие волны. | Содержание учебного материала | 12 | ||||||
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны | 8 | 2 | ||||||
Уравнение плоской бегущей волны. Принцип суперпозиции. | 2 | |||||||
Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. | 2 | |||||||
Звуковые волны. Ультразвук и его применение. Инфразвуки. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
Подготовить реферат по теме: Ультразвук в природе. Решение задач по теме «Упругие волна» | 4 | |||||||
Тема 4.3. Электромагнитные колебания | Содержание учебного материала | 22 |
| |||||
Свободные электромагнитные колебания. | 14 | 1 | ||||||
Превращение энергии в колебательном контуре. Генератор незатухающих колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания. | 1 | |||||||
Переменный ток. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. | 1 | |||||||
Закон Ома для цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. | 11 | |||||||
Генераторы тока. Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии. | ||||||||
Техника безопасности и обращение с электрическим током. | 1 | |||||||
Решение задач. Лабораторная работа: «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока» | 1 | |||||||
Самостоятельная работа | 8 | |||||||
Решение задач по теме «Электромагнитные колебания» Подготовить реферат по теме: « Перспективные способы выработки электроэнергии.» Подготовить презентацию по теме: « Способы, принципы и необходимость экономии электроэнергии.» | ||||||||
Тема 4.4. Электромагнитные волны | Содержание учебного материала | 10 | ||||||
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 6 | 1 | ||||||
Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. | 1 | |||||||
Принципы радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | 1 | |||||||
Самостоятельная работа | 7 | |||||||
Подготовить рефератпо теме: « Радиолокация и радиоастрономия.» Решение задач по теме «Электромагнитные волны» | ||||||||
Раздел V. Оптика | ||||||||
Тема 5.1. Природа света | Содержание учебного материала | 10 | 1 | |||||
Скорость распространения света. Астрономический метод измерения света. Лабораторный метод измерения света. | 10 | |||||||
Законы отражения и преломления света. Полное отражение. | 1 | |||||||
Линзы. Получение изображений предметов. Основное уравнение линзы. | 1 | |||||||
Глаз как оптическая система. | 1 | |||||||
Решение задач. Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла». | 1 | |||||||
Экзамен | 2 | |||||||
Тема 5.1. Природа света | Содержание учебного материала. | 5 | ||||||
1 | Оптические приборы. Телескоп. Микроскоп. | 2 | 1 | |||||
Самостоятельная работа | 3 | |||||||
| Подготовить реферат по теме: « Телескоп-рефлектор» Подготовить презентацию по теме: «Оптические приборы» (по выбору) | 6 | ||||||
Тема 5.2. Волновые свойства света.
| Содержание учебного материала. | 15 | ||||||
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Просветление оптики. | 6 | 1 | ||||||
Дифракция света. Дифракция на щели. Дифракционная решетка. Принцип Гюйгенса. Зона Френеля. | 1 | |||||||
Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. | 1 | |||||||
Итого за 2 семестр 159 часов, из них 110 часа теоретического обучения, 49 часов самостоятельной работы | ||||||||
Дисперсия света. Призма Ньютона Виды спектров. Спектры испускания и поглощения. | 6 | 1 | ||||||
Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. | 1 | |||||||
Ренгеновские лучи. Ренгеновская трубка | 1 | |||||||
Самостоятельная работа. | ||||||||
| Подготовить реферат по теме: « Радуга» Составить схему по теме : « Излучения» | 3 | ||||||
Тема 5.3. Элементы теории относительности. | Содержание учебного материала. | 8 | ||||||
Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. | 4 | 1 | ||||||
Следствия постулатов теории относительности. Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. | 1 | |||||||
Самостоятельная работа. | ||||||||
Подготовить презентацию: « Парадоксы теории относительности.» Решение задач по теме «Следствие постулатов теории относительности» | 8 | |||||||
Раздел VI. Элементы квантовой физики. | ||||||||
Тема 6.1. Квантовая оптика. | Содержание учебного материала. | 4 | ||||||
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Энергия фотона. Уравнение Энштейна. Внутренний фотоэффект и его особенности. | 4 | 1 | ||||||
Внешний и внутренний фотоэффект. Применение фотоэффекта. Решение задач. | 1 | |||||||
Тема 6.2. Физика атома. | Содержание учебного материала. | 6 | ||||||
Развитие взглядов на строение вещества. Модель атома по Резерфорду. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная (планетарная) модель атома. | 6 | 1 | ||||||
Модель атома водорода по Бору. Постулаты Бора Квантовые генераторы. Лазеры | 1 | |||||||
Решение задач. | ||||||||
Тема 6.3. Физика атомного ядра. | Содержание учебного материала. | 13 | ||||||
Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Энергия распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. | 10 | 1 | ||||||
Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. | 1 | |||||||
Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Скорость цепной реакции. Критическая масса. | 1 | |||||||
Получение радиоактивных изотопов и их применение. Ядерный реактор. Термоядерная реакция. Ядерное оружие. | ||||||||
Биологическое действие радиоактивных излучений. Воздействие радиоактивного излучения на вещество. Естественный радиационный фон. Элементарные частицы. Решение задач. | 1 | |||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
Подготовить презентацию: « Ядерное оружие.» Решение задач по теме «Физика атомного ядра» | 7 | |||||||
Раздел VII. Эволюция Вселенной. | ||||||||
Тема 7.1. Строение и развитие Вселенной. | Содержание учебного материала. | 13 | ||||||
Наша звездная система – Галактика. Другие галактики. Бесконечность вселенной. | 6 | 2 | ||||||
Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. | 2 | |||||||
Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение галактик. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | 7 | |||||||
Составить кроссворд по теме: «Астрономия – что это и зачем?» Подготовить презентацию : «Млечный путь.» | ||||||||
Тема 7.2. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения солнечной системы. | Содержание учебного материала. | 4 | ||||||
Термоядерный синтез. Проблемы термоядерной энергетики. | 6 | 2 | ||||||
Энергия Солнца и звезд. | 2 | |||||||
Эволюция звезд. Происхождение солнечной системы. | 2 | |||||||
Экзамен | ||||||||
Итого за 3 семестр 60 часов, из них 42 часов теоретического обучения, 18 часов самостоятельной работы | ||||||||
Всего: | 381 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории электротехники и электроники.
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- программное обеспечение:
- Microsoft Office Standard 2010;
- Microsoft Windows XP Professional;
- Архиватор WinRAR;
- Adobe Reader 8.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дмитриева В.Ф., Физика для профессий и специальностей технического профиля, Москва, ИЦ «Академия»
2.Рымкевич А.П. Физика 10-11. Пособие для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2013 г.
3 .Синдеев Ю. Г. Электротехника с основами электроники: учебное пособие, Изд. 16-е, Ростов-на-Дону, Феникс, 2014 – 407 с.
4. Бутырин П. А. Электротехника: учебник, 2-е изд. – М.: Академия, 2015 – 272 с.
5. Немцов М. В., Светлакова И. И. Электротехника: учебное пособие, Изд. 3-е, Ростов-на-Дону, Феникс, 2013 – 571 с.
Дополнительные источники:
- Касаткин А.С., Немцев И.В. Общая эектротехника. - М., Высшая школа, 2013
- Китаев В.Е., Шляпинтох Л.С. Электротехника с основами промышленной электроники. - М., Высшая школа, 2013
- Липатов В.Е., Борисов Л.С. Общая электротехника М., Высшая школа, 4
- Электротехника. Под ред. А.С.Герасимова. - М., Транспорт, 2014
- Электротехнический справочник: В 3 т. ( под общ. ред. В.Г.Грудинского, И.Н.Орлова). – М.: Энергоатомиздат, 2015
Интернет – ресурсы
Википедия, (http://www.wikipedia.org)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; | экзамен, тестирование |
отличать гипотезы от научных теорий; | экзамен |
делать выводы на основе экспериментальных данных; | выполнение лабораторных работ |
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; | выполнение лабораторных работ |
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; | экзамен |
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; | выполнение внеаудиторных самостоятельных работ |
применять полученные знания для решения физических задач; | выполнение практических работ, выполнение внеаудиторных самостоятельных работ |
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; | выполнение практических работ, |
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; | выполнение практических работ, выполнение лабораторных работ |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды. | выполнение внеаудиторных самостоятельных работ |
Знания: | |
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; | экзамен |
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; | выполнение практических работ |
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; | экзамен |
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики. | выполнение внеаудиторных самостоятельных работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Профессия: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Профессия: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Профессия: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Рабочая программа...
Рабочая программа учебной практики для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной практики для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по ПМ.05 Ведение бухгалтерского учета в различных отраслях экономики....
Рабочая программа по биологии для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу средн...
Рабочая программа учебной и производственной практики по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Рабочая программа учебной и производственной практики по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования...
Рабочая программа по Литературе. Профессия: 35.01.15 Мастер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельском хозяйстве
Рабочая программа по Литературе. Профессия: 35.01.15 Мастер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельском хозяйстве...