Классный час как форма воспитательной работы.
материал на тему
Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_kak_forma_vospitatelnoy_raboty.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час как форма воспитательной работы
Технология и проведение классных часов
Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
- обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
- формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
- развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
- содействие становлению и проявление субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;
- формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Воспитательные функции классного часа
Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии - наук, не нашедших отражения в учебных программах, или из физики, математики, литературоведения и других уже известных школьникам наук. Эту функцию классного часа зачастую называют функцией «ознакомления с миром».
Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. Правда, она неразрывно связана с просветительной: нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым ученик незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты, никогда не удается развить уважительное отношение к классической музыке без ознакомления с нею; будут бесплодными попытки воспитать любовь к прекрасному без организации «встречи» с этим прекрасным.
Направляющая функция помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функции выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию этих целей.
Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок: продумывать содержание, определять четкую структуру, создавать обстановку и заранее готовить вспомогательный материал. Не менее выстраивать тематическую систему ряда классных
часов так, чтобы они составляли цепь воздействий, а не были бы рядом разрозненных, случайных влияний, которые легко «смываются» стихийными жизненными влияниями.
Методика организации классного часа складывается из трех основных направлений работы педагога:
- определение содержания классного часа,
- организационное оформление,
- планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.
Методы и приемы проведения классных часов
- Рассказ, в ходе которого освещается определенный фактический материал, достоверный или основанный на художественном воображении. Передача информации производится в конкретно-образном виде и потому легко воспринимается любой аудиторией школьников. Но чтобы рассказ эффективнее выполнял воспитательные функции, необходимо по ходу повествования передавать определенное отношение к событиям, явлениям и их героям с помощью интонации, лексических и мимических средств.
- Анкетирование и анализ его результатов можно назвать переходным этапом от информационного метода к дискуссионному. Здесь возможны два варианта: предварительное анкетирование, его анализ и выступление учителя на классном часе по итогам анализа; непосредственное анкетирование на классном часе с немедленным анализом анкетных данных.
- Беседа за круглым столом. На такой классный час подготавливаются материалы самостоятельно по заранее объявленной теме. Вопросы же для осуждения предлагаются на самом классном часе. Опираясь на подобранный и изученный материал, учащиеся пробуют дать верные ответы на поставленные вопросы. Создается обстановка непринужденного общения, «свободы» и самостоятельности принятого решения. Однако руководство беседой должно осуществляться путем умелой постановки вопросов и сопоставления приводимых учениками аргументов, контраргументов.
- Обсуждение конкретных событий общественной и школьной жизни организуется в том случае, если это событие яркое и есть прямая необходимость сформировать определенное к нему отношение. Школьники в данном случае не только слушатели, активные участники разговора.
- Встречи с произведениями искусства есть важное средство расширения жизненного кругозора и опыта учащихся, репродукции, фотографии, слайды, фонозаписи и др. - все это, принесенное на классный час, как бы раздвигает стены школы, позволяет вобрать в себя мир в широких его проявлениях. Вариацией этой формы является классный час с элементами художественно-творческой деятельности самих учащихся: они поют, читают стихи, демонстрируют свои поделки, рисунки.
Алгоритм подготовки и проведения классного часа
1. Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.
- Уточнение-темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
- Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
- Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
- Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.
- Психологическая подготовка учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьезный разговор. Настрой создается начиная с момента оповещения учащихся о предстоящем классном часе.
- Проведение классного часа.
- Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.
Структура классного часа
- Вступительная часть (5 мин). Мобилизовать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.
- Основная (содержательная) часть (30 мин). Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа.
- Заключительная часть (10 мин) может быть больше по времени, если разговор перешел в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить, не «смыть» впечатления от основного содержания классного часа.
Дюкина О.В. Учебно-методическое пособие : Дневник классного руководителя. – Киров :изд. «ВАКО», 2011.
Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика.
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования
Патриотизм – важнейшее моральное качество человека. Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания. Организация практической деятельности студентов по...
«Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования»
Патриотизм – важнейшее моральное качество человека.Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания.Организация практической деятельности студентов по...
Тренинг на развитие творческих способностей и креативности, как одна из форм воспитательной работы с учащимися
Данный тренинг поможет преподавателям в развитии творческого потенциала учащихся...
Классный час - как форма воспитательной работы в хореографическом коллективе - методическая разработка
В работе рассказано о методике проведения классных часов, даны примерные темы,приведён план проведения ситуационного рефлексивного классного часа на тему: " Анализ проведения открытого занятия "Танцы ...
Формы воспитательной работы
Более 60 форм воспитательной работы предложены в картотеке. Разработка предложена для вожатых, педагогов - организаторов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей....
Доклад на ЦМК КР "Классный час как одна из приоритетных форм воспитательной работы в ССУЗе"
Доклад на ЦМК КР "Классный час как одна из приоритетных форм воспитательной работы в ССУЗе"...
"Активные формы воспитательной работы с учащимися"
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным э...