Тренинг для родителей. Тема: "Хочу игрушку!"
рабочая программа
Часто родители жалуются на то, что в доме полно игрушек, а ребенок не играет с ними, все время требуя новые игрушки.
Какими критериями руководствоваться в выборе игрушек для любимого чада?
На многие вопросы хотелось ответить родителям, помочь выработать единую стратегию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnaya_forma_provedeniya_roditelskogo_sobraniya_2.docx | 378.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей
Тема: «Хочу игрушку!»
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии и
творчества.
В. Сухомлинский.
Форма проведения – родительский тренинг – выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек.
Подготовка среды для проведения собрания:
- консультация «Какие игрушки необходимы нашим детям?»;
- наглядный и раздаточный материал;
- карточки – задания для родителей:
1 группа – «вредные игрушки»,
2 группа – «бесполезные игрушки»,
3 группа – «полезные игрушки»;
- три педагогических ситуации для обсуждения в группах;
Ход собрания:
1. «Осторожно, опасные игрушки!».
Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма, связанного с детскими игрушками.
Конечно, нормальное детство немыслимо без игрушек. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное, от его успешности зависит прогресс в развитии ребенка.
В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными появились новые, невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки. И среди такого многообразия появились игрушки, вредные и опасные для здоровья и жизни детей.
Прежде всего, следует следить за состоянием игрушек: на пластмассе могут появляться сколы и трещины, дерево может оставлять мелкие занозы.
Еще одна "игрушечная" опасность- острые углы и кромки, об которые дети легко могут поцарапаться, уколоться или даже порезаться. Закрыв глаза, тщательно ощупайте игрушку - не слишком ли выступают ее острые части, не царапаются ли кромки, не колются ли усы у мягкого котенка или ресницы у куклы. Помните, что ребенок во время игры может попасть себе игрушкой в глаз, и в рот, и в нос.
Учитывать размеры игрушек для малышей до определенного возраста чрезвычайно важно. Все мы наслышаны о том, как дети проглатывают мелкие детали или же засовывают их себе в нос или ушки. Поэтому особо придирчивым стоит быть при выборе конструкторов, мозаик. На цвет игрушки стоит обязательно обратить внимание. Ведь неестественно яркие, ядовито - зеленые или кричаще - красные оттенки по определению не могут содержать натуральные компоненты. В состав подобных красок зачастую входят свинец и кадмий. Прибавьте к этому отрицательное влияние ядовитых цветов на психику ребенка и его зрение, и у вас отпадет всяческое желание покупать малышу неестественно-яркие подарки.
Очень часто родителей волнует вопрос — как быть, если ребенок просит купить «человека-паука», «черепашку-ниндзя» или какого-нибудь монстра из мультфильма, очень популярного в детской среде. У большинства взрослых вызывает недоумение увлечение современных детей подобными «ужастиками». Родители интуитивно чувствуют неприятие к этим персонажам, ведь в нашем детстве ничего подобного не было. Тем не менее, не каждый способен устоять перед настойчивыми просьбами и уговорами, и страшные роботы все-таки приобретаются и затем поселяются в детской.
«Страшные» игрушки существовали во все времена. Такие игрушки чаще всего изображали пугающих сказочных персонажей и мифических существ. Они были неотъемлемой частью детской игры во всех культурах. В русской народной традиции они широко представлены в резной деревянной игрушке, игрушках из глины - дымковской, филимоновской. Эти фигурки изображают "страшных" животных: медведя, волка, льва и сказочных, фантастических "чудовищ" - Тяни-Толкая, Змея-Горыныча. Эти хорошо знакомые детям персонажи, их внешний вид (часто нарочито потешный), рукотворность таких игрушек и их зависимость от действий ребенка - все это способствовало преодолению страхов малыша. Простота внешнего вида и содержательность образа, который несла в себе страшная игрушка, давали простор воображению.
Современная индустрия игрушек действует совсем по другим ориентировкам. И действительно, какого малыша удивишь сегодня простым мишкой. Устрашающий внешний облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд способов привлечения внимания.
Обилие деталей, всевозможные технические "навороты", делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша. Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова "мутант" и "биоробот" несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут. В результате, подобные герои со "сверхчеловеческими" способностями, иногда в "железной броне" и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек.
Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке.
Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни малыша невозможно, но важно, чтобы эти «страшные» игрушки не преобладали в детской комнате, чтобы наряду с ними и по количеству, и по качеству достойное место занимали добрые и безобидные персонажи.
Психологи-практики призывают: игрушки должны быть разными! Совсем лишать ребенка современных популярных игр все же не стоит. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть современные куклы, машинки. Важно внимательно наблюдать за играми своего ребенка, вовремя включаться в них при необходимости, помогать малышу освоить игровые взаимоотношения персонажей. Ведь ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности.
И последнее, что хотелось сказать, утром, отправляя своего ребенка в детский сад, необходимо проверить, не взял ли он в ДОУ травмоопасные игрушки (мелкие игрушки или пуговицы, острые игрушки и т.д.), лекарственные препараты, кондитерские изделия, монеты, жвачки.
2. Деловая игра «Магазин игрушек».
Группа делится на подгруппы. Каждая из которых получает задание выбрать из всех игрушек и игровых предметов:
– «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей раннего возраста.
– «бесполезные игрушки», то есть игрушки, ничего не дающие для развития ребёнка.
– «вредные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми раннего возраста.
Продумать, какими критериями руководствовались при выборе данной категории игрушек (чем эти игрушки полезны, бесполезны, почему вредны).
Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерии, по которым они их выбрали. Воспитатели подводят итог по каждому критерию.
Представители 3 группы: нарочито яркие, неприятно пахнущие мячи, куклы, резиновые игрушки, мягкая игрушка с яркой вылезающей шерстью, сломанная машинка.
Критерий - несоответствие игрушек санитарно-гигиеническим требованиям. В основном, это дешёвые игрушки китайского производства. Покупая такую игрушку, Вы расплачиваетесь здоровьем ребёнка. Сюда же относятся игрушки с мелкими непрочно держащимися деталями и сломанные с острыми краями.
Представители: монстры, роботы с искажёнными злобой лицами.
Критерий - агрессивные игрушки, то есть игрушки, содержащие явные признаки агрессии и жестокости или вызывающие у ребёнка страх. Если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведётся когда-нибудь в той или иной жизненной ситуации. Игрушка программирует поведение ребёнка. Агрессия маленького человека накапливается и со временем может принять неконтролируемые, опасные формы. Такие игрушки могут способствовать появлению у ребёнка невротических проявлений (нарушения сна, появление различных страхов).
Представители: игры, содержащие мелкие детали (мозаика, пистолет с пульками).
Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Мелкие детали представляют опасность для детей раннего возраста.
Представители 2 группы: бесполезные игрушки.
Представители: огромная мягкая собака, туго и со скрипом открывающаяся матрёшка, машина у которой колёса плохо прокручиваются.
Критерий - игрушки, которыми ребёнок не может играть по их назначению. Величина или технические качества этих игрушек не дают ребёнку возможности осуществлять с ними игровые действия в полной мере.
Представители: различные головоломки, настольные игры.
Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Такие игрушки не соответствуют интересам самого ребёнка, не дают простора для самостоятельных действий.
Представители: изящная фарфоровая кукла, раритетная модель машины.
Критерий – дорогие игрушки, скорее всего это игрушки для взрослых, а не для детей. Ими нельзя насладиться в полной мере («Осторожно, сломаешь!»), их нельзя выносить во двор, играть с ними можно только под пристальным надзором взрослых. Красивая дорогая игрушка может быстро превратиться в источник раздражения и злости у ребёнка.
Представители 1 группы: игрушки, необходимые для развития детей раннего возраста.
Представители: пирамидки, матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы, игры-вкладыши, игры-застёжки, пластиковые контейнеры, пустые коробки.
Критерий – игрушки, развивающие интеллектуально-познавательные и моторные способности. Играя с ними, ребёнок познаёт окружающий предметный мир, овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей.
3. Решение педагогических ситуаций.
Каждая из трёх команд получает карточку с описанием ситуации, которую надо разрешить различными способами.
Ситуация 1. Вы два часа провели в «Детском мире», выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная… Вопрос – почему и что теперь делать?
Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно играл в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит. Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.
Ситуация 3. У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже столько, что их негде хранить. Большей частью ребёнок не играет (из некоторых он вырос, некоторые ему уже надоели). Малыш просит новые игрушки. Но что делать с таким количеством старых игрушек?
4. Выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек.
- поддержать родителей, выразивших общее мнение, что «вредные игрушки» - игрушки, не соответствующие санитарно – гигиеническим требованиям; «полезные игрушки» - игрушки, развивающие интеллектуально – познавательные и моторные способности ребенка;
- необходимо всегда помнить, что игрушка – не просто забава, она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла, дает яркие и впечатляющие образы, от которых зависит формирование морально – нравственных представлений личности и ее развитие в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕПЛО СЕМЬИ Занятие для родителей с элементами тренинга
ТЕПЛО СЕМЬИЗанятие для родителей с элементами тренинга Цель: знакомство, сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях, повышение уровня родительской компетентности.П...
«Детский сад – дружная семья - Ты и Я! » (Тренинг для педагогов и родителей и их детей)
В настоящее время важную роль в воспиатнии, развитиии детей является сотрудничество семьи и дошкольного учреждения. Только в условиях гармоничного взаимодействия детского сада и родителей наши дети бу...
Мастер-класс для родителей «Новогодняя игрушка».
Цель: привлекать родителей к совместному сотворчеству с детьми, познакомить родителей и детей с различными технологиями изготовления новогодних игрушек, создать предновогоднее настроение в процессе из...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Организация и проведение тренинга эффективного взаимодействия родителей с сотрудниками ДОО по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Тренинг для родителей "Знаю ли я своего ребенка?"
Тренинг для родителей "Знаю ли я своего ребенка?"...
План тренинга для родителей «Большой старт!»
Цель: Ознакомить родителей детей с ОВЗ с особенностями нозологий развития, возрастными и психологическими особенностями. Знакомство с коррекционными педагогами, содержанием АОП для детей с ОВЗ....