Структура уроков (занятий) производственного обучения
методическая разработка на тему

Мельник Оксана Ивановна

 

Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_urokov_proizvodstvennogo_obucheniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

(методическое пособие для мастеров производственного обучения)

Составитель Мельник О.И.,

методист БУ «Лангепасский политехнический колледж» филиал в г.Покачи

Покачи

ОБЩАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

        Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.

        Рассматривая структуру урока п/о следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и студентов.

Структурными этапами (частями) урока п/о является:

            I                                     II                            III                           IY

Организационный момент, этап урока, 5 мин.

Вводный этап (часть) урока, 35-40 мин.

Основной этап (часть) урока, 5 часов

Заключительный этап (часть) урока

1-2 %

12-15 %

70-85 %

5-6 %

        Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:

        

1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2 % времени занятия:

        - выявление отсутствующих студентов;

        - проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);

        - организация внимания и готовность студентов к уроку.

        Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или раздела программы. Назначение его – подготовить обучающихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.

        2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12-15 % времени занятия:

        - сообщение темы;

        - ознакомление с целями;

        - мотивация деятельности студентов;

        - повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;

        - показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений студентов);

        - инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);

        - пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

        - объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;

        - закрепление требований ТБ;

        - определение и разъяснение заданий учащимися по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

        - сообщение норм времени, критериев оценок;

        - организация рабочего места.

        

3. Основной этап (текущий инструктаж) урока – 70-80 % времени занятия:

         Деятельность студентов – выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;

        - самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;

        - самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

        

Деятельность мастера п/о:

        ◘  мотивация студентов по видам учебно-производственных работ;

        ◘  наблюдение;

        ◘  целевые обходы;

        ◘  индивидуальное инструктирование;

        ◘  коллективное инструктирование;

        ◘ закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;

        ◘  прием результатов работы;

        ◘  оценивание;

        ◘  определение дополнительных заданий сильным студентам.

        4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5-6 % времени:

        - сообщение о достижении целей урока;

        - анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;

        - разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;

        - анализ выполнения ТБ, норм времени;

        - сообщение оценок;

        - сообщение темы следующего урока;

        - объяснение домашнего задания;

        - уборка рабочих мест.

        Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение урока.

        Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) урока п/о взаимосвязан, направлен на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.

        По каждому структурному этапу урока п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:

        - структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;

        - должна быть связь между структурными элементами урока;

        - длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока;

        - не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;

        - структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.

Классификация типов уроков производственного обучения

Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и от урока по общетехническим и специальным предметам. Направленность урока производственного заключается в том, чтобы студенты на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.

        Урок производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования студентов, решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность обучающихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методическая грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

        В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материала, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы:

        1. Вводный тип урока (первый раз в учебных мастерских или на производстве).

        2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.

        Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.

        3. Урок по выполнению простых комплексных работ.

        Комплексная цель этого типа урока – ознакомить обучающихся с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.

        4. Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).

        Комплексная цель этого типа урока – формировать у обучающихся самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.

        5. Урок контрольно-проверочный.

        Комплексная цель этого типа урока – обеспечить контроль, проверку прочности, сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения учащихся к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.

Сочетание типов и видов уроков производственного обучения

№ п/п

Тип урока п/о

Вид урока п/о

1.

Вводный урок

Производственная экскурсия, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок.

2.

Урок по изучению трудовых приемов и операций

Производственная экскурсия, урок упражнений, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок

3.

Урок по выполнению простых комплексных работ

Урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар производственного обучения, производственная конференция, урок упражнений, урок-праздник первой детали, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок «деловая игра».

4.

Урок по выполнению сложных комплексных работ

Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа студентов), семинар п/о, производственная конференция, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок «деловая игра».

5.

Урок контрольно-проверочный

Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа студентов), производственная конференция, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок-аукцион ученических изделий, урок-отчет, урок «деловая игра».

Список использованной литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
  2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.
  3. Организация и методика производственного обучения 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче...

План занятия производственного обучения по МДК.01.01 сварщиков

План занятия производственного обучения сварщиков  по теме "Разметка плоскостная". Ставятся учебные цели занятия, требования к знаниям и умениям. Материально-техническое обеспечение: необходимое ...

План занятия производственного обучения по теме "Правка и гибка металла"

План занятия производственного обучения сварщиков по теме "Правка и гибка металла" МДК. 01.01 Подготовка металла к сварке, профессионального модуля ПМ.01 Подготовительно сварочные работы. В плане отра...

План занятия производственного обучения по теме "Рубка и резка металла"

План занятия производственного обучения сварщиков по теме "Рубка и резка металла" МДК.01.01 "Подготовка металла к сварке", профессионального модуля ПМ.01 "Подготовительно-сварочные работы". ...

План занятия производственного обучения по теме "Опиливание металла"

План занятия производственного обучения сварщиков по теме "Опиливание металла" МДК.01.01 "Подготовка металла к сварке", профессионального модуля "Подготовительно-сварочные работы"....

Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля

Деятельность мастера производственного обучения направлена на развитие личности учащегося, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки. Специфика моей профес...