Портфолио – современное контрольно-оценочное средство
учебно-методический материал на тему
Портфолио - современное контрольно-оценочное средство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypusknaya_kursovaya_rabota.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)
Центр дополнительного образования
программа профессиональной переподготовки
«Педагогическая деятельность»
Выпускная работа
на тему:
«Портфолио – как современное контрольно-оценочное средство)»
Слушатель | Тарабаева Наталья Генрихована (подпись) |
Научный руководитель | к.э.н., доцент Родионова Ирина Васильевна (подпись) |
Рецензент | должность, наименование организации, ФИО |
(подпись) | |
Чебоксары 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Портфолио- как современное контрольно- оценочное средство
1.1. Типология портфолио
1.2. Функции портфолио
1.3. Структура портфолио
Глава II. Рекомендации по формированию портфолио студента
2.1 Методика формирования портфолио студента
2.2. Методическая разработка обучающего семинара «Технологии создания портфолио» .
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Тема настоящей выпускной квалификационной работы «Портфолио - как современное контрольно-оценочное средство». Выбор темы обусловлен тем, что в настоящее время стала очевидна необходимость серьезной модернизации образования. На сегодняшний день использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие студента, рассматривается как ключевое условие повышения качества образования, более эффективного использования учебного времени. Проблема качества напрямую взаимосвязана с уровнем учебной мотивации, активностью, самостоятельностью, умением выбирать и верно оценивать собственные возможности.
Выпускник СПО может стать полноценным и полноправным гражданином общества, если создаются условия для его развития всеми субъектами образовательного процесса — студентами, педагогами, родителями, т. е. учреждением в целом. В конце обучения каждый решает проблему дальнейшего развития. Чтобы не допустить ошибочного выбора необходимо грамотно и полно оценить возможности, способности, желание обучающегося. Одной из форм такой оценки в условиях современного обучения является применение технологии портфолио.
Aктуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что
портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоретмических знаний и умений, включая экзамены и т. д. Оно позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности — учебной, исследовательской, проектной, социальной, коммуникативной, профессиональной и т. д. Таким образом портфoлио дает возможность студентам и выпускникам, которые стремятся к новым знаниям и достижениям, быть конкурентноспособными на ранке труда:
- составить свое профессиональное портфолио, позволяющее привлечь внимание работодателя и подчеркнуть свои конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами;
- развивать свои интелектуальные и творческие способности, через участие в исследовательской и проектной мероприятиях;
- познакомиться с деятельностью компаний посредством участия в исследовательской и проектной деятельности.
Цель данной работы - выявление и рассмотрение методических приемов
формирования портфолио студента СПО.
Соответственно основными задачами выпускной квалификационной работы являются:
-определить место и роль портфолио в системе контрольно-оценочные средств;
- выявить основные требования к формированию портфолио;
Итак, портфолио отвечает запросам всех участников образовательного процесса: студент — преподаватель — работодатель.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что методику формирования портфолио студента СПО могут использовать все студенты обучающиеся в АТЖТ Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обозначена актуальность выбранной темы.
Первая глава раскрывает теоретические основы методики формирования портфолио студента СПО.
Во второй главе представлено методика формирования портфолио студента
В заключении проведен анализ теоретической и практической работы.
Глава I. ПОРТФОЛИО - КАК СОВРЕМЕННОЕ
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО
1.1. Типология портфолио
Проверка и оценка достижений студентов является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности преподавателя. Этот компонент наряду с другими компонентами
учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным
требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования СПО.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у студентов умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою
деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Поэтому педагоги-практики находятся в поиске новых подходов к оцениванию, что уже привело к появлению таких интересных и эффективных форм, как рефлексивное качественное самооценивание, введенное Ш.А. Амонашвили; критериальное оценивание, а также приемы формирования оценочной самостоятельности учеников процессе развивающего обучения.
Можно сказать, что сегодня в подходе к оценке учебных результатов наметился определенный сдвиг: накопительная оценка, возрастает роль самооценивания, участия студента не только в получении результата, но и в его анализе. В последние 15–20 лет в педагогической практике появился эффективный инструмент оценивания, предоставляющий активную и ответственную роль самим обучающимся и обеспечивающий постоянный мониторинг их индивидуальных достижений, – учебный портфолио.
Портфолио (портфель достижений) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентами в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико- ориентированного подхода к образованию.
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
- Коллекция работ обучащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
- Выставка учебных достижений обучащегося по данному предмету (или нескольким предметам) заданный период обучения (четверть, полугодие, год).
Для СПО использование портфолио, во-первых, дает возможность обеспечивать оценивание при условии, что критерии оценки заранее обсуждены с обучащимися, и, во-вторых, позволяет студенту планировать результаты и проектировать виды, формы и средства собственной учебной деятельности. Студент может самостоятельно или совместно с преподавателем выбирать, какие работы, документы, сертификаты и другие свидетельства достижений поместить в портфолио.
Таким образом, для студента становится понятной ценность портфолио: портфолио – это рабочий инструмент, позволяющий эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения. Для преподавателя, портфолио или портфель достижения является инструментом:
- отслеживания индивидуального прогресса студента в течение длительного периода обучения;
-оценивания его образовательных достижений и дополнения результатов тестирования, а также других традиционных форм контроля;
-учета достижений, полученных студентом не только в техникуме, но и в широкой образовательном среде, в различных жизненных ситуациях: в системе дополнительного образования, на олимпиадах и конкурсах.
Не менее важно и то, что портфолио облегчает решение задач, которые можно назвать стратегическими для новой образовательной ситуации, поскольку помогает:
-поощрять активность и самостоятельность студентов, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
-формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
-повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции в ситуации профильного обучения.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
- Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости студента , и отражающая его успехи
- Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития студента, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане
- Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции
- Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
Таким образом, портфолио как средство оценки отвечает всем требованиям к оцениванию – оно базируется на субъект-субъектном подходе, сочетает самооценку с внешней оценкой, обязательно предполагает не только количественное, но и качественное оценивание. На основе портфолио происходит оценивание не только стандартного набора знаний студента,
но и его «индивидуализированной» карты знания, а также процесса развития обучающегося в соотнесении с его возможностями. Все это способствует не только приобретению знаний и умений, но и становлению личностных и социальных компетенций обучающихся.
На сегодняшний день в сфере образования существует определенная типология портфолио на основании видов результатов, представленная на рис.1.
Проанализируем представленные типы портфолио.
Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Преимущества: возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
Ограничения: портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития студента, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
Портфолио работ – собрание различных творческих и проектных работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и общественных достижений и др.
Преимущества: предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированных на выбранный профиль обучения и др. Даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности студента, направленности его интересов.
Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг студента в качестве суммарной составляющей.
Оформляется в виде творческой папки студента с приложениями его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Портфолио отзывов – включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные преподавателями, потенциальными работодателями, руководителями практик, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный самоанализ самого студента.
Преимущества: возможность включить механизмы самооценки студента, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором работы.
Ограничения: сложность формализации и учёта собранной информации.
1.2 Функции портфолио
Таблица 1.
№ п/п | Название функции | Содержание функции портфолио | ||
1 | Диагностическая | Фиксация интересующих свойств личности студента с целью установления результатов его обучения и определения динамики их изменения в рамках определенного периода времени | ||
2 | Контрольная | Выявление особенностей освоения студентом тех или иных элементов содержания образования с целью определения величины отклонения фактических его показателей от требуемых ФГОС ВПО | ||
3 | Оценочная | Соотнесение выявленных качеств личности или характеристик учебно-познавательного процесса с принятой оценочной шкалой с целью обеспечения обратной связи о процессе учения | ||
4 | Аттестационная | Предоставление информации о результатах подготовки отдельного студента с целью определения возможности признания его как достигшего требуемого образовательного уровня | ||
5 | Рейтинговая | Определение рейтинга студента в ряду других студентов или иной выборочной совокупности | ||
6 | Мотивационная | Повышение образовательной и профессиональной мотивации студентов, развитие их способности к самодетерминации | ||
7 |
Организационная | Развитие навыков прогнозирования, деятельности | целеполагания, способности к | планирования и самоорганизации |
8 |
Операциональная | Развитие навыков осуществления деятельности с учетом условий ее протекания, способности к саморазвитию в деятельности | ||
9 | Рефлексивная | Развитие навыков оценки себя и собственной учебной деятельности, способности к рефлексии |
По результатам некоторых исследований (Е.С. Полат, Д.Н. Исоян, Е.Н. Балыкина, О.Г. Смолянинова, Barrett H., Barton J., Collins A.) «вес» основных функций портфолио в образовательном процессе может быть представлен следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Роль функций портфолио в образовательном процессе
Можно выделить следующие составляющие использования портфолио в ссузе и на рынке труда.
1) Портфолио предназначено для того, чтобы подключить внутренние ресурсы субъекта, мотивировать его на их создание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности.
2) Использование портфолио имеет двухсторонний характер. С одной стороны в его использовании заинтересованы преподаватели и студенты вуза, с другой стороны потенциальные работодатели.
1.3. Структура портфолио.
Структура портфолио должна быть адекватна целям его создания и использования. Поэтому каждый раз при разработке структуры портфолио под конкретное предназначение, нужно не только использовать знания об уже имеющихся типовых, прошедших успешную апробацию структурах, но и подключать целевое назначение и условия оценивания данного конкретного портфолио.
Рассмотрим портфолио, которое предназначено для построения образовательного рейтинга студента в сузе.
Для студентов СПО предлагается следующая структура портфолио, разбитого на части, разделы, главы и подглавы. В качестве основных частей портфолио, предлагается разбить его структуру на 5 частей (табл. 2):
Таблица 2
Часть 1. «Введение» | Краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях. |
Часть 2. «Мои достижения» | Материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта. |
Часть 3. «Я в мире людей» | Материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п. |
Часть 4. «Взгляд на себя и в будущее» | Материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления. |
Часть 5. «Заключение для…» | Обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, кому представлен документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах. |
Рассмотрим далее подробнее разделы каждой части предлагаемой структуры.
1.1 Фото
1.2 Резюме
Часть 1. Введение
1.3 Цели и задачи портфолио
1.4 О структуре портфолио
1.5 Специфические характеристики портфолио
Часть 2. Мои достижения
2.1 Официальные документы
- документы об окончании школы,
- сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий,
- документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы,
- сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах,
- журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах,
- список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл,
потерял, украли) не может быть задокументирован.
2.2 Жизненный опыт
- автобиография,
- эссе «Взгляд в прошлое»,
- анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни,
- основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это,
- газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев,
- характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас,
- отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.
2.3 Обучение в ссузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка
- ваши оценки на всех этапах обучения в ссузе, комментарии к ним,
- любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения,
- основные периоды и этапы учения,
- изменения взглядов на свою будущую профессию, ссуз,
- список курсовых и дипломных работ,
- отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик,
- список мест прохождения практик и выполненных работ.
2.4 Научная деятельность
- список научных работ,
- научная переписка,
- аннотации к своим работам,
- рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий,
- отзывы на ваши работы,
- эссе «О науке» и т.п.
2.5 Курсы по выбору и творческие работы
- список дополнительных курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции,
- список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.
Часть 3. Я в мире людей
3.1 Участие в общественной жизни
- характер вашей общественной активности,
- занимаемые посты,
- проекты и программы, в которых участвовали, их результативность.
3.2 Друзья
- ваши близкие друзья в вузе и вне его, сфера их занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п.,
- родные и близкие люди, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты.
3.3 Кумиры: актеры, ученые, писатели спортсмены и т.п., являющиеся для вас, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения.
3.4 Хобби, интересы: сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности.
Часть 4. Взгляд на себя и в будущее
4.1 Я: взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни.
4.2 Мои ценности и идеалы: то, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете.
4.3 Мир вокруг меня: ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностей и опасностей.
4.4 Мои жизненные планы: ваше представление о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п.
4.5 Мой девиз: кредо на новом этапе жизни.
Часть 5. Заключение
5.1 Важнейшие аспекты личности
5.2 Наиболее важные компетенции
5.3 Важнейшие аспекты опыта
5.4 Направления взаимодействия с работодателем и / или дальнейшего использования портфолио
Автобиография обучающегося
В данном разделе студент лично в свободной форме указывает автобиографические сведения о себе, свои жизненные планы и цели, хобби и увлечения.
Раздел 1 . Официальные документы
В этом разделе помещаются все имеющиеся у обучающегося официальные документы, подтверждающие уровень его образования и индивидуальные достижения:
- документ о предыдущем образовании;
- копии документов (свидетельств), подтверждающих обучение студента по программам дополнительного образования;
- информация о наградах, грамотах, благодарственных письмах;
- копии документов (свидетельств), подтверждающих участие студента в различных конкурсах (соревнованиях и т.д.);
- другие документы по усмотрению автора.
Раздел 2. Уровень знаний
Данный раздел портфолио обучающегося ориентирован на отражение уровня профессиональных знаний студента, реализуемого в различных направлениях деятельности. Указывается наименование темы, сроки ее реализации (участия).
- участие в научно-исследовательской работе образовательного учреждения;
- участие в работе студенческого научного общества;
- самообразование.
Раздел 3. Уровень умений
В данном разделе фиксируются материалы, отражающие деятельность автора портфолио по обобщению и распространению профессиональных знаний:
- обобщение и распространение профессиональных знаний
(участие в научных конференциях, семинарах);
- наличие собственных методических и дидактических разработок;
- наличие публикаций, отчетов, рефератов, докладов.
Раздел 4. Уровень навыков
В данном разделе обучающимся фиксируются показатели качественной результативности реализации профессиональных знаний и умений в процессе прохождения практики в соответствии с учебным планом. Фиксируются ознакомительная, производственная, преддипломная и иные виды практик в соответствии с учебным планом обучающегося. В качестве критериев анализа результативности профессиональной деятельности по итогам прохождения практики могут рассматриваться следующие:
- практическое овладение технологиями профессиональной деятельности по направлению подготовки (специальности);
- освоение инновационных форм и методов профессиональной деятельности по направлению подготовки (специальности);
- реализация направлений комплексного взаимодействия специалистов образовательного учреждения.
Раздел 5. Участие во внеучебной деятельности отделения
Отображаются сведения, характеризующие участие обучающегося в воспитательной и культурно-досуговой деятельности факультета или кафедры:
- подготовка и участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках с указанием результатов;
- разработка сценариев досуговых и развлекательных мероприятий (возможно предоставление текстов, фотои видеоматериалов по проведенным мероприятиям);
- творческие работы, выполненные автором и т.д.
Раздел 6. Дополнительное образование будущего специалиста
В этом разделе фиксируется участие студента в работе кружков, секций, студий, театральных коллективов, получение дополнительной специализации и т.д. Указываются сведения:
- наименование мероприятия;
- форма участия в мероприятии;
- сроки реализации мероприятия;
- полученный результат.
Раздел 7. Отзывы о качестве реализации деятельности студента и ее результатах
В данном разделе могут быть представлены отзывы преподавателей, руководителей разных уровней, коллег, рецензии на разработки обучающегося, рекомендательные письма и т.д.
Предлагаемая нами структура портфолио студента разработана на основе нормативных документов вуза, компетентностных моделей выпускника, требований ФГОС ВПО. Необходимость интегрировано оценивать сформированные компетентности студента диктует разделы, комплексно представляющие их.
Разделы портфолио, отражающие формирование общекультурных и профессиональных компетенций, представляют достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками, умение проектировать свой образовательный и профессиональный маршрут.
Содержание разделов отражает достижения в учебной, профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Следующий раздел портфолио «Достижения в социальной и творческой деятельности» направлен на становление основных общекультурных компетенций и профессионально-личностных качеств: формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений и т.д. Этот раздел портфолио обеспечивается за счет: участия в психологических тренингах по формированию конкурентоспособности специалистов, встречи с работодателями, участия в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, гражданско-патриотической работе; реализации проектов семейного, экологического, патриотического, религиозного, правового и других направлений; участия в различных формах студенческого самоуправления, волонтерская работа, работа над самопрезентацией и пр.
Титульный лист
Титульный лист оформляется на отдельном листе и содержит следующую информацию:
- фамилия, имя, отчество студента;
- год рождения;
- адрес проживания;
- телефон;
- наименование факультета;
- наименование образовательной программы, ее направленность
(профиль);
- форма обучения;
- указание периода, за который представлены документы и материалы.
В правом верхнем углу титульного листа рекомендуется поместить фотографию студента размеров 6 см х 4 см.
Автобиография. В данном разделе студент лично в свободной форме указывает автобиографические сведения о себе, свои жизненные планы и цели, хобби и увлечения, круг профессиональных интересов. Если студент имеет опыт работы, то автобиография может включать в себя профессиональное резюме.
Рекомендации по составлению автобиографии
1. Автобиография составляется от первого лица, сведения указываются в хронологическом порядке.
2. Автобиография должна быть краткой, но вместе с тем достаточно развернутой, чтобы можно было представить основные события вашей жизни.
3. Информация, указанная в автобиографии, должна помочь вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая реальных фактов и событий.
4. Прямо указывайте на конкретные события вашей жизни, описывая не только суть самого события, но и ваше отношение к нему и, что более важно, ваши выводы, которые вы сделали после этого события.
5. Текст автобиографии и ее внешнее оформление должны быть максимально комфортными для чтения.
6. В конце текста нужно поставить дату написания автобиографии.
7. Основными блоками информации, которую необходимо изложить при написании автобиографии, являются следующие сведения о ее составителе:
1) Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения. Автобиография начинается со слов: Я, [фамилия, имя, отчество]..., а дальше вся информация излагается в свободной форме.
2) Сведения о родителях.
3) Полученное образование. Сначала указывается общее образование. Если составитель автобиографии закончил школу с
медалью, это следует написать. После сведений об окончании школы описываются все полученные уровни образования (средний, высший и т.д.). При этом указывается полное название учебного заведения. Если какое-то учебное заведение не закончено
– указывается причина. Если учёба не завершена на настоящий момент, указывается год начала обучения, а на месте года окончания пишется: "по настоящее время". Студентам последнего года обучения следует писать: "диплом инженера будет получен в июне такого-то года".
Поскольку обучение (особенно, в средних и высших образовательных учреждениях) часто совпадает с первыми этапами трудовой деятельности, необходимо указать, что одновременно с учебой работал (на каких предприятиях, в какие периоды, в какой должности или по какой профессии).
4) Трудовая деятельность. Здесь излагается информация о том, на каком предприятии, в каком учреждении или организации начал работать, в каком подразделении, в какой должности и по какой профессии. Если на одном предприятии составитель Автобиографии работал длительное время, и были перемещения, то указываются подразделения, должности (профессии) и периоды. Далее указываются этапы работы на других предприятиях. При описании этапов трудовой деятельности необходимо обратить внимание на причины увольнений, перемещений, смены профессии, пр.
5) Сведения о семейном положении. Время вступления в брак, фамилия, имя, отчество, настоящее место работы супруги(а).
6) Отношение к воинской обязанности. Необходимо указать периоды воинской службы, воинские звания.
7) Дополнительные сведения. Также в Автобиографии желательно указать дополнительные сведения о музыкальном образовании, художественных навыках, компьютерной грамотности (знание программных продуктов, языков программирования и т.д.), знании языков. Если автором велась научная деятельность, указывается количество публикаций, перечень опубликованных материалов прилагается на отдельном листе.
Эссе «Я + моя карьера». Это изложение в свободной форме (как правило, краткое – в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника. Именно свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации. В карьерном эссе студент раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха.
Портфолио работ
2) Сведения о родителях
3) Полученное образование. Сначала указывается общее образование. Если составитель автобиографии закончил школу с медалью, это следует написать. После сведений об окончании школы описываются все полученные уровни образования (средний, высший и т.д.). При этом указывается полное название учебного заведения. Если какое-то учебное заведение не закончено
– указывается причина. Если учёба не завершена на настоящий момент, указывается год начала обучения, а на месте года окончания пишется: "по настоящее время". Студентам последнего года обучения следует писать: "диплом техника будет получен в июне такого-то года".
Поскольку обучение (особенно, в средних и высших образовательных учреждениях) часто совпадает с первыми этапами трудовой деятельности, необходимо указать, что одновременно с учебой работал (на каких предприятиях, в какие периоды, в какой должности или по какой профессии).
4) Трудовая деятельность. Здесь излагается информация о том, на каком предприятии, в каком учреждении или организации начал работать, в каком подразделении, в какой должности и по какой профессии. Если на одном предприятии составитель Автобиографии работал длительное время, и были перемещения, то указываются подразделения, должности (профессии) и периоды. Далее указываются этапы работы на других предприятиях. При описании этапов трудовой деятельности необходимо обратить внимание на причины увольнений, перемещений, смены профессии, пр.
5) Сведения о семейном положении. Время вступления в брак, фамилия, имя, отчество, настоящее место работы супруги(а).
6) Отношение к воинской обязанности. Необходимо указать периоды воинской службы, воинские звания.
7) Дополнительные сведения. Также в Автобиографии желательно указать дополнительные сведения о музыкальном образовании, художественных навыках, компьютерной грамотности (знание программных продуктов, языков программирования и т.д.), знании языков. Если автором велась научная деятельность, указывается количество публикаций, перечень опубликованных материалов прилагается на отдельном листе.
Эссе «Я + моя карьера». Это изложение в свободной форме (как правило, краткое – в объеме не более одной страницы) мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника. Именно свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации. В карьерном эссе студент раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им
профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха.
Учебная деятельность
- Учебный план с указанием средней отметки по общим, профессиональным и специальным дисциплинам. Указание курсов по выбору, факультативов.
- Курсовые работы. С указанием дисциплины, тематики, краткой аннотацией, полученными самостоятельно результатами, отметкой.
- Выпускная квалификационная работа, дипломный проект.
- Практика. В данном разделе студентом фиксируются показатели качественной результативности реализации профессиональных знаний и умений в процессе прохождения практики. Возможно указание целей, задач, результатов прохождения практики (овладение какими технологиями, методами, приемами).
- Участие в олимпиадах с указанием уровня и результата.
- Дополнительное образование. В этом разделе фиксируется участие студента в работе курсов повышения квалификации и других, в том числе, дистанционных курсов, кружков, секций, студий, получение дополнительной специализации, второго высшего образования и т.д.
- Владение иностранными языками.
- Владение компьютерными программами.
Научно-исследовательская деятельность
В данном разделе фиксируются материалы, отражающие научноисследовательскую деятельность автора портфолио по обобщению и распространению профессиональных знаний в виде:
- участия в научных конференциях, семинарах с указанием уровня соответствующего мероприятия;
- участия в работе студенческого научного общества (СНО) с представление тем, материалов, результатов исследований, проводимых в рамках деятельности СНО;
- участия в работе исследовательских лабораторий;
- участия в НИР кафедры;
- научных продуктов, изобретений, патентов;
- разработки методических и дидактических материалов;
- публикаций;
- творческих отчетов;
- рефератов;
- докладов и т.д.
Социальная и творческая деятельность
Помимо реализации основной учебной и профессиональной деятельности активного, творческого специалиста, зачастую характеризует участие во внеучебной воспитательной, социальной, культурно-досуговой, спортивной деятельности. В этом разделе могут быть представлены:
- подготовка и участие в акциях, фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках с указанием результатов;
- разработка сценариев социальных, досуговых мероприятий;
- волонтерская и шефская помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, пожилым людям, ветеранам);
- творческие работы, выполненные автором и т.д. (предоставление текстов, фото и видеоматериалов по проведенным мероприятиям);
- участие в студенческих советах и других органах самоуправления студентов (староста группы, совет старост факультета, профком и пр.
Портфолио документов
В этом разделе помещаются все имеющиеся у студента сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения:
- копии документов о предыдущем образовании;
- копии документов (свидетельств, сертификатов), подтверждающих обучение студента по программам дополнительного образования;
- копии сертификатов об участии в конференциях;
- информация о наградах, дипломы, грамоты, благодарственные письма;
- копии документов (свидетельств), подтверждающих участие студента в различных конкурсах, соревнованиях, акциях и т.д.;
- документальные подтверждения публикаций о студенте в журналах, газетах и иных изданиях;
- другие документы по усмотрению автора.
Отзывы
В данном разделе могут быть представлены отзывы педагогов, руководителей разных уровней, коллег, рецензии на разработки студента, рекомендательные письма, самоанализ своей образовательной и профессиональной деятельности и т.д.:
- отзывы;
- рецензии;
- характеристики;
- самоанализ.
Глава 2. Рекомендации по формированию портфолио студента
2.1 Методика формирования портфолио студента
Различные авторы выделяют разнообразные этапы формирования портфолио. Выполнив сравнительный анализ (D. Sweet, О. Г. Смолянинова и др.), мы выделили инвариантные этапы, которые указываются всеми авторами и являются необходимыми при формировании портфолио. К этим этапам относятся:
1. Организация и планирование. Эта начальная стадия развития портфолио. Обучающиеся должны с помощью преподавателя понять цель портфолио, его статус как средства контроля и оценки собственного развития.
2. Собирание. Этот процесс представляет собой собирание значимых материалов, отражающих образовательный опыт обучающихся и цели сбора материалов. Выбор и сбор материалов должен быть основан на разнообразии факторов. Все отобранные материалы, включенные в собрание, должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания.
3. Осмысление. Помимо письменной рефлексии обучающихся, портфолио также должен содержать и материалы, основанные на мнениях других экспертов.
Нам представляется более полной процедура создания портфолио, предложенная H.C. Barrett . Этим автором выделяются следующие этапы создания портфолио:
1. Определение содержания портфолио и целей его формирования. Это очень важный этап, так как практически вся деятельность по созданию и использованию портфолио строится в зависимости от поставленных в её рамках целей. Чем чётче проявлено основание необходимости создания портфолио, чем конкретнее поставлены цели его использования, тем более вероятно достижение успешных результатов на всех последующих этапах. И, наоборот, если при работе на следующих этапах результаты отсутствуют или ниже запланированных, это является указанием на то, что работа по мотивации и целеполаганию была проведена некачественно.
На этом этапе прежде всего необходимо определить, кто станет субъектом (владельцем) портфолио-продукта, а кто субъектом (организатором) портфолио-технологии. В чём их интерес? Каких результатов ожидает каждая заинтересованная сторона? Каков в связи с этим будет их вклад? Обсуждение этих вопросов и является содержанием работы на первом этапе.
Формы работы при этом могут быть разными. Например, рассмотрение перечисленных выше вопросов на заседании кафедры, на совещании при декане, ректоре, на научно-методическом совете вуза, на проектном семинаре с участием профессорско-преподавательского состава и управленцев. Эта работа может быть проведена на организационном собрании группы, на семинарском занятии для студентов отдельно взятого направления подготовки или целого факультета в рамках спецкурса по управлению профессиональным развитием.
2. Накопление, сбор артефактов (подтверждения компетентности). Исходя из разработанной структуры портфолио, необходимо наметить организационный план работы, обеспечивающей поиск, сбор необходимых материалов. План должен содержать сроки, мероприятия и ответственных за их выполнение. Это может быть индивидуальный или групповой план.
3. Отбор информации. Просмотр и оценка собранных артефактов и определение тех, которые демонстрируют достижения согласно выбранным критериям и внешним требованиям. На этом этапе основная задача – отобрать материал в портфолио, перевести его при необходимости в электронную форму, отобрать программное обеспечение, соответствующее задачам, условиям демонстрации и хранения. На этом этапе могут обнаружиться избыточность или несодержательность собранных данных, сложность разнесения собранных артефактов по предложенным структурой разделов портфолио. Поэтому на этом этапе уместны формы работы, которые предполагают совместную деятельность по поиску, обсуждению, корректировке, уточнению разделов портфолио, консультированию.
4. Рефлексия. Оценка собственного роста, а также недостатков собственного развития. Написание рефлексивных материалов портфолио. Для рабочего портфолио рефлексия производится в ключевых точках обучения, например, по завершению освоения некоторых законченных фрагментов предметных областей. Для портфолио, используемого для трудоустройства, рефлексия предваряет описание практики или реальной
работы по специальности. Для оценочного портфолио рефлексия представляется в виде рецензии.
Её суть в фиксации успехов и трудностей, проявленных в практике. Ведь именно их следствием являются те первые промежуточные результаты, с которых начинается движение к достижению целей портфолио-технологии.
Рефлексия строится вокруг выяснения так называемых точек опоры – уже имеющихся знаний, умений, навыков, которые позволяют добиваться успехов в рамках портфолио-технологии и точек роста – дефицитов и трудностей, которые тормозят достижение запланированных результатов.
Рефлексивное осмысление точек опоры и точек роста позволяет:
- зафиксировать особенности движения в деятельности относительно ожидаемых результатов, а также значимые изменения, происходящие в самом субъекте деятельности;
- через осознание полученной практики перевести её в опыт, которым можно пользоваться в дальнейшем;
- на основе полученного выше, делать выводы и своевременно корректировать последующую деятельность, делая её более эффективной.
Для организации рефлексии деятельности можно использовать такие формы и методы работы как:
- групповая и индивидуальная работа;
- обсуждения на семинарских занятиях;
- письменные работы (эссе, ответы на вопросы по методу неоконченных предложений, психологическое тестирование и т.п.).
5. Перспективная оценка. Сравнение собственных позиций с внешними требованиями и определение целей на будущее. Это способствует профессиональному росту и стимулирует потребность в непрерывном образовании.
6. Презентация. Презентация – это представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию.
Такими заинтересованными лицами могут быть сверстники, родители, работодатели, преподаватели, другие внешние эксперты.
В зависимости от формы и аудитории, презентация портфолио может быть различной. Подготовка этого этапа может сопровождаться различными тренингами и консультациями по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Однако в любом случае она должна завершаться получением обратной связи и рефлексией по поводу того, достигнуты ли поставленные цели, а также планированием будущих действий по развитию портфолио.
Чтобы выяснить качество созданного портфолио-продукта и готовность его автора и владельца использовать его по назначению, необходимо обеспечить безопасные пробы в презентации. Под безопасными понимаются такие пробы, которые:
- моделируют ситуации презентации портфолио различным экспертным сообществам в учебном режиме и за пределами сузовских аудиторий;
- предполагают ошибки и организованную обратную связь со стороны экспертов;
- обеспечивают качественное (безотметочное) оценивание и экспертизу;
- не допускают использования проявленных ошибок против участников пробы;
- гарантируют возможность повторных презентаций после работы над ошибками.
Работа над ошибками предполагает достраивание недостающей информации о критериях успешного портфолио-продукта, а также наращивание навыков для его успешной презентации.
Рефлексия деятельности на этом этапе необходима дважды:
- после проведения проб для того чтобы оценить, что войдёт в работу над ошибками;
- после работы над ошибками, чтобы оценить суммарный прогресс движения к намеченным целям и внести корректировку в план их достижения.
Презентация является итоговым, но не финальным действием в рамках портфолио-технологии. Так как кроме готового портфолиопродукта в виде папки с материалами могут быть получены и другие результаты работы, не менее значимые для его владельца и других участников. Например, если папка портфолио презентуется для получения приглашения на собеседование с потенциальным работодателем, то даже в отсутствие этого приглашения, публичная или индивидуальная презентация даёт владельцу возможность получить обратную связь о критериях подбора персонала в конкретном секторе рынка труда.
При оформлении материалов портфолио необходимо удерживать такие основные задачи, как:
- привлечь внимание, вызвать доверие и желание знакомиться с материалами портфолио тех, кому они предназначены;
- передать все сведения, содержащиеся в портфолио, наиболее понятным образом (структура, язык, наглядность, доказательность);
- представить информацию, обеспечив в её содержании и форме, доказательства её достоверности.
Для выполнения этих задач необходимо ответить на вопросы:
- Кто будет знакомиться с материалами? К каким профессиональным и неформальным сообществам они относятся?
- С чем у них могут быть связаны ожидания по содержанию и оформлению материалов?
- Каковы правила оформления и требования к его качеству, принятые в этих сообществах?
При ответе на эти вопросы могут понадобиться дополнительная информация и умения. Поэтому здесь уместно проявление образовательных потребностей и формирование заказа на консультационное и тренинговое сопровождение.
2.2. Методическая разработка обучающего семинара «Технологии создания портфолио» по созданию портфолио.
Предложим возможное распределение содержания по занятиям.
1-е занятие ориентационное
Цель – знакомство с видами портфолио, их содержанием.
В настоящее время в педагогической литературе различают несколько видов портфолио: документов; процесса; показательное (презентационное); рабочее (работ); оценочное; тематическое, проблемное.
Знание и понимание различных видов портфолио дает возможность расставить образовательные акценты в обучении студентов.
Содержание семинара далее строится около ответов на следующие вопросы:
1. Каковы цели использования портфолио:
- сопровождает студента в течение всего обучения (от курса к курсу);
- элементы портфолио сопровождают студента в течение всего обучения (от курса к курсу);
- останется у студентов после составления;
- связано только с одной предметной областью;
- используется для возможной аттестации;
- используется студентом для рефлексии и саморазвития;
- используется студентом для самооценки;
- используется в работе с организациями, направляющими на учебу или предоставляющими место для практики;
- оцениваются отдельные компоненты портфолио до завершения работы над целым;
- будет общая оценка портфолио состоять из оценок входящих в него частей?
2. Из каких компонентов будет состоять портфолио:
- включать все изучаемые студентом темы;
- включать в портфолио только завершенные работы;
- выбирать для портфолио только лучшие работы;
- включать в портфолио все работы;
- студенты сами или вместе с преподавателем определяют состав портфолио;
- должны в портфолио содержаться комментарии преподавателей;
- могут студенты взаимно помогать друг другу при отборе содержания и структуры портфоли
2-е занятие – запуск портфолио
Цель – рассмотреть процедуру включения портфолио в учебный процесс: определить вид создаваемого портфолио, сроки его сдачи и время работы над ним, общее количество рубрик.
Студентам дается ориентировочная основа для формирования портфолио в виде обсуждения следующих вопросов.
Каковы специфические компоненты, которые должны быть включены в портфолио:
- все виды самостоятельной работы;
- результаты проверочных работ, тестов, итоговых работ;
- результаты групповой работы (черновики, схемы и др.);
- результаты взаимопроверки;
- дневники;
- сценарии выступления на семинарах;
- печатные работы;
- описание процесса решения учебных задач;
- проекты;
- эссе;
- результаты информационного поиска;
- заметки, связанные с ходом выполнения учебных, научно-исследовательских, учебно-профессиональных работ;
- аудиои видеоматериалы;
- схемы, рисунки, таблицы, диаграммы;
- авторские рисунки;
- картографический материал;
- результаты моделирования;
- вопросы студента к преподавателю;
- анкеты и результаты их обработки;
- отчеты об интервью;
- листы наблюдений;
- элементы самооценки;
- письма преподавателю, директору предприятия, другим лицам, архивные запросы, связанные с содержанием портфолио;
- наполнение содержания темы по выбору;
- сценарии дебатов;
- ситуационные задания и объемные кейсы (созданные студентом или решенные им);
- веб-квесты;
- компьютерные программы;
- описание лабораторных экспериментов;
- материалы полевых, педагогических и иных практик;
- грамоты, сертификаты, гранты и т.д.?
3-е занятие – создание и оформление портфолио
Цель – раскрыть последовательность выполнения заданий для портфолио, определить форму организации материалов и их оформление.
Традиционно портфолио оформляется в виде пластиковой папки с прозрачными файлами, в каждый из которых вкладывается информация. Возможна разработка портфолио в электронной форме.
Происходит обсуждение вопроса
Как будет выглядеть портфолио:
- требования к оформлению;
- соответствие содержания оглавлению, выбору рубрик;
- объяснение выбора темы портфолио;
- письменное введение в каждую часть, рубрику, главу и выводы по каждой части;
- самооценка портфолио самим студентом по особому плану или без него;
- оценка полезности произведенной студентом деятельности по подготовке портфолио;
- письмо студенту от преподавателя, руководителя практики, других студентов с рекомендациями, пожеланиями, оценкой, поддержкой, обратной связью?
4-е занятие – оценивание портфолио
Цель – знакомство с критериями оценки материалов портфолио.
Преподаватель должен дать точные критерии, по которым будет происходить аттестация выполненной работы.
Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио:
- периодическое проведение мини-конференций по портфолио в течение обучения;
- оценка портфолио целиком на основании критериев, сформулированных преподавателем;
- оценка частей портфолио, отобранных преподавателем;
- периодическая презентация студентом процесса работы над портфолио в течение семестра;
- предъявление частей или целого портфолио и их оценивание в следующем семестре;
- использование портфолио при приеме студента на работу;
- самооценка портфолио самим студентом?
Как будет происходить обсуждение портфолио:
- студент – преподаватель;
- студент – студент;
- студент – малая группа;
- студент одного курса – студент другого курса;
- студент – представитель организации, фирмы, предприятия;
- студент – значимое лицо;
- студент – социальное окружение;
- организованная защита портфолио;
- выставка портфолио;
- конференция по портфолио;
- дистанционная конференция?
Кроме того, возможен вариант, когда система оценки создается совместно со студентами. Семинар может быть организован посредством анализа кейсов. Микрогруппам раздаются готовые портфолио, которые подробно анализируются. Составляется краткая рецензия каждого портфолио. Группа знакомит остальных слушателей с результатами изучения портфолио, на основании чего совместно формулируются критерии и показатели оценивания портфолио.
При оценивании следует учитывать, что есть «традиционные» требования к портфолио и специфические, отражающие характер подачи материала. В качестве общих критериев выступают следующие:
1. Раскрытие назначения портфолио.
2. Разнообразие методологических, теоретических конструкций в качестве основы решения учебно-познавательных задач.
3. Глубина анализа материала при решении профессиональных задач.
4. Уровень систематизации и интеграции в единую учебнопрофессиональную схему.
5. Наличие собственных идей и перспектив развития образовательного и профессионального маршрутов.
6. Собственная позиция при решении профессиональных задач.
7. Оценка эффективности выполнения работы. Специфическими критериями оценивания являются:
- качество презентации (степень обоснованности материала, доказательности выводов и заключений, способ подачи материала (язык, стиль и др.), соответствие правилам оформления работы);
- использование исследовательских методов работы;
- наличие обязательных рубрик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Портфолио ( в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижения студента в определенный период. Портфолио — рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения студентов; целенаправленно создаваемая коллекция работ студентов, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более образовательных областях.
Итак, портфолио отвечает запросам всех участников образовательного процесса: студент — преподаватель — работодатель.
По отношению к различным аспектам образовательного процесса выделяют следующие виды портфолио:
- Портфолио документов; этот вид известен как «рабочий» портфолио. Этот подход показывает развитие и рост в обучении обучающихся, предстваленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документов может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата. Подобный сбор документации имеет смысл, когда отобраны определенные пункты, сосредоточенные на специфических образовательных опытах или целях.
- Портфолио процесса. При сборе документов этого типа портфолио включает подходы ко всем аспектам или стадиям процесса обучения. Они особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения студентов. Портфолио показывает объединение обучающимися определенных знаний и навыков, развитие этих навыков, позволяющих овладеть основным мастерством. Дополнительно, портфолио процесса позволяет студентам рефлексировать процесс обучения, включая использование журналов, дневников, фиксирующих эти результаты.
- Портфолио показателей. Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства обучающихся, полученного по определенным пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы обучающихся, отобранные как самим студентом, так и преподавателем. Только законченная работа должна быть включена. Кроме того, этот тип портфолио особенно совместим с аудиовизуальным развитием, включающим фотографии, видеозаписи и электронные отчеты по завершенной работе обучающихся. Показательный портфолио должен также включать письменный анализ и реакцию обучающихся на хаконченный процесс, определяющий включенные работы.
- Оценочный портфолио — это разнообразный процесс, характеризующийся следующими качествами:
- нерперывный и продолжающийся, обеспечивающий как формирующиеся, так и сформированные, т. е. достигшие высшей точки, возможности контроля развития обучающихся к достижению обязательных результатов;
- многомерный, то есть отражающий широкий спектр возможностей изучения процесса обучения;
- обеспечивающий отражение, включая возможности обучающихся рефлексировать собственный процесс мышления, проводить самоанализ, поскольку они контролируют свое понимание, вырабатывать свои собственные подходы к решению проблем и принятию решений, обеспечение усвоения умений и навыков.
Для государственной итоговой аттестации (ГИА) значимыми являются материалы и портфолио документов, и портфолио работ, и портфолио отзывов. Кроме того, для снятия выявленных ограничений и однобокости оценивания портфолио для ГИА должно содержать все типы сертифицированных и несертифицированных достижений студента.
Целесообразно создание и использование двух типов портфолио, отличающихся по способу обработки и презентации информации:
- портфолио в бумажном варианте;
- электронный вариант портфолио.
Бумажный вариант портфолио более уместен на самой процедуре государственной итоговой аттестации, тогда как электронное портфолио позволяет заранее ознакомиться с образовательными результатами выпускника. Также, электронный формат портфолио позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А Обучение. Оценка. Отметка.-М.,1980
2. Ананьев. Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2 .- М..,1980
3. Воронин, Ю.А., Трубина Л.А., Васильева Е.В., Козлова О.В. Курс лекций «Современные средства
оценивания результатов обучения» . – Воронеж, 2004
4. Карпова Е.В, Пятакова ,Ю.М.Проблема оценивания: традиции и инновации//Актуальные проблемы
психологии и педагогики начального образования.- Ярославль,2010
5. Мехтиханова ,Н.Н. Психология оценивания.- Ярославль , 2000
6. Сорокоумова, Е.А.Педагогическая психология.-Спб,2009
7. Шадрикова И.А. Педагогическая оценка и мастерство учителя//Совет. Педагогика. – 1991.- №10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.07 Создание сайтов с использованием современных средств
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.07 Создание сайтов с использованием современных средств дизайна и программирования разработан на основе Федерального государственно...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...
Проблемы составления контрольно-оценочных средств, для специалистов технического профиля в современном образовании.
Проблемы составления контрольно-оценочных средств, для специалистов технического профиля в современном образовании....