Выступление на педагогическом совете, посвященном адаптации студентов первого курса
статья на тему
Темой моего выступления является влияние внеурочной деятельности на адаптацию студентов первого курса в колледже. Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Поэтому педагогическая деятельность основана на организации взаимодействия студентов и педагогов, т.е. на личностно-ориентированном обучении, при котором создаются оптимальные условия для развития способностей к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации каждого студента. Именно поэтому огромное значение имеет процесс адаптации студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст выступления на педагогическом совете, посвященном адаптации студентов первого курса
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Темой моего выступления является влияние внеурочной деятельности на адаптацию студентов первого курса в колледже.
Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Поэтому педагогическая деятельность основана на организации взаимодействия студентов и педагогов, т.е. на личностно-ориентированном обучении, при котором создаются оптимальные условия для развития способностей к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации каждого студента. Именно поэтому огромное значение имеет процесс адаптации студентов.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении.
Проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто - оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями
Между тем, в эффективной адаптации к вузу заинтересованы все участники образовательного процесса: не только сами студенты первого курса, но и работающие с ними преподаватели и сотрудники, руководство факультетов и вуза. Успешное начало обучения может помочь студенту в его дальнейшей учебе, позитивно повлиять на процесс построения отношений с преподавателями и товарищами по группе, привлечь к нему внимание организаторов научных студенческих обществ и лидеров различных творческих коллективов и объединений студентов, активистов факультетской и вузовской общественной жизни.
Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды
Признавая многофакторную детерминированность адаптации студентов к воспитательно-образовательной среде вуза, необходимо отметить роль педагогического управления этим процессом. Одной их эффективных форм такого управления выступает деятельность классных руководителей студенческих групп, так как в адаптационный период студенты рассчитывают на поддержку преподавателей.
Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше.
Регулярно следует проводить заседания студсоветов, на которых они могут собраться для решения определенных вопросов, связанных, например, с подготовкой к предстоящим мероприятиям, праздникам. Ведь не секрет, что совместная работа объединяет, помогает раскрыться человеку
Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента.
Педагогическое сопровождение организуется с позиций личностно-ориентированного подхода и развивающего обучения, что позволяет преодолеть образовательные и социально-коммуникативные проблемы сложных по составу (с точки зрения адаптации) групп студентов и обеспечить необратимость процесса адаптации.
На основе уже приобретенного опыта, можно сказать что группа, привлеченная ко внеурочной деятельностью. Сплоченность коллектива наступает при массовом вовлечении к подготовке праздников, рисовании стенгазет. Это развивает также и умение работать в коллективе. Активизируются такие личностные качества как коммуникабельность, ответственность, пунктуальность. При привлечении к блоку дополнительного образовании, в частности к спортивным секциям, у студентов развивается самоконтроль. При этом я как классный руководитель постоянно учавствую в мотивации студентов к внеурочной деятельности. На примере своей группы, хочется отметить, что адаптация в первые месяцы обучения прошла наиболее удачно, благодаря совместному участию в общеколледжных мероприятиях, таких как день здоровья, участие в турнире колледжа по футболу. Так же при проведении классных часов в форме деловых игр, нацеленных на сплочение коллектива, установление доверительных отношений в группе. Так же немаловажную роль сыграло зачисление в группу студентов нашего колледжа, обучающихся ранее на НПО, которые помогают другим студентам адаптироваться в условиях жизни колледжа.
В заключении хотелось бы сказать, что механизмы адаптации, обеспечивающие успешное вхождение студента в образовательную среду, заключаются в педагогическом сопровождении, когда в процессе адаптации, с одной стороны, создаются условия для усвоения обучающимися норм и способов учебно-познавательной деятельности, с другой — осуществляется изменение, преобразование образовательной среды в соответствии с потребностями, возможностями, личностными особенностями студента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
Методическая разработка. Мероприятие по адаптации студентов первого курса к новым условиям обучения.
Квест-новая и интересная форма для работы с подростками. Сценарий данного квеста-основа для увлекательного мероприятия по адаптации студентов-первокурсников....
Доклад "Социально психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса"
Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса....
«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»
Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...
Доклад на тему:"Психолого - педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса"
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или ино...
Программа «Социально – психологическая адаптация студентов первого курса колледжа»
Цель программы: Создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивации на успешное освоение профессиональных компетенций....
Проект «Добро пожаловать!» (адаптация студентов первого курса).
Данный проект реализовывался в рамках Года педагога и наставника. Наставничество - это способ быстрой адаптации обучающихся к новым условиям образовательной деятельности. Основными категориями н...