Пушкинские места в Санкт-Петербурге
статья на тему
А.С.Пушкин - гражданин и поэт - неотделим от нашего славного города. Санкт-Петербург хранит все, что связано с памятью нашего великого соотечественника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasuysya.docx | 52.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия...
А. С. Пушкин «Медный всадник»
Первое свое дальнее путешествие Пушкин совершил в годовалом возрасте, когда его родители в 1800-1801 г.г. провели в столице несколько месяцев. А настоящее знакомство с городом состоялось в 1811 г. Тогда дядя поэта Василий Львович Пушкин привез Александра в Петербург для поступления в Царскосельский Лицей. В то лето 1811 года, когда Василий Львович Пушкин вместе с племянником своим Александром въехали в Петербург по царскосельскому тракту, стояла на редкость жаркая, солнечная погода. По приезде остановились в одной из лучших петербургских гостиниц, у Демута, что на набережной реки Мойки (дом 40), почти у самого Невского проспекта. Называли ее гак по фамилии владельца: Филипп Якоб Демут построил гостиницу еще в 1770 году. Номера были на всякие вкусы и достатки. Те, что окнами во двор,- подешевле. В парадных номерах из нескольких комнат жили постояльцы побогаче.
Столица ошеломила Пушкина. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! "На тройке принесенный из родины смиренной в великий град Петра", мальчик - Пушкин увидел бесконечные прямые проспекты и огромные площади, величественные дворцы в зелени садов, гранитные набережные Невы, оград узор чугунный, и они пленили его.
По словам современников, осень 1811 года замечательна была двумя событиями: освящением Казанского собора и основанием Царскосельского лицея. Новое учебное заведение заняло весь четырехэтажный флигель Екатерининского дворца, построенный еще в конце XVIII века архитектором И. В. Нееловым. Строгое по архитектурному решению, соразмерное по пропорциям, здание превосходно вписалось в общий ансамбль. Монументальная трехпролетная арка соединяла его с дворцом.
19 октября 1811 г. был торжественно отмечен день открытия Лицея. Среди 30 подростков, принятых на первый курс, находился двенадцатилетний Пушкин. Шесть лет провел он здесь, не покидая Лицей даже во время каникул. Пройдут годы, и Пушкин в стихотворении скажет об этом торжественном и памятном дне:
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Особенно запомнилась лицеистам речь профессора А. П. Куницына. Он говорил "об обязанностях гражданина и воина" и призывал своих будущих воспитанников действовать, как "думали и действовали древние россы: любовь к славе и отечеству должна быть вашим руководителем!"
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
В Лицее, в Царском Селе, проходили юные годы поэта, рождались его первые творческие замыслы. Здесь впервые явилась к нему его вдохновенная муза, родились " души прекрасные порывы". В Лицее проявилось яркое дарование Пушкина, и прославленный поэт России Державин увидел в нем преемника своей лиры.
И славный старец наш, царей певец избранный,
Крылатым гением и грацией венчанный,
В слезах обнял меня дрожащею рукой,
И счастье мне предрек, незнаемое мной.
Первые три года петербургской жизни Александра Пушкина после окончания Лицея прошли на Фонтанке, близ Калинкина моста. Здесь, в 5-м квартале 4-й Адмиралтейской части, с 1814 года жили родители поэта Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины. Не имея достаточных средств, чтобы снять квартиру в центре Петербурга, они поселились в Коломне.
В этом небольшом доме на тогдашней окраине Петербурга юный Пушкин жил с родителями с момента окончания лицея и вплоть до первой ссылки на юг. Дом был совсем небольшим — десять окон по фасаду, трехэтажным с очень низким первым этажом.
Пушкины занимали весь третий этаж — квартиру из семи комнат. Семья была небогатой, вернее, обедневшей, поэтому в одной из комнат можно было увидеть старинную роскошную мебель, а в другой — пустые стены или соломенный стул.
Сам поэт занимал небольшую комнату с окном в сад. Здесь он написал оду «Вольность», закончил поэму «Руслан и Людмила», здесь его навещали лицейские друзья. Сейчас на здании висит мемориальная табличка, но сам дом стал уже пятиэтажным, да и вообще изменился до неузнаваемости.
В.А. Эртель оставил описание комнаты поэта в родительском доме: "Мы взошли на лестницу, слуга отворил двери, и мы вступили в комнату. У дверей стояла кровать, на которой лежал молодой человек в полосатом бухарском халате, с ермолкою на голове. Возле постели, на столе, лежали бумаги и книги. В комнате соединялись признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого".
Эта отдаленная часть столицы находилась между реками Фонтанкой и Мойкой, ограничивалась Театральной площадью, рекой Пряжкой и устьем Большой Невы.
После роскошных царскосельских дворцов, "садов прекрасных", населенных статуями, украшенных памятниками, здесь, в Коломне, глазами юноши представились унылые картины городской окраины. Вдоль нешироких улиц теснились деревянные домики и "смиренные лачужки". Приметными среди них были церковь, пожарная каланча и непременные полицейские будки с вылинявшими под дождем полосами.
Живой, общительный, жадный до жизни молодой поэт не мог подолгу оставаться дома. Из своего захолустья он спешил на Большую Миллионную, в изящный особняк "ночной княгини" Е. И. Голицыной, в гостиницу Карамзиных, в салон Олениных, на сходки молодых вольнодумцев, в квартиру братьев Тургеневых, на "субботы" Жуковского.
Возвращался поэт обыкновенно за полночь. Едучи по улицам Коломны, он видел "спящую громаду" Большого Каменного театра (здание театра не сохранилось), очертания Никольского рынка, зиявшего арками галерей, слушал "страж дальний крик, да бой часов"…Вблизи Крюкова канала белела высокая, статная и причудливо колеблющаяся в воде колокольня Никольского собора. На Фонтанке гремели, нарушая тишину, цепи подъемных мостов, доносился всплеск воды под веслами запоздалых лодок.
Летний сад, разбитый посередине Петербурга, был под стать самому городу с его правильной симметрией. В петровское время здесь проходили ассамблеи, и гости царя любовались замечательными фонтанами, украшавшими сад. Но с годами сад потерял свой строгий, торжественный облик. И Пушкин, живя по соседству, часто приходил сюда. А летом неподалеку от Летнего сада на набережной Невы устраивали купальню Уже не действовали подъемные мосты, переброшенные через каналы вдоль Михайловского замка. И сами каналы, окружавшие замок со всех сторон, были засыпаны. С 1823 года в замке находилось Главное инженерное училище (отсюда его название - Инженерный). Когда Пушкин жил на Пантелеймоновской улице (ныне улица Пестеля, 5), на площади перед замком обучались военной выправке будущие выпускники. Кстати, именно здесь учился Герман - герой повести «Пиковая дама», военный инженер. На левом берегу Фон ганки несколько старинных особняков, построенных еще в конце XVIII века. В одном из них (дом 20) была квартира братьев Тургеневых. В доме 26 жили Карамзины, П. А. Вяземский, Е. М. Хитрово. За мостом - здание, окруженное чугунной решеткой, -дворец Шереметевых, так называемый «Фонтанный дом» (дом 34). Параллельно набережной идет Моховая улица, где в доме 32 жила семья Вяземских.
Набережная реки Фонтанки за Симеоновским мостом (ныне мост Белинского) прерывается причалом -спуском к воде, летом через Неву и каналы перебирались на лодках и яликах. Лодки были самые разные: прогулочные под балдахином, открытые - у перевозчиков. Их насчитывали в городе не меньше, чем экипажей. За четыре копейки перевозили через Неву, зa копейку -через Фонтанку. И легко можно было перебраться на другую сторону реки, где жили Муравьевы, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, И. И. Уткин (ныне дом 25). Этот путь по Фонтанке от Летнего сада до Аничкова моста был хорошо знаком Пушкину. Сейчас вся набережная покрыта асфальтом, а прежде вдоль нее шли дорожки, устланные «тесаным диким камнем для безопасности и удобства пешех одцев», как сообщал старый петербургский путеводитель.
За Аничковым мостом набережная реки Фонтанки теряла свой парадный вид: здесь начинались усадебные постройки и доходные дома, где сдавали квартиры внаем поэтажно.
Красивый мост с цепями - Чернышев мост (ныне имени Ломоносова) -один из самых старых в городе. На Фонтанке их было семь. Украшенные башнями из тесаного дикого камня, трехпролетные, цепные, разводные, они шли один за другим. И когда по реке двигались мачтовые суда с грузом, средняя их часть подымалась для пропуска судов. Сейчас остались неперестроенными только два: имени Ломоносова и Старо-Калинкин.
Коллегия иностранных дел
Английская набережная, 32
Сюда молодого Пушкина вместе с Кюхельбекером и Горчаковым определили на службу после окончания лицея. Дипломатическая деятельность не привлекала Пушкина, и поэтому в учреждении Пушкин появлялся нечасто и в несоответствующих случаю широкополой шляпе и широком фраке, привлекая к себе всеобщее внимание.
Двухэтажный, сильно протяженный по фасаду дом на Английской набережной, где помещалась коллегия, был куплен казной у князя Куракина в 1764 году. В конце XVIII века архитектор Д.Кваренги, переделывая главный фасад, украсил его полуколоннами, а над фронтоном установил три статуи. Здание сохранилось по сей день (дом №32 по Английской набережной).
Коллегия – одно из самых многолюдных учреждений столицы. Здесь можно было числиться и практически не служить. 14 июня 1817 года вновь поступивших, в том числе и Пушкина, приводят к служебной присяге, проходившей в торжественной обстановке.
Изредка посещая коллегию, «числившийся» при ней Пушкин появлялся там не в мундире, а в широкополой шляпе «боливар» и в широком черном фраке с нескошенными фалдами, «по-американски», обращая на себя общее внимание.
Дипломатическое поприще не привлекало Пушкина. Еще в Лицее он определил свой путь в стихотворении «К другу стихотворцу»:
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю…
В годы службы в Коллегии иностранных дел имя Пушкина-поэта становится широко известным.
Квартира Тургенева
Набережная Фонтанки, 20
А. И. Тургенев занимал квартиру на третьем этаже, здесь часто проходили собрания литературного общества «Арзамас», в которое входили Карамзин, братья Тургеневы, Жуковский, Батюшков, Вяземский. Частым гостем был в доме и Пушкин. Из окон кабинета, в котором собирались гости, открывается вид на Михайловский замок, в котором был убит Павел I. Здесь поэт напишет строки, вошедшие в оду «Вольность»:
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец...
А. И. Тургенев «Вольность»
«Зеленая лампа»
Проспект Римского-Корсакова, 35
В этом доме зимой 1818/19 гг. собиралось литературно-политическое общество, в которое был вхож и Пушкин. Его участники сидели вокруг стола, над которым висела лампа с темно-зеленым абажуром. Каждый член общества, девизом которого были слова «Свет и надежда», давал клятву хранить в тайне все, что происходило на собраниях.
Дом Лавалей
Английская набережная, 4
Дошедший до наших дней особняк, принадлежал супругам Лавалям, устраивавшим вечера с множеством гостей. Здесь Пушкин читал оду «Вольность» и трагедию «Борис Годунов».
На правом берегу Фонтанки, у Семеновского моста, стоят три похожих друг на друга дома: трехэтажные, с треугольными фронтонами (97, 99 и 101). Эти дома, построенные еще в XVII веке, принадлежали тогда богатой помещице Полторацкой. На одной из ее дочерей, Елизавете Марковне, женился в 1780 году Алексей Николаевич Оленин. Она получила в преданное дом, что под номером 101. В 1813 году Оленины стали владельцами еще одного особняка – ныне дом 97, в котором проживали до осени 1819 года. Здесь-то, вероятно, и бывал молодой Пушкин.
А. Н. Оленин был человек необыкновенный. Он обладал многими талантами: художник и знаток искусства, историк и палеограф – один из основателей русской археологии, человек широчайшей образованности. В 1811 году Оленин стал директором Публичной библиотеки, а с 1817 года – президентом Академии художеств. Дом Олениных был местом встреч литераторов и художников. На вечерах у Олениных часто бывал И. А. Крылов, мастерски читавший свои басни. Всегдашние гости дома – поэты В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, историк Н. М. Карамзин, художники К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, Ф. П. Толстой, скульпторы Б. И. Орловский, И. И. Теребенев и многие другие.
В этом интересном и гостеприимном доме появляется, наконец, и юноша Пушкин. Он читает свою поэму «Руслан и Людмила», и Оленин одним из первых признает поэтические достоинства произведения молодого автора.
Здесь весной 1819 года Пушкин впервые увидел Анну Петровну Керн – девятнадцатилетнюю племянницу хозяйки дома. Все в ней влекло внимание поэта: большие глаза, смотревшие вокруг с необычайной доверчивостью и затаенной грустью, нежный овал лица, какая-то девическая застенчивость в движениях.
Впоследствии в селе Михайловском ссыльный Пушкин вспомнил об этой встрече в стихотворении, обращенном к А. П. Керн:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Литературный салон Авдотьи Голицыной
Миллионная улица, 30
Одна из красивейших женщин своего времени Авдотья Голицына не принимала в своем салоне раньше 10 вечера, за что ее прозвали «Ночная княгиня». Молодой Пушкин часто бывал в ее доме и был в нее пылко влюблен. Известны 3 стихотворения поэта, обращенные к Голицыной.
- «Волшебный край»
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Так писал Пушкин о русском театре – о Большом театре Петербурга –в I главе романа «Евгений Онегин».
Здание Большого театра находилось на границе Адмиралтейской части столицы с окраинной Коломной, на обширной площади, которая уже в первой четверти XIX столетия стала называться Театральной. Возникшая еще в XVIII веке, она давно уже была не только местом торговли, но и местом народных развлечений. Позднее в 1783 году, по проекту Антонио Ринальди здесь было построено здание театра. Большой Каменный театр, как его долго называли, перестраивался в 1802-1805 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Монументальное здание украсил восьмиколонный портик с треугольным фронтоном, богато декорированным лепкой. Театр освещался свечами и масляными лампами, что, конечно, таило в себе опасность пожара. В 1811 году театр сгорел, но был восстановлен в прежнем великолепии к 1818 году. «Зала театра,- сообщается в журнале «Сын Отечества»,- выполнением и красотою постройки, расположения и убранства не уступает никакой другой в Европе». Такой ее увидел и запомнил большой театрал Пушкин.
В 1890-х года здание было частично разобрано, на его месте возникло новое строение, существующее до наших дней, - Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова.
Репертуар Большого театра отличался большим разнообразием. Здесь ставились оперы, балеты, драматические спектакли. Трагедии В.А. Озерова, «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Урок дочкам» и «Модная лавка» И.А. Крылова, бесконечная вереница разнообразных пьес и комедий А.А. Шаховского, классические французские трагедии и трагедии Шекспира, комедии Гольдони, Мариво, Бомарше – таков богатый репертуар Большого театра.
Особое место в жизни русского театра занимали балеты, замечательным постановщиком которых был Карл-Людовик Дидло. В примечаниях к «Онегину» Пушкин писал: «Балеты г. Дидло исполнены живостью воображения и прелести необыкновенной».
В романе «Евгений Онегин» поэт обессмертил балерину А.И. Истомину,
почти осязаемой зарисовкой ее танца:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Впоследствии Дидло привлекли пушкинские поэмы. На их сюжеты он создал балеты «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора – злого волшебника» и «Кавказский пленник», где роль Черкешенки исполняла Истомина.
— Счастливый Пушкин (Английская наб., 52 / Галерная, 53)
По этому адресу, в доме Брискорн, находится первая петербургская «семейная» квартира поэта: именно сюда Александр Сергеевич переехал в октябре 1831 года с молодой женой.
Объявление о сдаче звучало так: «По Галерной улице, в доме №225 отдаются в наем квартиры: в бельэтаже одна о 9, а другая о 7 чистых комнатах с балконами, кухнями, конюшнями, сараями, ледником, сухим подвалом, чердаком... на хозяйских дровах, каждая по 2500 рублей в год».
Время, проведенное здесь, поэт впоследствии вспоминал как самое счастливое в своей жизни. «И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше», — соглашался и В.А. Жуковский, навещавший в то время Пушкина. Последний факт несомненен: за несколько месяцев, которые Пушкин провел в доме Брискорн, из печати вышли «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», восьмая глава «Онегина», третья часть «Стихотворений», а уж сколько произведений было задумано! К сожалению, вскоре Пушкиным пришлось съехать: квартира была им не по карману. Сейчас в здании находится отель, который так и называется — «Счастливый Пушкин».
Пушкин был пожалован в камер-юнкеры и должен был вместе с женой являться в Аничков дворец на балы, дававшиеся для узкого круга лиц, принятых при дворе. Камер-юнкер – низшее придворное звание, даваемое обычно юношам, начинавшим придворную карьеру
Аничков дворец (ныне Дворец творчества юных) расположен на углу Невского проспекта и Фонтанки. Он создавался в середине XVIII века по проекту М. Земцова с изменениями, внесенными Ф.-Б. Растрелли, и неоднократно перестраивался. Нынешний облик дворец принял в двадцатые годы XIX столетия. Здание дворца поставлено в глубине большого двора и своим главным фасадом обращено к набережной. Другим фасадом дворец выходит в большой сад, украшенный двумя павильонами К. Росси, сохранившимися до нашего времени. Со стороны Невского проспекта дворцовая территория была ограничена невысоким, украшенным колоннадой зданием, называвшимся «кабинетом его величества». Нижний этаж представлял открытые галереи с арками, впоследствии их застроили. Аничков мост, как и другие мосты через Фонтанку, созданные в XVIII столетии, имел первоначально гранитные башенки с цепями. До наших дней этот декор сохранился только на Калинкином мосту и мосту Ломоносова. Аничков мост был реконструирован в сороковые годы прошлого столетия и украшен конными скульптурами П. Клодта.
Для Пушкина звание камер-юнкера было оскорбительно. Но смысл царской «милости» был предельно ясен – теперь Пушкин прочно привязан ко двору: он должен посещать все придворные церемонии, увеселения, церковные службы, быть постоянно на глазах Бенкендорфа и самого царя.
Чтобы не участвовать в дворцовых празднествах, Пушкин сказывается больным. В ноябре 1834 года, за пять дней до открытия Александровской колонны, Пушкин уезжает из Петербурга. Камер-юнкерский мундир для него – ненавистный шутовской кафтан.
Поэту приходится сопровождать Наталью Николаевну на празднества и в Зимнем дворце. Из парадных залов он уходит в тишину Военной галереи 1812 года. Здесь родилось стихотворение «Полководец».
Необходимость бывать при дворе становится невыносимой.
Цензура все сильнее теснила Пушкина. Материальное положение ухудшалось. Росли долги, росло чувство зависимости от казны.
Пушкину хочется покинуть Петербург и поселиться в деревне. Это желание высказано в стихотворении, обращенном к жене и датированном 1834 годом:
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Пушкин – постоянный покупатель и посетитель петербургских книжных лавок, особенно с 1831 года, когда он стал жителем столицы.
Книги сопровождали Пушкина всю жизнь – с самого раннего детства до смерти. В лицейском стихотворении «Городок» он скажет:
Друзья мне – мертвецы,
Парнасские жрецы;
Над полкою простою
Под тонкою тафтою
Со мной они живут.
В эти годы издание книг и книжная торговля в России бурно развиваются, растет число читателей и любителей книг.
Одним из крупных книгоиздателей и книгопродавцов того времени был И.В. Сленин. Лавка Сленина сначала находилась в доме В.В. Энгельгардта на Невском проспекте, дом № 27. Как писал современник, «Сленин основал магазин в той части города, где долгое время, подле модных тряпок, русские товары не смели появляться».
И.В.Сленин выпускал широко известный альманах «Северные цветы», где читатели постоянно встречали имя Пушкина. Приходили в лавку Сленина П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, Н.И. Гнедич, заходил отдохнуть и посмотреть новые книги И.А. Крылов, ранее бывал и Н.М. Карамзин.
Пушкин был в добрых отношениях со Слениным.
В здании Пажеского корпуса, во флигеле на Садовой улице против Гостинного двора (дом № 26) находилась книжная торговля И.Т. Лисенкова. Поэт особенно часто бывал у него в 1836 году.
Но особенной популярностью у покупателей и литераторов пользовалась книжная лавка А.Ф. Смирдина. В конце 1831 года он открыл крупнейший книжный магазин на Невском проспекте, в новом здании, принадлежавшем лютеранской церкви святого Петра. Дом теперь надстроен двумя этажами, но сохранил свой архитектурный облик (ныне дом № 22).
Книжная лавка и библиотека Смирдина стали настоящим литературным клубом. Здесь собирались писатели и любители литературы, обсуждались литературные новости, велись жаркие споры.
Пушкин часто посещал Смирдина, охотно поручал ему издание своих произведений.
В доме Голландской церкви на Невском проспекте (ныне дом № 20) Пушкин брал книги в магазине Ф.М. Беллизара.
— Перед дуэлью. «Вольф и Беранже» (Невский пр., 18)
Пожалуй, всем известно, что именно в кондитерской «Вольф и Беранже», где сейчас находится «Литературное кафе», Пушкин выпил стакан лимонада, дожидаясь своего секунданта Данзаса перед роковой дуэлью.
Но надо сказать, что кафе связано с именем Пушкина не только и не столько этим фактом: поэт бывал здесь регулярно, встречался с друзьями, просматривал свежие газеты и журналы. Кондитерская Вольфа и Беранже вообще была наимоднейшим местом: здесь подавали лучший в городе горячий шоколад и пирожные, а также необычные сладости: сахарные корзинки, шоколадные яйца, фигурки животных и портреты знаменитых людей из шоколада и сахара.
Кстати, примечательно, что свое знаменитое стихотворение «На смерть поэта» юный Лермонтов спустя несколько дней после дуэли тоже читал именно здесь.
Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина
Набережная реки Мойки, 12
Входит в музейный комплекс Всероссийского музея А. С. Пушкина. Квартиру в доме княгини Волконской Пушкин снимает за несколько месяцев до своей гибели, сюда приносят раненного на дуэли Александра Сергеевича 27 января 1837 года, и здесь он умирает, простившись с женой и детьми.
Около 6 часов вечера 27 января к дому на Мойке подъехала карета, в которой привезли смертельно раненого Пушкина. Данзас (секундант Пушкина) поднялся в квартиру и распорядился, чтобы Пушкина внесли в комнаты, а сам пошел известить Наталью Николаевну.
Старый слуга внес Пушкина в кабинет и опустил на диван.
Быстро разнеслась весть по Петербургу о том, что Пушкин тяжело ранен. К его дому стекались люди. Они заполняли вестибюль, теснились под воротами, во дворе и на набережной.
Пушкин был ранен в нижнюю часть живота. Такие ранения в то время были неизлечимы. Пушкин знал, что часы его сочтены. Страдания переносил он с необычайным мужеством, стараясь не стонать, чтобы не испугать жену и детей. Почувствовав приближение конца, велел привести детей и простился с ними, простился с женой и друзьями.
- января в 2 часа 45 минут пополудни сердце поэта перестало биться.
«Пушкин умер»,- тихо сказал Жуковский.
«Убит!!!»,- крикнули из толпы.
«Вчера мы его лишились, - писал А. Тургенев,- лишилась его Россия и Европа… Потеря, конечно незаменимая… Великая потеря!».
Музей рассказывает о последних месяцах жизни поэта, в рабочем кабинете собраны его личные вещи, в квартире воссоздана обстановка тех лет.
Над квартирой поэта расположена литературная экспозиция «Жизнь и творчество А. С. Пушкина». В 17 залах собраны предметы пушкинского времени: изображения поэта и его друзей, виды Петербурга, рукописи поэта, сочинения современников, предметы быта.
Место дуэли
Напротив дома № 10 по Коломяжскому проспекту есть небольшой сквер, в котором на предполагаемом месте дуэли Пушкина с Дантесом установлен монумент (1937); к нему ведет небольшая аллея, в начале которой две гранитные стелы — одна с памятной надписью о дуэли, другая со строчками из стихотворения Лермонтова «Смерть поэта».
Церковь Спаса Нерукотворного образа (Конюшенная)
Конюшенная пл., 1
В этой небольшой придворной церкви состоялось отпевание Пушкина, в церковь пускали по билетам и только высшее общество. Гроб с телом поэта увезли к месту упокоения в Святогорский монастырь Псковской губернии тайно, ночью, дабы избежать народных прощаний. Сопровождал тело один только Тургенев, и всю дорогу стоял на погребальной повозке старый слуга Александра Сергеевича — Никита Тимофеевич Козлов.
Если от «Вольфа и Беранже» свернуть на Мойку и миновать последнюю квартиру Пушкина (наб. Мойки, 12), где сейчас находится его музей, мы окажемся у последнего пристанища Пушкина в Петербурга — у здания Конюшенной церкви, где отпевали поэта. Церковь считалась придворной, и поэтому особое разрешение на отпевание именно в ней дал лично Николай I.
Об этом отпевании современники вспоминали так: «Конюшенная церковь не велика, и туда впускали только тех, у кого были билеты, то есть почти исключительно высшее общество и дипломатический корпус, явившийся в полном составе. Вся площадь была запружена огромной толпой, которая устремилась в церковь, едва только кончилось богослужение и открыли двери; и ссорились, давили друг друга, чтобы нести гроб... Один очень хорошо одетый молодой человек умолял позволить ему хотя бы прикоснуться к гробу...». После отпевания гроб с телом Пушкина был отвезен в Святогорский монастырь.
Сегодня Конюшенная церковь, как и весь Конюшенный корпус, в который она встроена, находится в довольно плачевном состоянии и остро нуждается в реставрации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пушкин - гражданин и поэт - неотделим от нашего славного города. И сегодня, накануне празднования 200 – летия Великого Поэта, Город свято хранит все, что связано с памятью нашего великого соотечественника.
Список литературы
- Абрамович С. Предистория последней дуэли Пушкина. – С-Петербург: Петраполис, ДБ, 1994.-343 с.
- Гессен А.И. Набережная Мойки, 12: Последняя квартира Пушкина А.С. – Петрозаводск: Карельское книжное изд-во, 1969.-270 с.
- Жизнь и лира: Сборник статей о жизни А.С.Пушкина. – М.: Книга, 1970.-319 с.
- Зажурило В.К. и др. “Люблю тебя, Петра творенье…”: Пушкинские места Ленинграда.- Л.: Лениздат, 1989.- 272 с.
- Лотман Ю.М. Пушкин А. – С-Петербург: “Искусство – СПб”, 1995.- 847 с.
- Макогоненко Г.П. Избранные работы: О Пушкине, его предшественниках и наследниках.- Л.: “Художественная литература”, 1987.- 640 с
- Авенариус, Василий Петрович (1839-1923). Отроческие годы Пушкина : биографическая повесть : с 8 рисунками и портретом Пушкина / [сочинение] В. П. Авенариуса. - Издание 6-е. - С.-Петербург : издание книжного магазина П. В. Луковникова : типография М. Меркушева, [1909]. - 232, [2] с., 1 л. фронт. (портр.), [8] л. ил. : виньет. ; 21 см. -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результативности образовательного процесса в Центре детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга
Проводя мониторинг в нашем учреждении, мы исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учр...
Методические рекомендации по работе с текстами по специальности для строителей третьего курса по теме «Санкт-Петербург» (на английском языке).
Собранные для анализа тексты, с одной стороны, включают специальную лексику по строительству (части здания, материалы, глаголы, характеризующие строительство), с другой стороны, несут страноведческую ...
Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (возраст слушателей 16+) в учреждении дополнительного профессионального образования гуманитарного направления
Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначена для промежуточного контроля знаний слушателей на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (...
Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.
Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....
Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.
Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....
Медиатека НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Деятельность медиатеки связана с формированием прокатного фонда аудиовизуальных пособий (АВП): кино-, видео-, СD-,DVD- диски, слайд фильмы, программные педагогические средства по всем предметам ...
Санкт-Петербург в начале 19 века. Памятные места города.
В презентации рассказывается о памятных местах Санкт-Петербурга, связанных с войной 1812 года, вопросы для работы по карте....