Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа
рабочая программа на тему

Чикнайкина Ольга Леонидовна

Программа духовно-нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-

экономический колледж»

Программа

«Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа»

Саранск 2016



Рассмотрено и одобрено                                         УТВЕРЖДАЮ

на заседании предметной (цикловой)                    Председатели ПЦК:

комиссии информатики и вычислительной                         Панфилова М.В.

                                                                                            ______Финакова И.Ю.

техники и комиссии математических и

естественно-научных дисциплин

Протокол № ___ от «___»______2016г.

Составитель: Чикнайкина О.Л., преподаватель специальных дисциплин СГПЭК


Содержание

Пояснительная записка        3

Введение        4

Основные направления программы        6

Условия реализации программы        6

Результаты реализации программы        7

Тематический план        8

Заключение        11

Список использованных источников        12


Пояснительная записка

“Учитесь властвовать собой”

А.С. Пушкин

“Каждый из нас – космос, состоящий из хаоса,
сочетающий свет и тьму, вину и предательство,
отчаяние и стойкость, злобу и доброту, ненависть и любовь…

А хотите стать творцом своего космоса?”

И.Вагин

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных, стоящих пред каждой семьёй, обществом и государством в целом. В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Причинами данного явления можно назвать отсутствие положительных нравственных ориентиров для подрастающего поколения, расшатывание морально-этических норм в обществе, спад культурно-просветительной работы с учащимися, слабое патриотическое воспитание, непродуманные изменения в системе образования и многое другое.

Проблема духовно-нравственного воспитания в России должна решаться с позиций истинных духовно-нравственных ценностей, а сама образовательная система должна быть направлена на развитие духовных основ личности.

Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит колледжу, поскольку, во-первых, его деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.

Отсутствие нравственных ориентиров и принципов в воспитании, насаждение средствами массовой информации чуждого и аморального образа жизни, отсутствие воспитания благочестия, целомудрия, в праведности, любви, уважения к честному труду — вот далеко не полный перечень, свидетельствующий о духовно-нравственном состоянии детей и молодежи.

Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.


Введение

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:

  • во-первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера;
  • во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В связи с этим возрастает роль гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природоспособностью и национальным своеобразием, которые, в свою очередь, диктуют пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности. Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. На наш взгляд, характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в колледже и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей студентов.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Классный руководитель должен работать над решением следующих стратегических задач:

  • воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  • организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности;
  • организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность;
  • создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
  • укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Организации целостного процесса духовно-нравственного воспитания способствует, на наш взгляд, осуществление классным руководителем следующих основных функций:

  • создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
  • стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
  • организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
  • корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

Цель программы: содействие духовно-нравственному становлению студента, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств личности ребёнка, приобщению к высшим духовно-нравственным ценностям.

Задачи программы: создать условия для:

- формирования ценностного отношения к обществу, понимания смысла человеческого существования и ценности существования других людей;

- формирования у учащихся понимания, осознания исторического прошлого и будущего России, гражданской позиции россиянина;

- развития способности жить на высоком культурном уровне, созидать новые материальные ценности;

- реализации креативных способностей учащихся;

- развития потребности в реализации учащихся в учебной, досуговой деятельности и готовности к полноценному, свободному самоопределению;

- формирования понимания значимости личностных и деловых качеств во взаимоотношениях классного коллектива с сотрудниками учебного заведения.

Основные направления программы

Нравственность и интеллект

Целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла существования на основе общечеловеческих ценностей, формирование понимания исторического прошлого и будущего родной страны и осознания своей непосредственной роли в её судьбе; создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуальных способностей и развития навыков рационального мышления.

Семья

Цель данного направления – формирование у учащихся устойчиво положительного отношения к институту семьи как к одной из основных составляющих успешной самореализации личности в обществе.

Здоровый образ жизни

Цель направления – формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни как важнейшего компонента гармонично развитой личности.

Условия реализации программы

Реализация программы предполагает сотрудничество с педагогическим коллективом колледжа, учреждениями дополнительного образования города и другими социальными институтами. Для создания оптимального психологического пространства особое значение в рамках реализации программы имеет активное взаимодействие с родителями.

Важным элементом программы являются относительно небольшие и финансовые материальные затраты. С целью реализации программы духовно-нравственного воспитания студентов необходимо наличие методической базы: методической и психологической литературы по теме, аудио- и видеотеки, репродукции и т.д.

Результаты реализации программы

Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гармонично развитая, высоко духовная личность учащегося, способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей.

Учащийся ощущает себя полноценной личностью, востребованной социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как развитая политическая и правовая культура, высокий интеллектуальный уровень, способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом образе жизни, коммуникативные умения, культура поведения. Содержание каждого из обозначенных направлений раскрывается в разнообразных формах работы с группой, родителями обучающихся, объединённых определённой тематикой.


Тематический план к программе

“Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа”

№ п/п

Тема

Основное содержание

Формы работы

1

“Подари человеку радость”

- прекрасное в жизни человека;

- милосердие;

- правила человеческого общежития

1. Акции  «День добрых дел»

2. Праздничная программа для детей из малообеспеченных семей;

3. Праздничная программа для пациентов психоневрологического диспансера;

4. Классные часы на тему: «Добросердечие»*, «Милосердность»*

2

“Человек в поисках веры”

- проблемы жизни и смерти;

- вера в Бога;

- вера в себя;

- религии мира

-пояснение значения таких понятий, как уважение, авторитет, почтение к старшему поколению на основе христианской педагогики;

- формирование представления о призвании и воспитании души, о милости, радости и благодарении души

1. Беседа-размышление “Познаваем ли мир?”.

2. Беседа “Человек и его предназначение”.

3. Классные часы: «Спасительность»*, «Терпимость»*.

3

“Вечные истины”

- формирование представления о гражданском долге;

- моральный закон каждого;

- добро и зло в жизни человека;

- в поисках красоты

1. Литературно-музыкальная композиция “Сострадание – основа всех нравственных побуждений человека”.

2. Тест, беседа “В силах ли я искоренить зло в самом себе?”.

3. Поэтическая гостиная “Красота спасёт мир”;

4.Классные часы: «Сострадание»*, «Совестливость»*, «Убежденность»*,

5. «Урок Доброты» для студентов первого курса.

4

“Семья”

- семейный союз;

- правила жизни в семье;

- примеры родительской любви -строгой, Разумной, Уважающей

1. Тест “Родители – моя опора”.

2. Деловая игра “Генеалогическое древо”.

3. Литературный этюд “Традиции моей семьи”.

4. Классные часы: «Верность»*, «Порядочность»*

6

“Дружба или любовь?”

- во сколько лет начинается взрослая жизнь?!

1 .Беседа-размышление “А если это любовь?”.

2. Ролевая игра “Я+ТЫ”.

3. Классный час: «Искренность»*

7

“Здоровый образ жизни”

- правила поведения в местах общественного пользования;

- правила собственной безопасности;

как не стать жертвой преступления;

- духовное и физическое здоровье;

- вредные привычки

1. Диалог-размышление “Зачем нужна полиция?”.

2. Встреча с представителями внутренних органов правопорядка.

3. Деловая игра “Как обеспечить свою безопасность?”.

4. Беседа-тест “Здоровый образ жизни”.

5. Деловая игра “Вредные привычки – за и против”.

6. Классные часы: «Упорство»*, «Стойкость»*

8

“Моя Родина”

- патриотическое и гражданское воспитание;

- понятие патриотизма “Символика” в масштабах страны, области, города

1. Беседа-размышление “С чего начинается Родина?”.

2. Диалог-размышление “Что такое патриотизм и гражданственность”.

3. Деловая игра “Я гражданин России”.

4. Беседа-экскурс в историю “Для чего нужна символика?”

5. Классные часы: «Мужественность»*, «Отважность»*, «Патриотизм»*

9

“Разрешаем конфликты конструктивно”

- конфликты, типы их разрешения;

- культура общения;

- почему возникают ссоры

1. Беседа “Конфликтология. Для чего она нужна?”.

2. Беседа (тест) “Конфликтный человек”.

3. Классные часы: «Интеллигентность»*, «Порядочность»*

10

“Мир прекрасен

- экологическое просвещение учащихся;

- проблемы экологической безопасности

1. Круглый стол по проблемам экологии.

2. Беседа (тест) “Я экологически воспитан…”

3. Классные часы: «Пытливость»*, «Настойчивость»*

11

“Труд и деньги”

- деньги как общественный эквивалент;

- роль труда в жизни человека;

- нравственные нормы в мире денежных отношений

1. Беседа-тест “Что для меня деньги”.

2.Классные часы: «Образованность»*, «Вдохновенность»*

*  видеоцикл бесед Председателя Российского детского фонда, известного писателя, академика Российской академии образования Альберта Лиханова с выдающимися гражданами России, которые излагали свои личные взгляды на ту или иную нравственную проблему. «Уроки нравственности» — так называется этот проект. 


Заключение

В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать чёткое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале. В представленной программе и методических рекомендациях сделана попытка выполнить эту задачу.

Реализация Программы деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся предъявляет сегодня целый комплекс высоких профессиональных требований. На наш взгляд, классный руководитель – профессионал должен:

  1. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.
  2. Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива.
  3. Способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание ситуации успеха.
  4. Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно-значимой деятельности.
  5. Предложенный вариант Программы “Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа” отнюдь не догма, а канва, на которой каждый, работающий с подростками, может создать свой рисунок, свою модель, главное – всегда есть с чего начать, а что делать каждому классному руководителю подскажет желание помочь нашим детям стать чище, добрее, честнее, совестливее.

Список использованных источников

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П.Азаров. - М.: Аргументы и факты.1993.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев. –М.: Педагогика, 1980.
  3. Афанасьев С., Коморин С. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел Текст / С.Афанасьев, С.Коморин. – Кострома, 1998.
  4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. [Текст] / И.П.Иванов.- М.: Просвещение, 1990.
  5. Игры. Обучение, тренинг, досуг Текст / Под ред. Петрусинского В.В. – М., 1985.
  6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция [Текст]/ В.П.Кащенко. -М.: Просвещение, 1992.
  7. Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/О.А.Казанский. -М.: 1995.
  8. Кобякова Т.Г., Смердов О.А., Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко- и алкогольной зависимости [Текст]/Т.Г.Кобякова, О.А.Смердов. -Кемерово,1998.
  9. Кон И.С. Социология личности [Текст]/И.С.Кон. -М.: Политиздат, 1987.
  10. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива [Текст]/ Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник. -М.: Педагогика, 1988.
  11. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. [Текст]/ Под ред. Бруднова А.К. –М., 2000.
  12. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе [Текст]/Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М.: 2000.
  13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н.В.Самоукина. – М.: Новая школа, 1993.
  14. Щужова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми [Текст] /Н.Е.Щужова. – М.: Новая школа,1994.
  15. Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений [Текст]/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М,1998.
  16. Шмаков С.А. Волшебное слово “сам” [Текст]/С.А. Шмаков. -М.: Молодая гвардия,1988
  17. Шмаков С.А. Уроки детского досуга [Текст] /С.А.Шмаков. –М.: Творческая педагогика,1992.
  18. Шмаков С.А. Её величество игра [Текст]/С.А.Шмаков. – М.: Магистр, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Патриотическое воспитание студентов колледжа средствами учебной и внеучебной деятельности ( из опыта работы)

В статье прослеживается опыт работы куратора по формированию патриотических чувств студентов  через гуманитарные дисциплины, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия...

Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов у студентов

В работе отражены основные  приемы и методы для формирования  духовно-нравственных  потенциалов у студентов СПО...

Роль классного руководителя в воспитании студентов колледжа (из опыта работы)

Статья о возрастании роли классного руководителя в процессе обучения и воспитания в педагогическом колледже....

Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа

Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа    Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации патриотического воспитания студентов...

Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа

Проблемы духовно-нравственного воспитания в  рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы с...

Проблемы патриотического воспитания студентов колледжей республики Бурятии

Статья в электронном сборнике материалов X Межрегиональной научно-практической  конференции с международным участием....