Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа
рабочая программа на тему
Программа духовно-нравственного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 41.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-
экономический колледж»
Программа
«Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа»
Саранск 2016
Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании предметной (цикловой) Председатели ПЦК:
комиссии информатики и вычислительной Панфилова М.В.
______Финакова И.Ю.
техники и комиссии математических и
естественно-научных дисциплин
Протокол № ___ от «___»______2016г.
Составитель: Чикнайкина О.Л., преподаватель специальных дисциплин СГПЭК
Содержание
Основные направления программы 6
Условия реализации программы 6
Результаты реализации программы 7
Список использованных источников 12
Пояснительная записка
“Учитесь властвовать собой” А.С. Пушкин “Каждый из нас – космос, состоящий из хаоса, А хотите стать творцом своего космоса?” И.Вагин |
Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных, стоящих пред каждой семьёй, обществом и государством в целом. В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Причинами данного явления можно назвать отсутствие положительных нравственных ориентиров для подрастающего поколения, расшатывание морально-этических норм в обществе, спад культурно-просветительной работы с учащимися, слабое патриотическое воспитание, непродуманные изменения в системе образования и многое другое.
Проблема духовно-нравственного воспитания в России должна решаться с позиций истинных духовно-нравственных ценностей, а сама образовательная система должна быть направлена на развитие духовных основ личности.
Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит колледжу, поскольку, во-первых, его деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.
Отсутствие нравственных ориентиров и принципов в воспитании, насаждение средствами массовой информации чуждого и аморального образа жизни, отсутствие воспитания благочестия, целомудрия, в праведности, любви, уважения к честному труду — вот далеко не полный перечень, свидетельствующий о духовно-нравственном состоянии детей и молодежи.
Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.
Введение
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:
- во-первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера;
- во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В связи с этим возрастает роль гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природоспособностью и национальным своеобразием, которые, в свою очередь, диктуют пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности. Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. На наш взгляд, характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в колледже и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей студентов.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.
Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.
Классный руководитель должен работать над решением следующих стратегических задач:
- воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности;
- организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность;
- создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
- укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Организации целостного процесса духовно-нравственного воспитания способствует, на наш взгляд, осуществление классным руководителем следующих основных функций:
- создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
- стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
- организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
- корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Цель программы: содействие духовно-нравственному становлению студента, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств личности ребёнка, приобщению к высшим духовно-нравственным ценностям.
Задачи программы: создать условия для:
- формирования ценностного отношения к обществу, понимания смысла человеческого существования и ценности существования других людей;
- формирования у учащихся понимания, осознания исторического прошлого и будущего России, гражданской позиции россиянина;
- развития способности жить на высоком культурном уровне, созидать новые материальные ценности;
- реализации креативных способностей учащихся;
- развития потребности в реализации учащихся в учебной, досуговой деятельности и готовности к полноценному, свободному самоопределению;
- формирования понимания значимости личностных и деловых качеств во взаимоотношениях классного коллектива с сотрудниками учебного заведения.
Основные направления программы
Нравственность и интеллект
Целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла существования на основе общечеловеческих ценностей, формирование понимания исторического прошлого и будущего родной страны и осознания своей непосредственной роли в её судьбе; создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуальных способностей и развития навыков рационального мышления.
Семья
Цель данного направления – формирование у учащихся устойчиво положительного отношения к институту семьи как к одной из основных составляющих успешной самореализации личности в обществе.
Здоровый образ жизни
Цель направления – формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни как важнейшего компонента гармонично развитой личности.
Условия реализации программы
Реализация программы предполагает сотрудничество с педагогическим коллективом колледжа, учреждениями дополнительного образования города и другими социальными институтами. Для создания оптимального психологического пространства особое значение в рамках реализации программы имеет активное взаимодействие с родителями.
Важным элементом программы являются относительно небольшие и финансовые материальные затраты. С целью реализации программы духовно-нравственного воспитания студентов необходимо наличие методической базы: методической и психологической литературы по теме, аудио- и видеотеки, репродукции и т.д.
Результаты реализации программы
Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гармонично развитая, высоко духовная личность учащегося, способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей.
Учащийся ощущает себя полноценной личностью, востребованной социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как развитая политическая и правовая культура, высокий интеллектуальный уровень, способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом образе жизни, коммуникативные умения, культура поведения. Содержание каждого из обозначенных направлений раскрывается в разнообразных формах работы с группой, родителями обучающихся, объединённых определённой тематикой.
Тематический план к программе
“Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа”
№ п/п | Тема | Основное содержание | Формы работы |
1 | “Подари человеку радость” | - прекрасное в жизни человека; - милосердие; - правила человеческого общежития | 1. Акции «День добрых дел» 2. Праздничная программа для детей из малообеспеченных семей; 3. Праздничная программа для пациентов психоневрологического диспансера; 4. Классные часы на тему: «Добросердечие»*, «Милосердность»* |
2 | “Человек в поисках веры” | - проблемы жизни и смерти; - вера в Бога; - вера в себя; - религии мира -пояснение значения таких понятий, как уважение, авторитет, почтение к старшему поколению на основе христианской педагогики; - формирование представления о призвании и воспитании души, о милости, радости и благодарении души | 1. Беседа-размышление “Познаваем ли мир?”. 2. Беседа “Человек и его предназначение”. 3. Классные часы: «Спасительность»*, «Терпимость»*. |
3 | “Вечные истины” | - формирование представления о гражданском долге; - моральный закон каждого; - добро и зло в жизни человека; - в поисках красоты | 1. Литературно-музыкальная композиция “Сострадание – основа всех нравственных побуждений человека”. 2. Тест, беседа “В силах ли я искоренить зло в самом себе?”. 3. Поэтическая гостиная “Красота спасёт мир”; 4.Классные часы: «Сострадание»*, «Совестливость»*, «Убежденность»*, 5. «Урок Доброты» для студентов первого курса. |
4 | “Семья” | - семейный союз; - правила жизни в семье; - примеры родительской любви -строгой, Разумной, Уважающей | 1. Тест “Родители – моя опора”. 2. Деловая игра “Генеалогическое древо”. 3. Литературный этюд “Традиции моей семьи”. 4. Классные часы: «Верность»*, «Порядочность»* |
6 | “Дружба или любовь?” | - во сколько лет начинается взрослая жизнь?! | 1 .Беседа-размышление “А если это любовь?”. 2. Ролевая игра “Я+ТЫ”. 3. Классный час: «Искренность»* |
7 | “Здоровый образ жизни” | - правила поведения в местах общественного пользования; - правила собственной безопасности; как не стать жертвой преступления; - духовное и физическое здоровье; - вредные привычки | 1. Диалог-размышление “Зачем нужна полиция?”. 2. Встреча с представителями внутренних органов правопорядка. 3. Деловая игра “Как обеспечить свою безопасность?”. 4. Беседа-тест “Здоровый образ жизни”. 5. Деловая игра “Вредные привычки – за и против”. 6. Классные часы: «Упорство»*, «Стойкость»* |
8 | “Моя Родина” | - патриотическое и гражданское воспитание; - понятие патриотизма “Символика” в масштабах страны, области, города | 1. Беседа-размышление “С чего начинается Родина?”. 2. Диалог-размышление “Что такое патриотизм и гражданственность”. 3. Деловая игра “Я гражданин России”. 4. Беседа-экскурс в историю “Для чего нужна символика?” 5. Классные часы: «Мужественность»*, «Отважность»*, «Патриотизм»* |
9 | “Разрешаем конфликты конструктивно” | - конфликты, типы их разрешения; - культура общения; - почему возникают ссоры | 1. Беседа “Конфликтология. Для чего она нужна?”. 2. Беседа (тест) “Конфликтный человек”. 3. Классные часы: «Интеллигентность»*, «Порядочность»* |
10 | “Мир прекрасен | - экологическое просвещение учащихся; - проблемы экологической безопасности | 1. Круглый стол по проблемам экологии. 2. Беседа (тест) “Я экологически воспитан…” 3. Классные часы: «Пытливость»*, «Настойчивость»* |
11 | “Труд и деньги” | - деньги как общественный эквивалент; - роль труда в жизни человека; - нравственные нормы в мире денежных отношений | 1. Беседа-тест “Что для меня деньги”. 2.Классные часы: «Образованность»*, «Вдохновенность»* |
* видеоцикл бесед Председателя Российского детского фонда, известного писателя, академика Российской академии образования Альберта Лиханова с выдающимися гражданами России, которые излагали свои личные взгляды на ту или иную нравственную проблему. «Уроки нравственности» — так называется этот проект.
Заключение
В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать чёткое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале. В представленной программе и методических рекомендациях сделана попытка выполнить эту задачу.
Реализация Программы деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся предъявляет сегодня целый комплекс высоких профессиональных требований. На наш взгляд, классный руководитель – профессионал должен:
- Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.
- Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива.
- Способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание ситуации успеха.
- Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно-значимой деятельности.
- Предложенный вариант Программы “Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа” отнюдь не догма, а канва, на которой каждый, работающий с подростками, может создать свой рисунок, свою модель, главное – всегда есть с чего начать, а что делать каждому классному руководителю подскажет желание помочь нашим детям стать чище, добрее, честнее, совестливее.
Список использованных источников
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П.Азаров. - М.: Аргументы и факты.1993.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. [Текст] / Б.Г. Ананьев. –М.: Педагогика, 1980.
- Афанасьев С., Коморин С. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел Текст / С.Афанасьев, С.Коморин. – Кострома, 1998.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. [Текст] / И.П.Иванов.- М.: Просвещение, 1990.
- Игры. Обучение, тренинг, досуг Текст / Под ред. Петрусинского В.В. – М., 1985.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция [Текст]/ В.П.Кащенко. -М.: Просвещение, 1992.
- Казанский, О.А. Игры в самих себя [Текст]/О.А.Казанский. -М.: 1995.
- Кобякова Т.Г., Смердов О.А., Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко- и алкогольной зависимости [Текст]/Т.Г.Кобякова, О.А.Смердов. -Кемерово,1998.
- Кон И.С. Социология личности [Текст]/И.С.Кон. -М.: Политиздат, 1987.
- Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива [Текст]/ Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник. -М.: Педагогика, 1988.
- От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. [Текст]/ Под ред. Бруднова А.К. –М., 2000.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А., Воспитание личности в коллективе [Текст]/Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. –М.: 2000.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н.В.Самоукина. – М.: Новая школа, 1993.
- Щужова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми [Текст] /Н.Е.Щужова. – М.: Новая школа,1994.
- Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений [Текст]/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М,1998.
- Шмаков С.А. Волшебное слово “сам” [Текст]/С.А. Шмаков. -М.: Молодая гвардия,1988
- Шмаков С.А. Уроки детского досуга [Текст] /С.А.Шмаков. –М.: Творческая педагогика,1992.
- Шмаков С.А. Её величество игра [Текст]/С.А.Шмаков. – М.: Магистр, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой
Обращение к названной теме обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...
Патриотическое воспитание студентов колледжа средствами учебной и внеучебной деятельности ( из опыта работы)
В статье прослеживается опыт работы куратора по формированию патриотических чувств студентов через гуманитарные дисциплины, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия...
Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов у студентов
В работе отражены основные приемы и методы для формирования духовно-нравственных потенциалов у студентов СПО...
Роль классного руководителя в воспитании студентов колледжа (из опыта работы)
Статья о возрастании роли классного руководителя в процессе обучения и воспитания в педагогическом колледже....
Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа
Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации патриотического воспитания студентов...
Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа
Проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы с...
Проблемы патриотического воспитания студентов колледжей республики Бурятии
Статья в электронном сборнике материалов X Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием....