Методика патриотического воспитания студентов
методическая разработка на тему
Методические рекомендации предназначены для организации работы мастера производственного обучения и других работников, на которых возложена функция воспитательной работы со студентами по патриотическому воспитанию в учебной группе и содержит описание накопленного опыта использования наиболее эффективных форм, методов, средств педагогического воздействия на студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm_moe_1.docx | 94.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЕДЕНИЕ
«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов в настоящее время приобретает все более актуальное значение. Представители различных слоев российского общества все чаще выдвигают проблему нравственного и патриотического воспитания личности как наиболее важную для дальнейшего развития нашего государства. Действительно в сфере воспитания накопилось немало проблем, которые носят уже системный характер.
Проблема гражданско-патриотического воспитания в сегодняшних условиях является одним из приоритетов государственной политики в области образования. Президент России Владимир Путин в ходе заседания Совета по межнациональным отношениям 03.07.2014г. сказал: «Важно, чтобы молодёжь понимала всю значимость национальной политики, национального и культурного многообразия. В нём, в этом многообразии, безусловно, сила, преимущество нашей страны, которая веками впитывала разные традиции, культуры, разные этносы… Нужно чётко сформулировать приоритеты государственной молодёжной политики».
С целью формирования у молодежи духовно-нравственных ценностей, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, в колледже проводится работа по патриотическому и гражданскому воспитанию студентов. В работе представлены план воспитательной работы колледжа (модули) на 2015-2016 уч.год), план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию колледжа на 2015-2016 уч.год), план мероприятий по патриотическому воспитанию студентов в группе 155 и урок мужества «Поклонимся великим тем годам».
«Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь», - писал Н.А. Некрасов.
Воспитание гражданина и патриота государства – одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая такую важную проблему, учебное заведение, прежде всего, сосредотачивает свои усилия на формировании у студентов ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Основные задачи по формированию патриотических качеств у студентов:
- формирование в период обучения в колледже активной жизненной позиции;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, уважение к ветеранам (старшему поколению) и к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время;
- привитие чувства любви к родному краю.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
« Воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным».
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства "с молоком матери". Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных способов и методов.
Методы реализации патриотического воспитания:
- работа в группах;
- индивидуальная работа;
- работа над социальными проектами.
Формы реализации патриотического воспитания:
практикумы; лекции; симпозиумы-дискуссии; исторические журналы; конференции; круглые столы; концерты; уроки-рассуждения; уроки-версии; семинары; уроки-мужества; военно-учебные сборы.
Вся воспитательная деятельность колледжа ведется по «Плану воспитательной работы Магнитогорского технологического колледжа имени В.П.Омельченко (модули) на 2015-2016г». (Приложение А).
Одним из ведущих направлений воспитательной работы стало патриотическое воспитание. Для этого был разработан «План мероприятий по военно-патриотическому воспитанию студентов на 2015-2016 учебный год. (Приложение Б).
В колледже налажена эффективная совместная работа с магнитогорским ДОСААФ, городским Советом ветеранов, с ветеранами ПТО, участниками боевых действий.
В рамках реализации модуля «Общество и гражданин» были организованы посещения музеев Дома обороны ДОСААФ, треста «Магнитострой», ОАО ММК.
Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания студентов, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива нашего колледжа, военно-патриотической работы в колледже. Проведен месячник оборонно-массовой работы и гражданско-патриотического воспитания.
В рамках реализации модуля «Общество и гражданин» в библиотеке колледжа были проведены цикл книжных выставок-просмотров «Личность. Общество. Государство», посвящённых Году культуры в России; цикл книжных выставок-просмотров «Герои Отечества», посвящённых знаменательным датам: День народного единства, День Героя Отечества, День Защитника Отечества и др.; мероприятия - «Наша слава – русская Держава!» интеллектуальная игра, «Мы за ценой не постоим!», литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы; «Поэт и гражданин», 75 лет трудовым резервам.
Важная роль в формировании чувства патриотизма, гражданственности отводится мастеру производственного обучения во время внеклассной работы в группе.
Работу по патриотическому воспитанию студентов провожу по плану воспитательной работы в группе (Приложение В), ориентируясь на общечеловеческие, национальные ценности, с целью воспитания идейно-нравственных, гражданско-патриотических чувств, чувства общественного долга, патриотизма и интернационализма, что отражено в тематике классных часов.
В моей группе прошли открытые внеклассные мероприятия: «История вооружённых сил», «Воинская честь, доблесть и слава», «Военная служба – почётная обязанность». На уроках мужества «Они защищали Родину», «Поклонимся великим тем годам» (Приложение Г) состоялись встречи с участником боевых действий в Чечне, выпускником моей группы М.З. Култаевым и тружеником тыла Костиным Г.И.
Группа участвовала в военно-спортивном празднике «От малых побед к олимпийским медалям» и заняла первое место (гр. №248 физорг Башкатов Иван). Традиционным является проведение волонтерской акции «Поздравь ветерана» в преддверии Дня Победы, в рамках которой студенты моей группы посетили на дому «маломобильных» ветеранов МТК: Мукаеву М,Н. Лощилову Т.Г., Кох В.Д.
На высоком организационном уровне прошло торжественное мероприятие «Война вошла в мальчишество моё».
Моя группа участвовала в городских мероприятиях. Студенты присутствовали на митинге, посвященном выводу войск из Афганистана. Принимали участие в благотворительной акции «Маршрут Памяти», всероссийской общественной акции «Георгиевская ленточка», всероссийской общественной акции «Бессмертный полк», Параде Победы и торжественном шествии к монументу «Тыл - Фронту».
В августе 2014 г. в Правобережном районе по инициативе Президиума Совета ветеранов стартовала историко-мемориальная патриотическая акция «Эстафета Знамени Победы», посвященная 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. 19 декабря 2014 г. состоялось торжественное мероприятие по принятию копии Знамени Победы, которое нам передал политехнический колледж. Перед студентами выступили: Хмель С.С., которая рассказала о том, как прах ее отца нашла поисковая группа и перезахоронила в г. Магнитогорске; Захаров Анатолий Дмитриевич – инициатор Эстафеты, подарил студентам колледжа книги «Говорят герои Великой Победы»; председатель Совета ветеранов колледжа Заславец Э.Е. рассказала о своем отце, погибшем под Сталинградом, зачитала его фронтовые письма. Студенческим Советом колледжа была организована Вахта памяти у копии Знамени Победы, студенты несли Почётный караул с 19 по 26 декабря 2014г.
Вывод
В заключение анализа проводимых мероприятий по патриотическому воспитанию, хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины. Поэтому, насколько мастер производственного обучения сможет развить в каждом студенте данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество. Заложенные в студенческом возрасте взгляды, мировоззрения, установки и идеалы укрепят и помогут развить патриотическую направленность личности нового человека-созидателя, активного участника общественных преобразований.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ
Нормативной базой для разработки данных методических рекомендаций являются следующие документы: Конституция Российской Федерации; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; Концепция гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на период до 2020 года; план воспитательной работы колледжа (модули) на 2015-2016 учебный год; план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию на 2015-16 учебный год.
Рекомендации предназначены для обеспечения единого подхода к организации работы по патриотическому воспитанию студентов в колледже.
1. Привлекать соответствующие городские организации для проведения совместных мероприятий в целях формирования патриотического сознания, любви к Родине, национальной гордости;
2. Скорректировать содержание модуля «Общество и гражданин», обновив основные компоненты патриотического воспитания на основе современных социально-педагогических принципов, с учетом особенностей региона;
3. Организовать работу музея колледжа.
4. Стимулировать умственную активность студентов, их любознательность, творческую деятельность через проведение классных часов, уроков мужества
5. Развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию.
6. Развивать способность определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами.
7. Разработать качественные и количественные характеристики оценки эффективности работы по патриотическому воспитанию студентов:
- стабильность и четкость работы всех звеньев системы патриотического воспитания;
- степень активности участия студентов в общественно- патриотических акциях;
- уровень сформированности у студентов знаний государственной символики Российской Федерации;
- уровень сформированности потребностей участвовать в органах студенческого самоуправления;
- количество проведенных общественно-массовых и патриотических мероприятий (в том числе: кураторских часов, круглых столов, конкурсов, фестивалей, военно-спортивных игр и т. п.);
- количество действующих патриотических объединений, клубов, центров.
8. Нужен серьезный, конструктивный подход в решении проблемы патриотического воспитания молодежи.
9. Нужны новые интересные формы работы, чтобы возродить у студентов чувство патриотизма, как важнейшую духовно-нравственную ценность, сформировать у молодежи социально значимые качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотическое воспитание личности будущего рабочего наряду с его обучением является важнейшей функцией патриотического воспитания студентов. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит педагогическому составу. Педагог всегда был воспитателем, но сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество педагогов и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.
Использование как традиционных, так и активных форм и методов воспитания являются велением времени, позволяющим студенту проявить свою инициативу, научиться оценивать, «думать» и творчески подходить к решению различных проблем и нести за них ответственность. Вместе с тем, использование представленных в методических рекомендациях положений активизирует творческий процесс проектирования классных часов мастером п/о, работа становится интенсивнее, интереснее и занимательнее.
Естественно, чем больше активность студентов, тем более значимыми для них становятся события, в подготовке и проведении которых они непосредственно принимали участие. Поэтому необходимо как можно больше студентов привлекать к организации соответствующих мероприятий.
Уверены, что те педагоги, которые не использовали нетрадиционные формы и методы, представленные в методических рекомендациях, ознакомившись с ними, попробуют сделать первые шаги в данном направлении, а те, которые используют их постоянно, смогут найти что-то новое и полезное для своей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
- Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук //Эстетика словесного творчества. – М., 1986.
- Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. /Под ред. В.А. Березиной и др.; Сост. Л.И. Виноградова. - М., 2000.
- Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2007.
- Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей// Сов. Педагогика. 1991, №9.
- Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт//Сов. Педагогика. 1990, №5.
- Конституция Российской Федерации;
- Концепция гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на период до 2020 года;
- Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы – Ростов-на-Дону., 2002
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2002
- Симушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001.
- Сластенин В.А. Методика воспитательной работы/ - М., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА (модули) на
2015-16 учебный год
Цели и задачи воспитательной работы на 2015-16 учебный год
Цель - формирование личности компетентного гражданина, отвечающего запросам современного общества, готового к профессиональному становлению и способного выполнять систему социальных ролей.
Для решения поставленной цели решается ряд задач:
- создание оптимальной социокультурной среды, направленной на творческое самовыражение и самореализацию личности студента;
- формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций колледжа;
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии;
- развитие студенческого самоуправления;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс колледжа современных технологий и методик воспитательной работы;
- обеспечение успешной адаптации студентов к условиям и режиму учебной деятельности, психологической и правовой готовности к будущей профессиональной деятельности.
Концептуальная идея воспитательной работы в колледже предполагает единство пяти сфер:
- «Общество и гражданин», - «Семья»,
- «Профессия и коллектив», - «Здоровье».
- «Духовная сфера»,
В основе каждого модуля (сферы) лежит ряд мероприятий, направленных на формирование базовых нравственных ценностей:
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
При реализации данного плана по модулям используются различные формы проведения воспитательной работы:
- тренинги;
- деловые игры;
- круглые столы;
- читательские конференции;
- диспуты;
- конференции;
- конкурсы, соревнования;
- встречи с интересными людьми, творческой интеллигенцией.
Модуль 1 «Общество и гражданин» | Модуль 2 «Профессия и коллектив» | Модуль 3 «Духовная сфера человека» | Модуль 4 «Семья» | Модуль 5 «Здоровье» | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
СЕНТЯБРЬ |
|
|
|
-Содержание теоретического обучения -Организация воспитательной работы в колледже» |
-по волейболу; -по баскетболу; -по футболу; - по лёгкой атлетике; - ОФП (тренажерный зал) |
Модуль 1 «Общество и гражданин» | Модуль 2 «Профессия и коллектив» | Модуль 3 «Духовная сфера человека» | Модуль 4 «Семья» | Модуль 5 «Здоровье» | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ОКТЯБРЬ |
|
|
-научное общество студентов -академический хор юношей; -фольклорный ансамбль; -театр моды «Галатея» -театральный коллектив; -танцевальный коллектив; - кружок графики. |
|
|
Модуль 1 «Общество и гражданин» | Модуль 2 «Профессия и коллектив» | Модуль 3 «Духовная сфера человека» | Модуль 4 «Семья» | Модуль 5 «Здоровье» | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
НОЯБРЬ |
|
|
|
|
|
Модуль 1 «Общество и гражданин» | Модуль 2 «Профессия и коллектив» | Модуль 3 «Духовная сфера человека» | Модуль 4 «Семья» | Модуль 5 «Здоровье» | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ДЕКАБРЬ |
|
|
|
|
|
Модуль 1 «Общество и гражданин» | Модуль 2 «Профессия и коллектив» | Модуль 3 «Духовная сфера человека» | Модуль 4 «Семья» | Модуль 5 «Здоровье» | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ |
|
|
|
|
|
Модуль 1 «Общество и гражданин» | Модуль 2 «Профессия и коллектив» | Модуль 3 «Духовная сфера человека» | Модуль 4 «Семья» | Модуль 5 «Здоровье» | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
МАРТ |
|
|
|
|
|
Модуль 1 «Общество и гражданин» | Модуль 2 «Профессия и коллектив» | Модуль 3 «Духовная сфера человека» | Модуль 4 «Семья» | Модуль 5 «Здоровье» | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
АПРЕЛЬ |
|
|
|
|
|
Модуль 1 «Общество и гражданин» | Модуль 2 «Профессия и коллектив» | Модуль 3 «Духовная сфера человека» | Модуль 4 «Семья» | Модуль 5 «Здоровье» | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
МАЙ |
|
|
|
|
|
ИЮНЬ |
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
План мероприятий по военно-патриотическому воспитанию на 2015-16 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о выполнении |
1. | Военизированная эстафета «Зарница» | сентябрь 2015 | Преподаватель-организатор ОБЖ | |
2. | Экскурсии в Музей военной техники, в Магнитогорский историко-краеведческий музей | сентябрь - октябрь 2015 | Заместитель директора по ВР, социальные педагоги, кураторы учебных групп 1-го и 2-го курса | |
3. | Классные часы, посвященные битве под Москвой | ноябрь 2015 | Заместитель директора по ВР, социальные педагоги, кураторы учебных групп 1-го и 2-го курса | |
4. | Соревнования по стрельбе, сборке-разборке автомата между студентами 1, 2 курсов | декабрь 2015 | Преподаватель-организатор ОБЖ | |
5. | Конкурс мультимедийных презентаций «Военное оружие и техника» | декабрь 2015 | Социальный педагог, преподаватель информатики | |
6. | Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы: - Классные часы, посвященные Дню снятия блокады Ленинграда - Уроки мужества, посвященные Дню защитника Отечества (1,2 - Конкурс среди юношей колледжа «Супергерой – 2011», посвященный Дню защитника Отечества (1,2 курс) - Ролевая игра «Один день в армии» среди студентов 1-го курса - Соревнования «Зимний биатлон» среди студентов 1-2 курсов - Конкурс « А ну-ка, парни!» среди студентов-юношей, проживающих в общежитии | январь - февраль 2016 | Заместитель директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ | |
7. | Праздничный концерт «О подвигах, о доблести, о славе» (общежитие) | февраль 2016 | Заместитель директора по ВР, воспитатели общежития | |
8. | Книжная выставка, обзор-презентация, посвященный Дню защитника Отечества «Дороги Победы. Герои – магнитогорцы» | февраль 2016 | Зав. библиотекой | |
9. | Беседа «Держава армией крепка» | апрель 2016 | Заместитель директора по ВР, воспитатели общежития | |
10. | Выставка рисунков «Мы, внуки Великой Победы» | апрель 2016 | Заместитель директора по ВР, воспитатели общежития | |
11. | Классные часы «Дети войны» | апрель 2016 | Зам.директора по ВР, соц.педагоги, кураторы учебных групп | |
12. | Конкурс плакатов «День Победы» | апрель 2016 | Заместитель директора по ВР, социальные педагоги | |
13. | Театрализованный праздник, посвященный Дню Победы | май 2016 | Заместитель директора по ВР, социальные педагоги | |
14. | Участие в Вахте Памяти | май 2016 | Заместитель директора по ВР, социальные педагоги | |
15. | Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка» | май 2016 | Заместитель директора по ВР, социальные педагоги | |
16. | Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» | май 2016 | Заместитель директора по ВР, социальные педагоги | |
17. | Фотовыставка «Не рвется связь времен» | май 2016 | Заместитель директора по ВР, социальные педагоги |
Заместитель директора по воспитательной работе ______________ Н.И. Шиман
ПРИЛОЖЕНИЕ В
МЕРОПРИЯТИЯ
патриотического воспитания студентов в группе
№ | Мероприятия | Дата проведения | Результат |
1. | Проведение тематических классных часов на тему: «Идея патриотизма и защита Отечества - как одно из направлений героико-патриотического воспитания студентов». | По индивидуальному плану группы | Духовно-нравственное воспитание молодёжи, формирование чувства любви к Родине на основе изучения ее исторического прошлого |
2. | Проведение цикла уроков - мужества на темы: | Февраль, май | Духовно-нравственное воспитание молодёжи, формирование чувства любви к Родине на основе изучения ее исторического прошлого |
3. | Тестирование «Герб моей Родины» | Сентябрь | Углубленное изучение истории Отечества, символов Российской Федерации, регионов |
4. | Принятие участия в фотовыставке «Не рвется связь времен» | Май | Развитие глубокого интереса к активизации творческого потенциала молодежи; расширение фактографической базы для организации патриотического воспитания и формирование уважительного отношения к истории России |
5. | Классный час «Гордые символы Родины», посвященный Дню России | Июнь | Углубленное изучение истории Отечества, символов Российской Федерации, регионов |
6. | Организация тематического вечера с тружеником тыла; участником боевых действий в Чечне | Февраль, май | Духовно-нравственное воспитание молодёжи, формирование чувства любви к Родине на основе изучения ее исторического прошлого |
7. | Классный час «Основной закон», посвященный Дню Конституции | Декабрь | Углубленное изучение истории Отечества, символов Российской Федерации, регионов |
8. | Участие в военно-спортивной игре «Зарница» | Сентябрь | Получение возможности проявить себя, быть организованным коллективом |
9. | Участие в соревнованиях по стрельбе, разборке и сборке оружия | Декабрь | Получение возможности проявить себя, быть организованным коллективом |
10. | Возложение цветов к монументу «Тыл фронту» | Май | Формирование активной гражданской и патриотической позиции в молодежной среде |
11. | Участие в военно-спортивном празднике «От малых побед к олимпийским медалям» | Май | Формирование активной личностной позиции, активизация творческого потенциала молодежи |
12. | Просмотр книжных выставок «Герои Отечества» | В течение года | Развитие глубокого интереса к активизации творческого потенциала молодежи; расширение фактографической базы для организации патриотического воспитания и формирование уважительного отношения к истории России |
13. | Волонтерская акция «Поздравь ветерана» | Май | Формирование активной личностной позиции носителя и пропагандиста ценностей нравственного, психического и физического здоровья |
14. | Участие в митинге, посвященном 25-летию вывода войск из Афганистана. | Май | Формирование активной гражданской и патриотической позиции в молодежной среде |
15. | Участие в общественной акции «Георгиевская ленточка» | Май | Формирование у молодежи чувства гордости за свою страну, за ветеранов |
16. | Участие во всероссийской общественной акции «Бессмертный полк», Параде Победы и торжественном шествии к монументу «Тыл-Фронту». | Май | Формирование у молодежи чувства гордости за свою страну, за ветеранов |
17. | Участие в акции «Маршрут Памяти» | Май | Сохранение памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и развитие чувства гордости за свою страну |
18. | Проведение экскурсий в историко- краеведческий музей, музей ОАО ММК, музей треста «Магнитострой», дома обороны ДОСААФ, на мемориальный комплекс « Тыл-фронту» | Сентябрь, октябрь, апрель | Знакомство с духовным, историческим, культурным наследием России |
19. | Участие в военных сборах юношей | Июнь | Развитие позитивного отношения к предстоящей самостоятельной деятельности |
.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Урок Мужества
«Поклонимся великим тем годам»
Автор: Гайсина В.Х.- мастер производственного обучения
Без любви к Родине, к ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Современная молодежь мало знает о Великой Отечественной войне. Поэтому надо передать нашим ребятам гордость Великой Победы, научить хранить в памяти имена своих героев.
Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание уважения к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости за свою Родину.
Задачи: воспитание гордости за Российское государство; укрепление любви к родине, увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ; воспитание чувства уважения к героическим поступкам в военное время.
Оформление: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии и о праздновании дня Победы, презентация урока «Поклонимся великим тем годам», георгиевские ленточки, аудиозаписи военных песен, видеоклип «Ветераны войны»
Сценарий мероприятия с участием труженика тыла для студентов.
Ожидаемые результаты: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции
Ход мероприятия:
Ведущий.
Приближается юбилейная дата. 9 Мая 2015 года наша страна будет отмечать великий праздник 70 лет со дня Победы над фашистской Германией. Также как и 70 лет тому назад, в далёком 45-ом, этот праздник остаётся радостным и трагическим. Радостным потому, что мы победили, трагическим – сверх ценой досталась нам Победа.
Время никогда не сотрёт из памяти самую тяжёлую и жестокую войну в истории нашей Родины. До сих пор не залечены раны, не иссякла боль. Никогда не будут забыты те, кто отдал жизнь за великую победу, за то, чтобы мы с вами сегодня жили и не знали, что такое горе от потери родных и близких, чтобы над нами было мирное небо.
На фоне песни из к/ф « Офицеры»
1 чтец:
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
2 чтец:
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
3 чтец:
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень , ко дну.
1 чтец:
Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,
2 чтец:
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
3 чтец:
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
1 чтец:
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...
2 чтец:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Ведущий: Летом, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Мы вспоминаем ту войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принёс на нашу землю смерть и страдания, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, работать - да просто жить!
3 чтец:
Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
1 чтец:
Июнь… Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45- м, в мае.
2 чтец:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной ,
Всего, каких – то 5 минут осталось.
Фонограмма: Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну.
(муз.фонограмма «Священная война»)
- В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
- Война унесла жизни 27 млн. человек Во вражеском тылу погибли 4 млн. партизан. 6 млн. человек погибли в концентрационных лагерях. Помните!
- Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!
1 чтец
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
2 чтец
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!
3 чтец
Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
- чтец
Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года, 1418 дней. Помните!
Студент:
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Ведущий:
На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.
Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Студент:
Жестокое слово-война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)
2 чтец:
Каждый день война уносила жизни людей…
Это была священная народная война.
(на фоне песни «Журавли»)
3 чтец:
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину, -
Конечно, мы смотрим глазами иными
На ту большую войну.
Но память идет вместе с нами.
То рядом идет, то вдали.
То проплывает местами
Как белые журавли.
Ведущий: Как трудно было выстоять, обеспечить армию всем необходимым для Победы!
Победа на фронте во многом зависела от успехов в тылу. На предприятия, в поля вышли и стар, и млад, ковали оружие победы, растили хлеб.
Студент: С первых дней войны Магнитогорский металлургический комбинат получил приказ – освоить выпуск брони. Для того чтобы выполнить новый, необычайно сложный заказ, требовалось коренным образом перестроить производство. Броня требовалась для изготовления танков и другой военной техники. Ровно через месяц после начала войны комбинат дал первую плавку броневой стали. Металл пошел большим потоком на выпуск разных видов вооружения, а челябинские танкостроители получили магнитогорскую броню на полтора месяца раньше срока, установленного правительством. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, и броня каждого второго танка были сделаны из магнитогорской стали.
Долгих 1 418 дней магнитогорцы на пределе человеческих возможностей работали, мужественно перенося лишения и утраты ради такой желанной и долгожданной Победы. Трудовому подвигу наших земляков посвящен монумент «Тыл – фронту», установленный у нас в городе.
Эта первая часть уникальной скульптурной композиции. Рабочий на вытянутых руках передаёт воину выкованный Меч Победы, который поднимает «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и опускает воин-освободитель в Трептов- парке в Берлине.
Студент:
Немало лет промчалось с тех времен,
А боль в душе народа не остыла.
Земной поклон вам, труженики тыла,
От всей огромной Родины поклон.
За трудовую вахту у станка,
И у сохи, и у больничной койки.
Вы и не знали, как сильны и стойки.
За труд и стойкость – слава на века!
Ведущий: 9 Мая. Каждый год наша страна празднует День Победы! Этот день навеки останется в истории человечестваНикогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую победу, память о великой цене, которую мы за нее заплатили.
1 чтец:
Нам за всеми памятными датами
Видится главнейшая одна. –
День, когда весною сорок пятого
На земле закончилась война.
2 чтец:
Вечный огонь бессмертия и славы пылает сегодня над могилой Неизвестного солдата у Кремлевской стены.
Сколько вынес советский солдат? Он стоял насмерть там, где кроме смерти его ничего не ожидало. И он победил – наш простой и великий советский солдат!
Ведущий: Время стремительно бежит вперед. Стала историей Великая Отечественная война. Уже выросло не одно поколение людей, никогда не слышавших ужасный вой сирен и грохот орудий. 70 лет прошло со Дня Великой Победы. Но не стерлась в людской памяти война. И забыть ее мы не имеем права. Потому что история — это судьба каждого, кто вынес на себе годы смертельных боев, годы ожидания и надежды, кто каждый день совершал подвиг.
Ведущий:
Ребята, к нам в гости пришел труженик тыла Костин Григорий Иванович. Давайте попросим его рассказать о своих фронтовых буднях.
( рассказ труженика тыла.)
Ведущий:
Война коснулась каждой русской семьи, каждого дома. Наверняка среди ваших прадедушек или прабабушек есть участники великой Отечественной войны, есть тыловики, те, кто работал на заводах и в госпиталях, приближая победу.
Что вы знаете о них?
Студенты делают сообщения о своих родственниках: ветеранах войны и тружениках тыла.
Студент:
Уже давно закончилась война
Но не для вас, седые ветераны,
И в сердце вашем не зажили раны.
Так много унесла с собой она,
Мы поздравляем с Днем Победы вас,
Желаем долгой жизни и здоровья
Вам, обагрившим нашу землю кровью,
И,сохранившим Родину для нас.
Ведущий:
Давно отгремела Великая Отечественная война, но, сколько бы ни минуло лет, сколько бы ни сменилось поколений, мы должны помнить ее грозное героическое время, мы должны помнить и чтить ее героев.
(звучит аудиозапись песни Д. Тухманова «День Победы») и видеоклип «Ветераны войны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание студентов
Этот материал может пригодиться для подготовки классных часов по историко-патриотической тематике на основе краеведческого материала...
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Г.А. ГОМЗЯКОВОЙ
...
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Г.А. ГОМЗЯКОВОЙ
...
Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"
В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...
Патриотическое воспитание студентов колледжа средствами учебной и внеучебной деятельности ( из опыта работы)
В статье прослеживается опыт работы куратора по формированию патриотических чувств студентов через гуманитарные дисциплины, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия...
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПО ПРОБЛЕМЕ «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» студентов Брюховецкого аграрного колледжа Краснодарского края
Исследование нравственно-патриотического воспитания в настоящее время приобретает огромное значение. Эта проблема исходит из самой общественно-политической системы. Неверие людей в благополучие...
Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа
Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации патриотического воспитания студентов...