Разработка урока по теме "Углерод"
методическая разработка на тему

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Разработка урока по химии предназначена для преподавателей СПО, ведущих уроки в группах по профессии "Автомеханик", "Сварщик". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka-uglerod.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ

«УГЛЕРОД И КРЕМНИЙ»

Урок1. Тема «Адсорбция. Химические свойства углерода»

Первый курс-группы ПАМ-16, ПРН-16,ПСВ-16

Цель урока: 

    Образовательная: ознакомление с физико-химическими свойствами углерода, областями применения соединений углерода;

       Развивающая: продолжение формирования умений прогнозировать, сравнивать, осуществлять перенос знаний в измененную и новую ситуации, устанавливать причинно-следственные связи;

      Воспитательная: формирование интереса к приобретению теоретических знаний по химии, к химическому эксперименту, профессии.

 

Формируемые УУД

Личностные умения_  демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, ответственное отношение к обучению,  познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета.

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные: общеучебные – организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в парной работе,  использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; логические:: производить поиск существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся данные; ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с преподавателями и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в

соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы,

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию преподавателя; планирование – составлять план ответа; работать с текстом параграфа и его компонентами; целеполагание – выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно обучающимся, и того, что еще не известно.

 

Предметные умения:

Проявлять устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниям.

Применяются: умения находить причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы, формулировать проблему, строить предположения, подбирать факты для их подтверждения, знания, полученные в процессе самостоятельной работы с текстом учебника, беседы.

Тип и вид урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, наглядный, метод

 самостоятельной работы (работа в парах), поисковый, здоровьесберегающий, работа с книгой, Интернет- ресурсами

Средства обучения: презентация к уроку ««Адсорбции, «Углерод и его соединения», проектор и компьютер, учебник

 О.С.Габрелян «Химия. 11 класс», рабочие тетради, инструктивные карточки, прибор для восстановления меди из оксида, банка с кислородом, уголь для сжигания, известковая вода, вода, подкрашенная чернилами, карбид кальция, образцы сплавов (чугун, сталь), карборунд (карбид кремния), таблицы «Периодическая система Д. И. Менделеева», «Круговорот углерода в природе»,

Межпредметные связи с курсами: 1.материалы и технология  (основные сведения из теории сплавов),

2. спецтехнология (инструменты из железоуглеродистых сталей для обработки металлов резанием),

 3. производственное обучение (резка,  сверление).


                     Конспект урока

Действия преподавателя

Действия обучащихся

1этап  (2мин.)

Организацион-

ный момент

Здравствуйте, садитесь! Тема нашего урока «Адсорбция. Химические свойства углерода». Но сначала проверим домашнее задание.

Приветствуют преподавателя. Готовятся к уроку.

2 этап (10 мин.)

Проверка Д/З

Итак, на прошлом уроке мы с вами изучили общую характеристику элементов IVгруппы главной

 подгруппы. Углерод.

 Аллотропия. Выполните в тетрадях для проверочных работ самостоятельную

 работу ( Приложение1).

Работают в группах, решая поставленные задачи. Затем проверочные тетради сдают, а к доске выходят по одному ученику из каждой группы и все вместе с помощью слайд-презентации осуществляют быструю проверку

Этап 3 (3 мин.)

 Подготовка обучащихся к

активной познавательной деятельности

 В каких формах существует                

углерод?  Где используют сажу, каменный уголь? (Демонстрирует образцы  веществ.)

Фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленный вопрос.

Записывают тему урока в рабочих тетрадях

Этап 4-5

(20 мин.)

4.Изучение нового материала

(10 мин.)

5.Проверка правильности усвоения нового учебного материала 

(10 мин.)

 Являются ли сажа и уголь                

аллотропными модификациями углерода?                                   (Уголь представляет собой        

тонкоизмельченный графит. Физико-химические и химические свойства        

аморфного углерода служат предметом изучения на данном уроке.)

Отвечают: нет. Сажа и угль – аморфные формы углерода.

 Как получают уголь? (Демонстрирует опыт по термическому разложению древесины.)

 При нагревании древесины без доступа воздуха (пиролиз). При термическом разложении любого углеродсодержащего вещества без доступа воздуха. В процессе нагревания каменного угля без доступа воздуха получается кокс.

 Какие продукты получаются при термическом разложении древесины? Как их обнаружить?

 При термическом  разложении древесины образуются уголь, который можно определить по цвету, и горючие газы, которые загораются, если поднести зажженную спичку к отверстию пробирки, где идет пиролиз.

Подумайте и ответьте, где                                    можно использовать древесный уголь, исходя из особенностей его строения? (Для проверки сделанного предположения демонстрирует опыт:          

в колбу с дестиллированной водой, подкрашенной красными чернилами, и оксидом азота (IV), добавляет измельченный древесный уголь).

Высказывают предположение о возможности использования его для поглощения газов.

 На основе анализа строения наружного электронного уровня атома углерода сделайте предположения о

том, в какие химические реакции он может вступать. Какую степень окисления будет проявлять углерод в

соединениях:

а) с  металлами?

б) с неметаллами?

Высказывают предположения

Рассматривает взаимодействие углерода с кислородом (после записи уравнения реакции

 предлагается осуществить реакцию практически. Перед  демонстрацией  одному из учащихся дает задание сделать прогноз действий по плану, при каких условиях начнется процесс? Как и в чем его проводить? Как определить момент

 окончания реакции? Как обнаружить продукт ?)

Один из обучащихся на доске, остальные в тетрадях записывают уравнение реакции:

С + О2 = СО2 + 412 кДж

  0            +4

С – 4е- = С  (восстановитель)

  0                      -2

О + 4е- = 2О (окислитель). Обучающийся осуществляет прогноз действий и

выполняет опыт.

Укажите, где

используется этот        

процесс?

Связывают применение процесса с высоким тепловым эффектом сгорания углерода.

Рассматривает взаимодействия углерода с водородом при высокой температуре с кремнием.

Записывают уравнения реакций

С + 2Н2=СН4  (метан)  Si + C=SiC (карборунд)

Подумайте и ответьте, какое кристаллическое строение может иметь         

карбид кремния (карборунд), если известно, что по твердости он приближается к алмазу?

Вероятно, он будет иметь атомную решетку.

Где может применяться карборунд (карбид

 кремния SiC) ,         

если он действительно представляет собой кристалл

атомного типа?

Демонстрирует презентацию  «Углерод и его соединения»

Карборунд (карбид кремния) как представитель атомных кристаллов должен обладать высокой твердостью,

 прочностью, тугоплавкостью и может быть использован в качестве искусственного абразивного материала.

Почему изделия, содержащие

 высокий         

процент углерода, нельзя обрабатывать         

алмазными инструментами?

При высокой температуре углерод

(алмаз) может раствориться в железе.

Какие превращения могут произойти с оксидом меди, если нагреть его с углем?

Какие продукты при этом получаются?

Как их обнаружить?

Предлагают уравнение возможной реакции:

C + 2CuO =2Cu + CO2 ( C- восстановитель). Предполагают, что медь можно обнаружить по характерному красному цвету, оксид углерода (IV) – по помутнению известковой воды.

Демонстрирует опыт восстановления меди из оксида меди углеродом.

Демонстрирует презентацию «Углерод».

Зарисовывают схему прибора в соответствии с техническими требованиями к чертежу: сносности, прямолинейности, перпендикулярности, параллельности линий, соизмеримости узлов прибора.

Этап 6. (5мин)

 Первичное закрепление материала

Предлагает решить задачи (Приложение 2)

Работают индивидуально, решают задачи в рабочих тетрадях.

Этап 7. (2 мин)

 Домашнее задание

Обращает внимание

 обучающихся на доску, где заранее записано домашнее задание. Творческое задание: найти в Интернете

 информацию .

(Приложение 3)

Записывают домашнее зада- ние в тетрадь

Этап 8. (2 мин)

 Подведение итогов

Оценивает работу обучающихся (не менее 5–7 отметок за урок). При этом на протяжении всего урока за ответы с места и у доски ученики получают от преподавателя талончики различных цветов (желтый – отметка «3», зеленый – отметка «4», красный – отметка «5»). При накоплении у обучающегося трех и более талончиков ему выставляется соответствующая отметка за урок

Этап 9.

Рефлексия

(1 мин)

Вопрос группе: ваши личные достижения за урок? Благодарит за урок.

Фронтально отвечают на

 поставленный вопрос

Приложение 1

Самостоятельная работа (10 мин)

I вариант.   Сделайте сравнительный анализ аллотропный модификаций углерода, заполнив следующую таблицу:

Название

вещества

Состав

Строение

Свойства

Применение

обусловленное

свойствами

Отметьте области применения, имеющие отношения к вашей профессии, знаком  .

II вариант.  Составьте обобщенную характеристику элементов главной подгруппы  IV группы. Укажите, как особенности в строении атомов этих элементов проявляются в строении и свойствах образуемых ими простых веществ.

Приложение 2

Решить задачи: Задача №1. В коробке противогаза находится 40граммов активированного угля. Какое весовое количество хлора может быть адсорбировано противогазом, если 1 грамм такого угля адсорбирует 235 мл. хлора (н.у.)

Задача №2.  Имеется 4 г смеси кремния, алюминия и оксида магния. После обработки смеси избытком соляной кислоты выделилось 2,24 л газа (н.у.), а масса не растворившегося остатки составила 1,2 г. Определите количество вещества оксида магния в исходной смеси.  

  Задача№ 1.

 Решение

Найдем вес  235 мл хлора

22 400 мл хлора весят 71 г (г-моль хлора)

  235                                Х

x=235*71/22 400=0,745 г хлора.    

1 г угля адсорбирует  0,745 г хлора.

 40                                Х

 X=40*0,745=29,8 г хлора.  

Ответ:  m(Cl-29,8 гр).

                                                                                                                                                                                              Задача№ 2.

Решение

Оксид магния растворяется в HCl без выделения газа:  MgO+2HCl=MgCl2+H2O

Алюминий растворяется в HCl с выделением  водорода,  а кремний – не растворяется поэтому m(Si)=m(остатка)=1,2 г. Зная объем выделившегося газа найдем массу алюминия:

Х г                             2,24 л

2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2

54 г                          67,2 л

Из 54 г Al                67,2 водорода.

Из  х г Al                 2,24 водорода;

X=m(Al) =54*2,24/67,2=1,8  г.

Определим массу и количество вещества оксида магния в исходной смеси:

m(MgO)= 4-1,2-1,8=1,0 г.;

n(MgO)=m(MgO)/(MgO)=1,0/40=0,025 моль.

Ответ: n(M

Приложение 3

Задание на дом.  1.  Составить таблицу по образцу.

Название,

формула

Состав

Строение

Свойства

Применение

 

2.  Подготовить доклады- сообщения

1. «Значение оксида углерода (IV) в жизни человека»  

2. «Загрязнение окружающей среды соединениями углерода и меры борьбы с ним».

 

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных. учреждений. – М: Дрофа, 2006.
  2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 11 класс. Базовый уровень”. – М: Дрофа, 2007.
  3. О.С.Габриелян "Химия. Пособие для школьников и поступающих в ВУЗы" М., Дрофа, 2007, 704 стр
  4. А.И. Артеменко. Удивительный мир неорганической химии. М., Дрофа, 2007, 256 стр

Электронные учебные пособия:

  1. Химия (8–11-й класс). Виртуальная лаборатория. – Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"

Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн

В настоящее время наиболее  актуальными являются активные формы и методы обучения.   В процессе  таких занятий каждый студент непрерывно  побуждается к активной деятельности,...