Внеучебная деятельность в 5 классе по теме " Моя Бурятия"
методическая разработка на тему
Пояснительная записка
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Ведение кружка «Моя Бурятия» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.
Материал призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Кружок позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.
На реализацию программы по внеурочной деятельности «Моя Бурятия» в школе отводится 1 час в неделю . Она рассчитана на 1 год обучения. (68ч)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность в 5 классе по теме " Моя Бурятия" | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Ведение кружка «Моя Бурятия» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.
Материал призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Кружок позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.
На реализацию программы по внеурочной деятельности «Моя Бурятия» в школе отводится 1 час в неделю . Она рассчитана на 1 год обучения. (68ч)
Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
- формировать у детей представление об искусстве как творческом процессе на примере творчества художников Бурятии, уважение к деятельности художника;
- приобщать к истории культуры родного края и современному художественному творчеству;
- развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края;
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Изобразительного искусства
- Трудового обучения
Формы проведения занятий:
- Интегрированный урок
- Инсценированное представление
- Экскурсия
- Комбинированный урок
- Краеведческая викторина
К концу курса обучения учащиеся должны знать:
- имена известных художников Бурятии и их авторские работы;
- культурные достопримечательности столицы республики - города Улан-Удэ;
- виды декоративно-прикладного искусства.
- произведения современных художников Бурятии;
Решать учебные и практические задачи:
- уметь анализировать произведение искусства и высказывать о них свое мнение;
- различать виды и жанры изобразительного искусства;
- выражать в своем творчестве отношение к окружающей действительности;
- владеть основными понятиями изобразительного искусства;
- владеть доступными для учащихся приёмами выполнения основных видов декоративно-прикладных работ, традиционных для художественной культуры Бурятии;
- владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.
Прогнозируемые результаты:
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Тематическое планирование “Моя Бурятия”
1 четверть
№ | Кол час | Дата | Название разделов и тем | Творческое задание | Часы аудиторных занятий | часы внеаудиторных занятий |
1 | 1 ч |
| История Бурятии Предания об истории заселения и освоения края | 1 | ||
2
| 1ч |
| Бурятские роды и племена в древности | 1 | ||
3 | 1 ч |
| Освоение Забайкалья русскими | 1 | ||
4 | 1 ч |
| Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм. | 1 | ||
5 | 1 ч |
| Иволгинский дацан | Рисунки дацана | 1 | |
6 | 1 ч |
| Образование Республики Бурятия | Сообщение на тему «Образование Республики Бурятия» | 1 | |
7 | 1ч |
| Улан-Удэ- столица Бурятии. | Сообщение на тему «История возникновения города Улан – Удэ» | 1 | |
8 | 1ч |
| Символы Бурятии | Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства Выучить гимн Бурятии | 1 | |
9 | 1ч |
| Танцы и игры бурят. Ёхор | Разучивание народных игр. Разучивание ехора . | 05 | 0,5 |
2 четверть
№ | Кол час | Дата | Название разделов и тем | Творческое задание | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1
| 1 ч 1ч |
| Байкал – мировое наследие | Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа | 0,5 | 0,5 Посещение библиотеки |
2 | 1 ч |
| Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел | Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции | 1 | |
3 | 1 ч |
| Символика цвета | Рисунки | 1 | |
4 5 | 1 ч 1ч |
| Материальная культура бурят Дерево в культуре бурят Поделки,выжигание | Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу Оформление выставки | 0,5 1ч | 0,5 экскурсия в школьный сад по составлению правил поведения в лесу |
6 | 1 ч |
| Пища как часть культуры народа | Составление меню из бурятской кухни | 1 | |
7 | 1ч |
| Устное народное творчество | Подобрать сказки и пословицы о доброте. Инсценировка бурятской народной сказки | 0,5 | 0,5 |
3 четверть
№ | Кол час | Дата | Название разделов и тем | Творческое задание | Часы аудиторных занятий | часы внеаудиторных занятий |
1 2 | 2 1ч |
| Символика орнаментов | Рисунок народного орнамента | 2 | |
3 4 | 1ч | Виды орнаментов | Рисуем эскиз бурятского народного орнамента | 4 | ||
5 | 1ч | Бурятский сундук | Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом | 2 | ||
6 7 | 2ч | Головные уборы бурят | Выполнение эскиза головного убора бурят | 2 | ||
8 | 1ч | Бурятские ичиги | Выполнение эскиза бурятских ичигов | 2 | ||
9 | 0,5ч | Мужской дэгэл | Выполнение эскиза мужского дэгэла | 1 | ||
9 | 0,5ч | Женский дэгэл | Выполнение эскиза женского дэгэла | |||
10 | 1ч | Женские ювелирные украшения | Выполнение эскиза женских ювелирных украшений | 1 | ||
10 | 1ч | Мужские украшения | Выполнение эскиза мужских ювелирных украшений | 1 |
4 четверть
№ | Кол час | Дата | Название разделов и тем | Творческое задание | Часы аудиторных занятий | часы внеаудиторных занятий |
1 2 | 1ч | Бурятская народная посуда | Выполнение эскиза бурятской народной посуды | 1,5 | 0,5 посещение школьного музея | |
3 4 | 2ч | Бурятское жилище – юрта | Выполнение эскиза бурятского жилища - юрты | 2 | ||
5 | 1ч | Духовная культура бурят Лошадь в традиционной культуре бурят | Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств | 2 | ||
6 | 1ч | Конь в жизни бурята | Выполнение эскиза бурятского коня | 2 | ||
7 | 1ч |
| Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды) | 1 | 1 посещение библиотеки | |
8 | 1 ч |
| Бурятское жилище | Конструирование юрты из разных материалов | 1 | |
9 | 1 ч |
| Викторина | 1 |
Список литература
- Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
- Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
- Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002
- Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
- Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
- Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
- Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
- Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
- Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985
- “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
- Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
- Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005
- Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание студентов колледжа средствами учебной и внеучебной деятельности ( из опыта работы)
В статье прослеживается опыт работы куратора по формированию патриотических чувств студентов через гуманитарные дисциплины, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия...
Проект: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВСЕСТОРОННЕЕ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Важнейший показатель благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, а так же, гармоничному...
Информационно коммуникационные технологии во внеучебной деятельности преподавателя информатики техникума
Образование должно стать уже сегодня «центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сф...
Из опыта организации внеучебной деятельности по английскому языку
В презентации представлен опыт организации дистанционных мероприятий по иностранному языку...
Формы и виды социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ, как в учебной, так и внеучебной деятельности
Проблемой современного государства в XXI веке является воспитание нового поколения россиян. Современное образование формирует личность школьника,готовит его жить в меняющемся мире.В данной статье я по...
«Внеучебная деятельность как фактор формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся на примере Клуба молодого избирателя»
В настоящее время ведется воссоздание ранее утраченных форм и методов развития у студентов самостоятельности и социальной активности. К этим формам можно отнести и клубную (кружковую) работу. Кл...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ (УСПЕШНОЙ) ЛИЧНОСТИ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ (УСПЕШНОЙ) ЛИЧНОСТИ...