Внеучебная деятельность в 5 классе по теме " Моя Бурятия"
методическая разработка на тему

Цыбикова Тамара

Пояснительная записка

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Ведение кружка  «Моя Бурятия» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.

Материал   призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Кружок  позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.

На реализацию программы по  внеурочной  деятельности   «Моя Бурятия» в школе отводится  1 час  в неделю . Она рассчитана на 1 год обучения.  (68ч)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Ведение кружка  «Моя Бурятия» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.

Материал   призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Кружок  позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.

На реализацию программы по  внеурочной  деятельности   «Моя Бурятия» в школе отводится  1 час  в неделю . Она рассчитана на 1 год обучения.  (68ч)

 Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры. 

Задачи программы:

  • развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
  • формировать у детей представление об искусстве как творческом процессе на примере творчества  художников Бурятии, уважение к деятельности художника;
  • приобщать к истории культуры родного края и современному художественному творчеству;
  • развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии  изобразительного языка искусства родного края;
  • Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
  • Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
  • Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
  • Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: 

  • Истории
  • Краеведения
  • Изобразительного искусства
  • Трудового обучения

Формы проведения занятий: 

  1. Интегрированный урок
  2. Инсценированное представление
  3. Экскурсия
  4. Комбинированный урок
  5. Краеведческая викторина

К концу курса обучения учащиеся должны знать:

-  имена известных художников Бурятии и их авторские работы;

-  культурные достопримечательности столицы республики - города Улан-Удэ;

-  виды декоративно-прикладного искусства.

-  произведения современных художников Бурятии;

Решать учебные и практические задачи:

-  уметь анализировать произведение искусства и высказывать о них свое мнение;

-  различать виды и жанры изобразительного искусства;

  -  выражать в своем творчестве отношение к окружающей действительности;

-  владеть  основными понятиями изобразительного искусства;

 -  владеть доступными для учащихся приёмами выполнения основных видов декоративно-прикладных работ, традиционных для художественной культуры Бурятии;

   -  владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.

Прогнозируемые результаты:

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Тематическое планирование  “Моя Бурятия”

1 четверть

Кол

час

Дата

Название разделов и тем

Творческое задание

Часы

аудиторных занятий

часы

внеаудиторных  занятий

1

1 ч

 

История Бурятии

Предания об истории заселения и освоения края

 1

2

 

 

Бурятские роды и племена в древности

 1

3

1 ч

 

Освоение Забайкалья русскими

 1

4

1 ч

 

Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм.

 1

5

1 ч

 

Иволгинский дацан

Рисунки дацана

 1

6

1 ч

 

Образование Республики Бурятия

Сообщение на тему «Образование Республики Бурятия»

 1

7

 

Улан-Удэ- столица Бурятии.

Сообщение на тему «История возникновения города Улан – Удэ»

 1

8

 

Символы Бурятии

Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства

Выучить гимн Бурятии

 1

9

 

Танцы и игры бурят. Ёхор

Разучивание народных игр. Разучивание ехора .

 05

0,5

2 четверть

Кол

час

Дата

Название разделов и тем

Творческое задание

Часы

аудиторных занятий

Часы

внеаудиторных  занятий

1

       

1 ч

 

Байкал – мировое наследие

Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа

0,5

0,5

Посещение библиотеки

2

1 ч

 

 

Символика в традиционной культуре бурят

Символика чисел

Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции

 1

3

1 ч

 

Символика цвета

Рисунки

 1

4

5

1 ч

 

Материальная культура бурят

Дерево в культуре бурят

Поделки,выжигание

Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу

Оформление выставки

 0,5

0,5

экскурсия в школьный сад по составлению правил поведения в лесу

6

1 ч

 

Пища как часть культуры народа

Составление меню из бурятской кухни

 1

7

 

Устное народное творчество

Подобрать сказки и пословицы о доброте.

Инсценировка бурятской народной сказки

 0,5

0,5

3 четверть

Кол

час

Дата

Название разделов и тем

Творческое задание

Часы

аудиторных занятий

часы

внеаудиторных  занятий

1

2

2 1ч

 

Символика орнаментов

Рисунок народного орнамента

2

3

4

Виды орнаментов

Рисуем эскиз бурятского народного орнамента

4

5

Бурятский сундук

Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом

2

6

7

Головные уборы бурят

Выполнение эскиза головного убора бурят

2

8

Бурятские ичиги

Выполнение эскиза бурятских ичигов

2

9

0,5ч

Мужской дэгэл

Выполнение эскиза мужского дэгэла

1

9

0,5ч

Женский дэгэл

Выполнение эскиза женского  дэгэла

10

Женские ювелирные украшения

Выполнение эскиза женских ювелирных украшений

1

10

Мужские украшения

Выполнение эскиза мужских ювелирных украшений

1

4 четверть

Кол

час

Дата

 Название разделов и тем

Творческое задание

Часы

аудиторных занятий

часы

внеаудиторных  занятий

1

2

Бурятская народная посуда

Выполнение эскиза бурятской народной посуды

 1,5

0,5

посещение школьного музея

3

4

Бурятское жилище – юрта

Выполнение эскиза бурятского жилища - юрты

2

5

Духовная культура бурят

Лошадь в традиционной культуре бурят

Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств

2

6

Конь в жизни бурята

Выполнение эскиза бурятского коня

2

7

 

Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды)

1

1

посещение библиотеки

8

1 ч

 

Бурятское жилище

Конструирование юрты из разных материалов

1

9

1 ч

 

Викторина

 1

Список литература 

  1. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
  2. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
  3. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002
  4. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
  5. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
  6. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
  7. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
  8. Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
  9. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
  10. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985
  11. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
  12. Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
  13. Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005
  14. Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание студентов колледжа средствами учебной и внеучебной деятельности ( из опыта работы)

В статье прослеживается опыт работы куратора по формированию патриотических чувств студентов  через гуманитарные дисциплины, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия...

Проект: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВСЕСТОРОННЕЕ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Важнейший показатель благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, а так же, гармоничному...

Информационно коммуникационные технологии во внеучебной деятельности преподавателя информатики техникума

Образование должно стать уже сегодня «центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сф...

Из опыта организации внеучебной деятельности по английскому языку

В презентации представлен опыт организации дистанционных мероприятий по иностранному языку...

Формы и виды социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ, как в учебной, так и внеучебной деятельности

Проблемой современного государства в XXI веке является воспитание нового поколения россиян. Современное образование формирует личность школьника,готовит его жить в меняющемся мире.В данной статье я по...

«Внеучебная деятельность как фактор формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся на примере Клуба молодого избирателя»

В настоящее время ведется воссоздание ранее утраченных форм и методов развития у  студентов самостоятельности и социальной активности. К этим формам можно отнести и клубную (кружковую) работу. Кл...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ (УСПЕШНОЙ) ЛИЧНОСТИ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ (УСПЕШНОЙ) ЛИЧНОСТИ...