Доклад на тему: "Повышение конкурентоспособности специалистов"
статья на тему

Шашнина Инна Олеговна

Доклад на тему: "Повышение конкурентоспособности специалистов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_konkurentosposobnost_spetsialista.odt11.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование конкурентоспособного специалиста в области строительства»

        Строительная отрасль - одна из наиболее масштабных и емких по количеству вовлеченных в ее деятельность людей. Сегодня для любой организации залогом длительного, стабильного и эффективного существования на рынке становится привлечение и формирование конкурентоспособного персонала.

Чтобы идти с отраслью вперед, успешно решая задачи ее кадрового обеспечения, необходим прогноз, обосновывающий потребность в конкретных специалистах на ближайшее время и в перспективе. В связи с возрастающей активностью жилищного и промышленного строительства, впечатляющим разнообразием заказов и проектов и, следовательно, многочисленностью объектов, на которых молодые строители могут приобрести необходимый опыт, потребность в высокопрофессиональных специалистах будет существовать и, по-видимому, возрастать.

        С середины 90-х годов прошлого века в связи с переходом к рыночной экономики вместо слова «профессионализм» работодатели все чаще стали использовать термин «конкурентоспособность». Это связано с тем, что сегодня не достаточно просто иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, – сегодня требуется уметь нечто такое, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда.

        В законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста в различных областях человеческой деятельности. Подтверждение важности конкурентоспособности будущего специалиста мы находим и в модели «Российское образование – 2020»

        Для доклада существенное значение имеет позиция В.И. Андреева*, который утверждает, что «необходимо формировать конкурентоспособную личность, подготовленную к самовыживанию, к конкурентной борьбе в различных жизненных ситуациях». Вместе с тем, как справедливо отмечает тот же автор, «нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами».

        Необходимо заметить, что образование, ориентированное на формирование конкурентоспособности будущего специалиста, невозможно просто «дать», предоставить, преподнести и т.д. Его можно получить («взять») организацией такой среды, которая основывалась бы на соперничестве между субъектами обучения и тем самым в максимальной степени способствовала бы формированию конкурентоспособности будущего специалиста. Как невозможно научиться плавать без водной среды, так невозможно сформировать основополагающие качества конкурентоспособности у будущего специалиста, не «погрузив» его в конкурентную учебную среду. Создавая конкурентную среду в процессе учебной деятельности в колледже мы обеспечим развитие конкурентной активности между субъектами образования (студентами), что будет способствовать реализации их личностных качеств и формированию конкурентоспособности будущего специалиста. В учебной среде разработали план, выделив 3 этапа:

        Первый этап – подготовка к формированию конкурентоспособности у будущего специалиста. На данном этапе важно убедить студентов в значимоси конкурентоспособности, важности ее формирования для будущей успешной профессиональной деятельности. Для этого необходимо прежде всего объяснить значения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность».

Целесообразно поднять вопрос о том, в чем различие между конкурентоспособным специалистом и конкурентоспособной личностью, почему конкурентоспособный специалист в одной области не всегда оказывается конкурентоспособным в другой.

        Студентам нужно понять, что конкурентоспособный специалист – это не просто профессионал, который выдержал конкуренцию, а человек, который стремится к благотворному, высокоэффективному труду и за счет этого выдерживает конкуренцию и добивается поставленной цели.

        На первом этапе каждому студенту предлагается также провести анализ своих конкурентных преимуществ. Благодаря такому заданию будущие специалисты определяют те качества, которых им не хватает для успешной профессиональной деятельности. Затем целесообразно дать задание по разработке программы саморазвития своих личностных и профессиональных качеств. Для демонстрации эффективной работы в условиях конкурентной учебной среды можно дать примеры жизненных путей успешных, известных людей (имена и описание их деятельности).

        Второй этап представляет собой освоение опыта, необходимого конкурентоспособному специалисту. Приобретение такого опыта студентами должно осуществляться в условиях конкурентной учебной среды (специфические особенности выбранной специальности).

        На заключительном этапе формирования конкурентоспособности студенты переоценивают собственные личностные возможности, осознают и оценивают альтернативы нежелательному поведению в конкурентной борьбе. Одновременно с этим продолжает формироваться их конкурентоспособность. В связи с этим, организация учебного процесса на данном этапе больше, чем на других этапах, должна быть ориентирована на рефлексию, самооценку, самоанализ студентов.

        Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в условиях конкурентной учебной среды предполагает использование бально-рейтинговой системы обучения на каждом из выделенных этапов, поскольку она направлена на создание здоровой конкуренции в студенческой среде. Победа в конкурентной борьбе, также как и проигрыш, должны стать для студентов определенным событием, которое научит их соперничать и состязаться в различных видах деятельности. Главная задача педагога при этом – не позволить соревнованию превратиться в грубое соперничество и в стремление к лидерству любыми способами, ибо конкуренция должна вестись с соблюдением правовых и нравственных норм.

        Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что конкурентная учебная среда создает здоровую конкуренцию в студенческой среде и тем самым активизирует личностные и профессиональные качества обучающихся, способствует проявлению имеющихся у них знаний, умений и навыков, а также формированию конкурентоспособности. При этом формируется новый механизм, который является высокосоревновательным, поддерживает таланты, поощряет проявления качеств конкурентоспособности у будущих специалистов.

        Таким образом, создание конкурентной учебной среды может стать мощным катализатором при формировании конкурентоспособности будущего специалиста. А педагогической общественности необходимо осознать актуальность этой задачи посредством создания конкурентной учебной среды как неотъемлемой части эффективного и современного образования.

        Личности конкурентоспособного специалиста присущи:

- профессиональная мобильность: способность планировать и организовывать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий в сфере производства;

- компетентность : обладание профессиональными знаниями на достаточно высоком уровне, умениями совершенствовать свое профессиональное мастерство, умениями нести личную ответственность за результаты своего труда;

- профессиональная самостоятельность: готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, проявлению настойчивости в достижении жизненного успеха через профессиональную деятельность;

-  стойкая жизненная позиция;

-  высокая нравственная и духовная культура;

-  трудолюбие;

-  стремление к высокому качеству труда.

Сопоставление категорий «конкурентоспособность» и

«профессионализм»

                                                                                                               Таблица 1.

Конкурентоспособность

Профессионализм

Категория, в большей степени сравнительная, причем сопоставление осуществляется с имеющимися аналогами

Категория относительно объективная, сравнение осуществляется с высшими образцами, с идеалами в данной сфере

Проявляется в востребованности специалиста и не всегда сопровождается соответствием качеств личности и деятельности высшим профессиональным стандартам

Проявляется в стабильно эффективной профессиональной деятельности, высококачественных результатах, но не всегда сопровождается востребованностью специалиста на рынке труда

Обеспечивает возможность развития профессионализма

Описывает профессиональную сторону конкурентоспособности

Практически в равной мере обусловлена профессиональными и внепрофессиональными (социальными) характеристиками

В большей степени обусловлен профессиональными характеристиками специалиста (его личности и деятельности)

* Андреев Валентин Иванович    (1940 г. р.) — доктор педагогических наук (1984), профессор (1987), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Казанского государственного университета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.

Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...

Организация научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентоспособного специалиста

Представлена методика организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентноспособного специалиста...

Краткий доклад на педсовете на тему " Формирование конкурентоспособного специалиста в области строительства".

P { margin-bottom: 0.21cm; } Студентами колледжа становится, в основном,15-ти летняя молодежь после окончания 9 классов общеобразовательной школы. Большинство из них поступает на учебу по выбору ...

Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве

Доклад для Педсовета "Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве"...

Тезисы к конференции. Подготовка конкурентоспособного специалиста в системе СПО медицинского профиля с использованием инновационнообразовательных технологий. Г.А.Максимова, Л.С. Марач, С.Я. Лущай.

Тезисы были подготовлены для всеросийской научно-практической конференции"Здравоохранение и образовательное пространство: интеграция и перспективы взаимодействия",г.Астрахань, 2-3 июня 2016 года...

Доклад на тему: «Повышение качества успеваемости в группе»

Выступление на заседании ЦМК № 2 сдокладом на тему: «Повышение качества успеваемости в группе»...