Выступление на педагогическом совете
статья на тему

Нигматзянова Диляра Раифовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления в педагогическом совете преподавателя Нигматзяновой Д.Р. «Внеклассная работа как стимул познавательной деятельности студентов».

Проблема обучения и воспитания чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Деятельность преподавателя постоянно изменяется под воздействием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних. Основные факторы, изменившие сегодня процесс образовательно-воспитательной работы в целом, определили и новые тенденции обучения и воспитания студенческой молодежи в нашем колледже.

Внеклассная работа – важнейший фактор воспитания студентов. Эта работа проводится классными руководителями, учителями-предметниками. Внеклассная работа представляет совокупность различных видов деятельности и определяется через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства.

Желание успешно учиться и получать прекрасное образование является ключевым фактором для студентов. Возникают следующие вопросы:

что побуждает студентов хорошо учиться;

почему один и тот же студент в разных ситуациях, по разным дисциплинам учится по-разному;

что надо сделать, чтобы повысить эффективность обучения.

Все эти вопросы связаны с проблемой мотивации. Мотивы аудиторной деятельности показывают то, ради чего человек учится. Мотивация - сложная система мотивов, которая стимулирует, регулирует и поддерживает любую деятельность человека.

 Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.

Рассмотрим основные отличия внеклассной работы:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных формах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться дополнительно этим предметом с какими-то определенными целями. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы - она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес учащихся.

2. Внеклассный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строгой регламентации, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет и т. д. При этом зачастую учителя выражают письменную оценку деятельности школьников через благодарственные записи в дневнике или отметкой в журнале, либо тем и другим вместе.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеурочных занятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям

Необходимо выделить ряд особенностей внеклассной работы( на слайде)

По охвату учащихся выделяют:

· Индивидуальная работа есть во всех видах внеклассных занятий, она может выражаться в чтении литературы, в подготовке к выпуску на вечере, конференции, подготовке материала к викторине, обучении в заочных или дистанционных школах и т. д.

· Массовая работа выражается в проведении вечеров, конференций, в проведении конкурсов и олимпиад

По дидактической цели Н.М. Есенин различает два вида внеклассной работы

· Работа с учащимися, отстающими от других в изучении материала, т.е. дополнительные занятия по предмету.

· Работа с учащимися по развитию интереса в изучении предмета

· кружки

· олимпиады

· тематические конференции и вечера по предмету

· стенная печать        

Рассмотрим основные формы внеклассной работы.

Предметные кружки

Предметные кружки - самая распространенная  форма внеклассной работы. Здесь дети на практике учатся применять свои знания, заняты активной творческой, любимой деятельностью. Кружковая работа служит эффективной формой профессиональной ориентации учащихся.

Прежде чем организовать один или несколько кружков при кабинете, нужно решить: кто будет вести занятия кружка. Очень часто кружок распадается потому, что не были вовремя решены различные организационные вопросы.

Хорошо организованный кружок дает хорошие практические результаты

Работа с научно-популярной литературой и первоисточниками

Большое значение во внеклассной учебной работе с учащимися имеет организация регулярного чтения литературы по предмету, выработка у них навыка ориентации в современном потоке информации. Важно с первых лет изучения предмета приучать их к систематическому, целенаправленному чтению сначала научно-популярной, а затем и специальной литературы. Такая учебная работа развивает любознательность, углубляет знания, расширяет кругозор и заметно развивает «предметное» мышление, способствует развитию положительных качеств личности.

Интерес к научной, научно-популярной, технической литературе у учащихся повышается, если учитель систематически использует в учебной работе дополнительную литературу, делает на уроках ссылки на отдельные книги и журналы, зачитывает отрывки из них. Следует всячески поощрять учащихся, использующих материал, взятый ими из книг и журналов и газет.

Учитель организует регулярное обсуждение прочитанного. Формы такого обсуждения могут быть самыми разнообразными. Например, доклады о прочитанном на уроке, на кружке, читательской конференции. Читательские конференции полезно проводить регулярно - один раз в месяц.

Большую пользу приносит неформальная беседа в предметном кабинете в небольшом кругу о прочитанных статьях и книгах. Такие беседы выливаются в обмен полученной при чтении информации, обмен источниками информации, что способствует формированию познавательных интересов школьников. Подобные встречи в кабинете надо сделать регулярными [8,38].

Факультативы

Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы

Требования к построению факультативных занятий:

1. Преемственность в содержании, методах и формах организации факультативных занятий должна определяться целями обучения, всестороннего развития и воспитания учащихся.

2. Построение факультативных занятий не должно противоречить дидактическим принципам в обучении.

3. Не должно быть противоречий с научно обоснованными психолого-педагогическими требованиями.

4. Не должно быть не согласованности с директивными нормами организации работы общеобразовательной школы.

5. Главным критерием эффективности построения факультативных занятий должна быть, в конечном счете, результативность неразрывно связанных друг с другом процессов обучения, развития и воспитания школьников.

6. Результативность учебно-воспитательного процесса зависит главным образом от «массовости» занятий. Факультативные занятия не могут охватывать всех учащихся, а отдельные внеклассные мероприятия могут.

Олимпиады по предмету

Важной формой внеурочной работы с учащимися является подготовка и проведение  олимпиад по предмету

Одной из целей проведения олимпиад является развитие интереса учащихся к предмету, привлечение учащихся к занятиям в кружках. Другая цель - выявление учащихся, имеющих склонности к данному предмету и развитие их способностей.

Часто полагают, что участие в олимпиаде - удел сильных учащихся. Это принципиальная ошибка. Участвовать в олимпиаде должны все. Это еще один способ приобщения учащихся к предмету

Всю работу по организации и проведению олимпиады делят на три части. Сначала сообщается время проведения школьной олимпиады, число участников от каждого класса, проводятся тренировки. Вывешивается список интересных задач и вопросов, тем конкурсных сочинений, рассказов-«путешествий» и т. д. Задачи, аналогичные приведенным в списке, полезно решать в классе, чтобы показать, что большинству ребят они по силам.

Вторая часть - это отбор состава команд и запасных (около трети класса) и проведение самой олимпиады. Задания даются интересные, оригинальные, но посильные для большинства. Заведомо трудные задачи убивают у учащихся веру в свои силы и отрицательно влияют на их интерес к предмету.

Третья часть работы - подведение итогов и объявление результатов олимпиады. Часто результаты объявляются в классе или, что еще хуже, на перемене. Нужно яркое объявление, вывешенное на самом видном месте. В нем указать победителей в абсолютном зачете и места, занятые отдельными командами-классами.

Результаты олимпиад следует учитывать в общешкольном соревновании классов наравне с другими мероприятиями. Это дополнительный стимул.

Важную роль играет процедура награждения победителей. Класс можно наградить грамотой директора школы, ученикам вручить грамоту, книгу или другой ценный для ученика подарок в торжественной обстановке, например на вечере по предмету

Учебные конференции и вечера по предмету

Среди эпизодических внеклассных мероприятий конференции наиболее распространены, доступны и эффективны. Учебные конференции проводятся, как правило, с целью обобщения материала какого-либо раздела или большой темы. При этом используются самые разнообразные источники информации: наблюдения в домашних условиях и на природе, материалы экскурсий на предприятия и в музеи, результаты специально проделанных опытов, литературные источники, информация найденная в Интернете, кинофильмы, выступления известных героев труда своего района, ученых и т.д. Главное, чтобы конференция была итогом творческой работы коллектива увлеченных детей

Анализируя конференцию, в первую очередь необходимо обосновать целесообразность ее проведения.

Следует внимательно пронаблюдать и проанализировать, как учитель распределил темы докладов, сформулировал цель дискуссии. Важно определить, насколько целенаправленно развертывалась дискуссия, как и с какой глубиной освещались поставленные вопросы, вызывали ли они интерес у всех учащихся, как и с какой обстоятельностью они обсуждались. Немаловажно и то, сколько выступало докладчиков, оппонентов. К сожалению, иногда к конференции готовятся два-три ученика; они зачитывают тексты своих сообщений перед безразличным составом класса. Надо проследить, в какой обстановке велось обсуждение докладов, сколько было заинтересованных участников конференции. Необходимо выяснить, все ли вопросы программы были освещены, акцентировалось ли внимание на главном, не допускалось ли излишней детализации одного и поверхностного освещения другого; определить, насколько успешно учитель управлял учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Предметом анализа должны стать техника выступлений, правильность, выразительность речи учащихся, умение выделять главное и подбирать аргументы для доказательства высказанных тезисов.

Многие ученики после проведения такого вечера по - другому смотрят на предмет, который не жаловали раньше вниманием. Хорошо организованные и подготовленные вечера являются праздником для ребят.

Стенная печать

Несмотря на сегодняшнее обилие научной, научно-популярной литературы и периодических изданий, стенная печать не утратила своей роли в школе.

Под умелым руководством учителя стенная печать является важным фактором, организующим и направляющим жизнь школьников. Стенная печать в школе традиционно осуществляется в виде стенных газет, календарей, бюллетени, викторины, информационных листков и др. Хорошо составленная и интересно оформленная стенная печать в течение ряда дней привлекает многих читателей; нередко стенная печать читается с тетрадкой и карандашом в руках. Стенная печать будит и поддерживает интерес к предмету, дает материал для размышлений в часы досуга.

Организаторами выпуска стенной печати могут являться предметные кружки, отдельные инициативные классы и даже группы учащихся, проявивших инициативу. Каждый номер выходит при ближайшем участии учителя. Стенная печать накладывает определенные требования к подбору материала: он должен быть полезным, интересным и доступным для широкого круга учащихся (даже для тех, кто и не изучает пока предмет). Как правило, в стенной печати находят место задачи повышенной трудности, занимательные задачи, головоломки, загадки, ребусы, кроссворды, освещение одной конкретной темы или вопроса, обзор новинок литературы и аннотация к интересным материалам.

внеклассный работа учащийся активизация познавательный

Заключение

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого учится самостоятельно «добывать знания».

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения. Поэтому учитель всегда должен ставить перед собой задачу - сформировать познавательную деятельность школьников как мотив их деятельности и правильно его использовать как средство обучения.

Ведущим принципом в организации внеучебной работы является познавательный интерес, возможности удовлетворения и развития интересов и способностей студентов. Поэтому формы внеклассной работы должны быть разнообразные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся 4 классов"

В данном материале представлено выступление на педагогическом совете о формировании навыков самоконтроля и самооценки учащихся в условиях перехода на ФГОС в 5 классе. Материал сопровождается презентац...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

Самостоятельная работа– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляет...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя....

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации. Результатом данной работы являются выступления с докладами, сообщениями, презентациями н...

Выступление на педагогическом совете ОГБПОУ "Рязанский педагогический колледж"

Выступление может быть интересно преподавателям, методистам образовательных организаций...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя, на педагогических советах....