МЕТОД КЕЙСОВ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
статья на тему
В статье рассматривается внедрение и применение метода кейсов как условие развития ключевых компетенций у студентов, в частности способность студентов оперативно решать профессиональные задачи, уметь анализировать ситуации, оценивать возможные альтернативы решения, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Систематическое применение данного метода в течение учебного цикла обеспечивает формирование у обучающихся устойчивых навыков решения практических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_keysov.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД КЕЙСОВ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В процессе перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты изменились требования, предъявляемые как к результатам образовательного процесса, так и к преподавателю, как основному носителю знаний. Внедрение и применение преподавателем современных педагогических технологий способствует развитию ключевых компетенций у студентов. Наиболее важной компетенцией для работодателей является умение и способность человека оперативно решать профессиональные задачи [4].
Одной из современных технологий обучения в логике компетентностного подхода является интерактивное обучение. Интерактивные методы обучения обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении. Одним из наиболее эффективных интерактивных методов обучения студентов в современном образовательном учреждении является метод кейсов [5].
Применение метода кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать возможные альтернативы решения, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления [3, с 194]
Кейсовая технология (метод) не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.
Кейсовая технология обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Каширина И.В., Зинченко Е.С. рассматривают метод кейсов как изучение предмета, через рассмотрение большого количества задач и ситуаций в определённой комбинации.
Ступина Е.В., Гумметова А.Ю. определяют кейсовую технологию обучения как обучение действием. По их мнению, содержание кейс-метода заключается в формирование умений по усвоению знаний как результата активной самостоятельной деятельности обучающихся, и как следствие творческое усвоение профессиональных навыков, умений, знаний, а также развитие мыслительных способностей [2].
Долгоруков А.М. описывает метод кейс-стадии как инструмент, разрешающий применять теоретические знания к решению практических задач, способствующий формированию у обучающихся самостоятельного мышления, умения слушать, учитывать и аргументировано высказать свою точку зрения. При помощи этого метода обучающиеся располагают возможностью проявлять и усовершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, учатся работать в команде, находить наиболее целесообразное решение поставленной проблемы [6].
У Харченко Л.Н. «Суть кейс технологии заключается в комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в определенный набор «кейс» и их передаче обучающимся» [5].
Таким образом, кейс представляет собой описание ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения обучающихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
- описание проблемной ситуации;
- альтернативность решения проблемной ситуации;
- единая цель и коллективная работа по выработке решения;
- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
- эмоциональное напряжение обучающихся.
Являясь интерактивным методом обучения, метод кейсов завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических знаний и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций оказывает воздействие на формирование профессиональной культуры обучающихся, активизирует интерес и стимулирует позитивную мотивацию по отношению к учебе [1, c. 21].
Учебным планом 44.03.06 Профессиональное обучение (по отраслям) по профессиональному модулю 02 Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности на самостоятельную работу студентам отводится достаточно большое количество часов. Студенты изучают ПМ 02 Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности на четвертом курсе. И, к сожалению, большая половина студентов не может правильно организовать свою самостоятельную деятельность.
Применение кейс-технологии призвано научить обучающихся подходить к решению типовых заданий творчески, анализировать результаты, делать выводы и предлагать свои варианты для решения проблемы.
Таким образом, студенты учатся анализировать информацию, приобретают навыки критического мышления, применяют теоретические знания на практике.
Преподаватель при разработке задания с применением кейс-технологии должен проанализировать информацию по изучаемой теме, подобрать задания, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов, продумать различные пути решения, оценить их.
Тема «Педагогическое разрешение конфликтов», согласно рабочей программе ПМ 02 Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, раскрывает основные причины и алгоритм разрешения конфликтов. Занятие с элементами кейс-технологии проводится для закрепления материала. Студенты работают в группах по три-четыре человека. После изучения дополнительной информации для овладения материалом учебной темы, выполняют задания – предложить реально – существующую конфликтную ситуацию. Далее группы меняются ситуациями. Продумывают решения конфликтов. При защите работ ответы обучающихся оцениваются по следующим критериям (таблица 1)
№ | Наименование критерия | Оценивание в баллах | ||
низкий | средний | высокий | ||
1 | Профессиональное, грамотное решение проблемы | |||
2 | Новизна и неординарность решения проблемы | |||
3 | Краткость и четкость изложения теоретической части решения проблемы | |||
4 | Этика ведения дискуссии | |||
5 | Активность всех членов микрогруппы |
Таблица 1 Критерии оценивания
В ходе занятий при помощи методов кейса обучающиеся активны, возрос интерес к занятиям, повысилась эффективность обучения, усвоения материала.
Систематическое применение данного метода в течение учебного цикла обеспечивает формирование у обучающихся устойчивых навыков решения практических задач. Сочетание элементов метода кейса и учения во многом помогают преподавателю в процессе передачи необходимой информации обучающимся. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности метода кейса необходимо знать чувство меры, иначе они утомят обучающихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Рекомендации: следовательно, учитывая эффективность метода кейса в учебном процессе как средство повышения интереса студентов к занятиям, повышения эффективности обучения, усвоения материала.
В практику обучения целесообразно внедрить следующие рекомендации:
- Метод кейсов должна учитывать индивидуально-психологические особенности каждого студента;
- Для большей эффективности метод кейсов следует вводить постепенно (по принципу от простого к сложному явлению) на всех периодах обучения.
- Применять таблицу критериев для оценивания ответов студентов.
Успех применения метода кейса зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую педагог создает в группе. Важно что бы студенты привыкли, к такому общению увлеклись, и стали вместе с педагогом участниками одного процесса.
Список литературы
- Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика: Учебно – методическое пособие на основе метода case-study. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. -188с
- Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения // Образование в России. 2010. № 5.
- Луиc И.Барнс., К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж. Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций (учебник, ситуации и дополнительная литература).- М,: ЮРИСТЬ, 2010. - 501 с.
- Покосенко Е.А. Практическое применение методов, средств, приемов работы на уроке. // Методические рекомендации. Екатеринбург, 2009. — 23 с.
- http://www.kamlic.ru/index.php?Itemid=297&id=215&option=com_content&view
- http://evolkov.net/case/case.study.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные и интерактивные формы обучения студентов математике
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для студентов медицинских колледжей по теме"Проценты в нашей жизни". В данной методической разработке связаны такая тема математики как "...
Мастер-класс "Интерактивные формы обучения"
http://youtu.be/ZT6YHJ3QH_0...
Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".
В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию на базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ И КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
В образовательной деятельности нашего педагогического колледжа мы активно интегрируем уроки по профессиональному модулю «Классное руководство», междисциплинарному курсу «Теоретически...
Активные и интерактивные формы обучения студентов математике
В материале рассматриваются активные и интерактивные методы обучения, их использование на различных этапах учебного процесса...
ДИСКУССИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЕЁ ЗАДАЧИ, ПРИЧИНЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ, РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio (discussionis) «сотрясение; исследование, рассмотрение». Дискуссия – это разноплановое обсуждение какого-...
Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе
Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе предназначен для учителей начальной школы для подготовки к урокам и их проведению их или для допо...