Профессиональная консультация старшеклассников
статья на тему
Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками направлена на побуждение к осознанному самостоятельному выбору будущей профессии. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов, например, можно выделить следующие этапы организации активизирующего консультационного воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_konsultatsiya_starshekl.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная консультация старшеклассников.
Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками направлена на побуждение к осознанному самостоятельному выбору будущей профессии. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов, например, можно выделить следующие этапы организации активизирующего консультационного воздействия.
1. На предварительном этапе (до встречи с учащимся) необходимо получить предварительную информацию, определить проблему и наметить пути её решения.
2. Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим:
- особенности данного учащегося (в чём он сам видит проблему),
- условия консультирования (насколько они помогают решать проблему учащегося),
- степень готовности профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику).
На данном этапе важно помочь учащемуся сформулировать собственную проблему, поэтому особенное значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школьником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале – максимальная доброжелательность; далее – доброжелательность и конструктивность; в завершение консультации доброжелательность и позитивный настрой.
3. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблемах клиента и возможного пути и средства решения этой проблемы.
4. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения.
Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:
1. информационно-справочная - может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т.п.
2. диагностическая - направленная в идеале на самопознание, может быть решена с использованием несложных, понятных психодиагностических методик.
3.морально-эмоциональная поддержка самоопределяющегося. Здесь могут быть использованы приёмы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии, а также специальные игровые профконсультационные методики.
Цель такой работы — вселение в старшеклассника оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.
4. Задача — связанная с принятием конкретного решения.
5. Задача — совместное поведение итогов, что важно как для рефлексии учащегося, так и для развития рефлексии самого профконсультанта.
В результате организации профориентационного консультационного воздействия, а также в результате помощи старшеклассникам в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами, и в постановке реальных целей — процесс выбора профессии подростком проходит наиболее успешно.
2. Включение в учебно-воспитательный процесс определённого комплекса методик, способствует более успешному выбору профессии подростком.
3. Эффективность работы по профориентационному консультированию обусловлена использованием различных форм и методов профориентации.
4. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание как элемент социализации глухого старшеклассника в жизни
Из опыта работыучителя трудового обученияКолесовой Людмилы ИвановныОдна из главных задач, решаемых на уроках трудового обучении в коррекционных школах I-II вида – это эстетическое воспитан...
Ток-шоу для старшеклассников «Небо, снимите шляпу!»
· Мероприятие представляет собой ток-шоу. Ведущий сообщает информацию о профессиональной и государственной деятельности первой в мире женщины – ко...
Профессиональное самоопределение старшеклассников.
Как подростку не ошибиться в выборе профессии? Кем быть? Как суметь собрать всё воедино: и свои способности, и свои возможности......
Проведение "Осеннего бала" для учащихся - старшеклассников.
Методическая разработка традиционного праздника "Осеннего бала" для учащихся НПО или для старшеклассников общеобразовательных школ. Включает в себя концертную программу и конкурсную развлекательную дл...
Урок русского языка в краеведческом музее: о роли музеев в духовном развитии современных старшеклассников и студентов
Из опыта проведения факультативных занятий по русскому языку в краеведческом музее....
Сценарий праздника для старшеклассников к Дню студента
Содержит историю праздников и конкурсы для команд....
Рекомендации старшеклассникам "Что нужно сделать для того, чтобы при сдаче ЕГЭ не испытывать состояние стресса?" (Письменная О. Н. - психолог)
Рекомендации старшеклассникам "Что нужно сделать для того, чтобы при сдаче ЕГЭ не испытывать состояние стресса?" (Письменная О. Н. - психолог)...