Профессиональная консультация старшеклассников
статья на тему

Новосёлова Светлана Леонидовна

Основная  тенденция  развития  профориентационной  и  профконсультационной  работы  с  подростками направлена на побуждение к осознанному самостоятельному выбору будущей профессии. Психолого-педагогическая  помощь  школьнику  в  профессиональном  самоопределении  должна  быть  направлена  на  создание  условий  для  самостоятельного  решения  проблем  с  помощью  специальных  методов,  например,  можно выделить  следующие  этапы  организации  активизирующего  консультационного  воздействия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_konsultatsiya_starshekl.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная  консультация старшеклассников.

Основная  тенденция  развития  профориентационной  и  профконсультационной  работы  с  подростками направлена на побуждение к осознанному самостоятельному выбору будущей профессии. Психолого-педагогическая  помощь  школьнику  в  профессиональном  самоопределении  должна  быть  направлена  на  создание  условий  для  самостоятельного  решения  проблем  с  помощью  специальных  методов,  например,  можно выделить  следующие  этапы  организации  активизирующего  консультационного  воздействия.  

1. На предварительном этапе (до встречи с учащимся) необходимо получить предварительную информацию, определить  проблему  и  наметить  пути  её  решения.

2. Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим:

  • особенности  данного  учащегося  (в  чём  он  сам  видит  проблему),  
  • условия  консультирования  (насколько  они  помогают  решать проблему  учащегося),  
  • степень готовности профконсультанта  (насколько  он  готов помочь  данному  школьнику).  

На  данном  этапе  важно  помочь  учащемуся  сформулировать  собственную  проблему,  поэтому  особенное  значение  имеет  организация  эмоционально-доверительного  контакта  со  школьником  и  такое  последовательное  развитие  этого  контакта:  вначале – максимальная  доброжелательность;  далее – доброжелательность  и конструктивность;  в завершение  консультации  доброжелательность  и  позитивный настрой.

3. Выдвижение  (или  уточнение)  профконсультационной  гипотезы,  которая  включает  общее  представление  о  проблемах  клиента  и  возможного  пути  и  средства  решения  этой  проблемы.

4. Совместное  решение  выделенной  проблемы,  допускающее  использование  в  ряде  случаев  и  неактивизирующих  методов,  например,  стандартизированных  психодиагностических  средств.  Главное,  чтобы  учащийся  понимал  общую  логику  проводимой  совместной  работы,  т.е.  оставался  субъектом  самоопределения.

Работа на данном этапе предполагает решение  следующих  основных  задач:

1. информационно-справочная -  может  быть  решена  с  помощью  профессиограмм,  специальной  справочной  литературы,  компьютерных  информационно-поисковых  систем  и  т.п.

2. диагностическая -  направленная  в  идеале  на  самопознание,   может  быть  решена  с  использованием  несложных,  понятных  психодиагностических  методик.

3.морально-эмоциональная  поддержка  самоопределяющегося.  Здесь  могут  быть  использованы  приёмы  и техники,  заимствованные  из  психотерапии  и  консультативной психологии, а также специальные игровые  профконсультационные  методики.

Цель  такой  работы — вселение  в старшеклассника  оптимизма,  уверенности  в  себе,  а  также  проигрывание  в  специальных  процедурах  сложных  моментов,  связанных  с  самоопределением.

4. Задача — связанная  с  принятием  конкретного  решения.

5. Задача — совместное  поведение  итогов,  что  важно  как  для  рефлексии  учащегося,  так  и  для  развития  рефлексии  самого  профконсультанта.

В  результате  организации  профориентационного  консультационного  воздействия,  а  также  в  результате  помощи старшеклассникам  в  ознакомлении  со  своими  способностями,  склонностями  и  интересами,  и  в  постановке  реальных  целей — процесс  выбора  профессии  подростком  проходит  наиболее  успешно.

     2. Включение  в  учебно-воспитательный  процесс  определённого комплекса  методик,  способствует  более  успешному  выбору  профессии  подростком.  

     3. Эффективность  работы  по  профориентационному  консультированию  обусловлена  использованием  различных  форм  и  методов  профориентации.

     4. Профориентация  подростков  перемещает  акцент  с  общего  знакомства  с  миром  труда  на  конкретные варианты  выборов.  На  этом  этапе  важно  решать  как  когнитивные  задачи  (справочно-информационные,  помощь  в  самопознании,  планировании  и  выборе),  но  и  формировать  морально-эмоциональную  устойчивость  подростка,  готовя  его  к  возможным  конкретным  трудностям  в  ходе  подготовки  и  реализации  своих  профессиональных  намерений.  Одновременно  необходимо  оказывать  помощь  учащимся  в  поиске  смыслов  предстоящих  жизненных   и  профессиональных  выборов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание как элемент социализации глухого старшеклассника в жизни

Из опыта работыучителя трудового обученияКолесовой  Людмилы ИвановныОдна из главных задач, решаемых на уроках трудового обучении в коррекционных школах I-II вида –  это эстетическое воспитан...

Ток-шоу для старшеклассников «Небо, снимите шляпу!»

·         Мероприятие представляет собой ток-шоу.  Ведущий сообщает информацию о профессиональной и государственной деятельности первой в мире женщины – ко...

Профессиональное самоопределение старшеклассников.

Как подростку не ошибиться в выборе профессии? Кем быть? Как суметь собрать всё воедино: и свои способности, и свои возможности......

Проведение "Осеннего бала" для учащихся - старшеклассников.

Методическая разработка традиционного праздника "Осеннего бала" для учащихся НПО или для старшеклассников общеобразовательных школ. Включает в себя концертную программу и конкурсную развлекательную дл...

Урок русского языка в краеведческом музее: о роли музеев в духовном развитии современных старшеклассников и студентов

Из опыта проведения факультативных занятий по русскому языку в краеведческом музее....

Сценарий праздника для старшеклассников к Дню студента

Содержит историю праздников и конкурсы для команд....

Рекомендации старшеклассникам "Что нужно сделать для того, чтобы при сдаче ЕГЭ не испытывать состояние стресса?" (Письменная О. Н. - психолог)

Рекомендации старшеклассникам "Что нужно сделать для того, чтобы при сдаче ЕГЭ не испытывать состояние стресса?" (Письменная О. Н. - психолог)...