Профессиональное самоопределение старшеклассников.
статья по теме
Как подростку не ошибиться в выборе профессии? Кем быть? Как суметь собрать всё воедино: и свои способности, и свои возможности...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Принципиально новые условия жизни нашей страны, сложившиеся в настоящее время, кардинальным образом изменили содержание активности людей, представления о профессиональном и личностном самоопределении и самореализации в обществе. Эти условия характеризуются тем, что изменились экономические, политические и социальные координаты существования человека.
В настоящее время перед подростком стоит один жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Именно сегодня он приобретает очень важный смысл, так как жесткая конкуренция на рынке труда заставляет всё больше и больше задумываться над этим вопросом. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, заканчивавшему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества, а так же соответствующей его запросам и интересам. Помочь старшекласснику найти свое место в жизни и призвана профориентация.
Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Она включает в себя:
1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности.
3) Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
В современной литературе уделяется достаточно внимания определению понятия «профессиональная ориентация».
Но всё же все большее значение в самоопределении человека приобретают его личностные качества. Самоопределение представляет собой поиск и утверждение своего пути в жизни, своих ценностей и смысла существования в мире. В связи с этим весьма актуальной является проблема психологической готовности к личностному самоопределению современных подростков. Старший подростковый возраст - важнейший этап становления личности, он необходим для осознания самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, определения жизненных перспектив и смыслов, выработки ценностных ориентаций, формирования психологической готовности к личностному самоопределению. В первую очередь этому способствуют условия современного образования. Девятый класс насыщен эмоциональными переживаниями. Именно в девятом классе современные школьники проходят государственную итоговую аттестацию, именно в девятом классе ученики должны сделать свой первый ответственный выбор по поводу своего дальнейшего образования: остаться в своей общеобразовательной школе в своем классе или перейти в какой-либо профильный класс, или поступить в специализированную школу? гимназию? колледж? училище? Подросток все в большей степени начинает осознавать те чувства и эмоции, которые он испытывает по отношению к миру, социальным явлениям, людям, к самому себе. У него появляется потребность к обретению своих собственных направлений взаимодействия с изменяющейся и усложняющейся окружающей реальностью в соответствии с собственным видением и этой реальности, и своего места в ней. Иными словами, подросток все активнее становится субъектом психологической адаптации, которая представляет собой единство и взаимодействие социальной и личностной адаптации. Психологическая адаптация к современной жизни вместе с социальными и личностными аспектами подростка является значимым условием развития психологической готовности старшеклассников к личностному самоопределению. Так же не маловажную роль в формировании профессиональной ориентации, социальной адаптации на рынке труда является адекватная самооценка подростка. Главным фактором здесь выступает эмоциональность подростка, его переживание, эмоциональное отношение к миру, к социальным ценностям, к окружающим людям и самому себе являются главными в многоаспектном содержании психологической готовности к личностному самоопределению.
Особенности психологической адаптации в значительной степени за висят от характера семейных отношений, в которые включен подросток. Чем выше уровень удовлетворённости подростка в системе семейных отношений, тем легче и быстрее протекает адаптация к жизни, к личностному самоопределению личности. Существенным фактором адаптации старших школьников в жизни выступает семья. Выявлено, что большинство подростков не в полной мере удовлетворены отношениями в семье. У них отсутствует ощущение гармонии в семейных отношениях. Обнаружена взаимосвязь психологической адаптации в семье с показателями общей социальной и личностной адаптации к жизни. Эмоционально - личностная напряженность, которую испытывает подросток в семье, переносится и в сферу широких социальных отношений и убеждений, что ведет к психологической дезадаптации.
Наряду с семейными отношениями значимым фактором психологической адаптации, является и социо-культурная среда образовательной организации. Человек с рождения усваивает социальный опыт, систему социальных связей и отношений — норм, ценностей, традиций, культуры данного общества и ближайшего социального окружения. Он воспроизводит их в своем собственном опыте и в итоге приобретает определенные личностные качества, у него формируются убеждения, ценности, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе, у него формируется характер, складывается мотивационная сфера, он начинает сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми. Иными словами, человек постепенно становится социально адаптированным. Социальной адаптацией называют успешное приспособление личности к условиям социальной среды, о которой можно судить по совокупности следующих центрообразующих показателей: адекватное восприятие окружающей действительности; адекватная система отношений и общения с окружающими; активность в учебной, трудовой деятельности. Следовательно, социальная адаптация проявляется через фактические достижения человека во взаимодействии с окружающими его людьми и в его активной деятельности.
Таким образом, усвоение социального опыта носит субъективный, личностный характер. Социальные нормы входят в индивидуальное пространство личности и там или укрепляются, или преобразуются в соответствии с собственными устремлениями, представлениями, предпочтениями, личностными смыслами и осознанными возможностями самого человека. Социальная и культурная среда, в которой живут подростки, являются внешними условиями их личностного развития. С.Л. Рубинштейн обосновал положение о том, что внешние причины всегда действуют лишь опосредствованно через внутренние условия. Это и субъективные переживания школьниками тех проблем, которые существуют и возникают в окружающей их действительности. На основании этих переживаний появляются определенные интересы, предпочтения, ценностные ориентации, которые, постепенно укрепляясь и интегрируя, начинают составлять устойчивую совокупность ценностных отношений личности. Индивидуализация - это и есть процесс осознания растущим человеком своей самости, собственных потребностей, мотивов, интересов, чувств, своего отличия от других. Человек адаптируется к жизни в обществе в соответствии не только с требованиями этого общества, но и со своими представлениями, позициями, переживаниями, с собственным видением происходящего в окружающем мире и себя в нем. Все это имеет непосредственное отношение к личностному самоопределению.
Из всего вышеизложенного следует сформулировать следующий вывод: главнейшее значение в психологической адаптации личности имеют семья и система образования. Самоопределение личности - это сложный, многогранный процесс, он происходит на протяжении всего жизненного пути человека. Особенности психологической адаптации позволяют судить о степени готовности к самоопределению, осознанному выбору жизненного пути. Следовательно, самоопределение есть определение себя в мире. Старший подростковый возраст очень важен в развитии самоопределения личности. В этот период активно формируются когнитивная и эмоциональная стороны самосознания, вырабатывается собственная независимая система самооценки, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, определяются ценностные ориентации, складывается жизненная позиция. Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость.
Главная задача при современных рыночных отношениях – подготовка старшеклассников по конкретной специальности, формирование личности готовой правильно осуществить свой выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.
Творить, дерзать, искать – удел молодых, пытливых, знающих.
Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям – одна из основных задач современного обучения.
Цель профессиональной ориентации учащихся — оказание учащимся поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения. Направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению. Не правильно выбранная профессия – страдает он сам и страдает государство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение профессионального мастерства как личностный результат профессионального самоопределения в рамках реализации проекта "Путь к успеху"
Идея эффективного взаимодействия педагогов, обучающихся, раюотодателей, родителей....
Статья на тему: Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников
Статья на тему: Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников...
Статья на тему: «Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»
Статья на тему:«Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»...
Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся
Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...
Профессиональное самоопределение: как старшекласснику найти «свое место под солнцем».
Перед окончанием школы старшеклассники оказываются перед достаточно сложным выбором будущей профессии. Выбор профессии является, пожалуй, самым ключевым решением для человека, так как фактически являе...
« Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение воспитанников с ОВЗ (опыт ,проблемы, переспективы)»
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной ...
Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования
XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...