Технология наблюдения в педагогической деятельности
методическая разработка на тему

Кочкина Марина Петровна

Метод наблюдения. Технология ведения наблюдения. Ипользование наблюдения при аттестации педагога. Образец стандартизованного наблюдения. Как анализировать наблюдение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_dlya_pedagoga.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Попкова Марина Петровна

ГБПОУ СО Ревдинский педагогический колледж

http://nsportal.ru/popkova-marina-petrovna

Технология наблюдения в педагогической деятельности

Педагог, работая с детьми, т.е. с постоянно изменяющейся, пластичной психикой, обязан вести мониторинг их психического развития, учебных достижений. Это нужно для того чтобы своевременно изменять стратегию педагогического воздействия, контролировать возникновение каких-либо психологических качеств, навыков, мотивационных образований и т.п. Например, если педагог заметит тенденцию к списыванию у учащегося, то, пока эта негативная черта еще не закрепилась, можно относительно просто перенаправить активность ребенка. Когда эта черта закрепится, изменить ее уже будет непросто, а зачастую и невозможно. Поэтому педагог нуждается в оперативном и достаточно простом средстве контроля за ходом развития ребенка. Удобнее всего педагогу использовать для этих целей наблюдение.

Наблюдение – это способ сбора данных о ребенке путем систематического целенаправленного восприятия его поведения, действий, эмоциональных реакций, движений и т.п. Наблюдение традиционно считается наиболее доступным методом диагностики для педагога, поскольку оно не требует специального оборудования, может осуществляться прямо в процессе работы с ребенком, не требует специального этического разрешения. Однако простота и доступность этого метода обманчива. Неграмотное применение этого метода может привести к серьезным педагогическим просчетам.

При этом правильное использование технологии наблюдения может обеспечить педагога таким инструментом, который позволяет дать серьезную аргументацию эффективности деятельности, программ, используемых методов воздействия, например, при представлении своих результатов на аттестации, при представлении результатов своей работы родителям, при обосновании каких-либо мер по воспитательной работе с детьми в классе и т.д.

Технология организации наблюдения

  1. Поставьте цель, уточните планируемый результат, исходя из возникшей проблемы или задачи практической деятельности.
  2. Изучите теоретические источники по исследуемой проблеме, определите; в чем заключается данное свойство, в чем оно проявляется (для определения критериев и фактов).
  3. Сформулируйте факты, которые помогут раскрыть один критерий, потом то же сделайте для других критериев. Категории оценки конкретизируют то содержание, которое мы вкладываем в изучаемое свойство, именно по ним в итоге должно быть сделано заключение.
  4. Проверьте: являются ли формулировки фактами (можно снять на видеокамеру, происходят здесь и сейчас, можно сосчитать количество случившихся фактов). Удалите лишние или переформулируйте. Нужно иметь в виду, что отсутствие поведения наблюдать нельзя, т.е. наблюдаемый факт не может быть сформулирован в форме отрицания, например не может быть такой формулировки «ребенок не отвечает на вопрос». В этом случае лучше сформулировать от противного «ребенок отвечает на вопрос», и если мы этого не наблюдаем, то можем сделать вывод о том, что ребенок не отвечает на вопросы учителя.
  5. В колонке «наблюдаемые факты» пропишите конкретные факты, которые позволят судить о проявлении изучаемой категории. Факты могут подтверждать искомое поведение или свидетельствовать о его нарушениях.
  6. Продумайте частоту, длительность и этапы наблюдения, необходимые для оценки качества личности школьника, отведите в протоколе ячейку под регистрацию фактов на каждый этап. Длительность наблюдения зависит от сложности изучаемого феномена. Если, например, вы хотите изучить проявления характера, то наблюдать придется очень долго, и тут скорее подойдет дневниковая запись наблюдения, чем оперативные формы наблюдения, такие как стандартизованное наблюдение (смотри таблицу 1) и сплошное наблюдение. Стандартизованное наблюдение хорошо подойдет, если вы хотите доказать эффективность реализации какой-то программы деятельности. В этом случае вы просто проводите наблюдение два раза: до программы и после и сравниваете количество позитивных и негативных проявлений или интенсивность проявлений.
  7. Проведите наблюдение за ребенком. Зарегистрируйте факты (плюсом отмечается каждый случившийся факт, чтобы потом можно было их подсчитать и выяснить интенсивность проявления качества).
  8. Сделайте анализ фактов.
  9. Сделайте итоговый вывод (в соответствии с поставленной целью).
  10. Сформулируйте 2 рекомендации по дальнейшей работе с ребенком в зависимости от вывода.

Таблица 1

Пример протокола стандартизованного наблюдения

до программы

после программы

отношение к сверстникам

дружелюбное

- оказывает знаки внимания (дарит подарки, говорит комплименты, предлагает сладости и т.п.)

+

++

+++

- отзывается на предложения контакта (соглашается играть, улыбается  и смеется в ответ, отвечает на вопросы в тон собеседнику и т.п.)

++

++

+

индифферентное

- держится в стороне от сверстников (играет один, игнорирует приглашения и т.п.)

+++++

++++

+

++++

недружелюбное

- совершает агрессивные действия физического характера (дерется, отбирает предметы и т.п.)

+++

+++

+

++

- совершает агрессивные речевые действия (кричит, называет прозвищами, проговаривает действия физического характера и т.п.)

+++++++

+++

+++

+++

Требования к фактам

  • факт формулируется как происходящий в настоящем времени, в режиме «здесь и сейчас» (например: «просит помочь», «высказывает мнение», «говорит нецензурное слово»)
  • факт выражаются в действии, реакции, телодвижении (например: «хмурит брови», «резко отшатывается от сверстника, который предлагает ему играть в паре»)
  • факт можно снять на камеру (например, вместо «злится»: «обнажает зубы, рычит»)
  • факт – это единичное действие (например: «задает вопрос», а не вопросы, «отвечает однокласснику», а не одноклассникам), потому что в каждую единицу времени можно сделать только одно подобное действие, например, одновременно можно сказать только одну идею,

факт соответствует цели исследования (если цель: «исследование дружелюбия», то бессмысленно включать в протокол факт «дает ответ на вопрос»).

Требования к анализу наблюдения

  • анализ направлен на раскрытие информации в соответствии с целью
  • анализ – это интерпретация фактов, а не их перечисление. В анализе должны быть прописаны рассуждения о той психической реальности, которая скрыта за каждым фактом: почему он возник, соответствует ли проявление этого факта обычному поведению ребенка, каким образом этот факт связан с другими фактами, как изменяется толкование этого факта в сочетании с другими фактами, какими психическими особенностями ребенка может объясняться этот факт и насколько вероятно такое объяснение, какое еще поведение ребенка подтверждает наши выводы о стоящих за этим фактом психических особенностях ребенка, соответствует ли это поведение ожидаемым нормам или возрасту ребенка,
  • анализируются только те факты, которые зафиксированы в протоколе – все остальное будет считаться выдумками, и понижают объективность итогового заключения,
  • в анализе отдельно рассматриваются и интерпретируются исключения и неожиданные для этого ребенка факты, но обязательно в соответствии с целью: почему этот факт стал возможен, замечали ли мы раньше подобные факты, какие условия в данном наблюдении могли стать причиной такого поведения ребенка, о каких скрытых особенностях ребенка говорит этот неожиданный факт,
  • в анализе описываются также различные стороны, качества, частности, заложенного в цели явления или личностного проявления, если эти частности важны для понимания изучаемого феномена, например: «ребенок склонен проявлять агрессию, однако выражает ее преимущественно в словесной форме и совсем не прибегает физическим агрессивным действиям»,
  • результатом анализа должно стать понимание картины поведения ребенка и его причин, т.е. он выполняется, чтобы понять ребенка, а не ради расчетов и описания самих фактов. Поэтому описывать количество фактов не нужно (вообще не пишется слово «факт»), описать нужно нашу оценку этой совокупности фактов: это количество фактов свидетельствует в пользу высокого или низкого уровня проявления качества?
  • в тексте анализа не должно прослеживаться описание процедурных этапов наблюдения, например, не нужно писать: «был проведен анализ», «были подсчитаны факты, «на основании анализа фактов можно сказать» и т.п. Сразу пишется интерпретация поведения ребенка, например: «ребенок часто нарушает требования игры», «ребенок склонен проявлять агрессию»,
  • в результате анализа должно стать понятно, что писать в выводе, как оценить заложенное в цели качество личности, умение, особенность ребенка.
  • анализ пишется в безличной форме: не «я увидела в ребенке», а «в поведении ребенка можно заметить», «это говорит о наличии у ребенка…»
  • при анализе фактов нельзя поддаваться эмоциям, связанным со сложившимися отношениями между педагогом и ребенком – анализ должен быть сделан максимально объективно и беспристрастно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Актуальные педагогические технологии, используемые в профессиональной деятельности преподавателя Биологии.

Реализуемые на данный момент мной педагогические технологии, а именно: развивающего и функционального обучения, проектные технологии и проблемный подход, включают в себя следующие качества:•...

Статья о научно-практической конференции по теме «Применение педагогических технологий для формирования экологического мышления студентов» с целью обмена практическими наработками и накопленного опыта, мнениями в педагогической деятельности.

В России  2017 год объявлен президентом  ГОДОМ ЭКОЛОГИИ.   Процессом поиска эффективных путей формирования экологического мышления у студентов занимаются в настоящее время во многи...

Статья "Формирование готовности студентов колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» к применению в педагогической деятельности технологии ТРИЗ"

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых без­защитных граждан — маленьки...

Социально – педагогическая деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий в образовании

Социально – педагогическая деятельность как одна из здоровьесберегающихтехнологий в образовании...

Педагогические технологии, используемые преподавателем Громовой О.И. в своей педагогической деятельности по предметам лесохозяйственного и садово-паркового циклов

Работа содержит сведения о педагогических технологиях, используемых Громовой О.И. в своей педагогической деятельности по предметам лесохозяйственного и садово-паркового циклов...

Педагогические технологии, используемые преподавателем Громовым А.Г. в своей педагогической деятельности по предметам землеустроительного цикла

Настоящая работа содержит сведения о педагогических технологиях, используемых преподавателем Громовым А.Г. в своей педагогической деятельности по предметам землеустроительного цикла...