ПРОГРАММА «ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДЕТЯМ, ПОКА МАМА В ДЕКРЕТЕ»
материал на тему

Таюпов Фарит Анварович

Программа для ДПО

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_dlya_mam.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 «ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДЕТЯМ, ПОКА МАМА В ДЕКРЕТЕ»


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни малыша.

 Развитие речи ребенка имеет большое значение для развития познавательной сферы.  Речь - особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку, в процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь - важное средство связи между ребенком и окружающим миром.

      Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов, причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, действие генетических факторов, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание).

       Так когда же начинать заниматься развитием речи малыша? Оказывается, с первых месяцев жизни. Прежде всего, необходимо заботиться, чтобы ребенок понимал речь взрослого, обращенного к нему. Понимание речи развивает память, внимание, мышление, способствует познанию многообразия мира, в котором он живет. Параллельно этой задаче необходимо развивать и собственную речь маленького человека.

    По последним данным, задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Самыми тяжелыми последствиями задержки речевого развития является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Рассмотрение и  практическое закрепление представленных в программе тем и разделов позволит добиться существенных результатов уже к 7-8 месяцам.

Цель учебной программы - помочь родителям, педагогам, логопедам, воспитателям  правильно организовать работу с детьми по развитию речи.

Задачи:

  1. Обеспечить усвоение теоретико-методических и практических основ ранней диагностики.
  2. Обучить организации коррекционной работы с детьми в ранний период.
  3. Помочь в овладения технологиями обследования детей раннего возраста, анализа материалов обследования.
  4. Обучить планированию и проведению индивидуальных коррекционных занятий по развитию речи, общей и мелкой моторики, развитию слухового и зрительного анализатора.

Знания, умения и навыки по курсу:

  • знание основ психомоторного и речевого развития;
  • знание  методики обследования детей раннего возраста;
  • формирование у ребенка  умения вслушиваться в речь, «настраиваться»  на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции;
  • развитие понимания речи ребенка;
  • развитие экспрессивной речи ребенка;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие общей моторики;
  • формирование навыков артикуляционной моторики;
  • формирование просодических компонентов речи.
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • формирование графических и математических навыков;
  • развитие конструктивной деятельности;
  • развитие эмоций, коммуникаций;
  • формирование навыков самообслуживания;
  • стимулирование познавательной активности;
  • умение соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответствующим
  • количеством предметов.
  • умение соотносить слова «большой», «маленький», «средний» с размером предметов.
  • умение понимать слова, обозначающие геометрические тела ( кубик, шар, кирпич), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) цвета (красный, желтый, синий, зеленый)  и называть их.
  • умение понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке;

Программа рассчитана на детей от рождения до трех лет и включает задания разнообразной тематики,  игры и упражнения с малышом, направленные на развитие речи и формирование умений понимания ребенка.

Для активного вовлечения слушателей в учебный процесс на занятиях используются методические материалы, аудио и видеозаписи,  компьютерные программы.

Данное направление будет полезно и интересно родителям, желающим помочь своему ребенку в общем речевом развитии, специалистам в области практической психологии и педагогики, педагогам-дефектологам, логопедам, воспитателям коррекционно-диагностических групп детей раннего возраста с речевой патологией.

Занятия проводятся один раз в неделю в воскресные дни.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

п/п

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО

УЧ. ЧАСОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

ПРАКТИЧЕСКИХ

Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.

8

4

4

 Особенности психомоторного развития детей первых трех лет жизни в онтогенезе.

8

4

4

 Методы изучений психомоторного развития детей с органическим поражением центральной нервной системы на первом году жизни.

8

4

6

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с органическим поражением центральной нервной системы.

8

4

6

Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми на первом году жизни.

8

4

8

Исследование сихомоторного развития детей в возрасте от одного года до двух лет

8

4

4

 Система психолого-логопедического обследования детей в возрасте двух-трех  лет.

8

4

4

Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми в возрасте от одного года до трех лет.

8

4

4

Коррекционно-педагогическая работа с детьми в возрасте от одного года до трех лет.

8

4

4

ИТОГО

80

36

44


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ.

Необходимость ранней диагностики и коррекционной работы с детьми в ранний период. Модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей. Суть государственной концепции раннего вмешательства. Статистические данные здоровья новорожденных.

Слушатель должен знать: основные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.

  1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Эмоциональное состояние. Движения, практическая деятельность. Становление речи. Нормативы психомоторного развития детей второго и третьего года жизни. Развитие понимания речи в онтогенезе. Развитие движений руки в онтогенезе. Развитие словаря и словообразования в онтогенезе. Развитие грамматического строя в онтогенезе.

Слушатель должен знать: основные особенности психомоторного развития детей от рождения до трех лет.

  1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ 

Изучение анамнестических данных. Изучение двигательного развития детей. Изучение состояния речевого аппарата. Исследование голоса и доречевой активности ребенка.

Слушатель должен знать: основные методы психомоторного развития детей органическим поражением центральной нервной системы на первом году жизни

  1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Характеристика двигательной сферы. Состояние артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Голосовая активность. Особенности психического развития.

Слушатель должен знать: основные особенности психомоторного развития детей первого года жизни с органическим поражением центральной нервной системы

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы. Основные направления коррекционно-педагогической работы. Дыхательные упражнения. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Стимуляция эмоционального общения. Стимуляция голосовых реакций и речевой активности. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие импрессивной речи.

Слушатель должен знать: содержание коррекционно-логопедической работы с детьми на первом году жизни

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА И ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ 

Шкала психомоторного развития по Гриффитс.

Слушатель должен знать: шкалу психомоторного развития по Гриффитс и уметь анализировать результаты.

  1. СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДВУХ-ТРЕХ ЛЕТ

Общая моторика. Навыки самообслуживания. Контакт. Эмоциональная сфера. Средства общения. Понимание обращенной речи. Исследование импрессивной речи. Понимание жестов и мимики. Использование жестов и мимики. Запас знаний об окружающем мире. Слуховое, зрительное восприятие. Уровень развития познавательной активности. Характеристика экспрессивной речи. Артикуляционный аппарат. Мелодико-интонационная сторона речи.

Слушатель должен знать: систему психолого-логопедического обследования детей в возрасте двух-трех лет и уметь проводить обследование.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Коррекционно-логопедическая работа на первом этапе. Коррекционно-логопедическая работа на втором этапе.

Слушатель должен знать: содержание коррекционно-логопедической работы с детьми в возрасте от одного года до трех лет

  1. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Комплекс упражнений по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Комплекс упражнений по формированию представлений о цвете, форме и величине. Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений. Комплекс упражнений по стимуляции и речевой активности. Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Слушатель должен знать: коррекционно-педагогическая работа с детьми в возрасте от одного года до трех лет, уметь планировать и проводить  индивидуальные занятия.

  1. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
  1. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.
  2. Особенности психомоторного развития детей первых трех лет жизни в онтогенезе.
  3. Методы изучений психомоторного развития детей с органическим поражением центральной нервной системы на первом году жизни .
  4. Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с органическим поражением центральной нервной системы.
  5. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми на первом году жизни.
  6. Исследование психомоторного развития детей в возрасте от одного года до двух лет
  7. Система психолого-логопедического обследования детей в возрасте двух-трех лет
  8. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми в возрасте от одного года до трех лет
  9. Коррекционно-педагогическая работа с детьми в возрасте от одного года до трех лет

  1. ЛИТЕРАТУРА
  1. Ануфриева А.И., Митюкова О.М. Игры и занятия для малышей. - Горький, 1960.
  2. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., 1957.
  3. Баянская Е.Р., Разенкова Ю.Л., Выродова Н.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем. Книга для родителей. -М., 2000.
  4. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М., 1988.
  5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1985.
  6. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.
  7. Екжанова Е.А. Использование тонкого пальцевого тренинга для коррекции и стимуляции психофизического развития детей раннего возраста // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. - М., 1999.
  8. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. -М., 1988.
  9. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии. Книга для педагогов. /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. -М., 2002.
  10. Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980.
  11. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Книга для родителей. - М., 1993.
  12. Козлова Е.В. Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого-второго года жизни. - М.,
  13. Коррекционная помощь детям раннего возраста с
    органическим поражением ЦНС в группах кратковременно
    го пребывания. Метод, пособие / Под ред. Е.А. Стребеле-
    вой. - М., 2003.
  14. Корницкая СВ. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста ко взрослым // Вопросы психологии. 1973. №4.
  15. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до трех лет. - Л., 1974.
  16. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.
  17. Макарова А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте. // Вопросы психологии. 1969. № 5.
  18. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. -М., 1990.
  19. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985.
  20. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. - М., 1987.
  21. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. - М., 1970.
  22. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. - М., 1983.
  23. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. -М., 1996.
  24. Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.Л. Стребелевой. - М., 2001.
  25. Рузина М.С, Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр. -СПб., 1997.
  26. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальных программ воспитания и коррекционно-развивающе-го обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология. 2000. № 5; 2001. № 1.
  27. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2001.
  28. Школьникова Н.Н. Развивающее взаимодействие с детьми раннего возраста // Дефектология. 1991. № 4.

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкетные данные ребенка:

Имя ребенка        _______________________________

Дата рождения        _______________________________

Ребенок родился на        неделе беременности ______________________

Масса тела при рождении        _______________________________

Рост при рождении        _______________________________

Возраст мамы при рождении ребенка        ___________________________

Перечислите, кто проживает вместе с ребенком
(даже если это не родственники ребенка)        ______________________

Какой по счету ребенок в семье        

От какой беременности ребенок        

Предыдущие беременности закончились:

  • медицинский аборт;
  • выкидыш;
  • роды

Протекание беременности:

  • несовместимость по резус-фактору;
  • психотравмирующие ситуации;
  • токсикоз: □ 1-я половина, □ 2-я половина;
  • угроза выкидыша:  □ 1-я половина, □ 2-я половина;
  • травмы, падения;
  • прием лекарств во время беременности;
  • инфекции (грипп, ОРВИ и т. д.);  □ физические перегрузки;
  • гипертония/гипотония во время беременности;
  • хронические заболевания у мамы

Протекание родов:

роды продолжались ____ часов;

  • применялась стимуляция родов;
  • воды отошли дома;
  • кесарево сечение;
  • обвитие пуповиной;
  • ягодичное прилежание

Характер первого крика новорожденного:

  • громкий;         пронзительный;   хриплый;     слабый;
  • не кричал

Ребенок закричал:

  • сразу; после шлепка;
  •  после реанимационных мероприятий

Перенесенные заболевания:

  • частые ОРВИ;        
  • бронхиты;
  • травмы;
  • судороги
  • отиты;
  • аллергия;
  • коклюш;        
  • грипп;
  • корь;
  • другие _________________________________________________        

Кормление ребенка грудью:

ребенка принесли кормить на _________день;

  • сосал активно;        □ кормили сцеженным молоком;
  • не хватало молока;        □ сосал очень лениво;
  • «покусывал» грудь;        □ сосал только через молокоотсос;
  • быстро уставал и засыпал;
  •  отказывался брать грудь;
  • требовал бутылочку с соской

При кормлении:

□        часто срыгивал; □ поперхивался; □ захлебывался

Грудное вскармливание до        ; искусственное с        

Причины раннего искусственного вскармливания:

  • стафилококк в материнском молоке;
  • заболевание матери;        □ болезнь ребенка;
  • слабый сосательный рефлекс;
  • разлука с матерью;        □ мало молока у мамы;
  • другие        

Характер сна:

  • днем не спит;        □ плохо засыпает;
  • поздно засыпает;        □ пробуждается с трудом;
  • сон глубокий;                     □ сон поверхностный;
  • спит днем;        □ часто просыпается;
  • иногда отказывается спать;        □ вздрагивает во сне;
  • ворочается всю ночь;        □ во сне «говорит»

Ребенок спит

ночью с        до __________

 днем с        до __________

Особенности игровой деятельности:

Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам: □ да;  □ нет

Перечислите любимые игрушки и занятия с ними:

До 1 года        ;        

В 1,5 года        

В 2 года ______________________________

В настоящее время        

Сколько времени ребенок самостоятельно играет

с игрушкам        

Что он(а) произносит во время игры:

  • редкие возгласы;
  •  активно лепечет; □ молчит

Как играет в игрушки ребенок:

  • удерживает в руках, затем бросает;
  •  катает машинку;  
  •  свистит в свисток;        
  • строит башню;
  • баюкает куклу;        
  •  кукла «едет в гости к зайке»;
  • лепечет играя;        
  •  играет молча;  
  • не играет, как другие дети.

Вы часто играете в игрушки вместе?        

В какие игры?        '

Как часто вы читаете ему книжки?         

Любит ли ваш ребенок слушать сказки, рассматривать картинки?  _________

Часто ли ребенок повторяет за вами слова, фразы? _____________________

Любит ли он копировать ваши действия, движения? _____________________

Пытаетесь ли вы активизировать речь малыша?_____  Как? ______________

Сейчас:

  • говорит отдельные слова; □ говорит короткие фразы;
  •  стал меньше говорить;
  • сильно искажает даже простые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая (модифицированная) программа дополнительного образования детей по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ, ДШИ

Отсутствие министерской учебной программы по предмету "Музыкальный инструмент Фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб...

Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...

ПРОГРАММА КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ- 18511СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ»

ПРОГРАММА КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ-18511СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ»...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...