ВСР по ОБЖ
методическая разработка по теме
Сборник внеаудиторной самостоятельной работы раскрывает организацию самостоятельной работы студентов.
Краткое содержание, объем часов, форму отчетности и контроля планируемой самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsr_po_obzh_1_kurs.doc | 345.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Таштагольский многопрофильный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основы безопасности жизнедеятельности
наименование дисциплины, ПМ
по внеаудиторной самостоятельной работе
для студентов 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемы, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Таштагол
2014
Рассмотрено на заседании Математических и естественнонаучных дисциплин ОПД и ПМ специальности Прикладная информатика (по отраслям) протокол № ______ «_____» ____________ 20___ | Составлено в соответствии с ФГОС СПО по специальности 130405Подземная разработка месторождений полезных Ископаемых (по отраслям) 140407 Электрические станции сети и системы, 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 101101 Гостиничный сервис, 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование Прикладная информатика очной формы обучения |
Одобрено методсоветом протокол № _______ от «____» __________ 20____ | Утверждено: зам. директора по УР «____» __________ 20_____ _________ И.З. Черноусова |
Автор : Гусева Ольга Ильинична преподаватель ОБЖ ГОУ СПО «Таштагольский многопрофильный техникум», высшей квалификационной категории
Рекомендовано к использованию в качестве методических рекомендаций по выполнению практических работ методсоветом техникума.
Протокол № _______ от «______» ______________ 20_____г.
Содержание
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Перечень внеаудиторной самостоятельной работы
4. Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
5. Приложение
6. Список литературы
Введение
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы безопасности жизнедеятельности изучаются как базовый предмет в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) независимо от профиля получаемого профессионального образования. Рабочим учебным планом для данной дисциплины определенно: объём обязательной нагрузки составляет для специальностей: 36 часов теории и 34 часа практических занятий, на внеаудиторную самостоятельную работу отводится 35 часов, максимальная нагрузка составляет 105 часов;
- дисциплина изучается на первом курсе
Ведущей дидактической целью внеурочной самостоятельной работы является формирование навыков самостоятельной работы с информационными источниками.
Пояснительная записка
Сборник внеаудиторной самостоятельной работы раскрывает организацию самостоятельной работы студентов.
Краткое содержание, объем часов, форму отчетности и контроля планируемой самостоятельной работы.
Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности её выполнения, предусматривается обязательное использование методических указаний, перечня списка литературы.
Текущий контроль усвоения студентами материала предусматривается в форме проведения и приема (защиты) отчетных работ, тестирования в письменном виде, письменного опроса по контрольным вопросам.
Для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы используются методические и справочные материалы, Федеральные законы, электронные учебники, Интернет – сайты: http://www.ugorsk.ru Официальный сайт МЧС России- http://www.emercom.gov.ru/
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы
Наименование разделов, тем УД и тем самостоятельной работы | Вид внеаудиторной самостоятельной работы | Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР) |
Раздел 1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | 10 | |
1.3 Вредные привычки и их профилактика | Творческая работа (составление презентаций, разработка комплекса физических упражнений, рефераты) | 2 |
1.4 Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | Творческая работа (составление памяток по профилактике инфекционных заболеваний, рефераты) | 2 |
1.5 Первая доврачебная помощь при ранениях, травмах, кровотечениях. | Опорный конспект | 2 |
1.6 Первая доврачебная помощь при острой сердечной недостаточности | Составление вопросов по теме | 2 |
1.7 Первая доврачебная помощь при остановке сердца | конспект | 2 |
Раздел 2 Государственная система обеспечения безопасности населения | 9 | |
2.1 Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | Составление лото | 2 |
2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | Тезисный конспект | 3 |
2.5 Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС. Организация инженерной защиты. | Ответы на вопросы | 2 |
2.7 Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан | Составление памяток | 2 |
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность | 10 | |
3.1 История создания Вооруженных Сил России | Тезисный конспект | 2 |
3.2 Организационная структура Вооруженных Сил | Составление вопросов по изученной теме | 2 |
3.3 Воинская обязанность. Общие права и обязанности военнослужащих | Ответы на контрольные вопросы | 2 |
3.5 Боевые традиции Вооруженных Сил России | Творческие работы ( составление тестов, ситуационных задач, презентаций, рефератов) | 2 |
3.6 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | конспект | 2 |
Раздел 4 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 6 | |
4.3 Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека | Составление памяток | 4 |
4.5 Конвенция ООН «О правах ребенка» | Изучение Конвенции ООН «О правах ребенка» конспект | 2 |
Структура оформления отчетных работ студентов
Отчетные работы №1-16 выполняются на листах А4, электронных носителях и хранятся в папке у преподавателя 1 год.
Критерии оценки выполнения студентами отчетных работ
Оценка «5» (отлично) ставится, если студент правильно понимает сущность раскрываемого вопроса, правильно применяет теоретические знания, если работа выполнена полностью, без ошибок, сделаны необходимые выводы, даны ответы на вопросы.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если работа студента удовлетворяет основным требованиям к работе на оценку «5», но в ней допущены одна ошибка или не более двух недочетов; допущены ошибки при оформлении работы, работа выполнена небрежно; выводы сделаны недостаточно полно; отвечает не на все вопросы.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если студент правильно понимает сущность вопроса, но в знаниях имеются пробелы, не мешающие выполнению основных требований, предусмотренных программой; если студент правильно выполнил 2\3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент выполнил менее 2\3 работы или допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»4 не усвоил основные понятия по курсу учебной дисциплины.
Самостоятельная работа 1. Творческая работа по выбору
Раздел 1
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Тема 1.3 Вредные привычки и их профилактика
Выявление основных вредных привычек и их профилактика
1. Цель работы.
Усвоение нового материала, развитие творческих способностей
1.1 Задание: составить презентацию, разработать комплекс физических упражнений, которые можно использовать на физкультпаузах во время учебных занятий, написание реферата
1.2 Время на выполнение 2ч.
2. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ, интернет – сайты, дополнительные источники
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику, дополнительным источникам.
3.2 На основе изученного материала учебника составить творческие работы (презентации, комплекс физических упражнений, реферат и т.д.)
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4, электронных носителях.
Вариант 1. Комплекс упражнений для сердечно-дыхательной выносливости.
Вариант 2. Комплекс упражнений для мелкой моторики рук.
Вариант 3. Комплекс упражнений для мышечной выносливости.
Критерии оценки:
Оценка Критерии оценки
«5» - отлично Комплекс соответствует требованиям физических
нагрузок на минимальное количество времени
«4» - хорошо Комплекс соответствует требованиям физических
нагрузок, но не рассчитан на минимальное количество времени
«3» - удовлетворительно Комплекс соответствует требованиям физических
нагрузок, имеются существенные ошибки в последовательности их выполнения
«2» - неудовлетворительно Комплекс не соответствует требованиям физических нагрузок
Составление презентации по теме «Вредные привычки и их профилактика»
Рефераты
Задание: Раскрыть суть исследуемой темы, привести различные точки зрения, а также
собственные взгляды на неё. Меры первой медицинской помощи при алкогольном
и никотиновом отравлениях.
Тематика рефератов:
1. Алкоголь – добро или зло.
2. Влияние алкоголя на здоровье подростка.
3. Пивной алкоголизм среди молодёжи.
4. Влияние алкоголя на организм человека.
5. Влияние бытовых наркотиков на отношения в семье.
6. Влияние никотина на растущий организм.
и другие темы по согласованию с преподавателем.
Рефераты (внеаудиторная самостоятельная работа)
Задание: Раскрыть суть исследуемой темы, привести различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Меры первой медицинской помощи при наркотическом отравлении.
Тематика рефератов:
1. Наркотики и молодёжь.
2. Стоп, наркотик
3. История возникновения наркомании
4. Медицинская помощь при наркотическом отравлении.
Критерии оценки:
Оценка Критерии оценки
«5» - отлично Содержание реферата соответствует названной тематике, в реферате
представлен анализ найденного материала, оформление соответствует
требованиям
«4» - хорошо Содержание реферата соответствует названной тематике, в реферате
представлен анализ найденного материала, имеются недочёты в авторском
тексте, оформление соответствует требованиям
«3» - удовлетворительно Содержание реферата соответствует названной тематике, в реферате
представлен неполный анализ найденного материала, некорректно
оформлены ссылки, ошибки в авторском тексте.
«2» - неудовлетворительно Содержание реферата соответствует названной тематике, имеются
ошибки в оформлении реферата, логические нарушения в представленном
материале.
При оценивании реферата на 2 балла он должен быть переделан в соответствии с полученными замечаниями и сдан на проверку заново не позднее срока окончания приёма рефератов.
Время на выполнение 2ч
Самостоятельная работа 2 Творческая работа по выбору.
Раздел 1
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Тема. 1.4 Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Обоснование опасности инфекционных заболеваний, их профилактика
1. Цель работы. Закрепление материала, развитие творческих способностей.
1.1 Задание. Разработать памятку по профилактике инфекционных заболеваний, формат А4, написать реферат, создать буклет.
1.2 Время выполнения 2 ч.
2. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ, дополнительные источники
3. Технология работы
3.1 Изучение темы по учебнику, дополнительным источникам
3.2 На основе изученного материала разработать памятку по профилактике инфекционных заболеваний, написать реферат, создать буклет
Критерии оценки:
Оценка Критерии оценки
«5» - отлично Памятка, буклет соответствует требованиям оформления, правильности содержания, краткость изложения.
«4» - хорошо Памятка, буклет соответствует требованиям оформления, правильности содержания, большой объём информации.
«3» - удовлетворительно Памятка, буклет содержит правильное содержание, большой объём
изложения, не привлекательна.
«2» - неудовлетворительно Памятка, буклет не соответствует требованиям оформления.
Рефераты:
Задание: Раскрыть суть исследуемой темы, привести различные точки зрения, а также
собственные взгляды на неё. Меры профилактической работы.
Темы рефератов:
- Грипп, профилактика гриппа
- Дизентерия, профилактика дизентерии
- Столбняк, профилактика столбняка
- Ветреная оспа, профилактика ветреной оспы
- И др.темы
Критерии оценки:
Оценка Критерии оценки
«5» - отлично Содержание реферата соответствует названной тематике, в реферате
представлен анализ найденного материала, оформление соответствует
требованиям
«4» - хорошо Содержание реферата соответствует названной тематике, в реферате
представлен анализ найденного материала, имеются недочёты в авторском
тексте, оформление соответствует требованиям
«3» - удовлетворительно Содержание реферата соответствует названной тематике, в реферате
представлен неполный анализ найденного материала, некорректно
оформлены ссылки, ошибки в авторском тексте.
«2» - неудовлетворительно Содержание реферата соответствует названной тематике, имеются
ошибки в оформлении реферата, логические нарушения в представленном
материале.
При оценивании реферата на 2 балла он должен быть переделан в соответствии с полученными замечаниями и сдан на проверку заново не позднее срока окончания приёма рефератов.
Самостоятельная работа 3 опорный конспект
Раздел 1
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Тема.1.5 Первая доврачебная помощь при ранениях, травмах, кровотечениях.
Обеспечение личной безопасности и оказание первой доврачебной помощи
1. Цель работы.
Усвоение нового материала, развитие способностей работать с информацией
1.1 Задание. Составить опорный конспект
2. Время на выполнение 2ч.
2. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ,
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику, дополнительным источникам.
3.2 На основе изученного материала учебника составить опорный конспект
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4.
Критерии оценки:
Оценка Критерии оценки
«5» - отлично В опорном конспекте указано, что такое кровотечение, виды кровотечений и их характеристика, способы остановки кровотечений, что такое рана, виды ран, их характеристика, оказание помощи при ранениях, что такое травма, виды травм, их характеристика, оказание помощи при травмах в полном объёме.
«4» - хорошо отлично В опорном конспекте указано, что такое кровотечение, виды кровотечений и их характеристика, способы остановки кровотечений, что такое рана, виды ран, их характеристика, оказание помощи при ранениях, что такое травма, виды травм, их характеристика, оказание помощи при травмах в полном объёме, но имеются неточности.
«3» - удовлетворительно В опорном конспекте формулировки, их характеристики раскрыты не в полном объеме.
«2» - неудовлетворительно Опорный конспект имеет грубейшие ошибки.
Самостоятельная работа 4.
Раздел 1
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Тема 1.6 Первая доврачебная помощь при острой сердечной недостаточности
Изучение правил оказания первой доврачебной помощи при острой сердечной недостаточности
1. Цель работы.
Усвоение нового материала.
1.1 Задание: составить вопросы по изученному материалу
1.2 Время на выполнение 2ч.
2. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ, интернет – сайты, дополнительные источники
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику, дополнительным источникам.
3.2 На основе изученного материала учебника составить вопросы.
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4, электронных носителях.
Самостоятельная работа 5. Конспект
Раздел 1
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Тема 1.7 Первая доврачебная помощь при остановке сердца
Изучение правил оказания первой доврачебной помощи при остановке сердца
1. Цель работы.
Усвоение нового материала.
1.1 Задание. Составить опорный конспект
2. Время на выполнение 2ч.
2. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ,
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику, дополнительным источникам.
3.2 На основе изученного материала учебника составить опорный конспект
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4.
Критерии оценки:
Оценка Критерии оценки
«5» - отлично В опорном конспекте указано, что такое кровотечение, виды кровотечений и их характеристика, способы остановки кровотечений, что такое рана, виды ран, их характеристика, оказание помощи при ранениях, что такое травма, виды травм, их характеристика, оказание помощи при травмах в полном объёме.
«4» - хорошо отлично В опорном конспекте указано, что такое кровотечение, виды кровотечений и их характеристика, способы остановки кровотечений, что такое рана, виды ран, их характеристика, оказание помощи при ранениях, что такое травма, виды травм, их характеристика, оказание помощи при травмах в полном объёме, но имеются неточности.
«3» - удовлетворительно В опорном конспекте формулировки, их характеристики раскрыты не в полном объеме.
«2» - неудовлетворительно Опорный конспект имеет грубейшие ошибки.
Самостоятельная работа 6. Составление лото
Раздел 2
Государственная система обеспечения безопасности населения
Тема. 2.1 Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Цель работы.
Закрепление нового материала, формирование безопасного поведения при ЧС
1.1 Задание. Составить лото по изученному материалу
2. Время на выполнение 2ч.
2. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ 10 кл. В.Н.Латчук 53-64стр. Интернет источники.
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику, дополнительным источникам.
3.2 На основе изученного материала учебника составить лото
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4.
4.2. В таблице записываем вопрос, в столбике ответы записываем ответ в любой строчке, кроме1. Напротив ответа записываем следующий вопрос и т. д.
Вопросы | Ответы |
1 | 1 |
2 | 2 |
. | . |
. | . |
. | . |
20 | 20 |
- При составлении лото сразу составляем ключ с ответами. 1-8, 8-12, 12-2 и т. д.
Критерии оценки:
Оценка Критерии оценки
«5» - отлично В лото корректные вопросы, не содержащие вопросительных слов, отражающие изученную тему. Заполнено 20 заданий и имеется ключ к работе
«4» - В лото корректные вопросы, не содержащие вопросительных слов, отражающие изученную тему. Заполнено 20 заданий и имеется ключ к работе, но имеются неточности.
«3» - удовлетворительно В лото встречаются некорректные вопросы, содержащие вопросительные слова, имеются неточности. Заполнено 20 заданий и имеется ключ к работе с допущенными ошибками.
«2» - неудовлетворительно Лото имеет грубейшие ошибки.
Самостоятельная работа 7. Тезисный конспект
Раздел 2
Государственная система обеспечения безопасности населения
Тема. 2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
1. Цель работы.
Закрепление нового материала, формирование безопасного поведения при ЧС
1.1 Задание. Составить тезисный конспект
2. Время на выполнение 3ч.
2. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ 10 кл. В.Н.Латчук 64-67стр. Интернет источники.
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику, дополнительным источникам.
3.2 На основе изученного материала учебника составить тезисный конспект
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4.
Самостоятельная работа 8. Ответы на вопросы
Раздел 2
Государственная система обеспечения безопасности населения
Тема. 2.5 Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС. Организация инженерной защиты.
1. Цель работы.
Закрепление нового материала, формирование знаний об оповещении и информировании населения об опасностях, возникающих в ЧС. Организация инженерной защиты.
1.1 Задание. Ответить на вопросы
2. Время на выполнение 2ч.
2. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ 10 кл. В.Н.Латчук 122-125стр.
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику.
3.2 На основе изученного материала учебника ответить на вопросы:
Запишите определение понятия «оповещение»
Какими способами осуществляют оповещение?
Что относится к вспомогательным средствам оповещения?
В каком порядке проводится оповещение граждан?
Что понимают под средствами коллективной защиты?
Как их классифицируют по защитным свойствам?
Запишите определения и характеристику убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий простейшего типа.
Какие помещения в убежище относятся к основным, а какие к вспомогательным?
Запишите правила поведения людей в убежище.
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4.
Самостоятельная работа 9. Составление памяток
Раздел 2
Государственная система обеспечения безопасности населения
Тема. 2.7 Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан
1. Цель работы.
Закрепление нового материала, формирование знаний о Государственных службах по охране здоровья и безопасности граждан.
1.1 Задание. Составить памятки
2. Время на выполнение 2ч.
3. Обеспечивающие средства.
Интернет источники. 2. Обеспечивающие средства.
4. Технология работы.
4.1 Изучение темы по источнику
Государственными службами по охране здоровья и безопасности граждан являются:
1. противопожарная служба Российской Федерации;
2. милиция Российской Федерации;
3. служба скорой медицинской помощи;
4. государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации;
5. гидрометеорологическая служба.
Противопожарная служба Российской Федерациисоздана в целях защиты граждан, личного, общественного и государственного имущества от пожаров и реализации на территории субъектов Российской Федерации единой государственной политики в области пожарной безопасности. Правовые основы деятельности противопожарной службы РФ заложены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Государственная противопожарная служба является самостоятельной оперативной службой в составе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Кроме государственной противопожарной службы в систему пожарной охраны входят:
- ведомственная пожарная охрана;
- добровольная пожарная охрана;
- объединения пожарной охраны.
Основными задачами противопожарной службы являются:
- организация и осуществление профилактики пожаров на территории субъектов Российской Федерации;
- организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации;
- спасение людей и имущества при пожарах.
Согласно Федеральному закону «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (действует в последней редакции от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ) милиция (полиция) в Российской Федерации - это система «государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» в пределах, установленных законом.
Задачами полиции являются:
- обеспечение безопасности личности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Стоящие перед ней задачи российская полиция решает в тесном взаимодействии с другими государственными органами и организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и отдельными гражданами.
Следует различать криминальную полицию (занимается выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений) и полицию общественной безопасности (занимается обеспечением безопасности граждан и общественного порядка).
В своей деятельности криминальная полиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а полиция общественной безопасности - соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.
Полиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Задержанные полицией лица могут реализовать установленное законом право на юридическую помощь. По их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании сообщается родственникам либо администрации по месту работы или учебы. Полиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Служба скорой медицинской помощи - социально значимая служба, представленная в Российской Федерации станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, организуемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Служба скорой медицинской помощи является первым звеном медицинского обеспечения при ликвидации медицинских последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Организационно-методическое руководство службой скорой медицинской помощи осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подчиненными ему органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом научных разработок научно-исследовательских институтов и профильных кафедр вузов.
Служба скорой медицинской помощи решает следующие задачи:
- оказание скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью больного;
- транспортировка больных по экстренным показаниям в лечебно-профилактические учреждения;
- участие в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных происшествий, аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Каждый гражданин Российской Федерации и иное лицо, находящееся на ее территории, имеет право на получение бесплатной экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе круглосуточно, во все дни недели. Такая помощь оказывается выездными бригадами «скорой помощи» - основными функциональными единицами службы скорой медицинской помощи.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации представляет собой систему органов, предприятий и учреждений, действующих в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека.
Существенной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является предупреждение, выявление и ликвидация вредного и опасного влияния среды обитания человека на его здоровье.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба выполняет следующие основные функции:
- подготавливает и вносит предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в органы государственной власти Российской Федерации, в органы власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления;
- разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также программы по вопросам охраны здоровья граждан, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;
- разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы;
- проводит социально-гигиенический мониторинг (оценка состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания);
- выявляет причины возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды;
- осуществляет контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при размещении объектов промышленности, планировке и застройке населенных пунктов, реконструкции предприятий и зданий, размещение инженерных сетей и коммуникаций и т.д.;
- координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в проведении контроля за соблюдением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, осуществляет методическое руководство по этим вопросам;
- проводит работу по гигиеническому воспитанию и образованию граждан;
- проводит научные исследования в соответствующей области.
Гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии, метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии и гелиогеофизики.
Основное назначение гидрометеорологической службы - мониторинг окружающей природной среды, выявление ее загрязнения, в том числе загрязнение ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды и опасных природных явлениях.
Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
- единство, глобальность, непрерывность и сопоставимость наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;
- единство методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;
- интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;
- эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
- обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);
- безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
- соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
4.2 На основе изученного материала составить памятки (отдельно для каждой службы)
5 Оформление работ
5.1.Работа оформляется на листах А4.
Самостоятельная работа 10. Тезисный конспект
Раздел 3.
Основы обороны государства и воинская обязанность
Тема. 3.1 История создания Вооруженных Сил России
1. Цель работы.
Изучение нового материала.
1.1 Задание. Тезисный конспект
2. Время на выполнение 2ч.
2. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ 10 кл. А.Т. Смирнов 80-86 стр.
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику
3.2 На основе изученного материала учебника составить тезисный конспект
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4.
Самостоятельная работа 11. Составление вопросов по изученной теме
Раздел 3.
Основы обороны государства и воинская обязанность
Тема. 3.2 Организационная структура Вооруженных Сил
1. Цель работы.
Закрепление нового материала.
1.1 Задание. Составить вопросы по изученной теме
2. Время на выполнение 2ч.
2. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ 10 кл. А.Т. Смирнов 86-94 стр.
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику
3.2 На основе изученного материала учебника составить вопросы
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4.
Самостоятельная работа 12. Ответы на контрольные вопросы
Раздел 3.
Основы обороны государства и воинская обязанность
Тема. 3.3 Воинская обязанность. Общие права и обязанности военнослужащих.
- Цель работы.
Проверка изученного материала
1.1 Задание. Ответить на контрольные вопросы
2. Время на выполнение 2ч.
2. Обеспечивающие средства.
http://lawtoday.ru/razdel/biblo/voen-prav/023.php
3. Технология работы.
3.1 Изучить материал
1. Права военнослужащего. Под правами военнослужащего имеются в виду обусловленные Конституцией Российской Федерации, установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством возможности эффективного исполнения военной службы.
Военнослужащие как граждане Российской Федерации пользуются правами и свободами, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации (гл. 2) и законами Российской Федерации с некоторыми ограничениями, о которых речь пойдет далее. Вместе с тем, как уже было отмечено ранее, военнослужащим для успешного осуществления служебной деятельности предоставляются особые (общие) права, которые не связаны с конкретными воинскими или иными должностями и исполнением специальных обязанностей.
К ним относятся права военнослужащих:
- на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;
- на ознакомление с документами, определяющими их права и обязанности по занимаемой воинской должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения ими должностных обязанностей;
- на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей подчиненных воинских организаций;
- на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
- на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной воинской должности;
- на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа службы, уровня квалификации;
- на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
- на пенсионное обеспечение с учетом стажа военной службы;
- на материальное обеспечение.
Нормативными правовыми актами, регламентирующими служебную деятельность военнослужащих, напрямую не предусмотрено право на проведение по их требованию служебного (административного) расследования для опровержения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию*(127). Однако по желанию военнослужащего такое право им может быть реализовано путем подачи жалобы по команде в порядке, установленном ДУ ВС РФ. Военнослужащий имеет право направить также предложения или заявления старшему начальнику до министра обороны включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления (ст. 109).
Права военнослужащих на материальное обеспечение и некоторые иные права, также имеющие материальную природу, относящиеся к их общим правам, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Причем часто под ними понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод. Действительно, с одной стороны, они тесно переплетаются с отдельными личными правами военнослужащих, а с другой - образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определенные преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.
В группе общих прав военнослужащих, призванных стимулировать и компенсировать ограничения отдельных прав и свобод в связи с прохождением военной службы, выделяются те, которые связаны: а) с продвижением по службе (карьерой); б) с государственным материальным обеспечением, отдыхом; в) с правом на защиту; г) со льготами; д) с поощрением.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" называет следующие связанные с продвижением по службе (карьерой) права:
- занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;
- повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и собственного выбора военнослужащего.
Право военнослужащих на материальное обеспечение и отдых включает права:
- на денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных (например, процентная надбавка за выслугу лет) и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат (например, единовременное денежное вознаграждение по итогам учебного (календарного) года, выплаты на первоначальное обзаведение хозяйством и др.). Необходимо отметить, что материальное обеспечение дифференцировано на денежное довольствие военнослужащих с учетом особенностей прохождения службы в отдельных видах Вооруженных Сил (Сухопутных войсках, Военно-Морском Флоте и т.д.), особых условий службы, дислокации воинских формирований и других факторов и на натуральное обеспечение (продовольственное, вещевое, предоставление жилых помещений);
- на ежегодный основной отпуск продолжительностью в зависимости от срока военной службы в льготном исчислении, который по желанию военнослужащего может быть предоставлен по частям. Военнослужащие имеют право также на дополнительные отпуска: учебные, творческие, по личным обстоятельствам, по болезни, а военнослужащие-женщины - на отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком;
- на медицинское обслуживание военнослужащих и членов их семей, в том числе после выхода военнослужащих на пенсию;
- на пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти военнослужащего, наступившей во время прохождения военной службы, а в некоторых случаях и после увольнения с военной службы в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1;
- на обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу во время прохождения службы.
Для защиты своих прав и законных интересов военнослужащий может использовать право на обращение с жалобой в порядке подчиненности к вышестоящему должностному лицу или в военный суд для разрешения споров, связанных с военной службой.
Военнослужащие имеют право на следующие льготы:
- жилищные льготы заключаются в сохранении жилплощади (жилых помещений) и права на нее, праве на дополнительную жилую площадь отдельных категорий военнослужащих, обеспечении жилой площадью в 3-месячный срок, содействии индивидуальному жилищному строительству и иных преимуществах;
- льготы в области здравоохранения состоят в бесплатном отпуске лекарств или их продаже по сниженным ценам, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение со скидкой оплаты их стоимости или бесплатно и некоторых других преимуществах;
- льготы в области образования и культуры охватывают преимущества при поступлении (восстановлении) в учебные заведения, обучении в них, при пользовании культурно-просветительными учреждениями, спортивными сооружениями;
- льготы по перевозкам заключаются в предоставлении права бесплатного проезда при переводах и назначении по службе, при поездках в основной и дополнительные отпуска, направлении на лечение на всех видах общественного транспорта - городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также бесплатной перевозки всеми видами транспорта (кроме воздушного) до 20 тонн личного имущества с прежнего места жительства на новое в связи с увольнением со службы и при переводе на новое место службы;
- льготы за службу в отдаленных местностях, местностях с неблагоприятными климатическими (экологическими) условиями по своему содержанию разнообразны. К ним относятся повышенные денежные оклады денежного содержания, льготная выслуга лет на пенсию и др.
Особой разновидностью общих прав военнослужащих является право на поощрения, которые являются мощными стимулами в служебной деятельности военнослужащих. Правом на поощрение обладают не все военнослужащие, а только те, которые нормативными правовыми актами уполномочены их применять, т.е. командиры и начальники.
Поощрение военнослужащих является, с одной стороны, средством их воспитания, с другой - средством укрепления воинской дисциплины. Поощрение военнослужащих - разновидность стимулирования их военно-служебной деятельности, т.е. воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.) на потребности, интересы, на сознание, волю, практическое поведение военнослужащего, а следовательно - на результаты его военно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) способствует улучшению воинской дисциплины, качества исполнения военно-служебных обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность военнослужащих.
Применение поощрения должно базироваться на правовой основе, т.е. соответствовать полномочиям воинского должностного лица (должностного лица, органа).
Для того чтобы поощрение сыграло свою стимулирующую роль, оно должно быть: 1) обоснованным, т.е. применено за конкретные положительные результаты в военно-служебной деятельности или заслуги; 2) своевременным; 3) справедливым (весомым, значимым), т.е. мера поощрения должна соответствовать результату или заслуге; 4) применено строго индивидуально, т.е. за конкретные личные положительные результаты и заслуги поощрению подлежит конкретный военнослужащий, а не коллектив в целом, в штате которого он состоит. В то же время индивидуальный подход не исключает возможности поощрения всего личного состава подразделения (воинской части, корабля и т.д.), если положительный результат достигнут в результате коллективной деятельности.
Повышению эффективности воспитательного воздействия поощрения способствует использование его различных видов с соблюдением постепенности в их применении, т.е. применение видов поощрений от более низких до более высоких. Однако постепенность не исключает возможности поощрения особо отличившегося военнослужащего сразу же одним из высших видов поощрения, но с учетом индивидуальных особенностей поощряемого, его дисциплинированности, а также степени воспитательного воздействия на других военнослужащих.
Поощрение должно осуществляться с соблюдением принципа гласности, т.е. с доведением его до военнослужащих подразделения (воинской части, войск и т.д.).
Объявленное поощрение должно быть обязательно исполнено, т.е. завершиться совершением определенного действия (вручением грамоты, подарка, денег, отменой приказа о наказании, внесением соответствующей записи в карточку поощрений и взысканий и т.д.).
Поощрение, с одной стороны, является субъективным правом командира (начальника), а с другой - его юридической обязанностью, что предусмотрено ст. 17 ДУ ВС РФ.
Субъективное право командира (начальника) по применению поощрения предусматривает предоставленную ему возможность по своему усмотрению применять виды поощрений, предусмотренных ДУ ВС РФ и другими нормативными правовыми актами. Военнослужащий субъективного права на применение к нему какого-либо вида поощрения не имеет, т.е. он не может требовать от командира (начальника) применить к нему поощрение. В то же время он может иметь законный интерес в применении к нему того или иного поощрения, которое влечет для него приобретение каких-либо прав и льгот. Присвоение звания ветерана военной службы при наступлении пенсионного возраста по старости влечет приобретение прав и льгот, предусмотренных для ветеранов труда*(128).
С другой стороны, ДУ ВС РФ предусматривает необходимость должного поведения командира (начальника) по поощрению конкретного военнослужащего (военнослужащих конкретных подразделений, воинских частей и т.д.), и в таком качестве указанное поведение является юридической обязанностью в целях стимулирования подчиненных военнослужащих, исполняемой в интересах государства в целом. Однако необходимо отметить недостаточную процессуальную упорядоченность применения командирами (начальниками) видов поощрений, что ведет к увеличению влияния субъективного фактора в их использовании и как следствие недостаточной эффективности поощрения как средства воспитания и укрепления воинской дисциплины.
Поощрение может быть индивидуальным и коллективным, а по содержанию - моральным, материальным или смешанным, т.е. включающим в себя и моральные, и материальные элементы. По субъектам, осуществляющим стимулирование, поощрения подразделяются: 1) на поощрения со стороны командиров или начальников (объявление благодарности, награждение ценными подарками и деньгами, грамотами, нагрудными знаками и т.д.); 2) на награды, применяемые высшими органами государственной власти (награждение государственными наградами, почетными грамотами, присвоение почетных званий и др.); 3) на поощрения со стороны общественных организаций (объявление благодарности, награждение почетными грамотами, именными подарками, почетными знаками и др.).
ДУ ВС РФ на каждого командира (начальника) возложена обязанность поощрять подчиненных военнослужащих за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличие в службе, которые являются основаниями для поощрения:
1) подвиг - героический, самоотверженный поступок;
2) разумная инициатива - это внутреннее побуждение военнослужащего к целесообразному, творческому, логичному исполнению служебных обязанностей (в том числе не входящих в круг должностных обязанностей), отличающемуся новизной форм, в целях достижения положительного результата в служебной деятельности;
3) усердие - большое старание в службе;
4) отличие в службе - исполнение служебных обязанностей, выделяющее военнослужащего среди других, заслуживающее всеобщего одобрения и награды.
Права командиров (начальников) по применению различных видов поощрений дифференцированы в зависимости от их служебно-должностного положения, т.е. занимаемой воинской должности (должности) и воинского звания.
Когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужащих властью старшего командира (начальника).
Все меры поощрений можно разделить на общие и специальные. Первые в соответствии с законодательством установлены для всех граждан Российской Федерации, и к ним относятся поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий. В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442*(129), положениями о почетных званиях, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341, отдельными государственными наградами и почетными званиями могут поощряться только военнослужащие, например: орденами - Жукова, "За военные заслуги"; военными орденами - Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова; медалями - Суворова, Ушакова, Жукова; почетными званиями - "Заслуженный военный специалист". Военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах, могут также награждаться наградами Министерства обороны Российской Федерации - медалями "За укрепление боевого содружества" и "За отличие в военной службе"*(130).
Специальные меры поощрения установлены ДУ ВС РФ, они дифференцированы для различных категорий военнослужащих. Так, например, к солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по контракту, могут применяться следующие меры поощрения:
- снятие ранее наложенного взыскания;
- объявление благодарности; награждение грамотами, ценными подарками или деньгами; награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом Знамени воинской части; присвоение солдатам, матросам воинского звания ефрейтора (старшего матроса); присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по штатной воинской должности; награждение нагрудным знаком отличника; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии военнослужащего.
К офицерам применяются следующие меры поощрения:
- снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;
- объявление благодарности;
- награждение грамотами, ценными подарками или деньгами; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий офицеров; досрочное присвоение очередного воинского звания, присвоение очередного воинского звания до майора, капитана 3 ранга включительно на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности;
- награждение именным холодным и огнестрельным оружием.
В существующей в настоящее время системе поощрений очень велик субъективный фактор, поскольку применение мер поощрения является исключительной прерогативой администрации (командиров и начальников). В то же время в ходе военной реформы и перехода к профессиональной армии этот вопрос должен быть более четко регламентирован, т.е. должны быть нормативно закреплены критерии, при которых военнослужащие будут иметь право на поощрение: образцовое выполнение служебных обязанностей, продолжительная и безупречная служба, достижение положительных результатов с наименьшими затратами сил, времени и средств и др.
2. Обязанности военнослужащего. Под обязанностями военнослужащего имеются в виду обусловленные Конституцией Российской Федерации и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для обязательного осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо исполнения военной службы. В целях исполнения военной службы на военнослужащих возлагаются повышенные по сравнению с другими гражданами обязанности, некоторые из которых являются общими для всех военнослужащих, их исполнение не регламентировано какими-либо временными рамками, например исполнение должностных или специальных обязанностей.
Общие обязанности военнослужащих Российской Федерации перечислены в ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и конкретизированы в Военной присяге (ст.ст. 40, 41 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), УВС ВС РФ и других воинских уставах. К ним относятся такие обязанности, как:
- быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
- дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации закрепила важнейшее, исходное для всего текущего законодательства положение о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59). Слово "долг" подразумевает моральную и юридическую обязанность всех и каждого посильно участвовать в защите Отечества. В таком закреплении, раскрытии понятия "защита Отечества" используются две категории: правовая, нормативная, юридическая - как обязанность и моральная, нравственная - как долг. Таким образом, защита своего Отечества не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей, суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории.
Употребление в Конституции Российской Федерации категории "долг" указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг - не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Отечества закрепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации этой конституционной обязанности разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.).
Обязанность граждан защищать Отечество, с одной стороны, включает юридическую обязанность российских граждан нести военную службу по призыву, а с другой - подразумевает общие обязанности всех военнослужащих независимо от воинского звания, занимаемой должности и принадлежности к тому или иному министерству или ведомству. Подтверждая готовность к исполнению своего долга по защите Отечества в форме исполнения военной службы, военнослужащий приносит Военную присягу на верность своему Отечеству и народу.
Требование строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, беспрекословно выполнять приказы командиров есть не что иное, как одна из граней законности (являющейся важнейшим принципом государственной и общественной жизни, в том числе военной службы как государственной службы особого вида). Суть этого требования заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими.
В то же время при исполнении подчиненными приказов командиров и начальников неизбежно возникают вопросы об их законности, о пределах исполнения приказов и ответственности за их исполнение. Безусловность повиновения приказам командиров и начальников является одним из основных требований воинской дисциплины. Однако возникает вопрос о характере безусловного повиновения: является ли оно абсолютным или относительным? В ст. 30 УВС ВС РФ закреплено, что "обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением". Получив приказ, военнослужащий сталкивается с коллизией обязанностей, так как согласно ст. 9 ДУ ВС РФ "обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться" является одним из основных принципов единоначалия, а с другой стороны, ст. 3 ДУ ВС РФ обязывает каждого военнослужащего "строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации". Таким образом, именно в этом случае возникает проблема, связанная с установлением пределов повиновения и юридической ответственности военнослужащих за отдачу и исполнение неправомерных приказов.
Пределы повиновения приказу и ответственности за его исполнение и неисполнение содержатся в нормах международного права. Так, ст. 8 Устава Международного военного трибунала предусмотрено, что тот факт, что обвиняемый действовал в соответствии с приказом начальника, не освобождает его от ответственности за содеянное, а может лишь рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства*(131). "Нельзя налагать наказание за невыполнение преступного приказа, и наоборот, ссылка на приказ при совершении высшего преступления не освобождает от уголовной ответственности"*(132). Следовательно, пределом исполнения является преступный приказ. М. Обер, исследовавший проблемы исполнения приказа, не соответствующего нормам международного гуманитарного права, считает, что каждый гражданин-военнослужащий должен иметь "определенную ответственность, дающую ему право отказаться подчиниться противоправному приказу"*(133).
Устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров (начальников), общевоинские уставы Российской Федерации исходят из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам службы, т.е. приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. Согласно п. 3 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
Следовательно, согласно действующему законодательству безусловная обязательность приказа основывается на условии, что командиры (начальники) не будут издавать незаконные приказы. УК РФ в ст. 332 установлена уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке.
Однако без уточнения в законодательстве обязанности подчиненного по исполнению незаконного приказа указанная норма носит декларативный характер, поскольку неясно, обязан ли военнослужащий не исполнять незаконный приказ и, следовательно, его исполнение может рассматриваться как правонарушение, или он не обязан исполнять незаконный приказ (не являющийся преступным), т.е. не обязан, но может исполнить его, и поэтому исполнение незаконного приказа не носит характера правонарушения. Этот важный юридический нюанс не нашел отражения в федеральном законодательстве о военной службе. В то же время анализ гл. 33 УК РФ "Преступления против военной службы" дает ответы на вопросы, касающиеся пределов повиновения военнослужащих приказам командиров и начальников и ответственности за их неисполнение.
УК РФ в ст. 42 устанавливает условия, при которых военнослужащий, не исполнивший приказ командира (начальника), не будет являться субъектом уголовной ответственности. В соответствии со ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. Точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за последствия исполнения приказа, в том числе и незаконного, если в данной конкретной обстановке подчиненный не мог сознавать этого или когда он сомневается в законности полученного приказа, но его предписания выполняет.
В процессе военной службы не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям. На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, устанавливаемыми федеральными законами (ч. 4 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об обороне").
Военнослужащие обязаны мужественно и умело защищать свое Отечество, народ, а также свободу, независимость и конституционный строй России.
Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг. Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска.
Военнослужащий, захваченный в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер (ст. 20 УВС ВС РФ). Данная норма соответствует ст. 17 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными с той лишь разницей, что по Конвенции это является обязанностью военнопленного. В случае если военнопленный сознательно нарушит это правило, ему может угрожать ограничение преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения.
К общим обязанностям военнослужащих относится также требование быть дисциплинированным. Для военнослужащих характерна прежде всего дисциплина воинская, которая определяется в ДУ ВС РФ как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников (ст. 1).
Характерной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение - основа воинской дисциплины.
Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Обо всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику. В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику (ст. 16 УВС ВС РФ).
Военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Они обязаны знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными (ст. 19 УВС ВС РФ).
Военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности могут быть классифицированы по их целевому назначению (видам должностных обязанностей), по категориям военнослужащих, на которых они возлагаются, и по видам должностей, которыми эти обязанности определяются.
Должностные обязанности делятся также на общие (например, всех прямых начальников - ст.ст. 72-89 УВС ВС РФ) и конкретные (например, должностные обязанности по типовым должностям: командир полка, батальона, роты, взвода и т.д.; для корабельного состава Военно-Морского Флота они закреплены в Корабельном уставе ВМФ).
Для военнослужащих, находящихся на иных должностях, разрабатываются и утверждаются соответствующими должностными лицами положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности.
Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.
Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий, и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, которые устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами и носят, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула. На период выполнения специальных обязанностей военнослужащий, как правило, освобождается от своих постоянных должностных обязанностей.
Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил. Например, в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" военнослужащие, проходящие службу в федеральных органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом. Аналогичные положения сформулированы в отношении военнослужащих других министерств и ведомств. Так, в Федеральном законе "Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации" указывается, что сотрудники органов федеральной службы безопасности имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции (ст. 14). Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники внутренними войсками установлены Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
3.2 На основе изученного материала ответить на вопросы
Что понимается под правами военнослужащего?
Какие права имеют военнослужащие, связанные с материальным обеспечением?
Чес определяются обязанности военнослужащих?
В каких документах перечисляются обязанности военнослужащих?
Может ли военнослужащий обсуждать приказы командиров?
Чем грозит неисполнение приказа?
Что имеет право сообщить военнослужащий при допросе, захваченный в плен?
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4.
Самостоятельная работа 13. Творческие работы (составление тестов, ситуационных задач, презентаций, рефератов)
Раздел 3.
Основы обороны государства и воинская обязанность
Тема.3.5 Боевые традиции Вооруженных Сил России
1. Цель работы.
Закрепление нового материала.
1.1 Задание. Составление тестов, ситуационных задач, презентаций, рефератов (индивидуальное задание)
2. Время на выполнение 2ч.
3. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ 10 кл. А.Т. Смирнов 103-117 стр., интернет - источники.
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику
3.2 На основе изученного материала учебника составить:
1 группа - тесты по дням Воинской Славы;
2 группа - презентации;
3 группа - ситуационные задачи;
4 группа – рефераты.
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4, электронных носителях
Самостоятельная работа 14. Конспект
Раздел 3.
Основы обороны государства и воинская обязанность
Тема. 3.6 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
1. Цель работы.
Закрепление нового материала.
1.1 Задание. Составление конспекта
2. Время на выполнение 2ч.
3. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ 10 кл. А.Т. Смирнов 128-132 стр.
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику
3.2 На основе изученного материала учебника составить конспект
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4.
Самостоятельная работа 15. Составление памяток
Раздел 4 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема. 4.3 Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.
1. Цель работы.
Закрепление нового материала.
1.1 Задание. Составление памяток
2. Время на выполнение 4ч.
3. Обеспечивающие средства.
Учебник ОБЖ 10 кл. В.Н. Латчук211- 216 стр.
- Технология работы.
3.1 Изучение темы по учебнику
3.2 На основе изученного материала учебника составить памятку
4 Оформление работ
4.1.Работа оформляется на листах А4.
Самостоятельная работа 16 Тезисный конспект
Раздел 4 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 4.5 Конвенция ООН «О правах ребенка»
1. Цель работы.
Изучение нового материала.
1.1 Задание. Составление тезисного конспекта
2. Время на выполнение 2ч.
3. Обеспечивающие средства.
Конвенция «О правах ребенка»
- Технология работы.
3.1 Изучение Конвенции «О правах ребенка».
3.2 На основе изученного материала составление тезисного конспекта.
4 Оформление работы
4.1.Работа оформляется на листах А4.
Указание по выполнению реферата
(Стандарт организации
Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности)
- Выполнение рефератов имеет целью закрепить и систематизировать знания студентов по изучаемой дисциплине, развивать навыки в самостоятельной работе. Реферат выполняется по окончании теоретической части дисциплины или его раздела, обеспечивающего у студента наличие знаний, достаточных для выполнения самостоятельной работы.
- Темы для выполнения рефератов должны соответствовать программам учебного плана и по трудоемкости соответствовать отведенному времени на внеклассную самостоятельную работу. Разработку тем рефератов и контроль выполненных работ осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины.
- Оформление текстового материала реферата должно соответствовать требованиям ГОСТа 2.105-95 и разделам 3, 4 настоящих рекомендаций. Образец выполнения титульного листа на реферат, контрольную, расчетную, практическую, лабораторную работы приведен в Приложении 1.
- Объем реферата по количеству листов зависит от сложности темы и определяется преподавателем.
1 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Эти требования регламентируются государственными стандартами, в частности:
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».
ГОСТ 7.82—2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
Общие требования к оформлению рефератов.
Текст реферата должен быть оформлен в соответствии с требованиями данного стандарта.
Общий объём работы - 15—30 страниц печатного текста (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы).
В тексте должны композиционно выделяться структурные части работы, отражающие суть исследования: введение, основная часть и заключение, а также заголовки и подзаголовки.
Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы.
Реферат должен содержать:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основную часть (разделы, части);
- выводы (заключительная часть);
- приложения;
- пронумерованный список использованной литературы (не менее 3-х источников) с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания.
В начале реферата должно быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам.
Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в естественнонаучной проблематике, его теоретическое и прикладное значение (обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора).
Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно. В тексте должны быть указаны ссылки на использованную литературу. При дословном воспроизведении материала каждая цитата должна иметь ссылку на соответствующую позицию в списке использованной литературы, например [12] или «В работе [11] рассмотрены...». Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.
1 глава. Вступительная часть. Это короткая глава должна содержать несколько вступительных абзацев, непосредственно вводящих в тему реферата.
2 глава. Основная научная часть реферата. Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Эту главу целесообразно разбить на подпункты - 2.1, 2.2 (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).
Все сноски и подстрочные примечания располагаются на той же странице, к которой они относятся.
Оформление цитат. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
Оформление перечислений. Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению.
Оформление ссылок на рисунки. Для наглядности изложения желательно сопровождать текст рисунками. Все иллюстрации в реферате должны быть пронумерованы. Нумерация должна быть сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.
В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в реферате. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут без сокращений, например: «рисунок 3», «таблица 4», «страница 34», «глава 2», «см. рисунок 5» или « график....приведен на рисунке 2». Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их также следует писать в тексте полностью, без сокращений, например "из рисунка видно, что...", "таблица показывает, что..." и т.д. Фотографии, рисунки, карты, схемы можно оформить в виде приложения к работе.
Оформление таблиц. Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над левым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица..." с указанием порядкового номера таблицы (например "Таблица 4") без значка № перед цифрой и точки после нее, далее следует тире и тематический заголовок, который пишется с прописной буквы без точки на конце.
Выводы (заключительная часть) должны содержать краткое обобщение рассмотренного материала, выделение наиболее достоверных и обоснованных положений и утверждений, а также наиболее проблемных, разработанных на уровне гипотез, важность рассмотренной проблемы с точки зрения практического приложения, мировоззрения, этики и т.п.
В этой части автор подводит итог работы, делает краткий анализ и формулирует выводы.
В конце работы прилагается список используемой литературы. Литературные источники следует располагать в порядке, приведенном в ПРИЛОЖЕНИИ 2
Формат. Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Интервал межстрочный - одинарный. Цвет шрифта - черный. Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman». Кегль (размер) - 12 пунктов. Размеры полей страницы (не менее): правое — 30 мм, верхнее, нижнее, левое — 15 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»). Отступ красной строки одинаковый по всему тексту (1,25 см).Страницы должны быть пронумерованы без учёта титульного листа, который не обозначается цифрой.
Заголовки. Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, например: Введение, Заключение. Расстояние между названием главы (подраздела) и текстом, между подзаголовком и последующим текстом равно одному межстрочному интервалу. Между названием главы и подзаголовком пустая строка отсутствует. Размер шрифта для названия главы, подзаголовка, текста работы — 12 пунктов (не использовать полужирный). Точка в конце заголовка, располагаемого посередине листа, не ставится. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается. Оглавление (содержание) должно быть помещено в начале работы.
Нумерация. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (нумерация начинается с оглавления). На титульном листе номер не проставляют. Номер страницы проставляют справа нижней части листа без точки.
Титульный лист. В верхней части титульного листа пишется, в какой организации выполняется работа, далее указывается дисциплина, по которой выполнен реферат, затем буквами увеличенного кегля указывается тип («Реферат») и тема работы, ниже — информация, кто выполнил и кто проверяет работу. В центре нижней части титульного листа указывается год выполнения.
2 РЕЦЕНЗИЯ
Рецензия на реферат содержит оценку:
- Эрудированности в рассматриваемой области:
- актуальность заявленной проблемы;
- степень ознакомления с современным состоянием проблемы;
- использование известных результатов и научных фактов в работе;
- полнота цитируемой литературы.
- Собственных достижений автора:
- использование знаний вне учебной программы;
- степень новизны;
- научная значимость проблемы;
- владение научным и специальным аппаратом.
- Характеристики работы:
- грамотность и логичность изложения материала;
- структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);
- соответствие оформления реферата стандартам.
3 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА
- Актуальность и оригинальность темы.
- Степень самостоятельности и глубины аналитического мышления во вводной и заключительной частях.
- Объем использованной литературы и других источников информации.
- Стиль и грамотность изложения.
- Соблюдение требований к оформлению реферата.
Указания по составлению тестов
Составить 15 тестовых заданий, каждое задание содержит 4 варианта ответа, один ответ правильный. Задания должны быть предельно краткими, состоять из одного предложения, содержать не более 8 слов. Формулировать задания в виде утверждения. Тесты составляются в электронном варианте, печатном варианте.
Проверка задания : взаимопроверка, выполнение теста, составленного одногруппником
.
Указания по подготовке презентационных материалов
- Выяснить какова конечная цель презентации? Что представляет объект презентации? Для какой аудитории предназначена презентация? Для определения основной задачи презентации необходимо выяснить:
- Стиль. Соблюдайте единый стиль оформления, Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации, Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
- Фон. Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый). Используйте свои фоны и цветовые схемы.
- Использование цвета. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста, Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Анимационные эффекты. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
- Содержание информации. Используйте короткие слова и предложения, Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных, Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
- Расположение информации на слайде .Предпочтительно горизонтальное расположение информации, Наиболее важная информация должна быть в центре экрана, Если на слайде есть картинка, то под ней располагается надпись.
- Шрифты. Для заголовков – размер не менее 24, для информации – размер не менее 18, Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации, Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание , Нельзя злоупотреблять ПРОПИСНЫМИ буквами.
- Способы выделения информации. Используйте: рамки, границы, заливку. Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
- Объём информации. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов и определений; Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Проверка презентационных работ: защита презентации 3-5 минут на занятии.
Указания по подготовке конспекта
Конспект составляется по прочитанному материалу. Содержит основные формулировки, ответы на вопросы, раскрывает тему. Выполняется на листах А4
Проверка конспект: устная фронтальная проверка, выборочная проверка конспекта,
взаимопроверка.
Литература
- Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвещение, 2007. – 161 с.
- Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 11 класса / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвещение, 2007. – 318 с.
- В.Н. Латчук Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений10 класс / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов. – М. : Дрофа, 2010. – 363 с.
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
- http://lawtoday.ru/razdel/biblo/voen-prav/023.php
- http://studopedia.net/10_51475_lektsiya--gosudarstvennie-sluzhbi-po-ohrane-zdorovya-i-bezopasnosti-grazhdan.html
- http://www.ugorsk.ru