Методические рекомендации для родителей по общению с детьми подросткового возраста
материал на тему

Айтнякова Фарида Ахтамовна

Рекоменуется для родителей, имеющих детей подросткового возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей по общению с детьми подросткового возраста

659909_480_370_source

                                                                                     «Структура личности подростка.

 В ней нет ничего устойчивого,

окончательного и неподвижного.

Всё  в ней - переход, все течёт».

                        Дж. Дьюи

Момент, с которого в вашем ребёнке просыпается подросток приходит, как правило, неожиданно. Казалось бы, только вчера сын или дочь восторженно рассказывали Вам о своих любимых мультфильмах, а сегодня серьезно сообщают, что они уже достаточно взрослые, чтобы принимать самостоятельные решения. Еще вчера они делились своими тайнами и секретами, а сегодня между Вами как будто выросла стена - у ребёнка свой мир, свои друзья, свои увлечения, куда родителям, как часто бывает, дороги нет.

Подростковый возраст всегда преисполнен противоречий. Именно теперь в личности подростка сосуществуют целиком противоположные потребности и черты, в душе его «бурлят» совсем разные эмоции, даже свое собственное мнение он может изменять за день на кардинально противоположное, причем несколько раз подряд.

Часто подросток впадает из крайности в крайность. То он рассуждает и ведёт себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребёнка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам, то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах. Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение — все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым — как правило, под влиянием сверстников.

Непросто принять все эти моменты особенно родителям, которые первыми оказались на пути урагана, имя которому «подросток».

 Принято считать, что это возраст аномалий, 1001027183

патологий, однако, на самом деле это нормальный

период развития человека.

Невозможно перейти из состояния ребёнка

в состояние взрослого без переходного периода.

Подросток уже перестал быть ребёнком,

а взрослые формы поведения им еще не приобретены,

отсюда и сложности, с которыми большинство

 подростков, со временем, справляется самостоятельно. 

Так что же происходит?

Существует несколько особенностей

подросткового возраста,

о которых нужно знать родителям.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.  Эти колебания происходят часто и независимо от внешних обстоятельств. Подростку и самому бывает трудно понять причины таких изменений настроения. Это раздражает родителей, ведь невозможно предугадать, что «выкинет» ребёнок в следующий момент. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным, ребёнок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать « гормональную бурю» в данный период полового созревания. Все эти процессы перестройки организма длительные и нелёгкие и становятся причиной и основой подросткового кризиса.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается интерес к своей внешности. Ребёнком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. «Сказка о гадком утёнке» - это как раз рассказ о подростке.

Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - всё расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже к неврозу.

 Тяжёлые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность.

На представление подростка о себе в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

C:\Documents and Settings\Гость\Рабочий стол\фото\мы\25 группа.JPG

Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверенны в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны.

Физически более развитый мальчик, сильный, успешный в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстниками.

Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости, которое проявляется в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, учёбы. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, порождают конфликты между ними.

Ваш ребёнок, наверное, тоже совсем исчез из дома? Имеется в виду, что он проводит намного больше времени с друзьями, а не с вами. Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Колледж, родители отходят на второй план.

Для подростка самое главное – быть принятым своей группой, найти в ней свое место. Если у него есть друзья, если его считают своим, подросток чувствует себя полноценным человеком. Он во всем старается походить на остальных: одевается как все, усваивает принятые в группах нормы, язык, поклоняется тем же идолам. Однако, ценности подростковой группы часто мало совпадают с ценностями взрослых.

Чему же подростки могут научиться в компании сверстников? Почему такое общение их развивает?  В группе у подростка есть возможность «проигрывать» взрослые взаимоотношения, приобретать новый для них опыт общения, возможность познавать себя через призму контактов с другими людьми. Но зачастую, как показывает практика, это лишь копирование форм, увиденных у взрослых: взрослые развлечения, вечеринки, выпивка. И не всегда эксперименты подростков заканчиваются благополучно. Им бывает очень сложно выдержать безумное напряжение новых чувств, желаний. Ведь у них еще не отработаны культурные формы поведения, недостаточно развит самоконтроль.

Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать, или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным.

Подростка можно сравнить с путешественником, который идёт из страны Детства во взрослую жизнь и должен осознать кто он такой (сформировав представления о себе: о собственной внешней привлекательности, о своем уме, способностях, о силе характера, общительности), где находится и куда следует. И если подросток благодаря родителям выработает доверие к миру, самостоятельность, уверенность  и предприимчивость, то его шансы на то, чтобы прийти в конечный пункт своего путешествия как самостоятельный, ответственный человек, способный налаживать отношения, принимать зрелые решения, строить собственную жизнь, значительно возрастут.

C:\Documents and Settings\Гость\Рабочий стол\фото\PA130391.JPG

Используйте  в  жизни  своей  семьи  следующие  правила!

1. Если ребёнок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребёнок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий

2.   Принимайте ребёнка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.

3. Выслушивайте ребёнка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребёнка, не вступая с ним в спор.

4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьёзно.

5.  Не предъявляйте ребёнку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.

6. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы.  Ваш ребёнок  будет учиться не паниковать  в трудной ситуации.

7.    Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребёнке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.

8.  Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребёнка.

9. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребёнок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?

Правила поведения для родителей:http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=52900993-29-72

  • Дайте свободу
  • Никаких нотаций
  • Идите на компромисс
  • Уступает тот, кто умнее
  • Не надо обижать
  • Будьте тверды и последовательны

Памятка для родителей

  • Если ребёнок живёт во вражде, он агрессивен.
  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребёнка высмеивают, он замкнут.
  • Если ребёнок растёт в упрёках, он живёт с чувством вины.
  • Если ребёнка подбадривают, он верит в себя.
  • Если ребёнка хвалят, он учится быть благородным.
  • Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребёнок живёт в безопасности, он верит людям.
  • Если ребёнка поддерживать, он учится ценить себя.
  • Если ребёнок живёт в понимании, он учится находить любовь в этом мире.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=335319084-24-72

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=95027728-04-72

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=36276415-54-72http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=484515555-48-72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации «Постановка русского народного танца с детьми дошкольного возраста»

Методические рекомендации разработаны для музыкальных руководителей, хореографов ДОУ....

Методические рекомендации для родителей "Профилактика речевых нарушений"

В методических рекомендациях даны советы для правильного речевого развития детей раннего возраста....

Методические рекомендации в работе с педагогически запущенными детьми

Психологические основы индивидуального подхода к педагогически запущенным детям....

Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.   Особую тр...

Буклет «Конструктивные приемы взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста»

Выстраивание отношений с ребенком - ответственность взрослого, более мудрого. Как это сделать наиболее конструктивно? Существуют определенные приемы, помогающие улучшить отношения с детьми. Первы...

Рекомендации для родителей "правила общения с гиперактивными детьми"

Вашему вниманию прелагаю общие правила общения с активными детками....

Рекомендации родителям Секреты общения с детьми

«Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ (Таня Поль)...