РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНЫХ ПОДХОДОВ В ГБПОУ ШАПТ
статья на тему
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНЫХ ПОДХОДОВ В ГБПОУ ШАПТ
Г.Е.Манина, преподаватель предметов профессиональной подготовки
по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум»
В настоящее время система профессионального образования, как и образование вообще, претерпевает большие изменения. Модернизация его идёт в соответствии с запросами современного рынка труда и новым законом об образовании в РФ. Качество профессионального образования рассматривается как гарантия устойчивого развития экономики страны, обеспечения её компетентными специалистами. В Концепции модернизации российского образования говорится, что учебные учреждения должны ориентироваться на международные стандарты качества, удовлетворяя потребности местного рынка труда.
Наше учебное заведение реализует стандарты СПО третьего поколения в образовательном пространстве северных районов Нижегородской области. Основные социальные партнёры ШАПТ – предприятия агропромышленного комплекса, малый и средний бизнес, сфера услуг, строительство. Для них ШАПТ готовит специалистов по 12 специальностям СПО и 10 рабочим профессиям. В настоящее время в техникуме обучается 1248 человек.
Коллектив педагогических работников успешно решает проблемы, вызванные переходом на ФГОС СПО:
- Осуществляются качественные маркетинговые исследования рынка труда;
- Совершенствуется материально-техническая база, информационное обеспечение;
- Осваиваются инновационные, личностно-ориентированные педагогические
технологии;
- Создаются учебно-методические комплексы по специальностям и профессиям на
профессиональные модули (новые лекции, пособия, рекомендации для студентов, обновление учебно-программной документации), в том числе, разрабатываются контрольно-оценочные материалы для оценивания профессиональных и общих компетенций, соответствующие стандартам нового поколения.
Осваивая инновации, педагоги ШАПТ, как и все другие, несут колоссальную ответственность за качество обучения, за совершенствование личности студента, развитие его творческого потенциала, поэтому от них требуются не только навыки преподавания, но и умение выполнять самодиагностику, постоянно развиваться и заниматься непрерывным педагогическим самообразованием. Наши мастера и преподаватели не только учат, но и создают все условия для творческого самоопределения, саморазвития и самопознания своих студентов. В этом им плодотворно помогает методическая служба техникума, которая работает в ШАПТ на диагностической основе. Служба организует сопровождение, помогает решать профессиональные проблемы, выбирать грамотные решения, оказывает своевременную сервисную поддержку педагогам в условиях ФГОС и нового закона об образовании.
Это, в первую очередь, работа над мотивацией педагогической деятельности, расширением сферы самосознания педагогического работника, изучением профессиональных возможностей и самореализации в профессии.
В ШАПТ реализуется комплексная целевая программа «Информатизация образовательного процесса ГБПОУ ШАПТ». Она предусматривает расширение информационно-технической базы, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, информатизацию управления. Это позволяет оперативно получать разнообразные статистические и аналитические отчёты по любому направлению деятельности и принимать рациональные быстрые решения в управлении. Педагогический персонал постоянно повышает информационную культуру, осваивая информационные технологии. В техникуме имеются восемь компьютерных кабинетов, в каждом кабинете специальных дисциплин оборудованы электронные рабочие места преподавателей, образовательный процесс обеспечен высокоскоростным выходом в Интернет.
В ресурсном центре, который открыт в 2011 году, и центре прикладных профессиональных квалификаций созданы доступные для всех комплексные электронные лаборатории, кабинеты, система электронного голосования VOTUM, внедряется программа 1-С колледж, Евфрат. Благодаря освоенным технологиям педагоги получили доступ к педагогической информации других образовательных учреждений, могут обмениваться опытом, постоянно совершенствуя своё методическое мастерство.
Методическая работа в техникуме осуществляется в предметно-цикловых комиссиях и методических объединениях, а также в рамках постоянно действующего семинара по проблемам ФГОС, экспериментальных и творческих группах.
Вся без исключения работа техникума основана на внедрении в управление системы менеджмента качества (СМК) по ГОСТ ISO 9001-2011. Система менеджмента охватывает большую часть деятельности персонала и потребителей образовательных услуг (студентов, родителей, работодателей, государства). В 2011 году техникум получил Сертификат соответствия образовательных услуг требованиям СМК, который вручен органом по сертификации ООО «Тульский центр управления качеством».
Методическая служба нашего техникума также руководствуется в работе требованиями СМК. Всего в Шахунском техникуме выделено 24 процесса, осуществляющих внутренний аудит, работает административный совет, методический совет. Методическая работа, в первую очередь, тесно связана с процессами:
- исследование рынка образовательных услуг;
- разработка учебно-планирующей документации;
- организация воспитательной работы;
- управление обеспечением учебной литературой;
- управление кабинетами и лабораториями;
- управление закупками.
Предметно-цикловые комиссии и методические объединения техникума работают в рамках процессов ОП-04.1 «Организация работы методического объединения» и ОП-04 «Организация методической работы», которые неразрывно связаны между собой. Основная задача процесса ОП-04 – корректировка учебно-методических комплектов педагогических работников и создание банков УМК в соответствии с перечнем методического обеспечения учебной дисциплины, профессии, специальности на основе ФГОС СПО, введённым ещё в 2011-2012 уч. годах.
В рамках процесса постоянно действует семинар-практикум «Разработка УМК для профессий и специальностей на основе ФГОС СПО», проводятся инструктивно-методические совещания по разработке и содержанию УМК в разделе № 5 «Контроль и оценка достижений обучающихся», на педагогических советах рассматриваются вопросы количественной и качественной оценки результатов УД обучающихся в условиях ФГОС СПО.
Цель, направление деятельности процесса ОП-04.1 - организация методического обеспечения образовательного процесса техникума, обеспечение необходимых научно-методических условий. Входящая документация, с которой работают все ПЦК и МО – это ФГОС и примерные программы дисциплин и модулей. На выходе педагоги создают: учебно-методические комплексы по дисциплинам, профессиям, специальностям, печатные материалы по обобщению опыта, методические материалы.
Председатели ПЦК/МО производят сбор информации: замечания по предыдущему году, предложения преподавателей, обязательно учитывают информацию об укомплектованности УМК (на основании «методического паспорта» или «Паспорта кабинета, лаборатории, мастерской»). До 15 сентября председатели ПЦК/МО составляют график работы (Ф-ОП-04-01), согласовывают с преподавателями, зам. директора по УМР, который при этом контролирует отражение в планах единой методической цели техникума на год. Один раз в полгода председатель МО предоставляет руководителю процесса – заместителю по УМР, отчёт о работе объединения. Контрольной точкой, кроме отчёта, является - передача записей по анализу посещённых в ПЦК или МО занятий (Ф-ОП-04.1-01), по которым руководитель объединения составляет обобщенный анализ посещения занятий (Ф-ОП-04.1-02).
Председатели ПЦК/МО отвечают за правильность и своевременность разработки РП и тематического планирования. Разработка РП и ТП осуществляется в соответствии с процессом ОП-03 «Разработка учебно-планирующей документации» - формы (Ф-ОП-03-05 и Ф-ОП-03-06). На заседаниях ПЦК/МО председатели рассматривают методический комплекс дисциплины, профессии, специальности, фонд оценочных и проверочных средств.
Председатели ПЦК/МО ежегодно в срок до 10 июня передают заместителю по УМР отчет о методической продукции, наработанной в течение года, по форме (Ф-ОП-04.1-03). По каждой методической разработке составляется анализ (Ф-ОП-04-11). Кроме того, в течение года руководитель МО ведёт журнал тематических консультаций (Ф-ОП-04.1-04). В ПЦК и МО традиционно в начале года планируется проведение конкурсов и олимпиад (Ф-ОП-04-06) и план-график открытых уроков (Ф-ОП-05-07). Каждый педагог, кроме методического паспорта или паспорта кабинета, ведёт документ – «Методическое обеспечение дисциплины, профессии, специальности» (Ф-ОП-04-10), заполняет его и периодически обновляет. Председатель МО ведёт протоколы собраний объединения.
Председатели ПЦК/МО также традиционно контролируют выполнение:
- графика заседаний ПЦК/МО,
- плана работы методической комиссии,
- индивидуальные планы преподавателей (Ф-ОП-04-08), ориентированные, в первую очередь, на разработку УМК и коррекцию обнаруженных недочётов.
Внедрение в методический процесс новых форм отчётности мобилизует, дисциплинирует работников, обязывает сдать отчёты в предписанные сроки, ориентирует на удовлетворение потребителей, реализацию ежегодного плана по качеству.
До 1 июня индивидуальные планы с отметкой о выполненных мероприятиях председатели ПЦК/МО передают в методический кабинет.
В процессах, связанных с методической работой, задействована и библиотечная сеть ШАПТ. Все ПЦК/МО в начале учебного года, традиционно, подают заявку на необходимую учебную литературу. Срок действия литературы старше 5 лет, морально не устаревшей, можно продлить. Продление срока действия литературы фиксируется в протоколе заседания методического объединения и доводится до заведующей библиотекой (делается выписка из протокола). Разработка недостающих новых разделов или тем ведётся в ПЦК/МО самими преподавателями, фиксируется в протоколе, учитывается в индивидуальном плане преподавателя и в сводном паспорте УМК.
В нашей библиотеке создан и постоянно пополняется доступный электронный банк методических разработок, куда входит и УМК вместе с контрольно-оценочными средствами, методические рекомендации студентам по выполнению курсовых, письменных экзаменационных, самостоятельных работ, рекомендации по выполнению ЛПЗ, разработки уроков и др.
Индивидуальная работа педагога по УМК отражается в паспорте кабинета (лаборатории). Если кабинета нет, то ведётся методический паспорт педагогического работника (Ф-ОП-04-09). Преподаватель формирует УМК в течение учебного года, производя записи в «Методическом паспорте педагогического работника», а заведующий кабинетом, лабораторией или мастерской - в «Паспорте кабинета» (Ф-ВП-06-01).
При необходимости обновления или пополнения материальной базы кабинета, лаборатории заведующий, через председателя МО обращается в процесс ВП «Управление закупками», заполняет соответствующий бланк, который рассматривается заведующими отделений и сводится в определённую форму. Зам. по ТО и ПО рассматривают перечень необходимого оборудования, выделяет первоочередные потребности, утверждает запрос директор и главный бухгалтер.
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое обеспечивается на стыке отдельных процессов в рамках системы, а также при их комбинации и взаимодействии на основе анализа уровня удовлетворённости потребителя.
Такой подход подчеркивает важность:
- понимания и выполнения требований потребителей;
- необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
- достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
- постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении уровня
удовлетворённости потребителей.
Проектирование последовательных и взаимодействующих процессов, четкое определение и управление входами процессов, их реализацией и выходами, проведение анализа данных, способствующего постоянному улучшению процессов, потребности и ожидания заинтересованных сторон позволяет достичь в образовательном процессе, в том числе в методической работе, желаемых результатов.
Исследование уровня удовлетворенности населения г. Шахунья качеством образовательных услуг в Шахунском техникуме в 2015 г.г. показывает, что в сравнении с 2014 г. имеется положительная динамика показателей и они достаточно высокие:
- Условия обслуживания в ОУ полностью удовлетворяют -82,1 % родителей,
76,3 % студентов,
- Учебно-образовательные мероприятия полностью удовлетворяют -78 % родителей,
64,2% студентов,
- Требования к персоналу полностью удовлетворяют – 95,4 % родителей,
65,6 %студентов,
- Удовлетворенность выбранной профессией в группах 2 курса в 2015 г. – 89,2% (против 73,5% в 2014 г.)
СМК по ГОСТ Р ИСО 9001 – 2008 (ИСО 9001:2008) позволяет строго систематизировать образовательный процесс, решать имеющиеся проблемы с целью удовлетворения запросов потребителей на качественные образовательные услуги, на профессионально грамотного выпускника, в соответствии с требованиями ФГОС, который сможет ответить на вызовы сегодняшнего времени.
В 2015 году вышел новый ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015, подготовленный ОАО «Всероссийским научно - исследовательским институтом сертификации». В настоящем стандарте применен процессный подход и риск-ориентированное мышление, которое позволяет организации определять факторы, влияющие на результаты процессов и СМК организации и которые могут привести к значительному их отклонению. Поэтому необходимо внедрять такие средства управления, которые минимизируют негативные последствия и позволяют максимально использовать возникающие возможности. Нам необходимо изменить свою деятельность в СМК в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015, то есть планировать и внедрять в СМК такие действия, которые связаны с рисками и возможностями.
Литература:
- Азарьева В. В., Круглов В. И., Пузанков Д. В. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, «ЛЭТИ», 2006. - 408 с.
- Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. - М., Образование и информатика, 2004
- Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001 -2008. Системы
менеджмента качества. Основные положения и словарь.
- Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9001 -2015. Системы менеджмента качества. Требования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода"
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Реализация компетентностного подхода на занятиях эстрадного пения
Компетентностный подход является одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования. Эстрадный вокал является активной формой исполнительской деятельности. По...
Реализация компетентностного подхода на занятиях эстрадного пения
Компетентностный подход является одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования. Эстрадное пение - это, в первую очередь, активная форма испол...
Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС
В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Характерной чертой современного этапа социально-экономического развития общества является формирование интеллектуальной, высокообразованной, культурно развитой личности, способной не только реализоват...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В данной статье представлен материал, раскрывающий реализацию компетентностного подхода в процессе освоения модульных технологий....
Структура сетевого взаимодействия при реализации тьюторского сопровождения в ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А.В. Никулина»
Актуальность: одна из проблем, которая стоит перед преподавателем современного колледжа, это низкий уровень заинтересованности обучающихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед препода...