Комплексное методическое обеспечение математических дисциплин
статья на тему

Ястребова Виктория Евгеньевна

1. Введение в суть вопроса.

1.2.Состав системы учебно-методической документац   и средств по предмету.

1.3.Перечень задач,

1.4. Основные критерии комплексного подхода к методическомуобеспечению процесса обучения.

1.5.Основные общие дидактические функции средств обучения.

1.6. Группы учебно-наглядных пособий.

2. Современные требования к разработке комплексно-методического обеспечения дисциплины.

3. Комплексное методическое обеспечение математики .

4. Приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.Е. Ястребова

Ессентукский филиал ГБОУ ВПО СтГМУ Министерства здравоохранения РФ

г. Ессентуки, февраль. 2016 год    

Комплексное методическое обеспечение математических дисциплин

Введение.

Основу комплексного методического обеспечения предметов и профессий составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса. Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующем:

  • · повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
  • · удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала;
  • · источник информации, освобождающий преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время его творческого уровня;
  • · средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера.

Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности подхода к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса средствами обучения.

Исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала, Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения.

Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.

Комплексный подход к методическому оснащению учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя, мастера и учебно-позновательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.  

Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в методическом отношении учебно-воспитательного процесса предполагает реализацию через средства обучения всех функций процесса обучения.

И наконец, оcнащая учебно-воспитательный процесс средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду выбор и планирование создания таких средств обучения (при оптимальных затратах на их приобретение, разработку и приготовление), которые позволяют бы успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Система (комплекс) учебно-методической документации и средств по предмету (профессии) включает:

  • · учебную документацию: учебный план, учебную программу, комплект перспективно-тематических планов по всем темам предмета, планы уроков, перечень учебно-производственных работ по профессии и т.д.
  • · средства для учащихся: учебные пособия (при отсутствии- конспекты лекций, подготовленные преподавателями), справочники, сборники задач и заданий для упражнений и самостоятельных работ, руководства для выполнения лабораторно-практических работ, комплексы инструкционно-технологической документации и т.д.
  • · дидактические средства на уроке: натуральные и изобразительные пособия (наглядные), технические средства обучения, демонстративное оборудование, тренажеры, тренировочные устройства для программированного обучения, программное обеспечение для учебных средств ЭВТ, дидактические материалы и т.д.
  • · средства для преподавателя, мастера: частные методики по предмету (профессии), методические разработки по темам программы, методические рекомендации, информационные материалы о передовом педагогическом и производственном опыте и т.д.

КМО предполагает решение следующих задач:

- систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения;

- развитие творческого потенциала педагогических коллективов;

- интенсификация образовательного процесса в учреждениях профессионального образования;

- интегрирование, дифференцирование и профилизацию образовательных программ;

- внедрение современных образовательных технологий.

Основные критерии комплексного подхода к методическому обеспечению процесса обучения:

1. Исходным документом для разработки КМО учебной дисциплины является учебная программа;

2.  КМО должно охватывать все основное содержание учебной программы;

3.  Комплексность выражена в том. что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено средствами обучения (хотя бы минимальными);

4.  Разные средства обучения имеют разное назначение и выполняют различные дидактические функции;

5. КМО учебного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали познавательную деятельность студентов на всех этапах обучения:

-подачи и воспроизведения учебного материала:

 -закрепления и совершенствования знаний;

-контроля и изменения умений и навыков;

6. КМО должны реализовывать три функции учебного процесса: обучающую, развивающую, воспитывающую.

7. КМО должно учитывать экономический фактор (возможность употребления, разработку и изготовление).

Основу комплексно-методического обеспечения составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса.

Основой для составления комплексно-методического обеспечения является Федеральный Государственный образовательный стандарт, который включает в себя общие требования к системе образования, его структуре, к основным основная профессиональная образовательная программа, условия их реализации, классификатор направлений и специальностей (2, с. 128).

Основные общие дидактические функции средств обучения:

1. Повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся учебный материал, который без применения средств обучения недоступен или труднодоступен.

2. Помогают удовлетворить и в максимальной степени развить познавательные интересы учащихся, интенсифицируют труд учащихся и тем самым позволяют повысить темп изучения учебного материала.

3. Являются источником информации, освобождая преподавателя от чисто технической работы и тем самым способствуют повышению его творческого уровня.

4. Являются средством управления познавательной деятельности учащихся со стороны преподавателя, мастера.

Рабочая программа учебной дисциплины является основным документом, регламентирующим организацию и содержание обучения по конкретной дисциплине. Рабочая программа входит в состав комплексно-методического комплекса дисциплины (УМКД), который включает также другие учебно-методические материалы - методические указания к занятиям различного рода, материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине, экзаменационные билеты, примерные темы заданий по самостоятельной работе студентов и примеры их выполнения, карточки обеспеченности учебной литературы и др.

Календарно-тематический план (КТП) -это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана.

План учебного занятия-учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.

При разработке комплексно-методического обеспечения рекомендуется использовать системный подход как особую исследовательскую позицию, для которой характерно:

- рассматривать анализируемый объект как систему (целостности);

- делать основной акцент для выявления всего многообразия связей и отношений как внутри, так и с внешним окружением;

- описание элементов с учетом их места и функции внутри целого.

Сущность системного подхода в решении проблем комплексно-методического обеспечения процесса преподавания предмета дидактических средств обучения состоит в управлении взаимосвязей между средствами обучения и другими компонентами методической системы .

Средства обучения комплексного учебно-методического обеспечения составляют различные по назначениям и функциональным возможностям средства обучения. Для создания и рационального использования средств обучения важно знать все их многообразие, а для этого все средства обучения необходимо классифицировать по определенным признакам. По учебной дисциплине средства обучения можно систематизировать и группировать по виду познавательной информации. Согласно этому признаку все методы обучения подразделяют на словесные, нагляднее и практические методы.

Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития .

Учебно-наглядные пособия - это такой класс дидактических средств, который формирует у студентов точные и конкретные образы изучаемых предметов и явлений действительности. Учебно-наглядные пособия предназначены для реализации зрительных форм наглядности. В качестве учебно-наглядных пособий могут служить как реальные предметы, так и изображения предметов и явлений действительности.

Исходя из этого, складываются следующие две группы учебно-наглядных пособий: изобразительные и натуральные пособия.

  • Изобразительные пособия состоят из плоскостных и объемных пособий и соответственно включают плакаты, схемы, рисунки, фотографии, таблицы и диаграммы, макеты, разрезы, модели, муляжи.
  • Натуральные пособия представляют собой реальные предметы, рассматриваемые вне их естественных условий и приспособленные к процессу обучения. К этому виду учебно-наглядных пособий относятся приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы и др.

При дальнейшей классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить широкий набор раздаточных дидактических материалов, предназначенных для использования их учащиеся во время аудиторных занятий и при выполнении домашних заданий (8, с. 158).

К числу такого рода источников учебной информации относят различные учебные карточки-задания, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ и курсовых проектов, заданий на проектирование изделий и технологических процессов, развивающих у учащихся творческое мышление в конструкторской, технологической и экономической областях.

Рабочие тетради - инструмент для самостоятельной работы учащихся. Она способствует активизации и систематизации материала, представленного в учебнике. Как правило, ее структура соответствует структуре учебника.

Таким образом, ведущим принципом такого обеспечения должен быть принцип комплектности. Методическое обеспечения должно постоянно трансформироваться в комплексное методическое обеспечение (КМО). Это позволит осуществить подлинно научный подход к планированию, разработке, созданию, учету и контролю комплексно-методической оснащенности процесса обучения (9, с. 304).

2. Современные требования к разработке комплексно- методического обеспечения дисциплины

Система требований, предъявляемых к учебно-программной документации, учебно-методической литературе, ко всем средствам производственного обучения, должна, обеспечивать их соответствие ФГОС и включать как общие, так и специфические требования:

- психолого-дидактические, определяющие основные дидактические функции и возможности средств обучения;

- гигиенические;

- эргономические;

- экологические;

- социально-экономические и другие требования.

Современное оснащение учебных кабинетов  комплексным учебно-методическим обеспечением, методически правильное их применение являются важнейшими факторами эффективности процесса обучения.

Входящие в состав комплекса дидактические средства должны выполнять свои основные функции, а их совокупность позволяет достичь цели урока.

Комплексы средств обучения представляют определенное и необходимое сочетание, составляющее одно целое и имеющее конкретную дидактическую направленность, присущую только тому или иному средству обучения. комплекса является самостоятельным свойством.  Дидактическая направленность, характеризующим рассматриваемый комплекс и осуществляемую с его помощью методику преподавания. Важно, чтобы все средства обучения, входящие в комплекс по тому или иному предмету, взаимно дополняли друг друга, не дублируя содержания. Роль связующего звена в функционировании составляющих комплекс средств обучения играет преподаватель.

Важным условием для выбора оптимального сочетания и разработки комплексного учебно-методического обеспечения является определение и учет ряда педагогических требований, в соответствии с которыми разрабатываются все виды средств обучения, и оценивается их педагогическая эффективность в условиях деятельности преподавателя и учащихся.

Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие требования к комплексному учебно-методическому обеспечению:

1. Определение состава средств, входящих в комплекс, возможно лишь путем тщательного анализа процесса преподавания отдельных уроков по данной учебной теме. Только после этого понятие «комплекс» можно распространить на учебную тему и весь учебный предмет.

2. Комплексное учебно-методическое обеспечение должно включать в себя отдельные виды дидактических средств, объединенных общностью цели и содержания обучения, методологического подхода и методикой преподавания, способствовать формированию у учащихся необходимых прочных знаний, умений и навыков. Многообразие целей и задач обучения и воспитания требует применения совокупности различных средств их достижения.

3. Все средства обучения, входящие в комплекс, должны полностью соответствовать содержанию учебной программы, дидактическим принципам обучения. Необходим также учет психологических особенностей и закономерностей процесса усвоения учащимися, связанных с их возрастом и общим развитием, в целях совершенствования их творческих и познавательных способностей, логического мышления (11, с. 608).

4. Средства обучения, входящие в комплекс, должны быть согласованы с основными компонентами учебно-воспитательного процесса на уроке: цель, задачи, содержание, формы и методы обучения. Для этого требуется установить их взаимосвязь с основными компонентами учебного процесса в каждом конкретном случае.

5. Средства обучения, входящие в комплекс, должны корректно моделировать элементы обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности учащихся, обеспечивать их реализацию в требуемом виде во всех случаях внедрения в учебно-воспитательный процесс.

6. Средства обучения, входящие в комплекс, должны иметь каждый свою дидактическую направленность и быть согласованы друг с другом, в отношении методики преподавания темы следует учитывать также возможную взаимозаменяемость дидактических средств в необходимых случаях и отсутствие ненужного дублирования.

7. Отдельные виды средств обучения, входящие в комплекс во всех необходимых случаях должны обладать высокой степенью наглядности: при этом форма выражения наглядности средств должна варьироваться с последующим постепенным уменьшением «подсказки», осуществляемой средствами наглядности.

8. Комплекс дидактических средств обучения должен обеспечивать высокий интерес учащихся к изучаемому предмету, их внимательность и активность, позволять в необходимых случаях индивидуализировать обучение, воспитывать навыки самостоятельной работы.

Для создания совершенного комплексного учебно-методического обеспечения знание его компонентного состава имеет важное значение во многих отношениях. Объективно установленный состав комплексного учебно-методического обеспечения позволяет понять структурное строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию (12, с. 156).

Под составом комплексного учебно-методического обеспечения мы понимаем все те его структурные компоненты, из которых оно слагается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям.

В систему комплексного учебно-методического обеспечения входят: преподаватель, учащийся, методические материалы, материально-технические средства обучения. Поскольку комплексное учебно-методическое обеспечение создает условия для эффективной деятельности преподавателей и учащихся, то в основе его определения лежит деятельностный подход. Комплексное учебно-методическое обеспечение охватывает всю деятельность участников учебного процесса, поэтому его сущность отражает основные стороны их деятельности и соответствует ее структуре. Структура деятельности содержит такие компоненты: цель, мотив, содержание деятельности и результат.

Для обеспечения условий деятельности обучения комплексное учебно-методическое обеспечение должно включать следующие компоненты:

- профессионально-содержательный, отражающий сущность и содержание профессиональной деятельности будущего рабочего;

- ориентировочный, отражающий процесс ориентировки преподавателя и учащихся в деятельности профессионального обучения;

- регулирующе-контрольный - процесс регуляции и саморегуляции деятельности и процесс одновременного контроля и самоконтроля;

- мотивационный - стимуляция деятельности обучения, поддержание интереса к ней;

- тренировочный - процесс овладения профессиональными знаниями и умениями и совершенствование в них;

- оценочный - оценка степени эффективности достижения цели деятельности.

Профессионально содержательный компонент проявляется в использовании преподавателем и учащимися учебников и учебных пособий, соответствующих плакатов, опорных конспектов, карточек-заданий, инструктивно-технологической документации.

  • Ориентировочный компонент приобретает выраженность при использовании учебного телевидения, кинофильмов, слайдов, видеофильмов, инструктивно-технологической документации, планов рабочего дня.
  • Регулирующе-контрольный компонент проявляется в использовании карт самоконтроля, работе по планам самостоятельной деятельности.
  • Мотивационный компонент присутствует при стимулировании профессиональных и познавательных интересов учащихся посредством использования действующих макетов и контрольных образцов оборудования, тренажеров, учебного телевидения, видеофильмов и ЭВМ .
  • Тренировочный компонент определяет применение тренажеров, карточек-заданий, инструктивно-технологической документации.
  • Оценочный компонент приобретает выраженность при использовании карт самоконтроля, контрольных карточек-заданий.

Комплексное учебно-методическое обеспечение используется педагогом для решения профессиональных задач, при проектировании образовательного процесса и его реализации. Для установления и обоснования всего состава

3. Комплексное методическое обеспечение математики.

 В Ессентукском филиале СтГМУ по дисциплине « Математика» разработаны в 2015 году:

1. Комплект КОС ( контрольные вопросы, тестовые задания, ситуационные задачи, проверочные, самостоятельные и контрольные работы) по всем разделам Рабочих программ по математике отделений 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».

2. Теоретический и практический материал, сгруппированный по разделам и темам в соответствии с  рабочими программами математике отделений 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».

3. Учебно-методические пособия для студентов отделений

34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело» « Практикум по математике».

4. Учебно-методическое пособие к разделу «Основные численные математические методы в профессиональной деятельности среднего медицинского работника» для студентов отделений

34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».

5. Методические разработки для преподавателей к лекциям и практикумам по математике на отделениях 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».

6. Методические разработки для студентов кпрактикумам по математике на отделениях 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».

 

Также разработаны

1. Урок-практикум « Решение клинических задач математическими методами» 2015 г.

2. Методическое пособие для пп. и студентов « Функциональные ряды» 2014 г.

3. Методическое пособие для пп. и студентов « Математичекая статистика и её роль в медицине» 2012 г.

4. Методическое пособие для пп. и студентов «Избранные вопросы теории вероятностей»  2010 г.

В 2016 г. планируется издание курса лекций по математике ( два комплекта) для студентов отделений 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».

 В 2015-2016 учебном году кабинет математики и информатики № 205оснащён стендами:

  • Таблица производных, свойства производной
  • Дифференциал функции, свойства дифференциала
  • Таблица интегралов
  • Способы расчёта питания грудных детей
  • Жизненная ёмкость лёгких
  • Оценка физического развития детей
  • Антропометрические нормы
  • Основные распределения и их числовые характеристики

плакатами:

  • Показатели сердечной деятельности
  • Оценка пропорциональности развития ребёнка
  • Коэффициенты детской смертности
  • Демографические показатели
  • Тригонометрические функции числового аргумента
  • Таблица интегралов
  • Производная функции и её свойства
  • Свойства логических операций
  • Формулы расчёта массы, роста, артериального давления и суточной калорийности в педиатрии
  • Основные распределения и их числовые характеристики
  • Корреляционный и регрессионный анализ
  • Поверхности второго порядка

ПРИЛОЖЕНИЯ

http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/714/713716/713716_html_m213455e8.gif

http://www.funlib.ru/cimg/2014/102319/2728750


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника...

Инновационные образовательные ресурсы в методическом обеспечении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»

Высокие темпы развития приводят к тому, что преподавателю приходится постоянно осваивать большой объем информации из различных источников, перерабатывать, выбирать главное и систематизировать. На осно...

КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Работа методической службы на примере плана работы методической службы ГБПОУ МО "ЖИЭТ"...

Комплексное методическое обеспечение профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения для специальности 15.02.08 Технология машиностроения

Комплексное методическое обеспечение профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения  для специальности 15.02.08  Технология маш...

Паспорт комплексно-методического обеспечения профессии "Электромонтёр" в ГАПОУ "Краснокаменский горно-промышленный техникум"

Паспорт комплексно-методического обеспечения профессии  13.01.10  Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (кабинет №107 и электромонтажная мастерская) ...

Комплексно-методическое обеспечение ПМ.02 "Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения" для специальности 35.02.04 "Технология комплексной переработки древесины"

Рабочая программа ПМ.02 "Управление структурным подразделением" предназначена для обучения по специальности "Технология переработки древесины". В состав ПМ.02 входят МДК.02.01, МДК...

ПАСПОРТ комплексно-методического обеспечения кабинета конструирования одежды; лабораторий автоматизированного проектирования швейных изделий

ПАСПОРТкомплексно-методического обеспечениякабинета конструирования одежды; лабораторий автоматизированного проектирования швейных изделий    для подготовки специальностей: 29...