Комплексное методическое обеспечение математических дисциплин
статья на тему
1. Введение в суть вопроса.
1.2.Состав системы учебно-методической документац и средств по предмету.
1.3.Перечень задач,
1.4. Основные критерии комплексного подхода к методическомуобеспечению процесса обучения.
1.5.Основные общие дидактические функции средств обучения.
1.6. Группы учебно-наглядных пособий.
2. Современные требования к разработке комплексно-методического обеспечения дисциплины.
3. Комплексное методическое обеспечение математики .
4. Приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
02.16._kompleksnoe_metodicheskoe_obespechenie_matematicheskih_distsiplin.docx | 237.02 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Е. Ястребова
Ессентукский филиал ГБОУ ВПО СтГМУ Министерства здравоохранения РФ
г. Ессентуки, февраль. 2016 год
Комплексное методическое обеспечение математических дисциплин
Введение.
Основу комплексного методического обеспечения предметов и профессий составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса. Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующем:
- · повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
- · удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала;
- · источник информации, освобождающий преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время его творческого уровня;
- · средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера.
Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности подхода к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса средствами обучения.
Исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала, Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения.
Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.
Комплексный подход к методическому оснащению учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя, мастера и учебно-позновательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.
Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в методическом отношении учебно-воспитательного процесса предполагает реализацию через средства обучения всех функций процесса обучения.
И наконец, оcнащая учебно-воспитательный процесс средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду выбор и планирование создания таких средств обучения (при оптимальных затратах на их приобретение, разработку и приготовление), которые позволяют бы успешно решать учебно-воспитательные задачи.
Система (комплекс) учебно-методической документации и средств по предмету (профессии) включает:
- · учебную документацию: учебный план, учебную программу, комплект перспективно-тематических планов по всем темам предмета, планы уроков, перечень учебно-производственных работ по профессии и т.д.
- · средства для учащихся: учебные пособия (при отсутствии- конспекты лекций, подготовленные преподавателями), справочники, сборники задач и заданий для упражнений и самостоятельных работ, руководства для выполнения лабораторно-практических работ, комплексы инструкционно-технологической документации и т.д.
- · дидактические средства на уроке: натуральные и изобразительные пособия (наглядные), технические средства обучения, демонстративное оборудование, тренажеры, тренировочные устройства для программированного обучения, программное обеспечение для учебных средств ЭВТ, дидактические материалы и т.д.
- · средства для преподавателя, мастера: частные методики по предмету (профессии), методические разработки по темам программы, методические рекомендации, информационные материалы о передовом педагогическом и производственном опыте и т.д.
КМО предполагает решение следующих задач:
- систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения;
- развитие творческого потенциала педагогических коллективов;
- интенсификация образовательного процесса в учреждениях профессионального образования;
- интегрирование, дифференцирование и профилизацию образовательных программ;
- внедрение современных образовательных технологий.
Основные критерии комплексного подхода к методическому обеспечению процесса обучения:
1. Исходным документом для разработки КМО учебной дисциплины является учебная программа;
2. КМО должно охватывать все основное содержание учебной программы;
3. Комплексность выражена в том. что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено средствами обучения (хотя бы минимальными);
4. Разные средства обучения имеют разное назначение и выполняют различные дидактические функции;
5. КМО учебного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали познавательную деятельность студентов на всех этапах обучения:
-подачи и воспроизведения учебного материала:
-закрепления и совершенствования знаний;
-контроля и изменения умений и навыков;
6. КМО должны реализовывать три функции учебного процесса: обучающую, развивающую, воспитывающую.
7. КМО должно учитывать экономический фактор (возможность употребления, разработку и изготовление).
Основу комплексно-методического обеспечения составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса.
Основой для составления комплексно-методического обеспечения является Федеральный Государственный образовательный стандарт, который включает в себя общие требования к системе образования, его структуре, к основным основная профессиональная образовательная программа, условия их реализации, классификатор направлений и специальностей (2, с. 128).
Основные общие дидактические функции средств обучения:
1. Повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся учебный материал, который без применения средств обучения недоступен или труднодоступен.
2. Помогают удовлетворить и в максимальной степени развить познавательные интересы учащихся, интенсифицируют труд учащихся и тем самым позволяют повысить темп изучения учебного материала.
3. Являются источником информации, освобождая преподавателя от чисто технической работы и тем самым способствуют повышению его творческого уровня.
4. Являются средством управления познавательной деятельности учащихся со стороны преподавателя, мастера.
Рабочая программа учебной дисциплины является основным документом, регламентирующим организацию и содержание обучения по конкретной дисциплине. Рабочая программа входит в состав комплексно-методического комплекса дисциплины (УМКД), который включает также другие учебно-методические материалы - методические указания к занятиям различного рода, материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине, экзаменационные билеты, примерные темы заданий по самостоятельной работе студентов и примеры их выполнения, карточки обеспеченности учебной литературы и др.
Календарно-тематический план (КТП) -это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана.
План учебного занятия-учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.
При разработке комплексно-методического обеспечения рекомендуется использовать системный подход как особую исследовательскую позицию, для которой характерно:
- рассматривать анализируемый объект как систему (целостности);
- делать основной акцент для выявления всего многообразия связей и отношений как внутри, так и с внешним окружением;
- описание элементов с учетом их места и функции внутри целого.
Сущность системного подхода в решении проблем комплексно-методического обеспечения процесса преподавания предмета дидактических средств обучения состоит в управлении взаимосвязей между средствами обучения и другими компонентами методической системы .
Средства обучения комплексного учебно-методического обеспечения составляют различные по назначениям и функциональным возможностям средства обучения. Для создания и рационального использования средств обучения важно знать все их многообразие, а для этого все средства обучения необходимо классифицировать по определенным признакам. По учебной дисциплине средства обучения можно систематизировать и группировать по виду познавательной информации. Согласно этому признаку все методы обучения подразделяют на словесные, нагляднее и практические методы.
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития .
Учебно-наглядные пособия - это такой класс дидактических средств, который формирует у студентов точные и конкретные образы изучаемых предметов и явлений действительности. Учебно-наглядные пособия предназначены для реализации зрительных форм наглядности. В качестве учебно-наглядных пособий могут служить как реальные предметы, так и изображения предметов и явлений действительности.
Исходя из этого, складываются следующие две группы учебно-наглядных пособий: изобразительные и натуральные пособия.
- Изобразительные пособия состоят из плоскостных и объемных пособий и соответственно включают плакаты, схемы, рисунки, фотографии, таблицы и диаграммы, макеты, разрезы, модели, муляжи.
- Натуральные пособия представляют собой реальные предметы, рассматриваемые вне их естественных условий и приспособленные к процессу обучения. К этому виду учебно-наглядных пособий относятся приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы и др.
При дальнейшей классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить широкий набор раздаточных дидактических материалов, предназначенных для использования их учащиеся во время аудиторных занятий и при выполнении домашних заданий (8, с. 158).
К числу такого рода источников учебной информации относят различные учебные карточки-задания, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ и курсовых проектов, заданий на проектирование изделий и технологических процессов, развивающих у учащихся творческое мышление в конструкторской, технологической и экономической областях.
Рабочие тетради - инструмент для самостоятельной работы учащихся. Она способствует активизации и систематизации материала, представленного в учебнике. Как правило, ее структура соответствует структуре учебника.
Таким образом, ведущим принципом такого обеспечения должен быть принцип комплектности. Методическое обеспечения должно постоянно трансформироваться в комплексное методическое обеспечение (КМО). Это позволит осуществить подлинно научный подход к планированию, разработке, созданию, учету и контролю комплексно-методической оснащенности процесса обучения (9, с. 304).
2. Современные требования к разработке комплексно- методического обеспечения дисциплины
Система требований, предъявляемых к учебно-программной документации, учебно-методической литературе, ко всем средствам производственного обучения, должна, обеспечивать их соответствие ФГОС и включать как общие, так и специфические требования:
- психолого-дидактические, определяющие основные дидактические функции и возможности средств обучения;
- гигиенические;
- эргономические;
- экологические;
- социально-экономические и другие требования.
Современное оснащение учебных кабинетов комплексным учебно-методическим обеспечением, методически правильное их применение являются важнейшими факторами эффективности процесса обучения.
Входящие в состав комплекса дидактические средства должны выполнять свои основные функции, а их совокупность позволяет достичь цели урока.
Комплексы средств обучения представляют определенное и необходимое сочетание, составляющее одно целое и имеющее конкретную дидактическую направленность, присущую только тому или иному средству обучения. комплекса является самостоятельным свойством. Дидактическая направленность, характеризующим рассматриваемый комплекс и осуществляемую с его помощью методику преподавания. Важно, чтобы все средства обучения, входящие в комплекс по тому или иному предмету, взаимно дополняли друг друга, не дублируя содержания. Роль связующего звена в функционировании составляющих комплекс средств обучения играет преподаватель.
Важным условием для выбора оптимального сочетания и разработки комплексного учебно-методического обеспечения является определение и учет ряда педагогических требований, в соответствии с которыми разрабатываются все виды средств обучения, и оценивается их педагогическая эффективность в условиях деятельности преподавателя и учащихся.
Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие требования к комплексному учебно-методическому обеспечению:
1. Определение состава средств, входящих в комплекс, возможно лишь путем тщательного анализа процесса преподавания отдельных уроков по данной учебной теме. Только после этого понятие «комплекс» можно распространить на учебную тему и весь учебный предмет.
2. Комплексное учебно-методическое обеспечение должно включать в себя отдельные виды дидактических средств, объединенных общностью цели и содержания обучения, методологического подхода и методикой преподавания, способствовать формированию у учащихся необходимых прочных знаний, умений и навыков. Многообразие целей и задач обучения и воспитания требует применения совокупности различных средств их достижения.
3. Все средства обучения, входящие в комплекс, должны полностью соответствовать содержанию учебной программы, дидактическим принципам обучения. Необходим также учет психологических особенностей и закономерностей процесса усвоения учащимися, связанных с их возрастом и общим развитием, в целях совершенствования их творческих и познавательных способностей, логического мышления (11, с. 608).
4. Средства обучения, входящие в комплекс, должны быть согласованы с основными компонентами учебно-воспитательного процесса на уроке: цель, задачи, содержание, формы и методы обучения. Для этого требуется установить их взаимосвязь с основными компонентами учебного процесса в каждом конкретном случае.
5. Средства обучения, входящие в комплекс, должны корректно моделировать элементы обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности учащихся, обеспечивать их реализацию в требуемом виде во всех случаях внедрения в учебно-воспитательный процесс.
6. Средства обучения, входящие в комплекс, должны иметь каждый свою дидактическую направленность и быть согласованы друг с другом, в отношении методики преподавания темы следует учитывать также возможную взаимозаменяемость дидактических средств в необходимых случаях и отсутствие ненужного дублирования.
7. Отдельные виды средств обучения, входящие в комплекс во всех необходимых случаях должны обладать высокой степенью наглядности: при этом форма выражения наглядности средств должна варьироваться с последующим постепенным уменьшением «подсказки», осуществляемой средствами наглядности.
8. Комплекс дидактических средств обучения должен обеспечивать высокий интерес учащихся к изучаемому предмету, их внимательность и активность, позволять в необходимых случаях индивидуализировать обучение, воспитывать навыки самостоятельной работы.
Для создания совершенного комплексного учебно-методического обеспечения знание его компонентного состава имеет важное значение во многих отношениях. Объективно установленный состав комплексного учебно-методического обеспечения позволяет понять структурное строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию (12, с. 156).
Под составом комплексного учебно-методического обеспечения мы понимаем все те его структурные компоненты, из которых оно слагается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям.
В систему комплексного учебно-методического обеспечения входят: преподаватель, учащийся, методические материалы, материально-технические средства обучения. Поскольку комплексное учебно-методическое обеспечение создает условия для эффективной деятельности преподавателей и учащихся, то в основе его определения лежит деятельностный подход. Комплексное учебно-методическое обеспечение охватывает всю деятельность участников учебного процесса, поэтому его сущность отражает основные стороны их деятельности и соответствует ее структуре. Структура деятельности содержит такие компоненты: цель, мотив, содержание деятельности и результат.
Для обеспечения условий деятельности обучения комплексное учебно-методическое обеспечение должно включать следующие компоненты:
- профессионально-содержательный, отражающий сущность и содержание профессиональной деятельности будущего рабочего;
- ориентировочный, отражающий процесс ориентировки преподавателя и учащихся в деятельности профессионального обучения;
- регулирующе-контрольный - процесс регуляции и саморегуляции деятельности и процесс одновременного контроля и самоконтроля;
- мотивационный - стимуляция деятельности обучения, поддержание интереса к ней;
- тренировочный - процесс овладения профессиональными знаниями и умениями и совершенствование в них;
- оценочный - оценка степени эффективности достижения цели деятельности.
Профессионально содержательный компонент проявляется в использовании преподавателем и учащимися учебников и учебных пособий, соответствующих плакатов, опорных конспектов, карточек-заданий, инструктивно-технологической документации.
- Ориентировочный компонент приобретает выраженность при использовании учебного телевидения, кинофильмов, слайдов, видеофильмов, инструктивно-технологической документации, планов рабочего дня.
- Регулирующе-контрольный компонент проявляется в использовании карт самоконтроля, работе по планам самостоятельной деятельности.
- Мотивационный компонент присутствует при стимулировании профессиональных и познавательных интересов учащихся посредством использования действующих макетов и контрольных образцов оборудования, тренажеров, учебного телевидения, видеофильмов и ЭВМ .
- Тренировочный компонент определяет применение тренажеров, карточек-заданий, инструктивно-технологической документации.
- Оценочный компонент приобретает выраженность при использовании карт самоконтроля, контрольных карточек-заданий.
Комплексное учебно-методическое обеспечение используется педагогом для решения профессиональных задач, при проектировании образовательного процесса и его реализации. Для установления и обоснования всего состава
3. Комплексное методическое обеспечение математики.
В Ессентукском филиале СтГМУ по дисциплине « Математика» разработаны в 2015 году:
1. Комплект КОС ( контрольные вопросы, тестовые задания, ситуационные задачи, проверочные, самостоятельные и контрольные работы) по всем разделам Рабочих программ по математике отделений 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
2. Теоретический и практический материал, сгруппированный по разделам и темам в соответствии с рабочими программами математике отделений 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
3. Учебно-методические пособия для студентов отделений
34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело» « Практикум по математике».
4. Учебно-методическое пособие к разделу «Основные численные математические методы в профессиональной деятельности среднего медицинского работника» для студентов отделений
34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
5. Методические разработки для преподавателей к лекциям и практикумам по математике на отделениях 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
6. Методические разработки для студентов кпрактикумам по математике на отделениях 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
Также разработаны
1. Урок-практикум « Решение клинических задач математическими методами» 2015 г.
2. Методическое пособие для пп. и студентов « Функциональные ряды» 2014 г.
3. Методическое пособие для пп. и студентов « Математичекая статистика и её роль в медицине» 2012 г.
4. Методическое пособие для пп. и студентов «Избранные вопросы теории вероятностей» 2010 г.
В 2016 г. планируется издание курса лекций по математике ( два комплекта) для студентов отделений 34.02.01. « Сестринское дело», 31.02.01. « Лечебное дело».
В 2015-2016 учебном году кабинет математики и информатики № 205оснащён стендами:
- Таблица производных, свойства производной
- Дифференциал функции, свойства дифференциала
- Таблица интегралов
- Способы расчёта питания грудных детей
- Жизненная ёмкость лёгких
- Оценка физического развития детей
- Антропометрические нормы
- Основные распределения и их числовые характеристики
плакатами:
- Показатели сердечной деятельности
- Оценка пропорциональности развития ребёнка
- Коэффициенты детской смертности
- Демографические показатели
- Тригонометрические функции числового аргумента
- Таблица интегралов
- Производная функции и её свойства
- Свойства логических операций
- Формулы расчёта массы, роста, артериального давления и суточной калорийности в педиатрии
- Основные распределения и их числовые характеристики
- Корреляционный и регрессионный анализ
- Поверхности второго порядка
ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Прикладная электроника...
Инновационные образовательные ресурсы в методическом обеспечении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Высокие темпы развития приводят к тому, что преподавателю приходится постоянно осваивать большой объем информации из различных источников, перерабатывать, выбирать главное и систематизировать. На осно...
КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Работа методической службы на примере плана работы методической службы ГБПОУ МО "ЖИЭТ"...
Комплексное методическое обеспечение профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения для специальности 15.02.08 Технология машиностроения
Комплексное методическое обеспечение профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения для специальности 15.02.08 Технология маш...
Паспорт комплексно-методического обеспечения профессии "Электромонтёр" в ГАПОУ "Краснокаменский горно-промышленный техникум"
Паспорт комплексно-методического обеспечения профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (кабинет №107 и электромонтажная мастерская) ...
Комплексно-методическое обеспечение ПМ.02 "Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения" для специальности 35.02.04 "Технология комплексной переработки древесины"
Рабочая программа ПМ.02 "Управление структурным подразделением" предназначена для обучения по специальности "Технология переработки древесины". В состав ПМ.02 входят МДК.02.01, МДК...
ПАСПОРТ комплексно-методического обеспечения кабинета конструирования одежды; лабораторий автоматизированного проектирования швейных изделий
ПАСПОРТкомплексно-методического обеспечениякабинета конструирования одежды; лабораторий автоматизированного проектирования швейных изделий для подготовки специальностей: 29...