Классный час "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий"
методическая разработка на тему
Материал можно использовать для проведения внеклассных мероприятий по православной тематике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klas.chas_na_temu_svyatye_kirill_i_mefodiy.doc | 1012.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Классный час
на тему «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий»
цели и задачи: знакомство с житием учителей славянской письменности, причисленных православной церковью к лику святых Кириллом и Мефодием.
Оборудование: ПК, презентация
Место проведения: духовная библиотека
Подготовила и провела:
Преподаватель ЖКСП Морякина О.А.
Ход классного часа:
Введение.
Термины: Азбука русичей. Руны. Велесова книга.
Грамотность на Руси. Берестяные грамоты.
Появление кириллицы.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
День славянской письменности -24 мая.
Преподаватель:
Если спросить сегодня у любого человека: «Когда появилась русская письменность?», то непременно последует ответ: «Кирилл и Мефодий создали первую русскую азбуку». Именно отсюда и проистекает распространенное суждение, что до вышеупомянутых греческих миссионеров на Руси царил мрак невежества и безграмотности. Как бы, наверное, обиделись наши далекие предки, узнав, что их потомки так думают о них и об их времени…
Задолго до приезда на Русь Кирилла и Мефодия древние писали рунами, или на так называемой «велесовице». Это название древняя азбука получила уже в XX веке, по имени бога Велеса. Именно этими древнейшими русскими буквами была написана знаменитая Велесова книга, подлинник которой был захвачен в ходе Второй мировой войны, вывезен в Германию, где и канул в Лету.
Рунами писали не на строке, как принято сейчас, а под строкой. В том числе и на основании этого факта историки просматривают общие корни древних славян и индийских племён.
Руны
История письменности у славян уходит в глубь тысячелетий. Например, древнегреческая азбука проистекает из общего санскритского корня, когда языки многих индоевропейских народов еще не столь различались. По большому счету, практически все народы, жившие на территории современной Европы (и не только Европы), имели собственный алфавит еще 3 тысячи лет назад, ибо у каждого народа всегда и обязательно были посвященные жрецы, которые обладали Знанием, и навыками по записи и хранению информации об истории своего племени \народа.
До принятия крещения на Руси использовалась условно так называемая «велесовица». Название это дано в 20 веке, по имени бога Велеса. Ученым историкам известен факт, что в древние языческие времена на Руси была почти 100% грамотность, а именно: Многочисленные раскопки (берестяные грамоты, датированные дохристианским периодом) подтверждают тот факт, что фактически каждый горожанин – 1) обладал навыками простейшего арифметического счета; 2) умел написать на бересте (пусть примитивное и краткое) бытовое послание; и 3) средствами тогдашней «почты» отправить его по адресу. Не только в городах, но и в деревнях многих детей «ведуны» (иерархи общин) обучали простейшей грамоте, необходимой в быту. Такому достаточно высокому уровню грамотности у древних славян способствовало то, что жили они общинным строем, обеспечивающим взаимоподдержку каждого; у них не было феодального имущественного расслоения, не было бедных. И потому любой ребенок, независимо от крестьянского, ремесленнического или княжеского происхождения, при желании имел возможность получить «начальное образование».
берестяная грамота
Древнейшей русской азбукой и была написана знаменитая «Велесова книга». В конце 9-го века новгородские волхвы переписали ее с более древних источников, раскрывающих нам историю славянских народов, которая уходит на три с половиной тысячи лет в прошлое: начиная с того времени, как произошло разделение индоевропейских народов.
письмена
«Полное собрание русских летописей». С его страниц нам приоткрывается история появления «кириллицы». Ключевая дата: 860 год. Византия часто испытывала тяготы от военных экспедиций славян-язычников, и ее руководством было принято решение способствовать перерождению Славянских государств в христианские державы, дабы облегчить культурные, торговые и международные отношения. И именно в 860 году, еще за 128 лет до принятия Русью христианства, византийским Синодом назначается первый глава русской церкви.
В этом же самом году проповедники Константин Философ (Кирилл) и Мефодий отправляются в русский город Корсунь (Крым), в то время захваченный Хазарией.
Константин Философ (Кирилл) и Мефодий, вернувшись в Византию, создают свою письменность, приспособленную для облегчения переводов с греческого языка на русский: для этого они добавляют еще несколько искусственных букве. Так создана - «кириллица»,. История утверждает однозначно: христианские проповедники Константин Философ (Кирилл) и Мефодий не изобретали никакой «первой» русской письменности, они лишь приспособили более древнюю азбуку «велесовицу» под близкий греческому стандарт. Эту важную деталь необходимо помнить не только из уважения к нашей истории, но и чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства».
ИЗ ИСТОРИИ
Велесова книга — собрание магических текстов древних славян. . 800 лет драгоценную рукопись охраняли монахи французского монастыря. После Великой Французской революции книга Велеса попадает в Петербург. Несколько тайных обществ готовы на все, чтобы завладеть священными скрижалями, но реликвия всякий раз в последний момент ускользает от них. Преодолев тысячи километров, пережив несколько войн и революций, книга Велеса оказывается в Брюсселе. Во время Второй Мировой войны священная книга оказывается в лабораториях ученых, работающих на фашистов. «Велесова книга» излагает историю восточных славян-русичей от мифологических праотцев до прихода Рюрика. История излагается непоследовательно. География представлена в расплывчатых границах, соединяя отдалённые друг от друга местности в единый театр действия.
Роль святых Кирилла и Мефодия
« ...Когда молюсь на незнакомом языке, то дух мой молится, а разум мой остается бесплодным. Кирилл (Константин Философ)
Кирилл (Константин Философ)
(в миру Константин, по прозвищу Философ, 827—869) - создатель (с братом Мефодием) славянской азбуки, литературной, богословской и философской традиций. Родился в 827 в Солуни, ныне Салоники, Греция; умер 14 февраля 869 в Риме. Православный миссионер, создатель первого славянского алфавита. Вместе со своим старшим братом Мефодием перевел на славянский язык богослужебные книги. Имя Кирилла увековечено в названии одного из современных алфавитов - кириллицы.
Константин родился в семье друнгария - полкового командира. С детства отличался отличной памятью, красотой и способностью к языкам. Кроме родного греческого с малых лет владел славянским языком. Отец Константина друнгарий Лев умер, когда мальчику было 12 лет. Его взял на воспитание государственный канцлер Феоктист, опекун малолетнего императора Михаила III. Вместе с императором Константин обучался во дворцовом училище Магнаура в Константинополе. Полученное там образование можно сравнить с университетским. Училище окончил на 22-м году жизни, но отказался от выгодного брака с крестной дочерью канцлера и карьеры на государственной службе.
Чтобы оставить Константина при себе, Феоктист назначил его библиотекарем храма Святой Софии (это было единственное предложение, на которое молодой человек согласился), для чего было необходимо принять сан священника. Константин всю жизнь прожил в безбрачии, но до начала миссионерской деятельности своего прихода не имел. Административные обязанности главного библиотекаря настолько утомили его, что он скрылся в монастыре на берегу Мраморного моря. Его разыскали через полгода, и предложили читать курс философии в родном училище.
Константин проявил себя в дискуссиях с иконоборцами и в 852 получил отвественное задание - был отправлен в Багдад для диспута с самыми учёными мусульманскими богословами. Не дав себя убедить, муллы отдали должное учености Константина. Они устроили ему экзамен по всем наукам; во всех дисциплинах его познания превосходили познания самих экзаменаторов. На вопрос: "Откуда ты все это знаешь?" он отвечал, что арабы просто не так давно знакомы с науками и потому их поражает человек, получивший систематическое образование в Греции - на родине наук. «Один человек,— говорил он,— доставши немного морской воды, носил ее везде с собою и всем говорил: «Посмотрите, вот вода, которой нет ни у кого, кроме меня». Но встретил он один раз жителя морского берега; и этот сказал на его хвастанья: «Не сошёл ли ты с ума, что носишься, как с дивом каким, с бутылкой протухлой воды? У нас целое море этой твоей воды». Так-то и вы - немного усвоили себе просвещение и думаете, что имеете право гордиться; но все науки заимствованы вами у нас». Однако по возвращении продолжать работу преподавателя Константин не смог по причине разногласий с ректором училища, Львом Философом - завистником и скрытым иконоборцем, не терпевшим рядом с собой восходящую звезду. 10 лет Константин прожил у своего брата Мефодия в монастыре на горе Олимп.
В 862 году император дал Константину новое поручение – поехать к хазарскому кагану для участия в диспуте. По дороге к хазарам Константин побывал в Крыму, произвел там археологические раскопки и обнаружил захоронение Святого Климента, третьего папы римского. Эту находку он позже использует для того, чтобы добиться личной встречи с действующим римским папой, когда направится в Рим сопровождать мощи.
Биография Мефодия Моравского
«Истину говорю перед царями и не стыжусь, a вы поступайте со мной, как хотите, ведь я не лучше тех, кто в великих муках лишился и жизни за то, что говорил правду.
Мефодий Моравский
Встретили люди как-то потного философа и сказали ему: «Почему ты так вспотел?» A он: «С невеждами спорил».
Мефодий Моравский
Мефодий Моравский (в миру Михаил; 815—885, Велеград, Моравия) - один из создателей, вместе с младшим братом Кириллом славянской письменности (конец IX века). Почитается православной церковью как святой. Родился в первую треть IX века в Солуни (тогдашнее название города Салоники) в семье дворянина, командира полка византийского войска.
Проповедовал среди славян Чехии и Моравии. Стоял во главе коллектива, переводившего Библию на славянский язык. Язык, на который Мефодий переводил Священное писание, исследователи называют древнеболгарским. Алфавит, которым пользовались Мефодий и его ученики - глаголица, первый славянский алфавит.
В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия I Македонянина приехал в Константинополь. Там он провёл три года, после чего вместе с учениками вернулся в Моравию. С помощью трёх учеников он перевёл на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги.
Чувствуя приближение смерти, больной Мефодий торопился окончить перевод ко дню самого почитаемого славянами Болгарии православного святого - Дмитрия Солунского, который по юлианскому календарю приходится на 26 октября. С учетом разницы между григорианским и юлианским календарями дата важнейшего исторического события - окончания работы над первой славянской книгой - приходится на 30 октября 884 года.
В 885 году Мефодий тяжело заболел. Перед смертью своим преемником назначил ученика Горазда. 19 апреля, в Вербное воскресенье он попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь. В тот же день он и скончался. Отпевание Мефодия происходило на трёх языках — славянском, греческом и латинском.
Умер Мефодий 10 апреля (по новому стилю) 885 года.
Заключение: После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию. В 885 году, в год смерти Мефодия, Папа римский запретил слав янское богослужение.
Приложение
День славянской письменности -24 мая.
В 1863 году в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 24 мая по новому стилю.
КРЕСТНЫЙ ХОД НА ПРАЗДНИК
Храм святых Кирилла и Мефодия в Химках, Московская область
Библиотека, названа в честь святых
Азбука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
Исследовательский проект «Путь от язычества к христианству» с литературно-музыкальной композицией «Берегите Россию», посвящённый 1000-летию памяти Святого равноапостольного князя Владимира Разработка мероприятия для воспитанников филиала Детское отделен
1000-летие памяти Святого равноапостольного князя Владимира...
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...
24 мая - День Славянской письменности, День святых Кирилла и Мефодия
Презентация для проведения открытого внекалссного урока - День славянской письменности...
«Создание святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием славянской письменности и их влияние на русскую культуру»
Урок, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Тема урока: Создание святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием славянской письменности и их влияние на русскую ...