Обзор классификаций видов самостоятельных работ по физике
статья на тему

Третьякова Наталья Дмитриевна

Общеизвестно, что обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности обучающихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Анализ педагогической литературы свидетельствует о различном подходе к раскрытию сущности самостоятельной работы. Понятие «самостоятельная работа» используется авторами в разных значениях в зависимости от того, какое содержание они вкладывают в понятие «самостоятельный»Основная цель самостоятельных работ - обеспечение глубокого и прочного усвоения обучающимися основного программного материала при возможно меньших затратах времени.

    В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы обучающимися, с помощью которых они самостоятельно  приобретают  знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным  признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества обучающихся и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обзор классификаций видов самостоятельных работ по физике

    В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы обучающимися, с помощью которых они самостоятельно  приобретают  знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным  признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества обучающихся и т.д.

Классификация  самостоятельных работ

по дидактической цели

1. Работы с целью приобретения новых знаний:

  • лабораторные опыты,
  • работа с раздаточным материалом,
  • работа с учебником.

2. Работы с целью совершенствования знаний

    (повторение, закрепление, применение):

  • работа с учебником,
  • практические работы,
  • решение экспериментальных задач,
  • решение качественных и количественных задач,
  • физические диктанты (тренировочные).

3. Работы с целью проверки знаний:

  • контрольные письменные работы в течении 45 минут;
  • контрольные письменные работы в течении 15 - 20 минут;
  • контрольные экспериментальные работы;
  • физические диктанты;
  • тесты.

Классификация  самостоятельных работ

по степени самостоятельности

1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу.

2. Эвристические.

3. Творческие (исследовательские).

Классификация  самостоятельных работ

 по роли в формировании понятий

1. Первичное знакомство с понятием, вычленение существенных признаков понятий.

2. Уточнение признаков понятия:

 а) выявление существенных признаков понятий;

 б) отделение существенных признаков от несущественных;

 в) варьирование несущественных признаков понятий;

 г) дифференцирование понятий (сравнение, противопоставление).

3. Выработка умения оперировать понятиями в решении задач познавательного и практического характера.

4. Конкретизация понятий.

5. Применение понятий в решении задач творческого характера.

Классификация  самостоятельных работ

по содержанию

  1. Управляющие работой обучающихся с учебным материалом
  • осмыслением учебного материала
  • систематизацией учебного материала,
  • самоконтролем;
  • обобщением и выводами;
  • формированием знаний, умений и навыков
  • наблюдения, работа над текстом учебной литературы, упражнения, практические и лабораторные работы);

     2. Опосредующие учебную информацию 

  • задания, которые содержат учебный материал
  • указывают источник знаний,
  • частично заменяют устное изложение преподавателя предназначены для первоначального восприятия  учебного материала

3. Требующие от обучающегося творческой (продуктивной) деятельности

  • самостоятельное собирание материала,
  •              поиски примеров,
  • составление задач,
  • написание сочинений;
  • нахождение проблем и их решение;
  • все задания, связанные с проблемным обучением.

Классификация  самостоятельных работ

 по источнику знаний

1.Работа с учебной книгой

  • составление плана отдельных глав
  • ответы на вопросы преподавателя,
  • анализ идейного содержания или художественных особенностей произведения по вопросам преподавателя,
  • характеристика действующих лиц,
  • работа над документами и другими первоисточниками.

2. Работа со справочной литературой        

  • статистические сборники,
  • справочники по отдельным отраслям знаний и народного хозяйства,
  • словари,
  • энциклопедии

3. Учебные упражнения

4. Сочинения и описания

  • по опорным словам,
  • картинам,
  • личным впечатлениям;

5. Наблюдения и лабораторные работы

  • работы с коллекциями,
  • наблюдение природных явлений и их объяснение,
  • ознакомление с механизмами и машинами по моделям и в натуре;

6. Работы, связанные с использованием раздаточного материала.

Классификация  самостоятельных работ

по характеру учебной деятельности обучаемых

1. Работа с учебником и учебной книгой,

2. Работа со справочной литературой

  • справочниками,
  • словарями,
  • энциклопедиями

3. Решение и составление задач,

4. Решение задач,

5. Сочинения и описания,

6. Наблюдения и лабораторные работы,

7. Работы - задания, связанные с использованием иллюстраций, карт, схем, графиков и раздаточного материала,

8. Графические работы.

Классификация  самостоятельных работ

по характеру познавательной деятельности

1. Самостоятельные работы репродуктивного типа:

  • воспроизводящие;
  • тренировочные,
  • обзорные,
  • проверочные.

2. Самостоятельные работы познавательно – поискового типа:

  • подготовительные,
  • констатирующие,
  • экспериментально-поисковые,
  • логически-поисковые.

      3. Самостоятельные работы познавательно - практического типа:

  • учебно-практические;
  • общественно-практические.

Классификация  самостоятельных работ по месту выполнения

1. Аудиторные (в лаборатории, кабинете, мастерской или другом каком-либо школьном помещении)

2. Внеклассные (во время внеклассного учебного мероприятия, на экскурсии и т.д.)

3. Домашние.

Классификация  самостоятельных работ

по форме организации

  1. Индивидуальные
  2. Фронтальные
  3. Групповые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по физике для студентов по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Даны методические указания к внеаудиторным самостоятельным работам по физике для студентов по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта...

Виды самостоятельной работы студентов по МДК «Практикум по организации вокально-хоровой работы»

В данной работе самостоятельность рассматривается  как характеристика деятельности студента и  представляет собой проявленную им способность решать данну...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ

Учебное пособие по дисциплине 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» содержит 61час внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, время выполне...

Самостоятельная работа по физике 8 класс.Электрический ток.

Самостоятельная разноуровневвая работа по физике для 8 класса.2 варианта....

Внеаудиторная самостоятельная работа по физике

Методические указания  предназначены для обучающихся,  как руководство для организации  внеаудиторной самостоятельной работы при подготовке информационных  сообщений, написан...

Колесный экскаватор: классификация видов, принцип работы, технические характеристики

В данном методическом пособие приведены классификация видов, принцип работы, основные технические характеристики экскаваторов...

самостоятельные работы по физике, часть 1

Данные работы предлагаются для студентов, имеющих задолженности по различным темам, изучаемым в курсе физики. Они содержат задания, уровень сложности которых невысок, и выполнив их, студент может полу...