«МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»
методическая разработка на тему
Методическая разработка для преподавателей и мастеров СПО, содержащая информацию о методиках преподавания специальных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
на тему:
«МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»
Оглавление
1. Определение и классификации методов обучения
4. Практические методы обучения
5. Применение методов обучения на практике
Список использованной литературы
Введение
Методика преподавания – важнейший элемент образовательной системы. При обучениии какому-либо предмету используются все компоненты методической системы, однако выбранного метода или методов обучения зачастую зависит конечный результат: усвоен материал или нет. Поэтому педагогу крайне важно в начале обучения знать, по какому пути он и его учебный коллектив пойдут.
Актуальность данной работы состоит в следующем: видов и классификаций методов в педагогике накопилось немало, и всем им соответствуют свои формы, приёмы и средства обучения. Чтобы обучение было максимально эффективным, надо выбрать правильный и подходящий метод (или методы), следовательно, их надо знать досконально.
Целью этого исследования является изучение видов и классификаций методов обучения и их применения на практике.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели работы, следующие:
- изучить теоретические материалы по теме исследования;
- проанализировать информацию и сделать выводы относительно характера того или иного метода;
- проследить, каким методам, какие приёмы соответствуют.
При написании данной работы применялись следующие методы:
- метод анализа научной литературы
- метод классификации.
1. Определение и классификации методов обучения
Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Широко распространенными являются также термины «приёмы обучения» и «средство обучения» как составные части понятия «метод обучения». Приём обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения; это определённые способы взаимодействия педагога и обучающегося. А средство обучения – это различные объекты, которые используются в качестве носителей информации и инструмента для реализации основной цели обучения.
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. Современные исследования показывают, что наименование и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой на основе чего их разрабатывают.
Некоторые учёные (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что классификацию методов обучения необходимо делать исходя из источников знаний. На этой основе они обозначили три группы методов[1]:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы[2]:
- объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение изучаемого материала;
- частично-поисковый, или эвристический метод;
- исследовательский метод.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы[3]:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Также существует классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы[4]:
- методы приобретения новых знаний;
- методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает пониманию их функционального назначения.
Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения.
Далее в работе будет более подробно рассмотрена классификация Е.И. Перовского, Е.Я. Голанта, Д.О. Лордкипанидзе и др., т.к. она является одной из самых распространённых.
2. Словесные методы обучения
Словесные методы обучения называют ещё вербальными (от лат. verbalis – устный, словесный). Их можно признать самыми древними: передача информации от человека к человеку посредством устной речи применялась ещё на заре человечества.
К основным словесным методам относятся рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой. Сразу следует отметить, что в чистом виде эти методы обычно не используются, чаще можно встретить их сочетание.
Рассказ – это последовательное изложение информации в форме монолога. Если педагогу не удаётся только с помощью сообщения тех или иных фактов объяснить учебный материал, то он дополнительно использует метод объяснения. Этот метод связан с истолкованием различных свойств объясняемого предмета, с доказательством тех или иных его качеств.
Беседа, в отличие от рассказа, - диалогический метод обучения, в котором педагог с помощью наводящих вопросов побуждает учащихся к самостоятельному анализу рассматриваемого предмета и явления и, как следствие, к самостоятельно сделанным выводам относительно изучаемого объекта. Вопросы могут быть направлены конкретному ученику (индивидуально), группе учащихся (групповая беседа) или всему коллективу (фронтальная беседа). Также беседы в зависимости от подготовленности учащихся, содержания учебного материала, от конкретных задач занятия выделяют вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний; синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные. Отдельной разновидностью беседы является собеседование. Следует отметить, что беседа как метод действительно эффективен в случае, если тема занятия несложная или же относится к жизненному опыту любого человека, чтобы выводы было несложно сделать.
Лекция – это способ изложить необходимый учебный материал в форме монолога. Сразу надо сказать о различии рассказа и лекции. Лекция имеет более строго выдержанную композицию, высокой логичностью и связностью материала. Выделяется три вида лекций: научно-популярные, академические и обзорные. Лекция отличается ограниченностью связи преподавателя и обучаемого, у последнего активность во время лекции минимальна. Чаще такой метод используют на занятиях в высших учебных заведениях.
Главной функцией дискуссии как метода обучения выступает мотивировка познавательного интереса: суть метода заключается в развитии способности отстаивать свою точку зрения, опирающуюся на собственное мнение или мнение иных авторитетных лиц.
Работа с книгой (любым источником необходимой в процессе обучения информацией) отличается тем, что обучающийся в любое удобное время может без помощи педагога заняться изучением материалов. Различают следующие виды конспектирования:
- конспектирование;
- тезирование (составление тезисов);
- реферирование;
- составление плана текста;
- цитирование;
- аннотирование;
- рецензирование;
- составление справки;
- составление формально-логической модели;
- составление тематического тезауруса;
- составление матрицы идей;
- пиктографическая запись.
На практике самыми распространёнными словесными методами являются беседа и работа с учебником, т.к. они, с одной стороны, позволяют педагогу самому выбрать самую необходимую информацию для усвоения, а с другой, даёт обучаемым возможность самостоятельно изучить учебный материал и самому выявить основные темы и идеи.
3. Наглядные методы обучения
К наглядным методам обучения относятся такие методы, при которых используются наглядно-чувственные способности учащихся к познанию: им демонстрируют различные иллюстрации, изображения, схемы, таблицы, графики, диаграммы. Наглядные методы всегда используются в сочетании со словесными и практическими методами. К этим методам относятся два основных: метод демонстрации и метод иллюстрации.
Главное отличие этих двух методов в том, что метод демонстрации используется для показа динамики изучаемого явления, а метод иллюстрации – для изучения внешнего вида, свойств или иных характеристик изучаемого предмета.
В качестве наглядных материалов используются:
- иллюстрации;
- различные объекты;
- схемы, чертежи, диаграммы, таблицы;
- видео;
- карты;
- опыты.
При использовании наглядных методов есть несколько важных моментов:
- демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем обучающимся;
- желательно, чтобы демонстрируемый объект воспринимался не только с помощью зрения, но и с помощью других органов чувств;
- объекты должны быть отобраны с учётом интересов учащихся;
- словесные объяснения должны сопровождать демонстрацию объектов.
На практике наглядные методы всегда идут в сочетании со словесными или практическими, давая учащимся более полную картину изучаемого объекта или явления, помогая полнее сформировать необходимые знания, умения и навыки.
4. Практические методы обучения
Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Эти методы обучения настроены на развитие практических умений и навыков. Они характеризуются активной деятельностью учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения делятся на: устные, письменные, графические и учебно-трудовые.
Устные упражнения в первую очередь направлены на развитие мышления, памяти, устной речи, мыслительных способностей.
Письменные упражнения хороши для развития навыков письменной речи, для закрепления знаний, полученных из лекций, из демонстраций материалов и других видов учебной деятельности.
К письменным упражнениям примыкают графические, которые направлены на систематизацию знаний в результате создания карт, чертежей, схем, таблиц.
Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, которые нужны для применения теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют лучшему овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием, развивают конструкторско-технические умения.
Для достижения лучшего результата рекомендуется при выполнении любых упражнений применять комментирование.
Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.
Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.
5. Применение методов обучения на практике
Технологические карты приготовления блюд, викторины, конкурсы, работа с интерактивной доской. Практическая работа в пищевом блоке.
Исходя из специфики предмета, педагогу приходится обращаться как старым, давно зарекомендовавшим себя методикам, так и новым, ещё не до конца изученным.
При обучении специальности «повар» используются практически все вышеуказанные методы: проводятся лекции, инструктажи, работа с книгой совместно с применением наглядных методов, однако особенности предмета вызывают потребность в большем применении практических методов работы.
Обучение в пищевом блоке проводится в звеньевой (или бригадной) форме, т.к. такая организация производственного обучения открывает больше возможностей для улучшения качества обучения и приобретения учащимися профессиональной самостоятельности посредством повышения их заинтересованности в конечном результате своего труда.
Большое внимание уделяется поисковым методам работы, которые основаны на общедидактических словесных методах: педагог намеренно отходит от технологической карты блюда при его приготовлении и предлагает учащимся определить, чего не хватает.
Важным дидактическим условием формирования профессиональной компетентности являются конкурсы профессионального мастерства. Это стимулирует обучающихся к профессиональному росту. Этой же цели посвящено проведение викторин как на темы, касающиеся только поварского дела, так и на межпредметные темы (связь кулинарии с математикой, историей, гигиеной).
Современные технические возможности также позволяют разнообразить традиционные методы обучения. Занятия с использованием интерактивной доски приводит к индивидуальной, самостоятельной, групповой деятельности обучающихся. Лекция мастера становится не единственным методом изучения предмета.
К нему примыкает метод проектов, цель которого – создать комфортные условия для формирования общих и профессиональных компетенций. В результате использования такого метода, учащиеся самостоятельно ищут и анализируют необходимую информацию и в итоге развивают навыки мышления, анализа, построения гипотез. Урок-проект состоит из двух частей: практической и теоретической; в первой части обучающиеся готовят доклады, рефераты, проводят исследовательскую работу, а во второй проводится практическая работа (приготовление и подача блюд).
Заключение
В результате исследования было выяснено, что метод обучения как способ достижения цели представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования.
Деятельность педагога в учебном процессе, с одной стороны, обусловлена целью обучения (содержанием образования), закономерностями усвоения и характером познавательной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает деятельность учения, реализацию закономерностей усвоения и результат усвоения.
Виды содержания образования, его функции в формировании личности, способы его обусловливают, и методы обучения данному виду содержания или его части. Таким образом, методы обучения не изобретаются, не конструируются, а выводятся как следствие объективных свойств содержания образования и способов его усвоения.
Каждый из методов отличается сочетанием деятельности педагога и учащихся, а также способами их деятельности.
Вышеописанную классификацию часто критикуют из-за якобы недостаточной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе, однако здесь рационально сочетаются деятельность учителя и ученика, где учитель имеет возможность поделиться своими знаниями с учеником, а тот, в свою очередь, имеет возможность отработать на практике полученные знания.
Список использованной литературы
- Булатова О.С. Педагогический артистизм. М., 2001.
- Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Педагогика, 1981.
- Голуб Б.А. Основы общей дидактики. - М., 1999.
- Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957. – 517 с.
- Жуков В.К. Педагогика и психология: учебное пособие / В.К.Жуков, В.И.Андреев, Л.В.Капилевич – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 139 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы специалиста образовательного учреждения. – М., 2004.
- Крившенко Л.П. Педагогика. Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика: Вопросы - ответы. Структурные схемы. Учебное пособие. - М.: Юнити, 2004.
- Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М., 2004.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учебное пособие. - М.: ТетраСистемс, 2002.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2001.
- Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учебное пособие для вузов. - М., 2003.
- Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М., 2002.
- Харламов И.Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
[1] Харламов И.Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. – 111 с.
[2] Там же, 111 с.
[3] Харламов И.Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. – 111 с.
[4] Там же, 111 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Западноевропейские знаковые системы XIX–XX вв. в методике преподавания сольфеджио в младших классах»
Как историческая категория музыкальная педагогика прошла многовековой путь развития в различных цивилизациях и была связана с творчеством композиторов. У истоков западноевропейских музыкально-педагог...
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МЕТОДИКЕ WSR КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПОО
Современный, конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям стандарта и мировым тенденциям развития рынка труда, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, о...
Педагоги обсудили методики преподавания общеобразовательных дисциплин в системе СПО
Серия семинаров, посвященных профессиональному обсуждению проектов методик преподавания общеобразовательных учебных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе...
В трех регионах России прошло профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методики преподавания общеобразовательных предметов в системе СПО
В рамках Национального проекта «Образование» основной задачей федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» опред...
Методики преподавания общеобразовательных предметов в системе СПО обсудили в Москве
2 декабря 2021 года в Москве прошло профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методик преподавания общеобразовательных предметов в системе СПО. Организатором конференции выступило ...
Использование методики Шаталова в преподавании общетехнических дисциплин в системе ФСИН
По этой методике можно проводить как теоретические, так и практические занятия. Я проводил практические занятия по физической культуре в группах СПО, практические занятия по БЖД. для проведения практи...
Диплом о профессиональной переподготовке ООО «Инфоурок» «Метрология, стандартизация и сертификация: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Диплом о профессиональной переподготовке ООО «Инфоурок» «Метрология, стандартизация и сертификация: теория и методика преподавания в образовательной организации»...