Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации для специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет
рабочая программа на тему

Яновская Галина Михайловна

Рабочая программа ПМ 02

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа ПМ 02396.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

2014 г.


ОДОБРЕНА                

Предметной (цикловой) комиссией            

____Экономика и управление______

________________________________

________________________________

Наименование комиссии

Протокол № ____                                              

«____» ____________    2012г

          Разработана на основе Федерального

           Государственного  образовательного        

         стандарта среднего    

        профессионального образования  по специальности 080114_______

                                  (код)

           Экономика и   бухгалтерский учет       

(наименование специальности)

          Утв. Приказом Минобрнауки России  6 апреля 2010  №__282_

       Зарегистрированного в Минюст России

__17 мая 2010_ №_17241___

Председатель предметной

(цикловой) комиссии

______________ /_М.Д.Кузнецова

         Подпись                                    Ф.И.О.

                   

           Заместитель директора по учебной

           (учебно-методической работе)

           ______________ /__Анохина С.В.                                                     Подпись       Ф.И.О.

Составители (авторы) Яновская Г.М. - преподаватель высшей категории ГАОУ СПО «Политехнический колледж № 8» города Москва.

Михеева Т.П., преподаватель высшей категории, ГАОУ СПО Политехнический колледж № 8

______________________________________________________________________                                                 Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование  ГОУ СПО

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля …………...… 4  

2. Результаты освоения профессионального модуля ………………………… 8

3. Структура и  содержание профессионального модуля ……………….…. 9

4. Условия реализации программы профессионального модуля …….…… 16

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального

модуля (вида профессиональной деятельности) …………………………….. 18

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

1.1.Область применения программы

        Рабочая программа профессионального модуля (далее Рабочая программа) – является частью Рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.5. Проводить  процедуры  инвентаризации  финансовых  обязательств организации.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

уметь:

рассчитывать заработную плату сотрудников;

определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;

определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;

определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;

проводить учет нераспределенной прибыли;

проводить учет собственного капитала;

проводить учет уставного капитала;

проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;

проводить учет кредитов и займов;

определять цели и периодичность проведения инвентаризации;

руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;

пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;

давать характеристику имущества организации;

готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;

составлять инвентаризационные описи;

проводить физический подсчет имущества;

составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;

выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

составлять акт по результатам инвентаризации;

проводить выверку финансовых обязательств;

участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

проводить инвентаризацию расчетов;

определять реальное состояние расчетов;

выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;

проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);

знать:

учет труда и заработной платы:

учет труда и его оплаты;

учет удержаний из заработной платы работников;

учет финансовых результатов и использования прибыли;

учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;

учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;

учет нераспределенной прибыли;

учет собственного капитала:

учет уставного капитала;

учет резервного капитала и целевого финансирования;

учет кредитов и займов;

нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;

основные понятия инвентаризации имущества;

характеристику имущества организации;

цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;

задачи и состав инвентаризационной комиссии;

процесс подготовки к инвентаризации;

порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;

перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;

приемы физического подсчета имущества;

порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;

порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;

порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;

порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;

порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;

формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

процедуру составления акта по результатам инвентаризации;

порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

порядок инвентаризации расчетов;

технологию определения реального состояния расчетов;

порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;

порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

1.3. Использование часов вариативной части ОПОП

№п\п

профессиональные

компетенции

знания, умения

№, наименование темы

Количество

часов

Обоснование

включения в

рабочую про-

грамму

1

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

уметь:

рассчитывать заработную плату сотрудников;

определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;

определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;

определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;

проводить учет нераспределенной прибыли;

проводить учет кредитов и займов;

знать:

учет труда и заработной платы:

учет труда и его оплаты;

учет удержаний из заработной платы работников;

учет финансовых результатов и использования прибыли;

учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;

учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;

учет нераспределенной прибыли;

учет кредитов и займов;

МДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации.

Тема 1.2. Учет труда и заработной платы.

Тема 1.3. Учет кредитов и займов/

Тема 1.4. Учет собственного капитала.

Тема 1.5. Учет финансовых результатов.

52

Увеличение объема часов для углубленного изучения

2

ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.5. Проводить  процедуры  инвентаризации  финансовых  обязательств организации.

Умения: выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

проводить выверку финансовых обязательств;

проводить инвентаризацию расчетов;

определять реальное состояние расчетов;

выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;

проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);

знать:

порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;

формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

процедуру составления акта по результатам инвентаризации;

порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

порядок инвентаризации расчетов;

технологию определения реального состояния расчетов;

порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;

порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации

Тема 2.1. Организация, техника и методика проведения инвентаризации и отражение ее в учете.

Тема 2.2. Инвентаризация основных средств.

Тема 2.3. Инвентаризация нематериальных активов.

Тема 2.4. Инвентаризация материально-производственных запасов.

Тема 2.5. Инвентаризация обязательств организации.

70

Увеличение объема часов для углубленного изучения

1.4. Рекомендуемое  количество  часов  на  освоение  программы профессионального модуля:

всего – 480 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –  408 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –  272 часов;

самостоятельной работы обучающегося –  136 часов;

учебной и производственной практики –  72 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.1

Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.2

Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.3

Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.4

Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.5

Проводить  процедуры  инвентаризации  финансовых  обязательств организации.

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная, часов

Производственная (по профилю специальности), часов

Всего, часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

Всего, часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1.

Раздел 1. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества.

255

170

90

-

85

-

ПК 2.2. -2.5.

Раздел 2. Выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

153

102

20

-

51

-

Производственная практика, часов

72

72

Всего

480

272

110

136

72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 02.01. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества.

255

МДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации.

255

Тема 1.1. Классификация источников формирования имущества организации

Содержание

6

2

1

Собственные источники формирования имущества

2

Заемные источники формирования имущества

Практические занятия № 1

4

1. Группировка имущества организации по источникам формирования.

Тема 1.2. Учет труда и заработной платы.

        

Содержание

30

2,3

1

Порядок начисления заработной платы и ее учет

Правовые основы организации и оплаты труда в Российской Федерации.

2

Виды, формы и системы оплаты труда.

3

Первичные документы по учету численности работников, отработанного времени и выработки.

4

Начисление заработной платы при различных видах, формах и системах оплаты труда.

5

Синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда.

6

Расчет пособий по временной нетрудоспособности и отпускных.

7

Учет премирования работников.

8

Удержание из заработной платы и их учет

Виды удержаний из заработной платы.

9

Учет удержаний из заработной платы.

10

Взносы в социальные фонды

11

Учет взносов по социальному страхованию и обеспечению, формы отчетности.

Практические занятия № 2

40

1

Заполнение первичных документов по учету труда и его оплаты

2

Решение задач по начислению заработной платы работникам организации

3

Решение задач по начислению пособий по временной нетрудоспособности

4

Решение задач по учету удержаний из заработной платы

5

Решение задач по расчету оплаты очередного отпуска

6

Решение задач по учету взносов в страховые фонды

Тема 1.3. Учет кредитов и займов

Содержание

14

2

1

Понятие кредитов и займов и нормативное регулирование их учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета кредитов и займов.

2

 Понятие кредитов и займов, их виды.

3

Документальное оформление операций по получению кредитов и займов.  

4

Учет ставки рефинансирования ЦБ РФ.  

5

Учет кредитов и займов в иностранной валюте

6

Учет кредитов и займов

Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию.

7

Расчет и учет процентов за пользование кредитами и займами.

Практические занятия № 3

16

2,3

1

Решение задач по учету кредитов и займов

2

Решение задач по учету кредитов и займов

3

Решение задач по учету процентов по кредитам банка с учетом ставки рефинансирования ЦБ

4

Решение задач по учету кредитов банка в иностранной валюте

Тема 1.4. Учет собственного капитала

Содержание

10

2,3

1

Учет уставного капитала и расчетов с учредителями.

2

Учет формирования и изменения уставного капитала.

3

Учет расчетов с учредителями.

4

Учет резервного капитала

Формирование и использование резервного капитала.

5

Учет добавочного капитала

Формирование и использование добавочного капитала

6

Учет целевого финансирования

Порядок поступления средств целевого финансирования.

8

Учет целевого финансирования.

Практические занятия № 4

10

2,3

1

  Решение задач по учету уставного капитала

2

  Решение задач по учету расчетов с учредителями

3

  Решение задач по учету резервного капитала

4

  Решение задач по учету добавочного капитала

5

  Решение задач по учету средств целевого финансирования

Тема 1.5. Учет финансовых результатов

Содержание

20

2,3

1

Понятие и классификация доходов организации

Нормативное    регулирование    бухгалтерского    учета финансовых   результатов  

деятельности   организации.

2

Понятие доходов организации, порядок их признания в бухгалтерском учете.

3

 Классификация доходов (расходов) организации.

4

Порядок формирования финансовых результатов деятельности организации

Структура финансового результата деятельности организации.  

5

Учет финансовых результатов деятельности организации

Учет финансовых  результатов от обычных видов деятельности.

6

 Учет финансовых результатов по прочим видам деятельности.

7

Учет нераспределенной прибыли

Выявление и отражение в  учете нераспределенной прибыли.  

8

Направления использования прибыли.

9

Отражение в учете использования прибыли

Практические занятия № 5

20

1

Решение задач по учету финансовых результатов от обычных видов деятельности

2

Решение задач по учету финансовых результатов по прочим видам деятельности

3

Решение задач по учету использования прибыли

4

Решение задач по учету использования прибыли.

5

Форма отчетности по определению прибыли (Ф-2).

6

Решение задач по учету финансовых результатов по прочим видам деятельности.

Самостоятельная работа при изучении раздела  1  ПМ. 02 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Подготовка  к  практическим  работам  с  использованием  методических  рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.

Самостоятельное изучение правил заполнения первичной учетной документации по учету источников формирования имущества.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Систематизация информации нормативно-правового характера об учете источников формирования имущества организации.

2.Определение вида оплаты труда работников в зависимости от вида деятельности организации.

3.Формирование пакета документов, необходимых для получения кредита (займа).

4.Определение структуры собственного капитала организации в зависимости от вида осуществляемой деятельности.

5.Классификация доходов и расходов организации в зависимости от вида осуществляемой деятельности.

6.  Определение порядка формирования и учета финансовых результатов в зависимости от вида осуществляемой деятельности.

7. Выявление возможных направлений использования прибыли организации в зависимости от вида осуществляемой деятельности.

85

Производственная практика

Виды работ:

- по МДК 02.01.

Проводить учет собственного капитала.

Проводить учет уставного капитала.

Проводить учет резервного капитала и целевого финансирования.

Проводить учет труда и заработной платы.

Проводить учет удержаний из заработной платы работников.

Проводить учет кредитов и займов.

Проводить учет  финансовых  результатов  и  использования  прибыли.

Учет финансовых результатов по обычным видам деятельности.

Учет финансовых результатов по прочим видам деятельности.

Отражение в учете нераспределенной прибыли.

36

Раздел ПМ 2. Выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

153

МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации

153

Тема 2.1. Организация, техника и методика проведения инвентаризации и отражение ее в учете

Содержание

24

2

1

Понятие и цели инвентаризации.

Периодичность проведения инвентаризации имущества.

Приемы физического подсчета имущества. Классификация инвентаризаций.

2

Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от  06.12.2011г.  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ

Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств, приказ МФ РФ от 22.09.93 № 40., Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н);  Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 № 26, от 03.05.2000 (с изменениями)).

3

Подготовка приказа или положения об инвентаризации.

Порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены. Перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации.

4

Порядок документального оформления результатов инвентаризации:

порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию; порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета. Процедура составления акта по результатам инвентаризации.

5

Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации:

выявление излишков и недостач и отражение их в учете; формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения; формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения.

Практические занятия № 6

1

Разработка Положения об инвентаризации и приказа об инвентаризации.

6

2

Составление инвентаризационной описи и сличительной ведомости по результатам инвентаризации

3

Отражение в учете результатов инвентаризации.

Тема 2.2. Инвентаризация основных средств.

Содержание

14

1

Подготовительные мероприятия и порядок организации инвентаризации основных средств. Документальное оформление       инвентаризации основных средств.

3

2

Учет результатов инвентаризации и переоценки основных средств.

3

Раскрытие информации о результатах инвентаризации и переоценки основных средств в финансовой отчетности.

Практические занятия № 7

4

1

Документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета результатов  инвентаризации основных средств.

Тема 2.3. Инвентаризация нематериальных активов.

Содержание

8

2

1

  Подготовительные мероприятия порядок организации инвентаризации нематериальных   активов. Документальное оформление инвентаризации НМА.

2

Учет результатов инвентаризации  нематериальных активов.

Тема 2.4. Инвентаризация материально-производственных запасов.

Содержание

16

2

1

    Подготовительные мероприятия и порядок организации инвентаризации материально-производственных запасов. Документальное оформление инвентаризации материально-производственных запасов.

2

Учет результатов инвентаризации материально-производственных запасов. Учет переоценки.

Практические занятия № 8

6

1

Документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации материально- производственных запасов.

2

Составление бухгалтерских проводок по учету переоценки материальных ценностей.

Тема 2.5. Инвентаризация обязательств организации.

Содержание

12

2

1

Нормативное регулирование проведения и документального оформления инвентаризации расчетов. Порядок инвентаризации расчетов. Технология определения реального состояния расчетов.

2

Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности и отражение ее результатов в учете.

3

Порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей, целевого финансирования, доходов будущих периодов отражение ее результатов в учете.

Практические занятия № 9

4

1

Документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

2

Отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации целевого финансирования, недостач и потерь, доходов будущих периодов

3

Порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.

Тема 2.6. Автоматизация инвентаризации имущества и  обязательств организации.

Содержание

4

2

1

Цели автоматизации инвентаризации. Виды автоматизации инвентаризации.

2

Технология штрихового кодирования. Алгоритм проведения инвентаризации с использованием штрих-кодов.

Тема 2.7. Независимая инвентаризация.

Содержание

2

2

1

       Эффективные решения по проведению инвентаризации в различных сфер деятельности  предприятия. Достоинства и недостатки инвентаризации на аутсорсинге.

Тема 2.8. Инвентаризация имущества и  обязательств юридических лиц, проводимая налоговыми органами.

Содержание

2

2

1

Порядок проведения инвентаризации имущества

налогоплательщиков при налоговой проверке

Общие вопросы и правила.  Инвентаризация отдельных видов имущества юридических лиц. Инвентаризация имущества ин

дивидуальных предпринимателей. Оформление результатов инвентаризации имущества налогоплательщиков.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02.

Работа с учебной и специальной литературой.

Подготовка к практическим работам, оформление практических работ. Создание презентаций по темам курса.

51

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Определение вида инвентаризации в зависимости от цели проведения и инвентаризуемого объекта.

Разработка плана мероприятий по подготовке проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

 Оценка правильности проведения инвентаризации.

Производственная практика

Виды работ:

- по МДК 02.02.

Участие в работе по инвентаризации имущества и обязательств организации.

Изучить процесс подготовки к инвентаризации.

Изучить порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены.

Изучить приемы физического подсчета имущества.

Изучить порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию.

Порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета.

Отражение в учете операций по инвентаризации имущества и обязательств организации.

Изучить формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения.

Изучить процедуру составления акта по результатам инвентаризации.

изучить порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации.

Изучить порядок инвентаризации расчетов.

Изучить технологию определения реального состояния расчетов.

Изучить порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.

36

ВСЕГО

480

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета бухгалтерского учета, налогообложения и аудита и лаборатории «Учебная бухгалтерия».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект бланков бухгалтерской документации;
  • комплект законодательных и нормативных документов;
  • комплект учебно-методической документации;
  • комплект образцов оформленных бухгалтерских документов;
  • комплект учебно-методических материалов.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
  • калькуляторы.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Учебная бухгалтерия:

  • автоматизированное рабочие места преподавателя и студентов, оснащенные лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения и справочными информационно-правовыми системами «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» и т.п.;
  • многофункциональное устройство (МФУ): принтер, сканер, копир, факс;
  • интерактивная доска;
  • калькуляторы;
  • комплект бланков бухгалтерской документации;
  • комплект законодательных и нормативных документов.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную (концентрированную) практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от  06.12.2011г. 
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ
  3. Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств, приказ МФ РФ от 22.09.93 № 40.
  4. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. Приказ МФ РФ №94-н от 31.10.2000г.
  5. Положение о документах и документообороте, утверждено МФ РФ 29.07.93г. №105.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98 №60н от 9.12.98 г.)
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000 № 2н от 10.01.2006 г.)
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99 № 3н от 6.07.99)
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98 № 57Н от 25.09.98 г.)
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99 № 32Н от 6.05.99 г.)
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99 № 33Н от 6.05.99 г.)
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000 № 92Н от 16.12.2000 г.)
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01 № 60Н от 2.08.01 г.)
  14. Положение по бухгалтерскому учету 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», приказ МФ РФ от 19.11.02 № 115Н.
  15. Положение по бухгалтерскому учету 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», приказ МФ РФ от 19.11.02 №114Н.
  16. Положение по бухгалтерскому учету 19/02 «Учет финансовых вложений», приказ МФ РФ от 10.12.02 № 126Н.
  1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г. 
  2. Бабаев Ю.А., Петров А.М., Макарова Л.Г. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010

        

Дополнительные источники:

  1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - М., ИНФРА-М, 2006.
  2. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Н.Н. Хахоновой. - Ростов н/Д: Феникс, 2006
  3. Журналы «Бухгалтерский учет», «Главбух»

Интернет- ресурсы:

  1. Справочная информационно-правовая система «Гарант».
  2. Справочная информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Справочная информационно-правовая система «Кодекс».
  4. Информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и налогообложения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/.
  5. Портал «Бухгалтерия Онлайн» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhonline.ru/.
  6. Портал информационной поддержки ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.businessuchet.ru/.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

В целях реализации компетентностного подхода при освоении модуля предусматривается использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций), а также педагогической технологии «Имитационная фирма (учебная бухгалтерия)», где происходит имитационное моделирование деятельности бухгалтерии предприятия со всеми присущими ей организационными формами и рабочими процессами. Технология «Учебная бухгалтерия» создает образовательную и воспитательную среду, благоприятную для формирования личности учащихся, развития навыков самообразования, самовоспитания, самореализации. Результатом включения технологии «Учебная бухгалтерия» в образовательный процесс является интеграция системы знаний с приобретением опыта профессиональной деятельности. Организация деятельности «Учебной бухгалтерии» обеспечивает решение следующих задач:

  • развитие навыков профессиональной деятельности при помощи имитации ситуации работы бухгалтерии реального предприятия;
  • организация учебных занятий и деятельности, направленной на активное поведение учащихся, связанное с решением практических задач;
  • развитие ключевых профессиональных навыков – самостоятельности, творческого отношения к работе, умения принимать решения, работы в команде, способности разрешать конфликты, коммуникабельности.

Реализация программы модуля предполагает выполнение обучающимися практических работ, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров.

Реализация программы модуля предполагает итоговую (концентрированную) производственную практику. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» является освоение междисциплинарного курса «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» и учебной практики.

При проведении практических занятий в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек, что способствует индивидуализации обучения, повышению качества обучения

Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин «Экономика», «Экономика организации», «Статистика», «Основы бухгалтерского учета», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы бухгалтерского учета», а также на дисциплинах «Математика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» математического и общего естественнонаучного цикла. 

Изучение программы модуля завершается промежуточной аттестацией, результаты которой оцениваются в форме общего зачёта как комплексной оценки выполнения студентами зачётных мероприятий по модулю в 4 семестре.

 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

  • наличие высшего профессионального образования по специальности экономического направления, соответствующей профилю модуля;
  • опыт деятельности в сфере бухгалтерского учета и аудита;
  • преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав:

  • специалисты с высшим профессиональным образованием экономического профиля - преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Основы бухгалтерского учета», «Экономика организации»;
  • опыт деятельности в сфере бухгалтерского учета и аудита является обязательным;
  • обязательное прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Правильность отражения в учёте труда и заработной платы.

Правильность отражения в учёте финансовых результатов и использования прибыли.

Правильность отражения в учёте собственного капитала.

Правильность отражения в учёте кредитов и займов.

Экспертная оценка решения ситуационных задач.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

Демонстрация работы в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе ролевой игры.

ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

 Полнота и точность подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества и передачи их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации.

Правильность проведения физического подсчет имущества;

Точность установления соответствия данных  фактического наличии средств данным бухгалтерского учета;

Правильность документального оформления проведения инвентаризации.

Экспертная оценка деятельности студента в процессе учебной и производственной практик

ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

Грамотное выявление излишков и недостач и отражение их в учете.

Правильность формирования бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения.

Полное и точное формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения.

Экспертная оценка в ходе проведения и защиты практических работ.

ПК 2.5. Проводить  процедуры  инвентаризации  финансовых  обязательств организации.

Полнота и качество выверки финансовых обязательств;

Правильность проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности и отражение ее результатов в учете.

Экспертная оценка в ходе защиты отчета по учебной производственной практике.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Грамотное обоснование важности формирования информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов.

Анализ результативности использованных методов и способов выполнения учебных задач.

Адекватная реакция на внешнюю оценку выполненной работы.

Проявление инициативы в аудиторной и самостоятельной работе, во время прохождения практики.

Положительные отзывы руководителей практики со стороны предприятия.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Грамотная оценка ресурсов, необходимых для выполнения заданий.

Расчет возможных рисков и определение методов и способов их снижения при выполнении профессиональных задач.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе деловых и имитационных игр.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля, при выполнении работ по учебной и производственной практике.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Грамотное определение типа и формы необходимой информации.

Определение степени достоверности и актуальности информации.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе самостоятельной работы. Экспертная оценка выполненной домашней работы.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

Получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате.

Правильное использование автоматизированных систем делопроизводства.

Эффективное применение методов и средств защиты бухгалтерской информации.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля, при выполнении работ по учебной и производственной практик.

Экспертная оценка в процессе защиты практических работ, решения ситуационных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Регулярное представление обратной связь членам команды.

Демонстрация навыков эффективного общения.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе деловых и имитационных игр, групповой работы при выполнении практических работ.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Формирование понимания членами команды личной и коллективной ответственности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе деловых и имитационных игр, групповой работы при выполнении практических работ.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Проявление инициативы в аудиторной и самостоятельной работе, во время прохождения практики.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе самостоятельной работы. Экспертная оценка выполненной домашней работы.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Отслеживание и использование изменений законодательной и нормативно-справочной базы, регламентирующей бухгалтерский учет.

Проявление готовности к освоению новых технологий в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе самостоятельной работы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Полнота понимания и четкость представления о возможности использования профессиональных знаний во время исполнения воинской обязанности.

Интерпретация результатов анкетирования студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по МДК 02.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

КТП по МДК 02.02   Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации...

Вопросы к дифференцированному зачету по ПМ 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»

Вопросы к дифференцированному зачету  по ПМ 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств о...

Вопросы к дифференцированному зачету по ПМ 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»

Вопросы к дифференцированному зачету  по ПМ 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организ...

Экзаменационный билет по ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» по специальности 38.02.01 « Экономика и бухгалтерский учёт "

Экзаменационный билет  по ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»  по специ...

Экзаменационные билеты по ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»

Пояснительная запискаХарактеристика профессиональной деятельности выпускников специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» предполагает подготовку бухгалтера, специалиста по налогообложению, ...

Рабочая программа по ПМ 02 Ведение бух.учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и...