ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СПО
статья на тему

IШульга Алла Андреевна

При использовании деятельностных технологий  преподаватели колледжа ориентируются  на формирование системы профессиональных практических умений студентов, по отношению к которым учебная информация выступает средством, обеспечивающим возможность качественно вы­полнять профессиональную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnye_tehnologii_v_spo_2014.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Шульга, методист

ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж», г. Воркута

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СПО

 В свете внедрения ФГОС СПО третьего поколения  преподавателю предъявляются новые требования к профессиональной компетенции, где особое место отведено умениям  использовать современные образовательные  технологии, технологии педагогической диагностики.  

Современный  преподаватель  должен уметь проектировать  образовательный процесс как пространство жизни обучающегося, обеспечивать  становление смысловой структуры личности. Поэтому современный педагог, прежде всего, нуждается в теоретическом обосновании собственных действий, в глубоком понимании своих обучающихся.  Отсюда возрастает роль  педагогической технологии,  интегрирующей  теоретические положения  и конкретный педагогический опыт.

Педагогическая технология - это проект и реализация системы последовательного развертывания  педагогической деятельности (управление учебной деятельностью), направленной на достижение целей образования и развития личности обучающихся (д. п. н., профессор  Левина М.М.) [2,С.10]  По мнению  Технологии обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Технологии обучения формируют деятельностную основу образования, обеспечивают перенос знаний в сфере труда, формируют сознательность педагога, влияют на целеустремленность и жизненную стратегию     Технологии профессионального  обучения создают социокультурное пространство, деятельностный способ, в котором формируется не только личность, но и общие и профессиональные компетенции,  значит  интерес к специальности. [2,С.15]  

В соответствии с  федеральными государственными  образовательными стандартами  среднего профессионального образования по специальностям 050146 Преподавание в начальных классах, 050144Дошкольное образование будущий учитель начальных классов и воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя конкретные способности и профессиональные компетенции по основным видам профессиональной деятельности.  [6]  

Реализация основных профессиональных образовательных программ  вышеуказанных  специальностей  в государственном профессиональном образовательном учреждении  «Воркутинский педагогический колледж» осуществляется с использованием различных технологий, но фундаментом являются деятельностные технологии обучения.

Ведущая цель  деятельностных технологий - подготовка профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи.

При использовании данных технологий  преподаватели колледжа ориентируются  на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению к которым учебная информация выступает средством, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

С учетом ориентированности   деятельностных технологий на овладение способами профессиональной и (или) учебной деятельности, преподаватели ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж» в ходе аудиторной работы со студентами по учебным дисциплинам или междисциплинарным курсам профессиональных модулей, включая учебную практику на базе колледжа, используют  следующие виды деятельности [4,С.44] :

  • анализ производственных ситуаций,
  • решение ситуационных производственных задач,
  • деловые игры,  «погружение» в профессиональную деятельность

(в разных вариантах),

  •  моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе,
  • контекстное обучение,
  • организация профессионально ориентированной учебно-исследовательской работы.

Остановимся на  технологии моделирования профессиональной деятельности   в учебном процессе, основная цель которой - практическое ознакомление с целостной профессиональной деятельностью;   приобретение студентами не только элементарных, но и сложных (комплексных) профессиональных умений, а также  формирование профессионально значимых качеств личности и ценностно-мотивационных ориентации в процессе обучения.

Прежде всего, в колледже созданы  специальные   условия для формирования у будущих специалистов общих и профессиональных компетенций. В библиотеке колледжа находится  в достаточном количестве нормативная, методическая литература, периодические издания специальностей. Все учебные кабинеты оснащены новыми информационно-коммуникационными средствами, что позволяет работать в  интегрированной образовательной среде, включающей возможности интерактивной доски.

На первом этапе, в ходе лекционных и практических занятий/лабораторных работ студенты   овладевают  первичным профессиональным опытом  при решении типовых профессиональных задач.  

На втором этапе,   в ходе учебной практики по междисциплинарным курсам профессиональных модулей учатся решать учебно-производственные задачи. Так, например, по профессиональному модулю  ПМ.03 Классное руководство специальности 050146 Преподавание в начальных классах студенты в   ходе лекционных и практических занятий по теме «Воспитательные мероприятия  как основной элемент процесса воспитания»    решают   ситуационные производственные задачи, опираясь на знание теории вопроса. В ходе учебной практики  не только проектируют различные формы проведения воспитательных мероприятий, но и апробируют их  на одногруппниках (составление конспектов и   проведение различных по активности игр, физминуток, КТД, викторин, диагностик и т.д.).   Студенты специальности 050144 Дошкольное образование  на учебной практике по профессиональному  модулю ПМ.03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»  на учебной практике на одногруппниках проводят  диагностику  и оценку результатов воспитания, обучения и развития «дошкольников»   (используя диагностический инструментарий, предназначенный для  определенных возрастных групп дошкольников).

Такую деятельность А.А.Вербицкий называет  «квазипрофессиональной», она является переходной  от учебной к профессиональной деятельности; студенты не выполняют собственно профессиональную деятельность, а имитируют ее.  Вместе с тем она позволяет не только почувствовать себя в роли специалиста,  но и преодолеть психологическую дискомфортность (страх) перед предстоящей встречей с учениками, воспитанниками, их взаимодействием. Именно процесс овладения  способами (действиями, операциями) профессиональной деятельности    обеспечивает безболезненный переход к реальному выполнению своих трудовых обязанностей (профессиональных функций).

Не секрет, что  при  реализации  личностного подхода в образовании возникает тот уникальный случай, когда преподаватель  должен «все решать сам»: выбрать и содержание и метод и стиль… Учебника и методички здесь никто не предложит![1,С. 10]. Универсального пособия, в котором расписаны действия педагога  на все случаи жизни, не существует. Конкретная образовательная ситуация творится конкретным педагогом на основе понимания закономерностей учебно-воспитательного процесса и постоянно расширяющихся знаний о своих обучающихся. В связи с этим немаловажное значение при организации учебной и производственной  практики имеет методическое обеспечение студентов колледжа и работодателей базовых образовательных учреждений города.  Для этого создаются творческие группы  преподавателей по разработке  сборников заданий  и форм отчетности  как по учебной, так и по производственной  практике. Сборники составляются в соответствии с   принципом единства  содержательной и процессуальной стороны.

Учебно-методические пособия  определенным образом структурированы, включают методические материалы по практике (цели и задачи, описание организации и содержание   практики, виды отчетной документации  по практике), формы отчетности студентов по практике, где более подробно описываются различные по уровню сложности задания, но в соответствии с видами профессиональных компетенций.  

Задания составляются в соответствии с принципами  моделирования профессиональной деятельности: полнота разработанной модели,   обобщенность задач, типизация задач и учет возможности переноса умений из одной деятельности в другую (классификация  по характеру интеллектуальных задач), учет типичных затруднений и ошибок специалистов в процессе профессиональной деятельности, выбор целесообразных форм, методов и приемов обучения для решения учебно-производственных задач.

Отличительной особенностью сборника по учебной практике  является  краткий информационный материал по осваиваему  практическому опыту, который позволяет студентам   вспомнить/воспроизвести в памяти недостающие знания, от которых зависят умения и практический опыт.

Умелое применение деятельностных технологий обучения,  прежде всего, зависит от грамотного   прогнозирования  преподавателями  колледжа необходимых   действий обучающихся для обеспечения инновационных  условий обучения.

Такой подход  дает студентам целостное представление о содержании профессиональной деятельности, ее внутренней структуре, взаимосвязи и взаимозависимости ее элементов (от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Размышления о педагогическом опыте.//Педагогика. 2007.- №10.
  2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Академия, 2001. – 270 с.
  3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования.-М.: Мастерство, 2001.-272с.
  4. Факторович  А.А. Сущность педагогической технологии.// Педагогика. 2008.-№2, с.19-27.
  5. Форум Мурманского педагогического колледжа.  Деятельностные педагогические технологии как условие реализации стандартов нового поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://mpcf.forumbook.ru/t5-topic
  6. Федеральный государственный  образовательный стандарт

      среднего профессионального образования по специальностям 050146 Преподавание в начальных классах, 050144 Дошкольное образование. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96813/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетенции"

Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, обучающиеся, коллеги. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, чт...

Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций студентов исполнительского отделения

Разработка открытого занятия по междисциплинарному курсу "Специальный инструмент" (фортепиано)...

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...

Организация срезов практических умений как необходимое условие формирования профессиональных компетенций .

Выступление  на  заседании  методического совета   колледжа  17 сентября 2015 года ....

Международное сотрудничество как условие формирования профессиональных компетенций студентов колледжа (на примере проекта "ConEct"

Формирование профессиональных компетенций студентов при помощи международных проектов...