Организационно-методические рекомендации к построению этапов многолетней подготовки обучающегося-лыжника
методическая разработка на тему
Методические рекомендации в помощь тренерам -преподавателям по лыжной подготовке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организационно-методические рекомендации к построению этапов многолетней подготовки лыжника | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационно-методические рекомендации к построению этапов многолетней подготовки лыжника.
Этап начальной подготовки
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
- укрепление здоровья;
- привитие интереса к занятиям лыжным спортом;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
- овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;
- воспитание черт спортивного характера;
- формирование должных норм общественного поведения;
- выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.
Общая физическая подготовка.
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
Специальная физическая подготовка.
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжников-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для силовой
выносливости мышц ног и плечевого пояса.
Техническая подготовка.
Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами, Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование
основных элементов техники классических ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов ≪елочкой≫, ≪полуелочкой≫, ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению ≪плугом≫, ≪упором≫, ≪поворотом≫, соскальзыванием, падением. Обучение поворотом на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.
Контрольные упражнения и соревнования.
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2 км, в годичном цикле.
Учебно-тренировочный этап 1-2 год обучения
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
•укрепление здоровья;
•повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;
•углубленное изучение основных элементов техники лыжных ходов;
•приобретение соревновательного опыта;
•приобретение навыков в организации и проведении соревнований по общей и специальной физической подготовке.
Эффективность спортивной тренировки на этапе начальной спортивной специализации обусловлена рациональным сочетанием процессов овладения техникой лыжных ходов и физической подготовки занимающихся. В этот период наряду с упражнениями из различных видов спорта, спортивными и подвижными играми широко используются комплексы специальных подготовительных упражнений и методы тренировки, направленные на развитие специальной выносливости лыжника-гонщика. Однако стремление чрезмерно увеличить объем специальных средств подготовки приводит к относительно быстрому росту спортивных результатов, что в дальнейшем отрицательно отражается на становлении спортивного мастерства.
Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной спортивной специализации должно быть увеличение объема без форсирования общей интенсивности тренировки.
Физическая подготовка
Таблица 10
Допустимые объемы основных средств подготовки
Показатели | Юноши | Девушки | ||
Год обучения | ||||
1-й | 2-й | 1-й | 1-й | |
Общий объем циклической нагрузки, км | 2100-2500 | 2600-3300 | 1800-2100 | 2200-2700 |
Объем лыжной подготовки, км | 700-900 | 900-1200 | 600-700 | 700-1000 |
Объем лыжероллерной подготовки, км | 300-400 | 500-700 | 200-300 | 400-500 |
Объем бега, ходьбы, имитации, км | 1100-1200 | 1200-1400 | 1000-1100 | 1100-1200 |
Таблица 11
Классификация интенсивности тренировочных нагрузок юных лыжников-гонщиков
на этапе начальной спортивной специализации
Зона интенсивности | Интенсивность нагрузки | % от соревновательной скорости | ЧСС, уд/мин | La, мМооль/л |
IV | Максимальная | >106 | >190 | >13 |
III | Высокая | 91-105 | 179-189 | 8-12 |
II | Средняя | 76-90 | 151-178 | 4-7 |
I | Низкая | <75 | <150 | <3 |
Техническая подготовка
Основной задачей технической подготовки на этапе начальной спортивной специализации является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений.
Особое значение имеет углубленное изучение и совершенствование элементов классического хода (обучение подседанию, отталкиванию, махам руками и ногами, активной постановке палок), конькового хода (обучение маховому выносу ноги и постановки ее на опору, подседанию на опорной ноге и отталкиванию боковым скользящим упором, ударной постановке палок и финальному усилию при отталкивании руками) и формирование
целесообразного ритма двигательных действий при передвижении классическими и коньковыми ходами.
С этой целью применяется широкий круг традиционных методов и средств, направленных на согласование и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов, создание целостной картины двигательного действия и объединение его частей в единое целое.
На стадии формирования совершенного двигательного навыка, помимо свободного передвижения классическими и коньковыми лыжными ходами, на тренировках и соревнованиях применяются разнообразные методические приемы, например, лидирование –для формирования скоростной техники, создание облегченных условий для отработки отдельных элементов и деталей, а также затрудненных условий для закрепления и совершенствования основных технических действий при передвижении классическими и коньковыми лыжными ходами.
Контрольные упражнения и соревнования
Учащиеся 1-го года обучения на УТЭ в течении сезона должны принять
участие в 7-8 стартах на дистанции 1-5 км.
Учащиеся 2-го года обучения на УТЭ в течение сезона должны принять
участие в 9-12 стартах на дистанции 2-10 км.
Учебно-тренировочный этап 3-5 год обучения
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
•совершенствование техники классических и коньковых лыжных ходов;
•воспитание специальных физических качеств;
•повышение функциональной подготовленности;
•освоение допустимых тренировочных нагрузок;
•накопление соревновательного опыта.
Этап углубленной тренировки приходится на период, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем подростка, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на специальные подготовительные и соревновательные упражнения. В лыжных гонках доминирующее место занимают длительные и непрерывно выполняемые упражнения, которые в наибольшей степени способствуют развитию специальной выносливости лыжника. На этапе углубленной тренировки спортсмен начинает совершенствовать свои тактические способности, овладевает умением оперативно решать двигательные задачи, возникающие в процессе гонки.
Физическая подготовка
Таблица 12
Допустимые объемы основных средств подготовки
Показатели | Юноши | Девушки | ||||
Год обучения | ||||||
3-й | 4-й | 5-й | 3-й | 4-й | 5-й | |
Общий объем циклической нагрузки, км | 3400--3700 | 5800-4300 | 4400-5500 | 2800-3100 | 3200-3600 | 3700-4500 |
Объем лыжной подготовки, км | 1300-1400 | 1500-1700 | 1800-2500 | 1100-1200 | 1300-1400 | 1500-2000 |
Объем лыжероллерной подготовки, км | 800-900 | 1000-1100 | 1200-1400 | 600-700 | 800-900 | 1000-1100 |
Объем бега, ходьбы, имитации, км | 1300-1400 | 1300-1500 | 1400-1600 | 1100-1200 | 1100-1300 | 1200-1400 |
Таблица 13
Классификация интенсивности тренировочных нагрузок юных лыжников-гонщиков
на этапе углубленной тренировки
Зона интенсивности | Интенсивность нагрузки | % от соревновательной скорости | ЧСС, уд/мин | La, мМооль/л |
IV | Максимальная | >106 | >185 | >15 |
III | Высокая | 91-105 | 175-184 | 8-14 |
II | Средняя | 76-90 | 145-174 | 4-7 |
I | Низкая | <75 | <144 | <3 |
Техническая подготовка
Основной задачей технической подготовки на этапе углубленной спортивной специализации является достижение автоматизма и стабилизации двигательных действий лыжников, совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижении классическими и коньковыми лыжными ходами.
Также пристальное внимание продолжает уделяться совершенствованию отдельных деталей, отработке четкого выполнения подседания, эффективного отталкивания и скольжения, активной постановке лыжных палок, овладению
жесткой системой рука –туловище. В тренировке широко используется многократное повторение технических элементов в стандартных и вариативных условиях до достижения необходимой согласованности движений по динамическим и кинематическим характеристикам. На этапе углубленной тренировки техническое совершенствование теснейшим образом связано с процессом развития двигательных качеств и уровнем функционального состояния организма лыжника. В этой связи техника должна совершенствоваться при различных состояниях, в том числе и в состоянии компенсированного и явного утомления. В этом случае у лыжника формируется рациональная и лабильная техника с широким спектром компенсаторных колебаний в основных характеристиках структуры движений.
Контрольные упражнения и соревнования
Учащиеся 3-го обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 13-16 стартах на дистанциях 3-5 км (девушки), 5-10 км (юноши).
Учащиеся 4-го года обучения в УТГ в течении сезона должны принять участие в 17-18 стартах на дистанциях 3-5 км (девушки), 5-10 км (юноши).
Учащиеся 5-го обучения в УТГ в течение сезона должны принять участие в 19-20 стартах на дистанциях 3-10 км (девушки), 5-15 км (юноши).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по построению отложных воротников
Объясняется построение отложного воротника и отложного воротника на углубленной горловине...
Методиеская рекомендация для построения перспективы интерьера онтального и углового
Данная методическая рекомендация рекомендована для сспециальности 07.02.01 "Архитектура" и 54.02.01 "Дизайн по отраслям)...
Методиеская рекомендация для построения перспективы интерьера онтального и углового
Данная методическая рекомендация рекомендована для сспециальности 07.02.01 "Архитектура" и 54.02.01 "Дизайн по отраслям)...
Организационно-методические основы реабилитации методическая разработка.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАМУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическоми реабилитационном процессахМДК 02.02 Основы реабилитации...
Особенности обучения базовой технике в кикбоксинге на этапе начальной подготовки
В статье раскрываются особенности организации обучения технике кикбоксинга на этапе начальной подготовки. Выделены основные цели и задачи этапа начальной подготовки. А также обосновано значение вариат...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ И УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Одной из основных задач ППФП является профилактика и предупреждение профессиональных заболеваний, травматизма, обеспечение профессионального долголетия.Цель работы – изучение организационно-мето...
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ. ЭТАПЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.
Тема: Организационно - методические основы реабилитации. Этапы медицинской реабилитации....