Конспект занятия по МДК.01.04 по теме МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОСТЫМИ ЗАДАЧАМИ, РАСКРЫВАЮЩИМИ ПОНЯТИЕ КРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ
план-конспект занятия на тему
Занятие встроено в систему работы над отдельными видами простых задач. Включает в себя как подробное описание хода занятия, так и методического сопровождения, а именно: презентации и приложений с тестами и заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_prepodavatelya_nenashevoy_m.docx | 26.66 КБ |
prezentatsiya_nenashevoy.pptx | 89.71 КБ |
prilozhenie_1.docx | 29.89 КБ |
prilozhenie_2.docx | 14.01 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НЕНАШЕВОЙ М.М.
МДК 01.04. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Специальность: 050146 Преподавание в начальных классах
Группа: 31
Тема: Методика работы над простыми задачами, раскрывающими понятие кратного отношения
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить обучающихся с методикой работы над простыми задачами, раскрывающими понятие кратного отношения
Задачи: - закрепить и систематизировать знания по классификации простых задач и приёмы работы с ними;
- продолжить формирование профессиональных компетенций ( планировать и проводить уроки в начальной школе по математике);
- продолжить изучение методики работы над задачами в начальной школе, опираясь на знания педагогики, психологии и
теоретических основ начального курса математики;
- развивать профессиональные умения работы с детьми;
- продолжить работу над формированием общих компетенций профессионала.
Ресурсы: мультимедийное оборудование, презентация, тексты задач, тестовые задания.
Этапы урока | Содержание этапа урока | Примечания |
Орг.момент | Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. | |
Систематизация и проверка знаний | Основной задачей курса в этом семестре является изучение методики работы над задачами. Давайте вспомним, что называют задачей в начальном курсе математики. Какие знания и умения нужны учителю начальных классов для организации и проведения работы над задачами? (1. Знать группы и виды задач для определения методики работы с ними. 2. Знать способы и формы записи решения задач. 3. Уметь решать задачи разных видов). На какие группы можно разделить все задачи? Какие задачи называются простыми, какие составными? Как могут быть классифицированы все простые задачи, по каким основаниям? Какие группы простых задач можно выделить в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении? Перечислите виды простых задач, в процессе решения которых дети усваивают смысл арифметических действий. Перечислите виды простых задач, в процессе решения которых дети усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий. Перечислите виды простых задач, в процессе решения которых дети усваивают смысл понятия разности и кратного отношения. У вас на столах лежат тексты. Необходимо определить вид предложенных задач. Нужно ли начинающему учителю знать вид простых задач? Для чего? (Нужно знать, чтобы определить методику работы над ней). На предыдущих уроках мы рассмотрели методику работы над задачами некоторых видов. Над какой группой задач нам предстоит работать? ( Задачи, в процессе решения которых дети усваивают смысл понятия разности и кратного отношения). Какую часть задач этой группы мы не рассмотрели? ( задачи на кратные отношения) Тема сегодняшнего занятия Методика работы над простыми задачами, раскрывающими понятие кратного отношения | Работа со слайдами презентации Работа с текстами задач в парах ( Приложение 1) Слайд |
Изучение нового материала | Из задач , виды которых вы определяли, выберите те, над которыми мы ещё не работали.
Простые задачи, связанные с понятием кратного отношения , вводятся в таком же порядке, как и задачи, связанные с понятием разности. Перечислите виды этих задач в порядке введения в курс математики начальных классов. Рассмотрим отдельно каждый из перечисленных видов. Задачи на увеличение числа в несколько раз ( прямая форма) Какие понятия должен был усвоить ученик к моменту знакомства с этими задачами? Он должен понимать конкретный смысл умножения и смысл выражения « больше в…» Поэтому подготовительная работа и должна быть направлена на изучение этих вопросов. О работе над усвоением конкретного смысла умножения мы с вами говорили. В чём он заключается? А для раскрытия смысла выражения «больше в …» целесообразно выполнять ряд упражнений:
(Их в 3 раза больше, чем слева, а слева в 3 раза меньше, чем справа)
(По 3 треугольника взять 4 раза) Что можно сказать о числе треугольников справа: их больше или меньше , чем слева? (Их в 4 раза меньше) После выполнения нескольких подобных упражнений можно ввести решение задач. Положите в один ряд 5 квадратов, а в другой в 2 раза больше. Как вы это сделаете? (Положим 2 раза по 5 квадратов.) Сколько всего квадратов во втором ряду? (10.) Как узнали? (5 умножили на 2.) Теперь можно рассмотреть задачи с конкретным содержанием, например: «У Вовы было 2 простых карандаша, а цветных в 3 раза больше. Сколько цветных карандашей было у Вовы?» Выясняется, что значит «в 3 раза больше», затем задача иллюстрируется и выполняется решение. Выбор арифметического действия дети объясняют так: цветных карандашей было в 3 раза больше, чем простых. Значит, их было 3 раза по 2, надо 2 умножить на 3. После решения надо спросить: «Что можно сказать о числе простых карандашей ― их больше или меньше, чем цветных и во сколько раз?» Такие вопросы помогут детям осмыслить суть выражения «меньше в …». В результате многократного решения таких задач дети усвоят, что увеличение числа в несколько раз выполняется действием умножения. При этом объяснение выбора арифметического действия они дают короче: чтобы получить в 3 раза больше, надо … умножить на 3. На какой вид простых задач похожи задачи на увеличение числа в несколько раз в прямой форме? (На увеличение числа на несколько единиц в прямой форме). Как вы думаете , какие ошибки могут возникать у учеников при решении задач этого вида? Решение задач на увеличение числа в несколько раз надо перемежать с решением задач на увеличение числа на увеличение числа на несколько единиц, чтобы предупредить их смешение. Задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в прямой форме . Какие понятия должен был усвоить ученик к моменту знакомства с этими задачами? (Они должны усвоить конкретный смысл деления на равные части и понимать двоякий смысл кратного отношения) В чём заключён двоякий смысл кратного отношения? Эти задачи вводятся после того, как дети приобретут умение решать задачи на деление на равные части, усвоят двоякий смысл отношения: если первое число больше второго в несколько раз, то второе меньше первого во столько же раз. На каких упражнениях дети должны были усвоить эти понятия? Это соотношение дети должны усвоить в процессе работы над задачами на увеличение числа в несколько раз. Ознакомить с решением этих задач можно примерно так: Положите в ряд 6 кружков. В другой ряд надо положить в 3 раза меньше кружков. Если во втором ряду будет в 3 раза меньше, то что можно сказать о числе кружков в первом ряду? (Их будет в 3 раза больше). Значит, в первом ряду 3 раза по стольку, сколько должно быть во втором ряду. Как же узнать, сколько кружков должно быть во втором ряду? (Надо 6 разделить на 3, получится 2) Выполните это с помощью кружков. (Выполняют.) В каждой части получилось по 2. Во втором ряду должно быть 2 кружка, положите их. Выполнив несколько аналогичных упражнений, дети усваивают, что взять, например, кружков в 2 (3,4, …) раза меньше, чем дано,―это значит данное число кружков разделить на 2 (3, 4, …) равные части и взять столько кружков, сколько их в одной такой части. Позднее объяснение становиться короче: чтобы получить в 3 раза меньше, надо … разделить на 3. Далее можно включать задачи с конкретным содержанием: У Стёпы было 16 конфет, а у Лизы – в 4 раза меньше. Сколько конфет было у Лизы? Попробуйте организовать работу детей над данной задачей. На какой вид простых задач похожи задачи на уменьшение числа в несколько раз в прямой форме? (На уменьшение числа на несколько единиц в прямой форме). Как вы думаете , какие ошибки могут возникать у учеников при решении задач этого вида? Решение задач на уменьшение числа в несколько раз надо перемежать с решением задач на уменьшение числа на несколько единиц, чтобы предупредить их смешение. Задачи на кратное сравнение двух чисел Какие понятия должен был усвоить ученик к моменту знакомства с этими задачами? (Они должны усвоить конкретный смысл деления по содержанию и понимать двоякий смысл кратного отношения) Подготовкой к решению задач на кратное сравнение должно быть хорошее понимание двоякого смысла кратного отношения и сформированное умение решать задачи на деление по содержанию. Первые задачи решаются путем непосредственного оперирования предметами. Положите в один рад 8 треугольников, а в другой 2 треугольника .Во сколько раз больше треугольников в первом ряду, чем во втором? При выполнении задания дети рассуждают так: «Узнаем, сколько раз по 2 треугольника в первом ряду, для этого разделим 8 треугольников по 2, получится 4 раза по 2 , значит , в первом ряду в 4 раза больше, чем во втором, а во втором в 4 раза меньше, чем в первом». После выполнения ряда подобных упражнений дети подводятся к выводу: чтобы узнать, во сколько раз одно из данных чисел больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее. В дальнейшем при решении задач на кратное сравнение дети опираются на этот вывод. Как и ранее, задачи берутся с различным содержанием, при этом задачи на кратное сравнение включаются в перемежении с задачами на разностное сравнение. Почему? | Слайд Демонстрация на доске Демонстрация на доске Слайд Слайд Демонстрация на доске Слайд Слайд Демонстрация на доске |
Проверка усвоения пройденного | У вас на столах лежит тест, над которым вы будете работать самостоятельно. | Тест ( Приложение 2) |
Итог урока | С методикой работы над какими видами задач вы сегодня познакомились? Какие базовые понятия должны быть сформированы у учащихся до ознакомления с ними? Что необходимо предпринять, если эти понятия не усвоены? | |
Домашнее задание |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Простые задачи По арифметическим действиям, которыми решаются; По понятиям, формируемым в процессе решения.
Простые задачи 1)Раскрывающие конкретный смысл арифметических действий; 2)Раскрывающие связь между компонентами и результатами арифметических действий; 3)Раскрывающие понятия разности и кратного отношения.
1. Конкретный смысл арифметических действий Нахождение суммы; Нахождение остатка; Нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения); Деление на равные части; Деление по содержанию.
2.Связь между компонентами и результатами арифметических действий Нахождение первого (второго) слагаемого; Нахождение уменьшаемого; Нахождение вычитаемого; Нахождение первого (второго) множителя; Нахождение делимого; Нахождение делителя.
3.Раскрывающие понятия разности и кратного отношения Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма); Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма); Разностное сравнение чисел; Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма); Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
3.Раскрывающие понятия разности и кратного отношения Увеличение числа в несколько раз (прямая форма); Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма); Кратное сравнение двух чисел. Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма); Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
Тема занятия: «М ЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОСТЫМИ ЗАДАЧАМИ, РАСКРЫВАЮЩИМИ ПОНЯТИЕ КРАТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Увеличение числа в несколько раз (прямая форма). У Вовы было 2 простых карандаша, а цветных в 3 раза больше. Сколько цветных карандашей было у Вовы?
Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма). У Стёпы было 16 конфет, а у Лизы – в 4 раза меньше. Сколько конфет было у Лизы?
Кратное сравнение двух чисел. В первом доме 6 этажей, а во втором 12. Во сколько раз в первом доме меньше этажей, чем во втором?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Тест
- Соотнесите вид задачи и её текст:
Вид | Текст |
1.Увеличение числа в несколько раз( прямая форма) | А. У Стёпы было 16 конфет, а у Лизы – в 4 раза меньше. Сколько конфет было у Лизы? |
2.Уменьшение числа в несколько раз( прямая форма) | Б. У Димы было 15 машинок, а у Кирилла – на 3 машинки больше. Сколько машинок было у Кирилла? |
3.Увеличение числа на несколько единиц ( прямая форма) | В. На одной стороне улицы стояло 6 домов, а на другой – на 3 дома меньше. Сколько домов стояло на другой стороне улицы? |
4.Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма) | Г. У Васи было 3 простых карандаша, а цветных – в 4 раза больше? |
Ответ: 1- 3-
2- 4-
- Определите вид предложенных задач:
Текст | Вид |
У Пети было 18 карандашей, а у Вали -12. На сколько карандашей больше у Пети? | |
Высота первого дома 25 м, что больше высоты второго на 5 м. Какова высота второго дома? | |
У Маши было 5 конфет, это на 2 конфеты меньше, чем у Васи. Сколько конфет было у Васи? | |
У Коли в альбоме лежало 12 марок , а у Феди – в 3 раза больше. Сколько марок лежало в альбоме Феди? | |
Ученик должен был выполнять домашнюю работу 45 минут, а затратил на её выполнение в 3 раза времени меньше. Сколько минут ученик выполнял домашнюю работу? |
- Какие понятия должны быть усвоены до знакомства детей с задачами на увеличение числа в несколько раз в прямой форме?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие понятия должны быть усвоены до знакомства детей с задачами на уменьшение числа в несколько раз в прямой форме?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие понятия должны быть усвоены до знакомства детей с задачами на кратное сравнение?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Методика работы над простыми задачами в первом классе"
Методическая разработка урока по методике преподавания начального курса математики, проведенного в педагогическом колледже со студентами специальности 050146 "Преподавание в начальных классах"...
Методические указания по проведению практической работы Решение простейших задач теории вероятностей
Используя теоретический материал и образцы решения задач, решить примеры по теме «Решение простейших задач теории вероятностей»...
Конспект занятия «Разговор о правильном питании» на тему «Молоко и его друзья».
Конспект занятия «Разговор о правильном питании» в средней группе на тему «Молоко и его друзья»....
План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»
В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...
Самообразование по теме: «Методика работы по накоплению и обогащению словарного запаса учащихся с ОВЗ»
Особенности словарного запаса детей с ОВЗ привлекали внимание многих авторов (В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. В. Тарасенко, Г. М. Дульнев), которые отмечали, что нарушения познавательной деят...
Конспект занятия по МДК.01.04. ТОНКМ с методикой преподавания
На данном уроке предусмотрена индивидуальная работа со студентами, испытывающими трудности в обучении...
Конспект занятия по математике для средней группы, тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Конспект занятия по математике для средней группы, тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»...