Расчет тактических возможностей подразделений на пожарных автомобилях основного назначения
методическая разработка на тему

Маркин Сергей Геннадьевич

Освоить алгоритм расчета тактических возможностей подразделений на пожарных автомобилях основного назначения по заданным параметрам с учетом обстановки на пожаре и наличия водоисточников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_meropriyatie_2.docx138.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

 «Раменский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 практического занятия

по дисциплине: Тактика тушения пожаров

в группе 3ПБ/13

Тема: «Расчет тактических возможностей подразделений на пожарных автомобилях основного назначения».

Преподаватель:    С.Г. Маркин 

Дата проведения «09» сентября 2015 г.

Протокол заседания

метод. совета ГБПОУ МО

«Раменский колледж»

от «___» __________2015 г. №___

Протокол заседания ПЦК «Техногенная безопасность»

от «___» __________2015 г. №___

Пояснительная записка

к методической разработке  практического занятия

по дисциплине «Тактика тушения пожаров»

по теме: «Расчет тактических возможностей подразделений на пожарных автомобилях основного назначения».

     Данная методическая разработка предназначена для преподавателей  общепрофессиональных дисциплин, работающих в группах  по специальности «Пожарная безопасность».

При проведении данного практического занятия  могут быть использованы следующие технологии:

1. Групповые технологии – повышение мотивации обучения. Воспитание культуры общения учащихся, формирование чувства ответственности.

Формирование позитивного отношения к преподаваемой дисциплине.

2. Эдьютейнмент – расширение кругозора, познавательной деятельности обучающихся; формирование у обучающихся определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие у обучающихся внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения; воспитание у обучающихся самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности; приобщение обучающихся  к нормам и ценностям общества; адаптация обучающихся к условиям среды.

3. Личностно – ориентированное обучение – создание необходимых условий для обучения и развития каждого обучающегося, учитывая индивидуальную способность усвоения полученной информации Эффективное накопление каждым обучающимся своего опыта. Формирование умений планировать свою деятельность на практическом занятии, правильно распределять рабочее время.

4. Проблемное обучение – творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей  за счет создания в сознании  обучающихся проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающегося по их разрешению. Пробуждение интереса обучающегося к исследованию ситуации, ведущее к усвоению нового материала, решению проблемы и т.д.  через умственный поиск, ведущий к развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей.



Цели занятия: Рекомендовано для использования в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность»

Познавательный аспект:

  • Учить и научить каждого обучающегося самостоятельно добывать навыки и умения.
  • Формировать навыки – точные и безошибочно выполненные расчеты, проводимые по требуемому алгоритму.
  • Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
  • Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на практическом занятии.

Развивающий аспект:

  • Развитие мышления – умение мыслить означает овладение следующими методами:
  • учить анализировать;
  • учить выделять главное;
  • учить сравнивать;
  • учить строить аналогии;
  • обобщать и систематизировать;
  • доказывать и опровергать;
  • Развитие сенсорной сферы
  • Развитие глазомера, ориентирование в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цветов, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
  • Развитие двигательной сферы 
  • Овладение моторикой мелких мышц, умения управлять своими двигательными действиями, развитие двигательной сноровки, соразмерности движений.

Воспитательный аспект:

  • «Другие люди»: гуманность, товарищество, доброта, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность.
  • «Я»: гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность,  добросовестность, ответственность, честность.
  • «Общество и коллектив»: чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченное неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам. Бережное отношение к имуществу, учебным пособиям, максимальная работоспособность.
  • «Труд»: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.
  • «Родина»: добросовестность и ответственность, чувство гордости за ее успехи, озабоченность ее трудностями в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду.

Формируемые профессиональные и общие компетенции:

ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.

ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.

ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.

ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Тип занятия: Освоить алгоритм расчета тактических возможностей подразделений на пожарных автомобилях основного назначения по заданным параметрам с учетом обстановки на пожаре и наличия водоисточников.

Вид занятия: Практическое

Межпредметные связи: Теория горения и взрыва; Организация службы и подготовки в подразделениях пожарной охраны.

Учебно-методическое обеспечение: «Сборник задач по основам тактики тушения пожаров (учебное пособие)», ИИ ГПС МЧС России, 2008 год

Ожидаемый результат:

  • Обучаемые освоят алгоритм расчета тактических возможностей подразделений на пожарных автомобилях основного назначения по заданным параметрам;
  • Обучаемые выработают умения анализировать обстановку на пожаре и варианты использования водоисточников;
  • Обучаемые приобретут навыки по определению направления ведения действий с учетом использования водоисточников;

Продолжительность занятия: 2 академических часа.

План занятия

  1. Организационная часть.
  2. Практическая часть.
  3. Заключительная часть.

Ход занятия

  1. Организационная часть - 5 минут
  • Проверка наличия студентов и их подготовленности к занятиям.
  • Доведение темы и целей занятия, порядка его проведения.

  1. Практическая  часть - 80 минут.
  1.  Алгоритм расчета тактических возможностей подразделений на пожарных автомобилях основного назначения (теоретическая часть) – 20 минут.

Караул в составе двух и более отделений на основных ПА является основным тактическим подразделением способным самостоятельно решать задачи по спасению людей, имущества, ликвидации последствий ЧС и тушению пожаров. Отделение и караул исходя из сложившейся обстановки обладают тактическими возможностями, которые зависят от: численности и степени готовности личного состава; тактико-технических данных ПА; условий тушения пожара.

Руководитель тушения пожара должен знать и уметь определять основные тактические показатели, такие как: время работы ручных, лафетных, воздушно-пенных стволов и пеногенераторов; возможную площадь тушения различными средствами; возможный объем тушения пеной; предельное расстояние подачи огнетушащих средств.

Определение тактических возможностей подразделений без установки пожарных автомобилей на водоисточник.

1.Определение времени работы стволов по запасу воды – , мин.:

                                            ,                                          

где       – объем воды в цистерне ПА,  л;  – число рукавов в магистральной и  рабочих линиях, шт.;  – объем воды в одном рукаве,  л;  – число и тип стволов,  шт.;  – расход воды из стволов,  л/с.

При подаче ствола (прибора) на тушение пожара менее чем на три рукава от  ПА – количество воды в рукавной линии не учитывается:

                                                                                   

2.Определение времени работы пенных стволов и генераторов по запасу пенообразователя – , мин.:

                                             ,                                            

где       – вместимость бака для пенообразователя,  л;  – расход прибора тушения по пенообразователю,  л/с.

Сравнивая значения времени работы  и , определяем, что расходуется быстрее: вода или пенообразователь. В дальнейших расчетах принимаем минимальное значение этих величин –  .

3.Определение получаемого объема, воздушно-механической пены средней кратности – , м3:

                                                ,                                                    

где        расход по пене ствола или генератора,  м3/мин;

4.Определение объема тушения воздушно-механической пеной средней кратности , м3:

                                                       ,                                                          

где       коэффициент запаса пены (в расчетах  принимается равным  3).

5.Определение возможной площади тушения –  , м2:

– водяного ствола

                                              ;                                                

– воздушно-пенного ствола, пеногенератора –

                                                  ,                                        

где         – расход ствола по воде,  л/с;  – расход прибора тушения по раствору,  л/с;  – требуемая интенсивность подачи воды на тушение пожара, л/(м2·с);  – требуемая интенсивность подачи 6 % раствора пенообразователя,  л/(м2·с);  – коэффициент, учитывающий фактическое время работы стволов и определяется по формуле:

                                                                    ;                                                  

                – нормативное время тушения пожара (принимаем  мин.).

Диаметр рукава, мм

Объем воды в рукаве, длинной 20 м, л

51

40

66

70

77

90

89

120

110

190

150

350

Определение тактических возможностей подразделений с установкой пожарных автомобилей на водоисточники.

Возможности отделения на АЦ по подаче ОТВ значительно увеличиваются при установке ПА на водоисточник, так как обеспечивается непрерывная работа водяных стволов на тушение пожара в течение длительного времени. К основным показателям, характеризующим тактические возможности пожарных подразделений на основных ПА, рассмотренных выше, добавляется определение времени работы стволов от водоисточников с ограниченным запасом воды и предельное расстояние по подаче приборов тушения. При расчете предельного расстояния по подаче огнетушащих средств на тушение пожара определяют длину магистральных рукавных линий от ПА, установленного на водоисточник, до разветвления, расположенного у места возникновения пожара. Число водяных и пенных стволов (пеногенераторов), подаваемых отделением на тушение пожара, зависит от предельного расстояния, численности личного состава, а также от сложившейся обстановки.

Предельное расстояние –  (в рукавах) по подаче огнетушащих веществ к месту пожара определяется как:

    ,                                      

где       – напор на насосе ПА, м.;  – напор у разветвления ПА (принимается  на

                      10 м больше, чем у насадка ствола (пеногенератора)                       ;  – напор у ствола, м;  – высота подъема (+) или спуска (–) местности,  м;  –  высота подъема (+) или спуска (–) приборов тушения пожара,  м;            – сопротивление пожарного рукава в магистральной рукавной линии  (табл. 3.7);          – количество ОТВ, проходящих по пожарному рукаву  в наиболее                      загруженной магистральной рукавной линии (расход),  л/с. Количество ОТВ проходящих по пожарному рукаву не может превышать значения его полной пропускной способности:

                                                                          

Тип рукавов

Диаметр рукавов, мм

51

66

77

89

110

150

Прорезиненные

Непрорезиненные

0,15

0,3

0,035

0,077

0,015

0,03

0,004

-

0,002

-

0,00046

-

                       

Диаметр рукава, мм

Расход воды,    л/с

Потери напора в одном рукаве,  м

прорезиненном

непрорезиненном

51

66

77

89

10,2

17,1

23,3

40,0

15,6

10,2

8,2

6,0

31,2

20,4

16,4

2.2. Расчет тактических возможностей подразделений на пожарных автомобилях основного назначения (практическая часть) – 20 минут.

Определить     основные     тактические     возможности     отделения     на АЦ–40(43202)001–ПС  без установки ее на водоисточник при подаче генератора  ГПС–600  на два рукава диаметром  66 мм.

1. Определяем продолжительность работы  ГПС–600  по запасу воды от АЦ–40(43202)001–ПС:

 (мин),

где       л – объем воды в цистерне; л – расход  ГПС–600  по воде.

2. Определяем продолжительность работы ГПС–600 по запасу пенообразователя от  АЦ–40(43202)001–ПС:

 (мин),

где      л – вместимость бака для пенообразователя; л/с – расход ГПС–600 по пенообразователю.

Сравнивая значения   мин,  и   мин, делаем вывод, что в АЦ–40(43202)001–ПС быстрее израсходуется пенообразователь, а вода еще останется.

 Следовательно, для дальнейших расчетов принимаем время работы по подаче огнетушащих веществ –  мин.

3. Определяем получаемый объем воздушно-механической пены средней кратности:

 3),

где       м3/мин – расход  ГПС–600  по пене.

4. Определяем объем тушения воздушно-механической пеной средней кратности:

 (м3),

где       коэффициент запаса пены, учитывающий ее разрушение и потери.

5. Определяем возможную площадь тушения:

– при тушении бензина  (ЛВЖ)

 (м2),

где         л/с – расход ГПС–600 по раствору;  л/(см2) – требуемая интенсивность подачи  6% раствора пенообразователя при тушении бензина;  – коэффициент, учитывающий фактическое время работы стволов,

;

– при тушении осветительного керосина  (ГЖ)

 (м2),

где         л/с – расход  ГПС–600  по раствору;  л/(см2) – требуемая интенсивность подачи 6% раствора пенообразователя при тушении осветительного керосина.

Рассчитать предельное расстояние (от водоема до места установки разветвления) в рукавах при подаче 7 стволов  РС–50  и  2-х стволов  РС–70  от насосно-рукавного автомобиля АНР–40–800: рукава магистральной линии прорезиненные диаметром – 77 мм; напор у ствола  35 м; максимальная высота подъема стволов 10 м; высота подъема местности  6 м.

1.Определяем предельное расстояние магистральной линии (в рукавах). Расчет ведется по наиболее загруженной магистральной рукавной линии:

 (рук.), где

 м. вод. ст. – напор на насосе АНР–40–800;  (м. вод. ст.) – напор у разветвления;  – сопротивление пожарного рукава в магистральной рукавной линии;  л/с – суммарный расход воды из наиболее загруженной магистральной рукавной линии.  

 (л/с), где

            л/с,   л/с – расходы стволов.

2.3. Расчет тактических возможностей подразделений на пожарных автомобилях основного назначения (самостоятельная практическая часть) – 40 минут.

В зависимости от номера варианта задания (таблица) требуется определить показатели, характеризующие тактические возможности подразделений на пожарных автомобилях основного назначения с установкой и без установки АЦ на водоисточник.

Показатели

АЦС-40 (131)

(модель

42Б)

АЦ-40 (130Е) (модель 126)

АЦ-40

(130) (модель 63А)

АЦ-40

(130) (модель 63Б)

АЦ-40

(131) (модель 137)

АЦ-40

(131) (модель 153)

Вариант

1

2

3

4

5

6

Максимальная скорость, км/ч

80

86

90

90

80

80

Число мест для пожарного расчета, включая водителя

7

7

7

7

7

7

Напор, м. вод. ст.

100

100

100

100

100

100

Емкость, л:

цистерны для воды

бака для пенообразователя

2400

150

2150

150

2100

150

2350

165

2400

150

2300

150

Время всасывания воды с высоты 7 м, с

30

35

30

35

30

35

Производительность пеносмесителя, м3/мин

4,7

9,4

14,1

18,1

23,5

4

8

12

4,7

9,4

14,1

18,1

23,5

4,7

9,4

14,1

18,1

23,5

4,7

9,4

14,1

18,1

23,5

4,7

9,4

14,1

18,1

23,5

Запас напорных рукавов, шт.

28

32

30

32

28

30

3. Заключительная часть - 5 минут.

  • Подведение итогов занятия.
  • Раздача заданий для самостоятельной работы.

Составил:

Преподаватель                                                                                                    С.Г. Маркин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство

Данная разработка представляет собой методический материал для изучения  курса «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин». Предназначена для изучения раздела модуля и...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство

Курс «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин» изучается   в соответствии с Примерной программой профессионального модуля ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, пр...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИ ПОЖАРНЫЙ МДК.05.01 Организация и несение службы в подразделениях ГПС МДК.05.02 Тушение пожаров МДК.05.03 Пожарная и аварийно-спасательная техника

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...

Мастер-класс Назначение, общее устройство и расположение основных устройств и узлов автомобиля

Мастер-класс Назначение, общее устройство и расположение основных устройств и узлов автомобиля...

Посадка обучаемого за рулем автомобиля. Основные правила и ошибки.

От того, как сидит водитель во время движения автомобиля, зависит многое: возможность долго сохранять работоспособность и реакцию, удобство и даже жизнь. И если вы хотите водить автомобиль, а не судьб...