Урок занимательной математики
методическая разработка на тему
Математика -наука серьезная, поэтому найти время для развлечения необходимо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок занимательной математики
Внеклассное мероприятие для учащихся групп № 11 и №13
Разработала и провела: Ковалева Валентина Сергеевна
Урок – конкурс.
Цели: Через игру развивать логическое мышление обучающихся, интерес к изучению математики, дать возможность испытать радость победы, развивать интеллект. Показать живость математических понятий, их непосредственную связь с жизнью. Воспитывать коллективизм, уменье работать в команде.
Обеспечение игры:1) газеты по математике
2) карточки – сигналы 12 шт.
3) звездочки
4) магниты
5) проектор
6) задания:
1.кроссворд
2.анаграммы
3. конкурс архитекторов
4. конкурс художников
5. конкурс архивариусов
6. пантомима
7. самый ловкий
Соревнование двух команд.
Каждая команда выбирает себе капитана.
В каждой команде участвуют по 7 игроков.
Болельщики каждой команды могут принести своей команде
дополнительные очки для победы.
Каждый правильный ответ дает команде 1 балл
(команда получает жетон).
Дать задание:
1) предварительно каждой команде составить пантомиму по теме
2)придумать название и девиз своей команде
Разминка (вопросы задаются обеим командам, отвечает та команда, игрок которой первой поднимет сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает 1 балл )
-сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
-Из какой посуды не едят? (из пустой)
-Что в горшок кидают перед тем, как в нем варят еду? (взгляд)
- на какое число надо разделить 2, чтобы получить 4? (на 0,5)
-если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать через 72 часа солнечную погоду? (нет, будет опять ночь)
-Олег смотрел телевизор 1,75 час. Сколько это минут?
( 105 минут)
-сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению? (2+2=2×2)
-какое число является кратным всем числам?
-какое число является делителем всех чисел?
-сколько ударов делают часы с боем в сутки, если они ни отбивают полчаса?
(156 = 12×13)
- может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби,
в которой числитель больше знаменателя?
(Да. = )
-сколько корней имеет уравнение
3(х-2) + 2х – 11 = 5х + 3?
Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь веселым покоряется жюри
2. конкурс капитанов
(детектор лжи) (ответы «да» или «нет»)
Вопросы капитану 1 команды:
а) - Графиком линейной функции является прямая линия.
б) - Если коэффициент а при х2 у параболы у = ах2 – положительное число, то ветви параболы направлены вниз
Вопросы капитану 1 команды:
б) - Решая неравенство -8х ≥ 4, получаем х ≥ -
а) - Через две точки пространства проходит прямая и только одна
( ответивший правильно на оба вопроса, получает право первым принять участие в блиц-опросе)
(Блиц-опрос): (наибольшее число верных ответов за 2 минуты)
-Шла старушка в Москву, а на встречу ей три старика.
Сколько человек шло в Москву? (1)
-Что легче пуд ваты или пуд железа? (одинаково)
-Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч,
а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70 км/ч.
Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент их встречи?
(оба одинаково)
-В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра.
Сколько детей в семье? (4)
-петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг.
Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5кг)
-Шоколадка стоит 10 рублей и еще половина.
Сколько стоит шоколадка? (20 р.)
-Считаем:
32 = (9);
52 = (25);
72 = (49);
-угол в квадрате? (90˚)
-Арбуз стоит 20 рублей и еще пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? (40 р.)
-Разделить число 181 пополам так, чтобы в результате получилась 1 ()
-При каком царе впервые русские меры ( верста, сажень, аршин, вершок. дюйм, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему?
(при Петре 1)
-какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получилось последующее? (1)
-Найдите лишнее по смыслу слово. Остальные замените общим наименованием: метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр. (кг. Единицы длины)
-Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу «поприще», замененную позже верстой. От восточных купцов пошла единица аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка…
(Мерить на свой аршин)
- + ()
- - (-)
- ∙ ()
- : ()
-Какая из дробей выражает «четверть» ()
- У Андрея было целое яблоко, две половины и четыре четвертинки.
Сколько было у него яблок? (три)
-Батон разделили на три части.
Сколько сделали разрезов? (два)
-Один мальчик говорит другому:
«Если ты дашь мне половину своих денег,
я смогу купить карандаш». Сколько денег было у второго мальчика?
(установить невозможно)
-Может ли при сложении двух чисел получиться нуль,
если хотя бы одно из чисел не равно нулю. (нет, не может)
- отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (радиус)
-Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой
противолежащей стороны (медиана)
- график квадратичной функции (парабола)
-прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
Мера веса драгоценных камней (карат)
Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус)
-Угол, меньший прямого. (острый)
-Отрезок, соединяющий две любые точки окружности (хорда)
- Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания (стартер)
-сумма всех длин многоугольника (периметр)
- ромб, у которого все углы прямые (квадрат)
- самая большая хорда окружности (диаметр)
- отношение прилежащего катета к гипотенузе (косинус)
-результат сложения (сумма)
- сколько цифр вы знаете? (десять)
- сотая часть числа (процент)
- сколько лет в одном веке? (сто)
- Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолетах – голубые?
( в самолетах стоп-кранов нет)
-квадра и ромб имеют равные стороны.
Площадь какой фигуры больше? (площадь квадрата)
-экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1ч 15 км.
С какой скоростью ехала каждая лошадь? (15 км/ч)
Командам предлагается ряд заданий:
1.кроссворд (2 участника)
2.анаграммы (2 участника)
3. конкурс архитекторов ( 2 участника)
4. конкурс художников (2 участника)
5. конкурс архивариусов (2 участника)
6. пантомима (3 участникав)
7. самый ловкий
3.Разминка болельщиков (во время решения командой кроссворда)
-К однозначному числу приписали такую же цифру.
Во сколько раз увеличилось число? (в 11)
-Напишите наименьшее целое число. (нет таких)
-Три курицы за три дня снесли три яйца.
Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? (48)
- Из трехзначного числа вычли двузначное, получили однозначное.
Назовите эти числа. (100-99=1)
-куб размером 1м3 распилили на кубические сантиметры, и выложили в цепочку. Какой она длины? (10 км)
- кроссворд:
Найдите имена трех ученых-математиков (буквы имени записаны подряд)
П П
А Л И Д
О Т К Ф А Г
Н Е В Р О
2.Анаграммы:
Рифма – (фирма)
Стук - (куст)
Колос – (сокол)
Кайма – (майка)
Вход – (вдох)
3. конкурс архитекторов: ( 5минут)
Это греческий храм. Требуется переложить 4 спички так, чтобы получилось 11 квадратов
4. конкурс художников (10 минут)
Нарисовать портрет любого учащегося или литературного героя, героя мультфильмов и т.д., используя как можно больше математических знаков, символов, геометрических фигур, цифр, и рассказать о своем герое.
5. конкурс архивариусов: (5 минут)
Много легенд таит в себе греческая история, но греческие мифы не только о подвигах героев и войнах! Борьба за науки – тоже подвиг и война,если хотите. Постараемся узнать об этом побольше. Итак, легенды говорят:
-Геометрию основал…(Фалес)
-Для записи чисел использовали…(буквы)
-Странствовал в Египте, изучал астрономию и пытался доказать 5-й постулат…(Птоломей)
-«Пусть не входит тот, кто не знает геометрии»,- написал на воротах своей академии…» (Платон).
-Придумал «Начала»… (Евклид)
-Тот, кто мог быть в двух местах, имел золотое бедро, тот, кого воды восхваляли, и т. д. (Пифагор)
-А носил ли Пифагор сам штаны, которые на все стороны равны? (Нет, он носил плащ философов – трибол)
6. пантомима (5 минут)
Что может быть лучше аксиом – доказывать не надо! Только запоминай. Но вот с этим во все времена трудно, Может показать легче?
-Через точку, не лежащую на одной прямой. Можно провести не более одной прямой, параллельной данной.
-Какова бы ни была прямая, существуют точки, принадлежащие ей и не принадлежащие ей.
Или такие понятия:
-противоположные лучи
Правильная дробь.
-неправильная дробь.
Окружность.
7. самый ловкий:
( одновременно левой и правой руками написать на доске цифры 6 и 9; 5 и 2.
Обо всем-
-по одной из программ показали трех бегемотов.
Они весят: 8,5 кг, 850 000 г, 0,85 т.
Какой из бегемотов самый тяжелый?
-Назовите число, у которого нет противоположного?
-Какой пес носил на лапе часы?
-Кого из литературных героев вы бы назвали родоначальниками дачного строительства? ( три поросенка)
-Найти сумму всех нечетных чисел от -11 до 9 включительно? (-11)
-За 10 секунд умножить число 36 на 1,5. (36+18=54)
-Как называется общежитие для собак? (псарня)
-Могли бы вы написать «почти» по-китайски «большой ветер»? (тайфун)
Найти 40% от 140. (56)
-На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Итоговый конкурс
Ну что ж, на все вопросы вы ответили, все конкурсы прошли, что-то узнали, а, если забыли, для вас наш словарь, который составят наши команды. Кто быстрее заполнит наш словарь математическими терминами?
Пример:
А- абсцисса
Б- Биссектриса
В – высота и т. д.
( раздать командам заготовленные заранее листы с буквами алфавита. Если в какой-либо команде возникает заминка – капитан обращается к болельщикам за помощью, называя букву.)
Подведение итогов
Найдите имена трех ученых-математиков
(буквы имени записаны подряд)
П П
Г А Л И Д
О Т К Ф А Г
Н Е В Р О
2.Анаграммы:
Рифма –
Стук -
Колос –
Кайма –
Вход –
Это греческий храм. Требуется переложить 4 спички так, чтобы получилось 11 квадратов
3(х-2)+ 2х– 11= 5х + 3?
Словарь математических терминов
А-
Б-
В-
Г-
Д-
Е-
Ж-
З-
И-
К-
Л-
М-
Н-
О-
П-
Р-
С-
Т-
У-
Ф-
Х-
Ц-
Ч-
Ш-
Э-
Ю-
Я -
- кроссворд:
Найдите имена трех ученых-математиков
(буквы имени записаны подряд)
П П
А Л И Д
О Т К Ф А Г
Н Е В Р О
2.Анаграммы:
Создать новые слова из букв каждого слова
Рифма –
Стук -
Колос –
Кайма –
Вход –
- конкурс архитекторов:
Это греческий храм.
Требуется переложить 4 спички так, чтобы получилось 11 квадратов
- конкурс художников
Нарисовать портрет любого учащегося или литературного героя,
героя мультфильмов и
т.д., используя как можно больше математических знаков,
символов, геометрических
фигур, цифр,
и рассказать о своем герое.
конкурс архивариусов:
Много легенд таит в себе греческая история, но греческие мифы не только о подвигах героев и войнах! Борьба за науки – тоже подвиг и война,если хотите. Постараемся узнать об этом побольше.
Итак, легенды говорят:
-Геометрию основал………………………….
-Для записи чисел использовали……………………………….
-Странствовал в Египте, изучал астрономию и пытался доказать 5-й
постулат…………………………………………………………….
-«Пусть не входит тот, кто не знает геометрии»,- написал на воротах своей академии…»
………………………………………………………………………………
-Придумал «Начала»…………………………………………………………….
-Тот, кто мог быть в двух местах, имел золотое бедро, тот, кого воды восхваляли, и т. д. (-А носил ли Пифагор сам штаны, которые на все стороны равны?)
……………………………………………………………………..
. пантомима
Что может быть лучше аксиом – доказывать не надо!
Только запоминай.
Но вот с этим во все времена трудно, Может показать легче?
-Через точку, не лежащую на одной прямой. Можно провести не более одной прямой, параллельной данной.
-Какова бы ни была прямая, существуют точки, принадлежащие ей и не принадлежащие ей.
Или такие понятия:
-противоположные лучи
Правильная дробь.
-неправильная дробь.
Окружность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188360-1359228703.jpg)
контрольная РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
План:1. Развитие самостоятельной математической деятельности – условие успешной подготовки детей к школе2. Задачи создания уголка занимательной математики3. Требования к ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188360-1359228703.jpg)
контрольная РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
План:1. Развитие самостоятельной математической деятельности – условие успешной подготовки детей к школе2. Задачи создания уголка занимательной математики3. Требования к ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-471444-1416414452.jpg)
Математическая викторина "Занимательная математика"
Эта викторина посвящается замечательной науке – математике. Математика, как вы знаете, серьёзная наука. Выдающийся математик 17 века Блёз Паскаль говорил, что «Предмет ма...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/18/picture-539098-1637222515.jpg)
интегрированное занятие занимательной математики и истории Санкт -Петербурга
Путешествие по Санкт-Петербургу, решая задачи про исторические события города....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-236328-1365101919.jpg)
Внеурочная деятельность. Кружок "Занимательная математика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/15/picture-1038199-1526397475.jpg)
Конспект занятия по математике для детей старшей группы «Занимательная математика»
Конспект занятия по математикедля детей старшей группы«Занимательная математика»подготовила воспитательБайбара Е.Н. г. Троицк2017 г.Программное содержание:Продолжать учить понимать от...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/10/picture-1254979-1591816041.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Занимательная математика" для обучающихся первого курса колледжа
Данная методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по математике на 1-2 курсе в среднем профессиональном учебном заведении. Мероприятие проводится в форме игры, состоит ...