Самостоятельная работа № 2
план-конспект урока на тему
Актуальные проблемы преподавания физики. Разработка плана-конспекта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam.rabota_no2.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике по теме:
«Влажность воздуха»
Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха.
Задачи:
Образовательные:
- Выяснить теоретические знания учащихся по теме: «Испарение. Кипение»
- Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
- Продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения – гигрометра, психрометра.
Воспитательные:
На материале урока указать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- учебная игра «взаимоопрос»,
- рассказ-беседа,
- фронтальный эксперимент,
- практические упражнения.
Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.
Оборудование:
- асихрометрическая таблица,
- таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре,
- изображения гигрометров и прибор психрометра,
- два термометра,
- кусочек марли,
- сосуд с водой комнатной температуры,
- глобус Земли.
План урока:
- Организационный момент – 3 мин.
- Актуализация знаний – 7 мин.
- Изучение нового материала – 20 мин.
- Закрепление, отработка умений – 3 мин.
- Подведение итогов урока ( повторение ) – 5 мин.
- Домашнее задание.
1.Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня настроение у вас хорошее, это видно по вашим лицам. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.
Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями, для этого проведем устный опрос по теме «Парообразование и конденсация». Затем попробуем ответить на вопрос, что нужно понимать под влажностью воздуха и какое значение она имеет в жизнедеятельности человека, а также какими приборами можно измерить влажность воздуха, и самое интересное, как можно определить влажность, если под рукой нет специальных приборов. И, конечно, проверим свои приобретенные знания при решении задач.
2.Актуализация знаний.
Учитель делит класс на две группы по вариантам. Задаются поочередно вопросы каждому варианту:
- Что называется парообразованием?
- Что называется испарением?
- От чего зависит испарение и при какой температуре происходит процесс испарения?
- Что такое конденсация и что вы можете сказать про энергетические процессы при конденсации?
- Что такое динамическое равновесие?
- Какой пар называется насыщенным, а какой не насыщенным?
- Что такое кипение?
- Что происходит с температурой кипения жидкости в процессе кипения и от чего она зависит?
- Что такое удельная теплота парообразования и конденсации?
- Запишите формулу для расчета количества теплоты при испарении и конденсации.
Учитель подводит итог опроса, ставит оценки.
3.Изучение нового материала.
Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оказывается оптимальная для человека влажность лежит пределах 40-60%. Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить и выяснить, а оптимальные ли условия для работы, например, в нашем кабинете, у вас дома.
Но прежде, такое задание, в процессе изучения нового материала, составьте в своих тетрадях краткий план основных моментов, о которых будет идти речь на уроке, и, конечно, не забывайте записывать все, что будет записано на доске.
Начнем разговор с того, что из курса географии вам известно - поверхность Земли покрыта на две трети водой (демонстрация глобуса Земли).
С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Количество пара, содержащегося в атмосфере, играет очень важную роль для жизни на Земле, в том числе и на самочувствие человека. Также, для предсказания погоды, атмосферных явлений необходимо следить за влажностью воздуха. Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Вы понимаете, чем больше водяного пара содержится в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, т.е. тем ближе пар будет к состоянию насыщения.
Как определить влажность воздуха?
Необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях ( при данной температуре и атмосферном давлении). Обозначается ρ- абсолютная влажность воздуха- плотность водяного пара ( единица измерения – кг/м3)
При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным. Существует специальная таблица, в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара, которая обозначается ρо. Эта таблица имеется в сборниках задач по физике.
Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного пара при той же температуре, выраженному в процентах.
Обозначается φ- относительная влажность воздуха. Посмотрите на определение и попытайтесь записать формулу для расчета относительной влажности воздуха.
φ = ( ρ /ρо ) . 100%
При каком значении влажности воздуха наступает динамическое равновесие?
Не меняя массу содержащегося в атмосфере водяного пара его можно сделать насыщенным, если изменять температуру, а точнее- понижать. Температура, при которой пар, содержащийся в атмосфере, становится насыщенным, называется точкой росы. Откуда такое интересное название? Каждый из нас неоднократно наблюдал такие природные явления, как появление тумана или выпадение росы. Почему и как это происходит? По утрам, когда температура воздуха понижается, пар охлаждается и при некоторой температуре становится насыщенным. Дальнейшее понижение температуры окружающей среды приводит уже к конденсации этого пара в виде появления тумана и росы. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%. Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры. О том, что это за приборы, расскажут учащиеся.
4.Закрепление изученного.
А сейчас – задачи для закрепления.
№ 1. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 4о С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра. ( Ответ: tс = 14оС; tвл.=10оС ).
№ 2. Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 12оС. Какую температуру показывает влажный термометр? (Ответ:tвл.=10оС).
5.Подведение итогов урока и обсуждение домашнего задания.
Учителем проверяются планы урока, составленные учениками. ( Несколько учеников зачитывают свои планы, дополняя друг друга новыми пунктами).
Обсуждается и записывается домашнее задание: § 19, после прочтения не забудьте расписать пункты плана, который вы составили на уроке. Кроме того, практическое задание: определите влажность воздуха дома и подумайте, может ли она быть различной. Свой ответ докажите экспериментально. Для того, чтобы справиться с заданием, необходимо вспомнить, от чего зависит влажность воздуха.
Урок завершен, до встречи на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по МДК 05.01. «Технология малярных работ»
Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по работе с программой MyTestX
С помощью программы MyTestX возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным ди...
Виды самостоятельной работы студентов по МДК «Практикум по организации вокально-хоровой работы»
В данной работе самостоятельность рассматривается как характеристика деятельности студента и представляет собой проявленную им способность решать данну...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ОП 04. Основы технологии отделочных строительных работ
Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОП.04 «Основы технологии отделочных строительных работ»....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению ПМ 01. Выполнение штукатурных работ
Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение штукатурных раб...
Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПМ.01. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО МОНТАЖУ РАБОТЕ УЗЛОВ И ЭЛЕМЕНТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ И РАДИОТЕЛЕВИЗИОННОЙ АППАРАТУРЫМДК.01.01 Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и
Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по МДК.01.01 Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевиз...