Рабочая программа учебной дисциплины "Ботаника"
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисиплины Ботаника является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ "Тольяттинский медколледж" по специальности СПО Фармация (базовая подготовка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_1k_botanika.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»
Рабочая программа
учебной дисциплины
Ботаника
Специальность Фармация (базовая подготовка)
2015
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК № 2 Протокол № ___ от _________ 20____ г. Председатель ЦМК _________________ Г.А. Визняк | Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Фармация (базовая подготовка) Заместитель директора по учебно-производственной работе ________________ Л. Н. Михайлова |
Составитель | Л.Н. Михайлова – преподаватель высшей квалификационной категории |
Рецензенты | Г.А. Визняк – председатель цикловой методической комиссии |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Ботаника
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ «Тольяттинский медколледж» по специальности СПО Фармация (базовая подготовка), разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре
программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина ОП. 07 «Ботаника» относится к дисциплинам общепрофессионального учебного цикла федерального компонента.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины –
требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- составлять морфологическое описание растений по гербариям;
- находить и определять растения, в том числе лекарственные, в различных фитоценозах.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- морфологию, анатомию растительных тканей и систематику растений;
- латинские названия семейств изучаемых растений и их представителей;
- охрану растительного мира и основы рационального использования растений.
В результате освоения дисциплины у будущего фармацевта должны формироваться следующие общие компетенции, включающие в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней настойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Освоение учебной дисциплины является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.
ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно – правовой базы.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля.
ПК 2.1.Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.
1.4. Количество часов на освоение
рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 69 часов, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 46 часов;
– самостоятельной работы обучающегося – 23 часа.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 69 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 46 |
в том числе | |
лекции | 24 |
семинарские занятия | 2 |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 23 |
в том числе | |
– составление конспектов | 2 |
– заполнение таблиц | 4 |
– выполнение курсовой работы | 10 |
– работа с электронными учебными пособиями | 2 |
– работа с учебником и т.п. в зависимости от специфики модуля | 5 |
– работа в рабочей тетради | В случае пропуска практического занятия |
Учебная практика | 2 недели |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Ботаника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа | Объём часов | Уровень освоения | |||
Теория | Лабораторно-практические занятия | Самостоятельная работа | ||||
Лекции | Семинары | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. Цитологические основы ботаники. | 8 | 6 | 4 | |||
Тема 1.1. Введение. Строение растительной клетки. | Содержание учебной информации. Предмет и задачи ботаники. Значение ботаники в образовании фармацевта. Охрана растительного мира и основы рационального использования растений. Строение растительной клетки. Цитоплазма. Пластиды. Клеточная оболочка. Вакуоли с клеточным соком. Клеточные включения. | 1 | ||||
Лекция № 1. Строение растительной клетки. Протопласт. | 2 | |||||
Самостоятельная работа студентов. Оформление в конспекте лекций таблицы «Органоиды растительной клетки». Разделы таблицы:
| 2 | |||||
Лекция № 2. Строение растительной клетки. Производные протопласта. | 2 | |||||
Практическое занятие № 1. Строение растительной клетки. Протопласт. Строение растительной клетки. Производные протопласта. | 2 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тема 1.2. Изучение растительных тканей. | Содержание учебной информации. Общее понятие о тканях. Классификация. Характеристика меристематических, покровных, основных, проводящих, механических, выделительных тканей. Функции. Особенности строения. Локализация. | 1 | ||||
Лекция № 3. Растительные ткани (меристематические, покровные, основные). | 2 | |||||
Лекция № 4. Растительные ткани (проводящие, механические, выделительные) | 2 | |||||
Практическое занятие № 2. Изучение растительных тканей. | 2 | |||||
Самостоятельная работа студентов. Работа с учебником. | 2 | |||||
Раздел 2. Вегетативные органы растения | 6 | 6 | 4 | |||
Тема 2.1. Строение корня и стебля. | Содержание учебной информации. Общее понятие о вегетативных органах. Морфология корня. Классификация корней и корневых систем. Метаморфозы корней. Морфология стебля. Типы стеблей. | 2 | ||||
Лекция № 5. Строение корня и стебля. | 2 | |||||
Практическое занятие № 2. Строение корня. Типы корней и корневых систем. Метаморфозы корня. Строение стебля. | 2 | |||||
Самостоятельная работа студентов. Оформление в альбоме практических занятий таблицы «Метаморфозы корня». Разделы таблицы:
| 2 | |||||
Тема 2.2. Структура побега | Содержание учебной информации. Морфология побега. Типы побегов. Типы листорасположения. Строение почки. Виды почек. Морфология и анатомия листа. Формы листовых пластинок. Типы расчлененности листовых пластинок. Листья простые и сложные. Метаморфозы побегов. | 2 | ||||
Лекция № 6. Структура побега. Строение листа и почки. | 2 | |||||
Самостоятельная работа студентов. Оформление в альбоме практических занятий рисунков: «Основные формы стебля», «Основные типы оснований, верхушек и края листовых пластинок», таблиц: «Форма листовой пластины», «Типы рассечения листовой пластины». | 2 | |||||
Лекция № 7. Метаморфозы побегов | 2 | |||||
Практическое занятие № 3. Морфология простых и сложных листьев. Строение почки. Структура побега. Метаморфозы органов побегового происхождения | 2 2 | |||||
Раздел 3. Генеративные органы растения | 4 | 4 | 2 | |||
Тема 3.1. Строение цветка. Классификация соцветий. | Содержание учебной информации. Понятие о генеративных органах. Строение цветка. Соцветия, строение, классификация. Простые неопределенные соцветия. Сложные неопределенные соцветия. Определенные соцветия. | 2 | ||||
Лекция № 8. Строение цветка. Типы соцветий. | 2 | |||||
Практическое занятие № 4. Строение цветка. Типы соцветий. | 2 | |||||
Самостоятельная работа студентов. Оформление в альбоме практических занятий схем: «Строение соцветия», «Типы ботрических соцветий», «Типы цимоидных соцветий». | 2 | |||||
Тема 3.2. Строение плода и семени. | Содержание учебной информации. Строение плодов и семян. Классификация плодов и семян. Типы сухих и сочных плодов. | 2 | ||||
Лекция № 9. Строение плода и семени | 2 | |||||
Практическое занятие № 4. Строение плода. Строение семени. | 2 | |||||
Раздел 4. Систематика растений | 6 | 4 | 3 | |||
Тема 4.1. Основные признаки семейств высших покрытосеменных растений. | Содержание учебной информации. Основные положения о систематике. Основные систематические единицы: вид, род, семейство, порядок, класс. Низшие растения. Отдел покрытосеменные (краткая характеристика). Основные признаки семейств. | 2 | ||||
Лекция № 10. Понятие о систематике. Таксономические категории. Бинарная номенклатура. Высшие споровые растения. Семенные растения. | 2 | |||||
Лекция № 11. Основные признаки семейств высших покрытосеменных растений (розоцветные, бобовые, лютиковые, маковые, гречишные, яснотковые). | 2 | |||||
Лекция № 12. Основные признаки семейств высших покрытосеменных растений (астровые, пасленовые, лилейные, мятликовые, капустные). | 2 | |||||
Самостоятельная работа студентов. Выучить латинские названия лекарственных растений. Выучить характеристику семейств. Работа с электронным пособием. | 3 | |||||
Практическое занятие № 5. Изучение основных признаков семейств. | 4 | |||||
Промежуточная аттестация | Семинарское занятие № 1. Дифференцированный зачет. | 2 | ||||
Тематика курсовых работ
|
| |||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой | 10 | |||||
Всего: 69 часов, из них | 24 | 2 | 20 | 23 |
Характеристика уровня освоения учебного материала:
1 – ознакомительный уровень (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный уровень (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный уровень (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета ботаники.
Оборудование учебного кабинета:
Мебель
- Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий, приборов, микропрепаратов.
- Шкаф для микроскопов.
- Классная доска.
- Стол для преподавателя.
- Стул для преподавателя.
- Столы для студентов.
- Стулья для студентов.
Технические средства обучения
- Мультимедийная установка.
- Компьютер и программное обеспечение.
- Видео- и DVD-фильмы.
- Конспекты лекций на электронных носителях.
Оборудование рабочих мест кабинет:
- Лупа препаровальная со столиком.
- Лупа ручная.
- Линейка.
- Ножницы.
- Иглы препаровальные.
- Лезвия.
- Спиртовка.
- Стекла покровные.
- Стекла предметные.
- Колба коническая.
- Стаканы химические.
- Воронка стеклянная.
- Палочка стеклянная.
- Чашки Петри.
- Выпарительная чашка.
- Пипетка глазная.
- Флаконы.
- Чашки пластмассовые.
- Пробирки.
- Штатив для пробирок.
- Кюветы.
- Бумага фильтровальная.
- Вата.
- Марля.
- Спички.
- Полотенце.
- Реактивы в с соответствии с учебной программой.
- Садовый набор.
- Сетка гербарная.
- Папка для гербария.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
интернет-ресурсов и дополнительной литературы
Основные источники:
- Лекарственные растения. Самая полная энциклопедия. А.Ф.Лебедев и др. – М: АСТ прессе книга, 2013 г.
- Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – СПб.: «Специальная литература», 2012 г.
Дополнительные источники:
- Атлас растений / под редакцией Чубарьяна А.О. – М: ОЛМА – пресс Образование, 2005 г.
- Долгачева В.С., Алексахина Е.М. Ботаника – М.: «Академия», 2003 г.
- Дорохина Л.Н. Практикум по анатомии и морфологии растений: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2001 г.
- Лекарственные растения. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Т. Чухно - М: Эксмо, 2007 г.
- 500 важнейших лекарственных растений. В.Г.Лаврентьев – М: ООО «Издательство АСТ»; Донецк «Сталкер», 2004 г.
- Турищев С.Н.Фитотерапия. – М: «Академия»», 2003 г.
- Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника – М: ВО «Агропромиздат», 1988г.
Интернет-источники
4. Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских и практических занятий, при выполнении решении заданий в тестовой форме, выполнении индивидуальных заданий и исследований, анализа выполнения заданий для самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения
| Работа с гербарными образцами растений (демонстрация умений описать морфологические признаки растений). Оценка демонстрации студентом практических умений. Решение заданий в тестовой форме. обсуждение. |
Усвоенные знания
| Решение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Обсуждение графа логической структуры темы. |
Распределение учебных часов по формам занятий
на 20__ – 20__ учебный год
Специальность Фармация (ФГОС СПО 4)
Дисциплина «Ботаника»
Курс – 1
Перечень лекционных занятий
№ | Наименование темы лекционного занятия | Кол-во часов |
Строение растительной клетки. Протопласт | 2 | |
Строение растительной клетки. Производные протопласта | 2 | |
Растительные ткани (меристематические, покровные, основные) | 2 | |
Растительные ткани (проводящие, механические, выделительные) | 2 | |
Строение корня и стебля | 2 | |
Структура побега. Строение листа и почки. | 2 | |
Метаморфозы побегов | 2 | |
Строение цветка. Типы соцветий. | 2 | |
Строение плода и семени | 2 | |
Понятие о систематике. Таксономические категории. Бинарная номенклатура. Высшие споровые растения. Семенные растения. | 2 | |
Основные признаки семейств высших покрытосеменных растений (розоцветные, бобовые, лютиковые, маковые, гречишные, яснотковые). | 2 | |
Основные признаки семейств высших покрытосеменных растений (астровые, пасленовые, лилейные, мятликовые, капустные). | 2 | |
Всего | 24 |
Перечень семинарских занятий
№ | Наименование темы семинарского занятия | Кол-во часов |
1. | Дифференцированный зачет. | 2 |
Всего | 2 |
Перечень практических занятий
№ | Наименование темы практического занятия | Кол-во часов |
Строение растительной клетки. Протопласт | 2 | |
Строение растительной клетки. Производные протопласта | 2 | |
Изучение растительных тканей. | 2 | |
Строение корня. Типы корней и корневых систем. Метаморфозы корня. Строение стебля. | 2 | |
Морфология простых и сложных листьев. Строение почки. | 2 | |
Структура побега. Метаморфозы органов побегового происхождения. | 2 | |
Строение цветка. Типы соцветий. | 2 | |
Строение плода. Строение семени. | 2 | |
Понятие о систематике. Таксономические категории. Бинарная номенклатура. Высшие споровые растения. Семенные растения. | 2 | |
Изучение основных признаков семейств | 2 | |
Всего | 20 |
ИТОГО | 46 |
Заведующий отделением | Л.В.Байбакова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Автоматические тормоза подвижного состава «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Автоматические тормоза подвижного состава «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...