Образовательный проект - "Наши обучающиеся - наше будущее"
проект на тему
В последние годы на российском рынке труда растет спрос на квалифицированных специалистов; низкий квалификационный уровень производственного персонала стал одной из основных причин слабой конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Состояние кадрового потенциала в России вызывает большую тревогу у правительства страны, что выражается в постоянном увеличении статьи расходов федерального бюджета на образование.
Не тревожатся, пожалуй, только обучающиеся, большинство которых поступает в образовательные учреждения среднего профессионального образования в возрасте 15-16 лет.
Наверное, каждый преподаватель общеобразовательных дисциплин в своей профессиональной деятельности сталкивался с вопросом от обучающихся: «А зачем мне учить вашу дисциплину?». Конечно, каждый преподаватель по своему отвечает на подобные вопросы, я же стараюсь наглядно и максимально доступно показать обучающимся, что знания, полученные на занятиях по моей дисциплине (Информатика и ИКТ) являются важной основой для любой профессиональной подготовки.
Проводя очередной раз входной контроль по дисциплине Информатика и ИКТ, я сделал вывод, что уровень школьных знаний у обучающихся поднимается, но находится на недостаточно высоком уровне для их применения в профессиональном образовании. Это побудило меня провести исследование на определение уровня мотивации к изучению дисциплины Информатика и ИКТ. Для исследования я использовал методику Ричарда Вайсмана, основанную на подсчете желаемого количества времени на занятие определенной деятельностью в сравнении с реально отводимым временем, уровень оказался прогнозируемо низким. Таким образом стало актуальным нахождение новых путей повышения уровня мотивации у обучающихся для успешного освоения общеобразовательной дисциплины Информатика и ИКТ, как одной из основ профессиональной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_obuchayushchiesya_-_nashe_budushchee.docx | 75.91 КБ |
nashi_obuchayushchiesya_-_nashe_budushchee.pptx | 537.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«БЕЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПРОЕКТ
НАШИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ – НАШЕ БУДУЩЕЕ!
Автор проекта:
Смышляев Александр Владимирович,
преподаватель общеобразовательных дисциплин
Белово
2016
ТЕМА ПРОЕКТА
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПРОБЛЕМА
Квалифицированный специалист, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность, умеющий обдуманно рисковать, созидать, составляет основу и главный ресурс любой организации. Даже в нестабильной экономической ситуации безработица ему не грозит. Беловский многопрофильный техникум ориентирован на подготовку именно таких специалистов.
Если обучающийся ставит перед собой цель стать квалифицированным специалистом, готовиться к этому следует, начиная с первого курса. Знания, полученные на занятиях по общеобразовательным дисциплинам, являются главной основой для любой профессиональной подготовки. Более того, образование не должно завершаться окончанием техникума. Для того, чтобы быть в курсе новейших достижений и эффективно конкурировать на рынке труда, необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Уже сейчас обучающиеся старших курсов начинают понимать, что, получая выбранную специальность, нельзя останавливаться на достигнутом. А для дальнейшего развития им может помочь умение работать с персональным компьютером, без которого уже невозможно представить нашу жизнь!
Уверенный пользователь ПК получает громадное преимущество перед специалистом, отвергающим современные технологии, и может рассчитывать на лучшее место работы. К навыкам уверенного пользователя ПК относятся умения:
- работать в операционных средах Windows, LINUX,
- использовать изученные прикладные программные средства
- профессионально оформлять документы,
- искать, сортировать и фильтровать информацию,
- искать информацию в поисковых серверах Интернет.
Все перечисленные умения формируются на занятиях по Информатике и ИКТ. Проведя анализ данных входного контроля первокурсников специальностей СПО по своей дисциплине за последние четыре года (Приложение 1), я сделал вывод, что уровень школьных знаний у обучающихся поднимается. Но находится на недостаточно высоком уровне для применения их в профессиональном образовании. Это побудило меня провести исследование на определение уровня мотивации к изучению дисциплины Информатика и ИКТ (Приложение 2), уровень оказался низким. Таким образом стало актуальным нахождение новых путей повышения уровня мотивации у обучающихся для успешного освоения общеобразовательной дисциплины Информатика и ИКТ, как одной из основ профессиональной подготовки.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Повышение уровня мотивации обучающихся к дисциплине Информатика и ИКТ через выполнение практико-ориентированных заданий.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Провести диагностику уровня мотивации обучающихся 1-ого курса специальностей СПО к дисциплине Информатика и ИКТ,
- Установить междисциплинарные связи дисциплины Информатика и ИКТ с дисциплинами профессионального цикла,
- Разработать электронный сборник практико-ориентированных заданий по предмету Информатика и ИКТ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Профессиональное образование больше не может развиваться как замкнутая система. Работодатель предъявляет требования к качеству профессионального образования выпускников, а образовательное учреждение должно удовлетворить требования работодателя. С целью укрепления связи с рынком труда, обеспечения формирования нового качества подготовки, мы понимаем, что необходимо идти по пути совершенствования механизмов социального партнерства. Стандарты нового поколения нам жестко регламентируют, что мы должны очень тесно сотрудничать с работодателями. Только в результате такого сотрудничества возможна подготовка востребованных на рынке труда специалистов среднего звена.
НОВИЗНА ПРОЕКТА заключается в том, что сборник практико-ориентированных заданий, сформированный в совместной деятельности обучающихся 1-го, 3-го курсов с преподавателями профессионального цикла, а также с социальными партнерами будет способствовать устойчивому интересу к профессии и повышению уровня мотивации к изучению дисциплины Информатика и ИКТ.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: обучающиеся 1-го и 3-го курсов по специальности Организация перевозок и управления на транспорте (в будущем диспетчер, дежурный по станции, оператор…), преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин (информатика и ИКТ, организация движения, АСУ на транспорте), представители социальных партнеров.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
сентябрь 2015 г. – август 2016 г.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации | Мероприятия | Сроки реализации | Исполнители |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Диагностика уровня мотивации у обучающихся 1 курса специальностей СПО к изучению дисциплины Информатика и ИКТ | Сентябрь 2015 | Преподаватель информатики, обучающиеся 1 курса специальностей СПО |
Формирование творческой группы из числа обучающихся 1-ого и 3-ого курсов, а также преподавателей профессионального цикла, преподавателей информатики | Сентябрь 2015 | Преподаватели информатики и профессионального цикла, обучающиеся групп ОП 1 и 3 курсов | |
Проработка стандартов и рабочих программ профессионального модуля по специальности Организация перевозок и управления на транспорте с целью выявления междисциплинарных связей (Приложение 3) | Октябрь 2015 – ноябрь 2015 | Преподаватели информатики и профессионального цикла, обучающиеся групп ОП 1 и 3 курсов | |
ОСНОВНОЙ | Анализ имеющихся заданий по практическим работам с учетом мнений участников творческой группы | Октябрь 2015 – январь 2016 | Преподаватели информатики и профессионального цикла, обучающиеся группы ОП 1 и 3 курсов |
Формирование сборника практико-ориентированных заданий по дисциплине Информатика и ИКТ | Январь 2016 – февраль 2016 | Преподаватели информатики | |
Знакомство с социальными партнерами и анкетирование (Приложение 4) их на предмет требований к потенциальным работникам (диспетчерам, дежурным по станции) | Февраль 2016 | Преподаватель информатики и профессионального цикла, обучающиеся группы ОП 1 и 3 курсов | |
Консультации и согласование с социальными партнерами по сформированному сборнику практико-ориентированных заданий по дисциплине Информатика и ИКТ | Март 2016 – май 2016 | Преподаватель информатики и профессионального цикла, обучающиеся группы ОП 1 и 3 курсов | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | Повторная диагностика уровня мотивации у обучающихся 1 курса к изучению дисциплины Информатика и ИКТ | Май 2016 | Преподаватель информатики, обучающиеся 1 курса специальностей СПО |
Разработка электронной версии сборника практико-ориентированных заданий по дисциплине Информатика и ИКТ | Май 2016 – июнь 2016 | Преподаватели информатики, обучающиеся группы ОП 1 и 3 курсов | |
Внесение изменений в методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Информатика и ИКТ | Май 2016 – июнь 2016 | Преподаватели информатики |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Краткосрочные:
- Формирование и развитие у обучающихся – участников творческой группы, общих компетенций в ходе работы над проектом
- Разработка электронного сборника практико-ориентированных заданий по дисциплине Информатике и ИКТ
Долгосрочные
- Повышение уровня мотивации обучающихся по специальностям СПО к дисциплине Информатика и ИКТ.
- Увеличение количества участников олимпиад, конкурсов различных уровней, научно-практических конференций
- Выход на новый уровень сотрудничества с социальными партнерами
СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
- Кадровые (профессионально-педагогические, обучающиеся, социальные партнеры образовательного учреждения)
- Методические (методическая и специальная литература)
РИСКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:
- Слабая активность обучающихся и преподавателей профессионального цикла в связи с недостаточным пониманием поставленных перед ними задач
Выход:
- Показать междисциплинарные связи информатики с профессиональными модулями.
- Слабая заинтересованность социальных партнеров в участии в проекте
Выход:
- Личные беседы о важности дисциплины Информатика и ИКТ в подготовке современного специалиста
- Предложение о соавторстве в формирующемся электронном сборнике практико-ориентированных заданий
- Смещение сроков выполнения проекта
Приложение 1
Результаты входного контроля по Информатике и ИКТ обучающихся по специальностям СПО
Приложение 2
Протокол для ответов на анкету изучения развития познавательных и профессиональных мотивов (модификация анкеты Ричарда Вайсмана)
Вид деятельности | Время, которое вы реально тратите на каждый из перечисленных видов деятельности | Затраты времени за 1 раз | ||||||
Ежедневно | 1 раз в два дня | 2 раза в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в 2 недели | 1 раз в месяц | Часы | Мин | |
1. Занятия по информатике | ||||||||
2. Подготовка к занятиям по информатике | ||||||||
3. Посещение театров, музеев, выставок | ||||||||
4. Чтение художественной литературы, газет, публицистики | ||||||||
5. Самостоятельное изучение какой либо области информатики | ||||||||
6. Хобби с использованием ЭВМ | ||||||||
7. Реальная профессиональная деятельность | ||||||||
8. Исследовательская деятельность с использованием ИКТ | ||||||||
9. Поиск и работа с профессиональной информацией | ||||||||
10. Развлечения | ||||||||
11. Общение с друзьями | ||||||||
12. Занятия спортом |
Бланк анкеты содержит два одинаковых перечня видов деятельности. В одном из них обучающимся предлагалось указать свои реальные затраты времени на эти виды деятельности, в другом – желаемые.
Не все виды деятельности в перечне являются собственно познавательными, но в каждом в той или иной степени представлен познавательный аспект; в то же время некоторые из них можно считать собственно профессиональными, другие – собственно познавательными. Для анализа выбраны виды познавательной деятельности 2, 3, 4, 5, 8, 9, из них 8 и 9 рассматриваются как собственно профессиональные. Сопоставление желаемых затрат времени на анализируемые виды деятельности позволило оценить уровень познавательных и профессиональных мотивов обучающихся к изучению дисциплины Информатика и ИКТ. В качестве показателей сформированности познавательных мотивов рассматривались суммарные оценки желаемых затрат времени на все выбранные для анализа виды деятельности, профессиональных – по пунктам 8 и 9.
Приложение 3
Требования для успешного овладения видов профессиональной деятельности по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
Разделы Информатики и ИКТ | Профессиональный модуль 1 | Профессиональный модуль 2 | Профессиональный модуль 3 | |
1. Обработка информации в офисных приложениях 2. Телекоммуникационные технологии | Умения | 1. ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков 2. использования в работе электронно-вычислительных машин для обработки оперативной информации | 1. самостоятельного поиска необходимой информации | 1. оформления перевозочных документов |
1. Компьютер и программное обеспечение 2. Автоматизированные системы управления | 1. использовать программное обеспечение для решения транспортных задач 2. применять компьютерные средства | |||
1. Обработка информации в офисных приложениях | Знания | 1. правила документального оформления перевозок пассажиров и багажа | 1. формы перевозочных документов |
Приложение 4
Анкета для работодателя
Полное наименование предприятия (организации, учреждения), адрес:
______________________________________________________________________
ЗАДАЧА ОПРОСА:
Выявить потребности работодателей к потенциальным работникам
ИНСТРУКЦИЯ: Просим Вас, отвечая на вопрос анкеты внимательно прочитать вопрос и варианты ответов и поставить ✓ в подходящем для Вас варианте. Вы можете также вписать недостающие, с Вашей точки зрения «ответы», высказать свое мнение, которое нами будет учтено.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
1. Специалисты, каких профессий могли бы быть приняты сегодня на Ваше предприятие? Укажите, пожалуйста, специальности и количество вакансий.
№ пп | Специальность (профессия) | Возможность приема (человек) |
1. |
2. Считаете ли Вы целесообразным иметь прямые связи с учебным заведением, ведущим подготовку специалистов для Вашего предприятия (учреждения)?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
3. Заинтересованы ли Вы, участвовать в разработке учебно-производственных программ и в планировании профессионального обучения молодежи по важным для Вашего предприятия (учреждения) специальностям?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
4. Какие требования Вы предъявляете к выпускникам на современном этапе, что они должны знать и уметь?
______________________________________________________________________
5. Укажите, работают ли в вашем учреждении, предприятии, организации выпускники Беловского многопрофильного техникума?
№ п/п | Ф.И.О. выпускника техникума | Год выпуска, специальность | Должность на вашем предприятии | Сведения о повышении квалификации |
6. Каких качеств, по Вашему мнению, не хватает сегодня у молодых специалистов
______________________________________________________________________
Дата заполнения анкеты __________________________________________
Спасибо за участие в опросе!
Ваши ответы, рекомендации помогут более качественной профессиональной подготовки выпускников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д инамика расходов федерального бюджета по статье образование за период 2013 – 2015 гг. и в проекте на период 2016 – 2018 гг. 2 Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации
Результаты входного контроля по Информатике и ИКТ обучающихся по специальностям СПО по годам 3
Результат анализа анкеты первичной диагностики познавательных и профессиональных мотивов при изучении дисциплины Информатика и ИКТ 4
ЦЕЛЬ МОЕГО ПРОЕКТА: ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА И ИКТ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ 5 ТЕМА ПРОЕКТА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
6 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Провести диагностику уровня мотивации обучающихся 1-ого курса специальностей СПО к дисциплине Информатика и ИКТ, Установить междисциплинарные связи дисциплины Информатика и ИКТ с дисциплинами профессионального цикла, Разработать электронный сборник практико-ориентированных заданий по предмету Информатика и ИКТ.
7 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Этапы реализации Мероприятия Сроки реализации ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Диагностика уровня мотивации Сентябрь 2015 Формирование творческой группы Сентябрь 2015 Проработка стандартов и рабочих программ профессионального модуля по специальности целью выявления междисциплинарных связей Октябрь 2015 – ноябрь 2015
8 РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
9 РИСКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА: 1. Слабая активность обучающихся и преподавателей профессионального цикла в связи с недостаточным пониманием поставленных перед ними задач Выход: Показать междисциплинарные связи информатики с профессиональными модулями. 2. Слабая заинтересованность социальных партнеров в участии в проекте Выход : Личные беседы о важности дисциплины Информатика и ИКТ в подготовке современного специалиста Предложение о соавторстве в формирующемся электронном сборнике практико-ориентированных заданий Смещение сроков выполнения проекта
10 Этапы реализации Мероприятия Сроки реализации ОСНОВНОЙ Анализ имеющихся заданий Октябрь 2015 – январь 2016 Формирование сборника Январь 2016 – февраль 2016 Знакомство с социальными партнерами Февраль 2016 Консультации и согласование с социальными партнерами по сформированному сборнику Март 2016 – май 2016 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
11 Западно-Сибирская дирекция организация движения– ф-ла ОАО « РЖД»Беловский центр организации железнодорожных станций ОАО «СУЭК-Кузбасс» Погрузочно-Транспортное Управление ООО « Беловопромжелдорстранс ООО ТЭК «Мереть» СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
12 Этапы реализации Мероприятия Сроки реализации ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Повторная диагностика уровня мотивации у обучающихся 1 курса Май 2016 Разработка электронной версии сборника практико-ориентированных заданий Май 2016 – июнь 2016 Внесение изменений в методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Информатика и ИКТ Май 2016 – июнь 2016 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
13 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Краткосрочные: Формирование и развитие у обучающихся – участников творческой группы, общих компетенций в ходе работы над проектом Разработка электронного сборника практико-ориентированных заданий по дисциплине Информатике и ИКТ Долгосрочные: Повышение уровня мотивации обучающихся по специальностям СПО к дисциплине Информатика и ИКТ. Увеличение количества участников олимпиад, конкурсов различных уровней, научно-практических конференций Выход на новый уровень сотрудничества с социальными партнерами
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное профессиональное образовательное учреждение «БЕЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ НАШИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ – НАШЕ БУДУЩЕЕ ! Автор проекта: Смышляев Александр Владимирович, преподаватель общеобразовательных дисциплин Белово 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Наши мамы всех милее, всех любимей и добрее»
Предлагаемый проект «Наши мамы всех милее, всех любимей и добрее», поможет улучшить культуру поведения студентов....
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ "НАШЕ ЗДОРОВЬЕ - НАШИХ РУК ДЕЛО"
Cтатья для публикации в сборнике материалов II Городской научно-практической конференции "Осуществление целостности образовательного процесса в профессиональном взаимодействии педагога и учащихс...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного дню охраны труда «Охрана труда – наша жизнь, наше здоровье»
Внеклассное мероприятие для обучающихся образовательных учреждений. Проводится ежегодно в апреле, посвящается дню охраны труда....
Проект «Экология водоемов нашего края».
Проект мотивирует учащихся к самостоятельной работе над языком, Прививает интерес к истории, культуре и традициям страны изучаемого языка. Развивает познавате...
ФГОС ДО Проект образовательной деятельности «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Образовательное путешествие разработано с наличием ситуаций развития, проблемных ситуаций, которые позволяют ребенку использовать ресурсы среды, ее материалов и компонентов, а также выстраивать свою д...
Проект "Молодежь ТОСа наше настоящее и будущее"
Проект: "Молодежь ТОСа - наше настоящее и будущее" дает возможность реализовывать основные направления воспитательного процесса такие, ка: здоровье, интеллект, нравственность, досуг.Актуальн...
Арт-проект "Наша жизнь - наши мысли"
Арт-проект "Наша жизнь -наши мысли" как пропаганда здорового образа жизни, как рассуждение о том, что в жизни самое важное и ценное для человека, к чему надо идти и на что нацеливаться, а им...