Классный час "Толерантность - не только терпимость..."
классный час на тему
Материал данного классного часа предназначен для обучающихся СПО. Он может быть использован и в старших классах. Тема, увы, по-прежнему остаётся актуальной: вопрос о толерантности, о необходимости её проявления в разных сферах современной общественной жизни постоянно поднимается СМИ. Для видео-ряда фрагментов художественных или документальных фильмов, обсуждение которых предусмотрено данным сценарием, каждый педагог может выбрать наиболее актуальные для аудитории, где данное мероприятие проводится. Здесь можно порекомендовать и материалы различных новостных программ и ток-шоу, а также отрывки из художественных произведений. Подготовка для игр - минимальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им.А.С.ПУШКИНА»
КЛАССНЫЙ ЧАС
ТОЛЕРАНТНОСТЬ –
НЕ ТОЛЬКО ТЕРПИМОСТЬ
ПОДГОТОВИЛА
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
11 ГРУППЫ,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
ИСАЧЕНКО ИРИНА МИХАЙЛОВНА
СУРАЖ, 2016
Воспитание достигло своей цели,
когда человек обладает силой и волей
самого себя образовывать и знает
способ и средства, как это осуществить.
А.Дистервег
Задачи:
• формировать у студентов толерантное отношение к окружающим людям, друзьям, членам семьи;
• показать возможные пути формирования у учащихся основ толерантного поведения;
• показать, что принятие оптимального решения возможно лишь на основе критического осмысления ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М. «ВАКО»,2002
2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические рекомендации. Выпуск 2/Под ред.Н.А.Алексеевой. – М. ТЦ Сфера, 2003
3. Познавательные задачи. Сост. Е.Н.Захарова,Н.С.Куркова. – М.Просвещение, 1990
4. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М., Владос,2001
5. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М. ЧеРо-Юрайт, 2000
6. festival.1 september.ru
7. www.ychitel.com
Этапы подготовительной работы:
1. Обсуждение темы и формы мероприятия. Постановка целей и задач дела.
2. Формирование групп, определение заданий.
3.Выявление лидеров групп (ответственных). Помощь классного руководителя.
4. Подбор материала по теме.
5. Обсуждение хода мероприятия с лидерами.
6. Подготовка ведущих.
7. Оформление аудитории.
Оборудование: таблички со словами; запись танцевальной музыки, плакаты с названиями этапов мероприятия, фрагменты видеофильмов, телевизор, видеомагнитофон.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
I. Немного филологии
II. Толерантность = терпимость?
III. Немного теории
IV. Педагогические условия становления толерантности.
V. Игры на формирование толерантности
VI. Вместо заключения…
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
- Добрый день. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о понятии, которое в настоящее время все чаще употребляется в речи, на страницах журналов и газет, в теле- и радиопередачах. О толерантности.
- Совсем недавно, 16 ноября, во всем мире отмечался Международный день толерантности. Именно в этот день в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности.
I. Немного филологии
- К ней мы вернемся чуть позже. Сначала - немного филологии. В латинском языке существовало два глагола со значением «терпеть»: pati и tolerare.
- Первый из них обозначал «терпеть» по отношению к телу (например, физические нагрузки), второй – «терпеть» по отношению к душе. Образованное от глагола tolerare существительное tolerantia обозначало, соответственно, «терпимость».
- Давайте обратимся к семантике этого слова. Что же такое толерантность? Что означает быть толерантным?
- Послушаем сначала те определения данному слову, которые нашли вы. (Студенты группы зачитывают определения слову «толерантность», найденные в различных типах словарей и относящиеся к разным отраслям познания: медицина, биология, социология и т.д.)
- Вернемся к Декларации принципов толерантности. В пункте 1 статьи 1 этого документа говорится: « Толерантность – уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».
- Мы с вами будущие учителя иностранного языка, поэтому для нас интересным будет определение толерантности с точки зрения педагогики. Итак, толерантность – признание ценности других, не приносящее ущерба собственной личности, проявляется в сдерживании негативных реакций (эмоциональных, вербальных, невербальных), с одной стороны, с другой – устойчивость его положительного отношения к данному объекту, ведущая к их сотрудничеству (мирному сосуществованию).
II. Толерантность = терпимость?
- Посмотрите на вопрос, скрытый во второй части нашего классного часа. Терпимость – это синоним толерантности? Как вы думаете?(ответы студентов)
- Послушайте еще одну цитату из пункта 4 статьи 1 Декларации принципов толерантности: «Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим».
- Подумайте и скажите, с чем, с вашей точки зрения никогда не может и не должен мириться Человек? (Ответы студентов)
- Просмотрите фрагменты фильмов. Скажите, можно ли как-то объяснить поступки героев с человеческой точки зрения? (просмотр видеозаписи)
- Итак, понятие толерантности складывается из трех составляющих: 1.терпимость; 2. устойчивость в рамках нравственности, морали и права; 3.активная позиция субъекта.
- Таким образом, терпимость, как мы видим из этой схемы, является лишь составляющей толерантности.
III. Немного теории
- У каждого явления есть свои истоки. Толерантность – не исключение.
- Биологические корни толерантности заключаются в устойчивости организма к воздействию чужеродных тел.
- Психологические корни – это сила и скорость отражения каких-либо воздействий.
- Социальные корни кроются в сознательном и терпимом восприятии чего-либо другого. Следует отметить, что социальному присущи все признаки биологического и психологического.
- Философ Лекторский выделяет 4 прочтения толерантности:
1. безразличие – привитие равнодушного отношения к другой точке зрения и мнениям;
- 2. невозможность взаимопонимания – просто уважение (не принять не можем, но и принять тоже не можем);
- 3. снисхождение – подразумевает более привилегированное самосознание человека;
- 4. уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимоизменение в результате критического диалога.
IV. Педагогические условия становления толерантности
- Как будущим педагогам нам будут, безусловно, интересны педагогические условия становления толерантности. Особо актуальна эта информация в связи с тем, что через полтора месяца нам предстоит преддипломная педагогическая практика.
- К педагогическим условиям становления толерантности следует отнести (перечисляемые условия комментируются говорящим):
1. признание самой нетерпимости (глобальные формы – расизм, ксенофобия, национализм; вокруг нас – употребление определенной лексики, байкот, запугивание, осквернение и т.д.);
2. наличие самогó толерантного воспитания;
3. соответствие образовательного процесса функциональным и возрастным особенностям учащихся;
4. целенаправленная организация деятельности;
5. включение самого ребенка в деятельность;
6. диалоговая организация общения;
7. эмоционально-ценностное стимулирование деятельности (со стороны учителя).
- Уровень сформированности толерантности возможно определить с помощью приемов диагностики (анкетирование, тестирование и т.д.)
- Нужно сказать, что толерантность бывает ситуативной (подчинение, выгода, какой-либо умысел) и сущностной (воспитанность).
V. Игры на формирование толерантности
- Пришло время поиграть. (Группа выполняет предлагаемые ведущими задания)
Игра 1 называется «Сиамские близнецы». Сесть по парам, взять друг друга под руку, чтобы получилась «общая» рука. В нее взять ручку или карандаш и выполнить общее задание (нарисовать или написать что-нибудь).
Игра 2. «Кляксы». Капнуть на лист краску, сверху положить еще один лист и прижать, чтобы получились две одинаковые кляксы. Каждый получает свой лист и пытается «доработать» кляксу так, чтобы получился завершенный рисунок.
Игра 3. «Рисунок по кругу». Группа садится в два круга, у каждого студента – по листу бумаги. У каждого есть 10-15 сек., чтобы что-то нарисовать и по сигналу передать сидящему справа (или слева). Снова 10-15 сек., студент, получивший лист рисует на нем что-то для получения законченной картины, по сигналу - передача листа соседу. Так продолжается до тех пор, пока каждый не получает назад свой лист. Каждый показывает полученный рисунок и называет свой первоначальный замысел.
Игра 4. «Танец в паре». Под музыку танцующая пара, держа руки за спиной, пытается удержать лбами круглый предмет (яблоко, апельсин, мяч).
Игра 5. «Конфета в бутылке». К нити длиной 1м привязывается конфета, к другому концу нити – три других нити длиной около 30-40 см. Три участника берут в руки по одной короткой нити и, держа их за концы, пытаются опустить конфету в горлышко пустой пластиковой бутылки.
Игра 6. «Найди общее». Записывается ряд слов, например, оберег, прорубь, арбуз, карапуз, карандаш, жираф. Что общего у этих слов? (есть буква р, это существительные, нарицательные, на русском языке, заканчиваются на согласный звук, на парный согласный и т.д.) Сгруппируйте эти существительные по какому либо признаку.
VI. Вместо заключения…
- К концу подходит наша сегодняшняя встреча. Давайте будем помнить, что толерантность – это не только терпимость, что бывают ситуации, когда просто НЕЛЬЗЯ быть терпимыми.
- Не будем забывать о том, что нас окружают очень разные люди. И каждый хочет, чтобы его поняли, считались с его мнением, принимали таким, какой он есть.
- В заключении прослушайте стихотворение Расула Гамзатова и подумайте, на что вы прежде всего обращаете внимание в человеке: на недостатки или на его положительные стороны. А ведь каждый из нас хотел бы, чтобы в нем заметили прежде всего его достоинства, не так ли? Согласитесь, есть над чем поразмыслить…
«Вот человек. Что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая,-
«Я с этим человеком не знаком.
Что про него хорошего я знаю?»
«Вот человек. Что скажешь ты о нем?»
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нем плохого?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция сотрудничества «Только вместе, только рядом мы добьёмся общей цели»
Сегодня, как и всегда, общество несет ответственность за воспитание подрастающего поколения. Всевозможные реформы общеобразовательной и профессиональной школы, направленные на повышение эффективности...
Концепция сотрудничества «Только вместе, только рядом мы добьёмся общей цели»
Сегодня, как и всегда, общество несет ответственность за воспитание подрастающего поколения. Всевозможные реформы общеобразовательной и профессиональной школы, направленные на повышение эффективности...
"Проблемы толерантности и терпимости в педагогическом процессе"
Статья подробно разбирает понятия этих явлений и связанные с ними проблемы педагогического процесса....
В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через запахи, звуки. Взрослые всегда могут сделать так, чтобы прогулки не только оздоравливали ребенка, но и развивали его личность. Как именно можно это сделать? Отдых с детьми
Отдых с детьмиСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпровождения - пассивная роль р...
«Открытость и терпимость - залог существования России»
Мы живем в одной из самых многонациональных и многоконфессиональных стран мира, и поэтому жизненно важным условием существования нашей страны является мир среди всех жителей...
Сценарий классного часа "В небе только девушки"
Женщина и война… Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую…Эти понятия несопоставимы. Вклад сове...
Добро. Зло. Терпимость.
Классный час о представлении обучающимся понятий "добро", "зло", "терпимость"...