Методическая разработка игры: "Суд над наркотиками"
классный час на тему
Цель данной игры - рассказать подросткам о наиболее распространенных наркотиках и о том вреде, который они наносят организму человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonova_dlya_podrostkov_igra_narkotiki.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Антонова О.П.
ГАПОУ МОК им. В. Талалихина
СУД НАД НАРКОТИКАМИ: РОЛЕВАЯ ИГРА
Цель данной игры - рассказать подросткам о наиболее распространенных наркотиках и о том вреде, который они наносят организму человека.
На сцене размещаются несколько столов с табличками "Судья", "Секретарь суда", "Прокурор".
(В зале и на сцене затемнение, затем на сцене зажигается свет, появляется Секретарь суда)
Секретарь. Встать! Суд идет. (На сцене появляются Судья, Адвокат, Прокурор.)
Судья. Прошу всех садиться. В открытом судебном заседании слушается дело "Граждане против наркотиков". В преступлениях против человека и его психики обвиняются производители и распространители наркотиков - опийный мак, кокаиновый куст, конопля индийская. Секретарь суда, зачитайте, пожалуйста, справку. (Садится.)
Секретарь, (стоя). Наркотики (от греч. - "наркотикос" - приводящий в оцепенение) - природные и синтетические вещества, которые при введении в организм человека могут изменить одну или несколько его функций, а вследствие многократного употребления привести к возникновению психической и физической зависимости, т.е. наркомании. Законодательством установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку и сбыт наркотиков; за их хищение, склонение к потреблению, организацию или содержание притонов для их потребления.
Судья. Слушаем показания свидетелей обвинения. Суд предупреждает: все свидетели обязаны говорить правду, только правду и ничего кроме правды.
Прокурор. В качестве первого свидетеля обвинения мы просим пригласить начальника следственной бригады. (Обращается к Начальнику бригады.) Посмотрите внимательно на обвиняемых. Знакомы ли они Вам? Что Вы можете рассказать об их деятельности.
Начальник следственной бригады. В ходе тщательного расследования мы установили: опийный мак, индийская конопля и кокаиновый куст относятся к группе наркотических растений, т.е. растений, которые содержат вещества, вызывающие в той или иной степени возбуждение или угнетение центральной нервной системы. В большинстве 'стран мира они объявлены вне закона и за ними ведется настоящая охота. Для того чтобы запутать правосудие и сбить со следа сыщиков, они имеют массу фальшивых документов на имена: анаша, гашиш, марихуана, опиум, кокаин, морфин, героин, кодеин и т.д. Эти преступники тайно поселяются в тропических странах Азии и Южной Америки, где и производят на свет смертельную заразу в виде порошка или смолы.
Адвокат (вскакивая). Защита протестует! Свидетель называет моих подзащитных преступниками еще до вынесения приговора!
Судья. Протест принят. Прошу свидетелей быть корректными и не нарушать принцип презумпции невиновности. (Стучит молотком.) Продолжаем слушать свидетелей обвинения.
Прокурор. В качестве второго свидетеля обвинения мы просим пригласить историка.
Секретарь. Для дачи свидетельских показаний приглашается госпожа Листьева.
Прокурор. Скажите, госпожа Листьева, как давно вы знакомы с обвиняемыми?
Историк. Слава Богу, с этими господами я лично не знакома, а вот с их предками люди познакомились еще пять тысяч лет назад. Правда, в древности употреблять наркотики имели право лишь жрецы, шаманы, маги или вожди племен, да и то с определенной целью. Вспомните "трубку мира", которую раскуривали при заключении перемирия. А вот для простых смертных на эти средства было наложено строжайшее табу, и рецепты их приготовления тщательно охранялись.
Судья. Нельзя ли поподробнее?
Историк. Пожалуйста. Первыми, кто открыл психоактивное свойство мака, были шумеры. От них рецепт попал в Персию и Египет, а затем к арабам и грекам. Арабы и расширили в VIII в.н.э. границы выращивания мака от Малой Азии до Индии и Китая. Европа до ХШ в. не знала опия, пока его не завезли с Ближнего Востока возвращавшиеся домой рыцари-крестоносцы. В ХVII в. В Англии открывают новый, более дешевый способ получения опиума. В 1805г. из опиума выделяют первый алкалоид - морфин, в 1832 г. - кодеин, а в 1848 г. папаверин. Широкому распространению наркотиков содействовало изобретение врача из Эдинбурга Александра Вуда, который в 1853 г. придумал иглу для подкожных инъекций и прием наркотических препаратов стал более эффективным. В итоге возникло ошибочное мнение, что такое употребление наркотиков не ведет ни к физическому, ни к психологическому привыканию.
Адвокат, (обращаясь к историку). Использовались ли наркотики в медицине?
Историк. Использовались. Первыми, начали применять опий в медицине в Древнем Междуречье. В Европе первый медицинский препарат, изготовленный на основе опиума, прописал больному знаменитый врач Парацельс в XVI в. Пробовал применять кокаин как обезболивающее средство и "отец психоанализа" Зигмунд Фрейд.
Прокурор. И к чему это привело?
Историк. Один из его пациентов впал от кокаина в психоз и подвергся кошмарным галлюцинациям. Фрейд по-настоящему испугался и стал решительным противником использования наркотиков в психиатрии.
Адвокат. Но ведь знаменитый на весь мир напиток "Кока-кола" включает в себя экстракт из листьев кокаинового куста. Недаром первая часть напитка называется "кока"!
Историк. Так было лишь до 20-х гг. ХХ века. Позже компания "The Соса - Cola company" полностью отказалась от использования экстракта кокаинового куста.
Прокурор. Зафиксированы ли в истории случаи массового отравления людей наркотическими веществами?
Историк. Да, в 994 г. умерло более сорока тысяч французов.
Прокурор. Прошу Высокий суд запомнить эту страшную цифру. Сорок тысяч человек одним махом были отправлены на тот свет. А если сложить все человеческие жизни, покалеченные этими мерзавцами? Какие еще нужны доказательства, чтобы признать их виновными?
Адвокат. Я протестую! Господин судья, это неслыханно! Защита протестует!
Судья (стучит молотком). Я требую тишины, иначе все присутствующие будут удалены из зала суда! Еще раз предупреждаю обе стороны о корректном отношении друг к другу. Продолжаем слушания показаний свидетелей обвинения.
Прокурор. Наш следующий свидетель - врач - нарколог. (Обращаясь доктору.) Скажите, доктор, приходилось ли вам встречаться с обвиняемыми?
Доктор. С самими обвиняемыми - нет, а вот люди, которые с ними познакомились, доставляют нам немало проблем.
Прокурор. Вы говорите о наркомании?
Доктор. Да, о наркомании.
Прокурор. Ваша честь! В деле имеется справка по этому вопросу. Секретарь. Наркомания (от греч. "нарке" - оцепенение и "мання" - влечение)
- заболевание, возникающее в результате употребления наркотических веществ. Наркомания проявляется в постоянной, непреодолимой тяге к приему этих веществ, вызывающих в малых дозах эйфорию, т.е. возбуждение, а в больших оглушение, т. е. наркотический сон.
Прокурор. Скажите, доктор, в чем секрет власти наркотиков? Почему человек под угрозой смерти, преодолевая самый сильный из инстинктов, инстинкт самосохранения, продолжает принимать эти вещества?
Доктор. Наркотики непосредственно воздействуют на мозг человека (демонстрирует муляж), где находятся центры, отвечающие за его эмоциональное состояние. Мозг - сложнейший и удивительнейший орган; в котором все клетки связаны между собой и непрерывно "переговариваются" друг с другом. Эти, так сказать, "разговоры" ведутся с помощью специальных химических веществ, которые получили название медиаторов. В настоящее время известно свыше пятидесяти различных видов медиаторов.
Адвокат. Вы хотите сказать, что мои подзащитные разрушают эти медиаторы?
Доктор. Нет, господин адвокат, ваши подзащитные не разрушают медиаторы, так как любое разрушение никаких положительных эмоций вызывать не может. Они поступают намного хитрее и коварнее, и не со всеми медиаторами, а с одним из них. Этот медиатор называется дофамином и его выделение возбуждает в головном мозге центры радости. Так вот, секрет власти наркотиков как раз и заключается в том, что они значительно увеличивают выброс дофамина, и у человека возникает чувство необыкновенного счастья, великого "кайфа".
Прокурор. В чем же заключается опасность?
Доктор. В том, что центральная нервная система очень быстро истощается и перестает выполнять свои функции. Представьте себе такую ситуацию. Если на машине ездить день за днем, не давая ей возможности остыть, не делая технического осмотра, то она просто-напросто развалится. И это стальной механизм. Что же говорить о человеческом организме!?
Прокурор. Вы говорите о физической смерти наркомана?
Доктор. Да. Я приведу вам лишь несколько примеров. Средняя продолжительность жизни наркомана, не злоупотребляющего наркотиками, около 8 лет. Открытая форма туберкулеза, этого смертельного заболевания, встречается у наркоманов в 28, повторяю - в 28 раз чаще, чем у обычных людей. По данным Всемирной организации здравоохранения, на данный момент смертность от наркотиков занимает первое место в мире, обойдя смертность от сердечнососудистых заболеваний.
Адвокат. Скажите, доктор, так ли все мрачно на самом деле? Я хотел узнать, есть ли шанс, например у подростка, решившего бросить прием наркотиков или, как они выражаются, "завязать"?
Доктор. Есть, но при двух условиях. Во-первых, он сам твердо решил прекратить принимать наркотические препараты, а во-вторых, он обязательно должен обратиться за помощью к врачам - наркологам, поскольку ему одному с болезнью не справиться.
Адвокат. Благодарю Вас, доктор, это именно то, что я ожидал услышать.
Судья. Со стороны обвинения есть еще свидетели?
Прокурор. Нет. Все свидетели обвинения выступили, господин судья.
Судья. Суд приступает к слушанию показаний свидетелей защиты. Секретарь. Для дачи свидетельских показаний со стороны защиты приглашается доктор психологии господин Нейронов.
Адвокат. Скажите, господин Нейронов, в каком возрасте чаше всего начинают принимать наркотические вещества'!
Психолог. Чаще всего знакомство с наркотиками происходит в подростковом и юношеском возрасте. Это связано, во - первых, с перестройкой организма в целом, с физиологическим взрослением; во-вторых, с осознанием себя как личности; в-третьих, с отождествлением себя с одной из социальных групп.
Адвокат. Поясните, пожалуйста.
Психолог, Хиппи, панки, рейверы, "качки", "кислотники" и тому подобные группы.
Адвокат. А какие причины толкают подростков к наркомании?
Психолог. Вообще-то конкретная причина у каждого своя, но в обобщенном виде, можно выделить несколько "источников" приобщения ребят к наркотикам и алкоголю: стресс, внушаемость, любопытство, стремление понравиться. Так, по нашим исследованиям, к наркотикам как к способам избегания стрессов прибегает 32% подростков, 28% подростков впервые пробуют наркотики, причем без особого на то желания, в результате стороннего внушения, под давлением авторитетных для них лиц, и 39,5% ребят пробуют наркотики из любопытства.
Адвокат. В какой последовательности происходит формирование психофизической зависимости от наркотиков?
Психолог. Различают следующие этапы формирования наркотической зависимости. На первом этапе с эксперимент, когда подростки изучают, как можно поднять себе настроение при помощи наркотических веществ. Затем наступает этап периодического потребления: человек еще способен контролировать дозу и частоту приема наркотических веществ. После этого возникает стадия регулярного потребления. Следующий этап называется "стадией навязчивой идеи": подростки стараются все свои проблемы решить с помощью приема наркотических веществ. На этой стадии ребята тяготеют к людям, которые, как и они, пристрастились к наркотикам, ведут подобный образ жизни. И последний этап в формировании пристрастия к наркотикам - стадия психофизиологической зависимости, когда ни душа, ни тело подростка уже не могут обойтись без наркотических веществ.
Адвокат. Так все же, какие именно факторы - психические или физиологические - влияют на появление наркотической зависимости?
Психолог. На ранних стадиях главную роль, безусловно, играют психологические факторы, а позже подключаются все физиологические системы организма.
Адвокат. И последний вопрос, господин Нейронов. Какие подростки чаще всего становятся наркоманами?
Психолог. Как правило, это слабохарактерные, безвольные люди, с неустойчивой психикой, привыкшие все свои проблемы перекладывать на плечи других. Встретившись с трудностями, они не стремятся их преодолевать. Кстати, на поздних этапах развития наркомании индивидуальные отличия между личностями наркоманов стираются, все они становятся одинаковыми, похожими как в плане внешнего вида, так и в образе· мышления, выражения мыслей, в отношении к жизни.
Адвокат. Благодарю Вас, господин Нейронов. Господин судья! Защита закончила опрос свидетелей.
Судья. Слушание свидетелей завершено. Суд предоставляет заключительное слово главному обвинителю.
Прокурор. Уважаемый господин судья и присяжные заседатели! Я взываю к справедливости. Обвиняемые должны быть признаны виновными и наказаны, так как они представляют опасность для общества. Почти у каждого человека в жизни случаются несчастья, но не у всякого хватает сил перенести горе наедине с собой, перестроить заново весь образ жизни, бороться и даже радоваться жизни. В подобных ситуациях у многих людей возникают неврозы и психологические кризисы, которые выражаются в раздражительности, колебании настроения, неуверенности в себе, навязчивых страхах и плохом сне. У многих возникают мысли о самоубийстве. Вот здесь-то и появляется эта троица. Притворившись друзьями, они сочувствуют попавшему в беду и часто уводят его в мир грез. Но раз от раза действие порции наркотического вещества слабеет, и человеку все время приходится увеличивать и увеличивать дозу. Это приводит к тому, что организм несчастного все сильнее разрушается, а сам он становится послушным орудием в руках обвиняемых. Учтите, пожалуйста, и тот факт, что за удовольствия надо платить, и вот уже подросток, который только-только вступает в большую жизнь, участвует в кражах и разбойных нападениях. Для него нет ничего святого. Он может обворовать своих родителей, ограбить брата, продать в притон несовершеннолетнюю сестру. Он изворачивается и лжет всем подряд на каждом шагу, и за всем этим стоят наркотики, которые "производят" опийный мак, индийская конопля и кокаиновый куст. В конце концов человек погибает, причем чаще всего в молодом возрасте. Уходят из жизни чьи-то дети, чьи-то мужья и чьи-то отцы. Уважаемый суд! За свое антигуманное поведение подсудимые должны быть сурово наказаны. Обвинение требует вынесения всем подсудимым смертного приговора.
Судья. Заключительное слово предоставляется главному защитнику. Адвокат. Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Вы только что выслушали яркую и во многом справедливую речь господина прокурора. Я уверен, что никого из Вас не оставила равнодушным. Я мало что могу добавить, к вышесказанному, но прежде чем мои подзащитным вынесут приговор, я бы хотел обратить ваше внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, господин прокурор обвиняет моих подзащитных в том, что они первыми проявляют пристальное внимание к людям в момент их душевного кризиса, принимают на себя роль утешителей и советчиков. К моему великому сожалению, такие случаи, действительно, есть. Но позвольте Вас спросить. А где в это время находились родители и другие близкие? Почему не вмешались друзья и знакомые? Вмешайся вовремя эти люди, и человеку не потребовались бы услуги, моих подзащитных. Во-вторых, мои подзащитные активно сотрудничают с врачами, облегчая страдания больных после операций и избавляя их от невыносимых болей. И делают это совершенно бескорыстно уже на протяжении многих веков. Именно для этих целей они были "сорваны" со своей Родины и помещены в резервации, где и обитают до сих пор. Я прошу учесть все эти факты как смягчающие вину обстоятельства, проявить человеческое милосердие и не выносить моим подзащитным слишком суровый приговор.
Судья. Суд предоставляет слово обвиняемым.
Подсудимые (стоя). Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Нам было очень горько и обидно выслушать обвинения в наш адрес. Взгляните на нас внимательно, мы всего лишь растения. Это человек нашел нас в дикой природе. Он создал целые плантации наркотических растений, он выделил наркотические вещества. Человек производит, продает и употребляет наркотики. Мы всего лишь пешки в его руках. Приблизить нас к себе или, наоборот, отдалить - решает только человек. Мы просим суд проявить к нам человеческую жалость, посочувствовать нам и проявить снисхождение. Со своей стороны, мы клянемся никогда не нарушать человеческие законы и, всячески сотрудничать с людьми в области медицины.
Судья. Судебная коллегия, рассмотрев в открытом судебном заседании дело "Граждане против наркотиков", и изучив обстоятельства дела, документы экспертизы, заслушав показания свидетелей обвинения и защиты, выслушав пояснения подсудимых, готова огласить приговор.
Секретарь. Для оглашения приговора суда прошу всех встать.
Судья (стоя). Суд по делу "Граждане против наркотиков" постановляет:
- признать мак опийный, коноплю индийскую и кокаиновый куст наркотическими растениями;
- предложить спецслужбам усилить контроль за их перемещением по стране;
- выделить им специальные места, где бы они смогли своим трудом возместить причиненный людям ущерб;
- обратиться к врачам, ученым-органикам и технологам с просьбой активнее привлекать эти растения к сотрудничеству во благо человечества. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Судебное заседание объявляю закрытым, все свободны. (Стучит молотком, занавес закрывается).
Тест
Здравствуй, юный друг! Перед тобой находится тест, отвечай на вопросы и обводи соответствующую букву. Будь внимателен, в некоторых вопросах тебе придется отвечать самому. Тест анонимный.
Итак, приступим!
- Знаешь ли ты о проблеме наркомании в нашей стране?
- Да
- Нет
- Как ты относишься к людям, принимающим наркотики?
- Положительно
- Отрицательно
- Равнодушно
- Есть ли среди твоих знакомых наркоманы?
- Да
- Нет
- Предлагали ли когда - нибудь тебе попробовать какой - либо наркотик?
- Да
- Нет
- Что из перечисленного является наркотиком?
- Героин
- Никотин
- Кофеин
- Алкоголь
- Как ты считаешь употребление наркотиков – это
- Болезнь
- Вредная привычка
- Как ты считаешь, существует ли уголовная ответственность за употребление, распространение и хранение наркотиков?
- Да
- Нет
- Попробуй сформулировать определения.
- Наркотик – это_______________________________________________
________________________________________________________________
- Наркомания – это_____________________________________________
________________________________________________________________
- Как ты считаешь, нужно ли оказывать помощь людям, страдающим наркоманией?
- Да
- Нет
- Перечисли какие ты знаешь последствия наркомании?
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
Литература:
- Аверина, Е.В. Антинаркотическое воспитание в школе / Е.В. Аверина // Педагогика. – 2002. - №1.
- Большой энциклопедический словарь; под ред. А.М. Прохорова. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.
- Коробкина, З.В., Попов, В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений – М.: Академия, 2002.
- Соловьева, И.М. Твое будущее без наркотиков: руководство для подростков. – М.: Институт учебника «Пайдейя», 1991.
- Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Академия, 2001.
- Подхвателин И.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ» ПО ПРЕДМЕТАМ: «Английский язык, немецкий язык»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ «БРЕЙН-РИНГ» ПО ПРЕДМЕТАМ: «Английский язык, немецкий язык» ...
Методическая разработка круглого стола «СКАЖИ НАРКОТИКАМ – НЕТ!»
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по формированию здорового образа жизни в среднем профессиональном образовательном учреждении....
Методическая разработка игры-викторины «Своя игра»
Методическая разработка игры-викторины «Своя игра»...
Методическая разработка игры «Поиск клада»
Это методическая разработка игры с использованием GPS навигатолров. Основными задачами этой игры является развитие навыков работы с GPS наигаторами, а также умения ориентироваться на местности....
Методическая разработка игро-тренингового занятия "Стресс и как с ним справиться"
Данный материал предназначен для проведения занятия по снятию стрессового напряжения у обучающихся...
Методическая разработка игро-тренингового занятия "Безопасное общение"
Создание школьниками проекта «Безопасная школа»....