ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА СРЕДЫ (lдля ДОУ)
учебно-методическое пособие по теме
ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА (примерная)
ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ | ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП (ФГОС ДО)
| ||
ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ | 2 - полностью соответствует, 1 – частично соответствует, 0 – не соответствует | ||
№ | Показатель (краткое описание оценки) | Результат оценки | Комментарии и рекомендации эксперта |
1. | Безопасность
|
|
|
2. | Содержательно-насыщенная
|
|
|
3. | Доступность и зонирование, полифункциональность
|
|
|
4. | Адаптированность (укомплектованность) |
|
|
5. | Инициативность, самостоятельность |
|
|
6. | Индивидуализация (субъектность) |
|
|
7. | Возможность вариативности |
|
|
7. | Трансформируемость пространства
|
|
|
Ваши предложения, рекомендации |
|
Спасибо за сотрудничество!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Требования к предметно-пространственной развивающей среде ДОУ (по ФГОС ДО) | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Требования к предметно- пространственной развивающей среде дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает основные принципы дошкольного образования:
• Ориентация на индивидуальные особенности детей
• Развитие совокупности личностных качеств ребенка во всех образовательных областях
• Формирование познавательных интересов и действий ребенка
- Обогащение детского развития
- Развитие ребенка только в игре
- Отсутствие жесткой регламентации детской деятельности
ФГОС ДО – является основой для:
- Разработки образовательных программ дошкольного образования
- Нормативов финансового обеспечения
- Программ подготовки и аттестации педагогических работников
- Помощи родителям в воспитании детей, коррекции нарушений их развития. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) по ФГОС ДО:
часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития. п. п.1.1, 1.4, 1.6, 3.3, 3.6 ФГОС ДО Цели организации (РППС ДОО):
- обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
- обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- обеспечение реализации различных общеобразовательных программ. Среда должна 1. выполнять развивающую, образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Давайте рассмотрим требования, которые выдвигает стандарт к среде в ДОО:
Содержательная насыщенность - Это обеспечение различных видов активности всех категорий детей, их эмоционального благополучия и возможности самовыражения. Что составляет содержательную насыщенность? Средства обучения (в том числе, технические), материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, все эти материалы позволяют вашим воспитанникам организовывать и проявлять:
- Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
- Экспериментировать с материалами
- Двигательную активность
- Обеспечить Эмоциональное благополучие детей, предоставить возможность самовыражение детей
Трансформируемость среды - Возможность изменения РППС ДОО в зависимости от интересов и возможностей детей.
Полифункциональность - Возможность разнообразного использования различных составляющих РППС ДОО для использования в разных видах детской активности (детской мебели, ширм, переносных столиков, природных материалов , компонентов и пр.)
Вариативность - Наличие разнообразных игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и их сменяемость. Она предусматривает адаптацию развивающей предметно-пространственной среды для:
- разных типов образовательных организаций,
- содержания образовательных программ,
- региональных культурных традиций,
- специфики воспитательно-образовательных задач ДОО…
Доступность - Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам и пособиям.
Безопасность предусматривает, что все элементы РППС соответствуют необходимым требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования и соответствуют требованиям по:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- нормам этической и экологической безопасности,
- правилам пожарной безопасности
Предметно- пространственная развивающая среда определяется: видовым разнообразием ДОУ; направлениями работы и спецификой ДОУ; задачами, стоящими перед ДОУ разных видов; функциями сотрудников; общеобразовательными программами.
Предметный мир в среде должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей, среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта, предметно-пространственная среда условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности; развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
В требованиях к организации предметно-развивающей среды отмечается, что необходимо систематически проводить анализ её состояния с целью приведения в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.) Отметим, что нужно учитывать при создании предметно-пространственной развивающей среды в группах и расширенном пространстве детского сада:
а) закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
б) Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
в) При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Для чего необходимо изменять среду? Необходимость изменения среды должна возникать у педагога всегда, ведь она должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Вопрос организации предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особенно актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметной среды. Как же подбирать игровой материал, на что ориентироваться при формировании предметно-пространственной среды. В этой части своего проекта мы обозначили не только приобретение игрового материала, но и работу с педагогами и родителями, позволяющую разобраться в его многообразии и целесообразности выбора. Прежде всего – это педагогическая целесообразность: учёт возрастных особенностей, определение игрового результата (то есть игрушки должны иметь воспитательное, обучающее и развивающее значение); затем – это художественная приемлемость и, наконец, безопасность и гигиеничность.
Мы считаем, что организацию развивающей среды нужно строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы. Нами разработаны проекты по организации среды в каждой возрастной группе и на территории детского сада. Так, в рамках проекта, созданы центры : двигательно-оздоровительный, театральный, познавательно-речевой и мн.др. В детском саду действует мультипроект "Педагогик территории", которая включает в себя "Лестничную педагогику", Музейную педагогику" экоцентр "Росток", комнату игровой поддержки и психологической разгрузки, изостудию "Радуга, детскую библиотеку и мн.др Мы создали вариативное, содержательно-насыщенное, трансформируемое и полифункциональное пространство в детском саду: которое включает: интересно оформленные коридоры и помещения ДОУ: комнату игровой поддержки и психологической разгрузки, в том числе и для занимательных дел с детьми ГКП "Умка", группы раннего развития "Вундер-киндер", изостудия "Радуга", детская библиотека, мини-музей "Далекая седая старина", мини-музей "кукол, тренажерный уголок, экоцентр "Росток", Тропа здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование биоритмов человека в среде табличного процессора
Развитие представлений об электронных таблицах как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, создание информационной модели «Биоритмы человека»...
Здоровьесберегающая образовательная среда в условиях СПО.
Одним из важнейших направлений развития современного образования, является процесс гумманизации. Он подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагого...
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Программирование в среде Delphi"
Методическая разработка содержит 15 лабораторных работ на темы:-работа с формами- разработка приложения с компонентами ввода и отображения информации- использование компонентов для работы со списками-...
Лекции_Топология компьютерных сетей_Технологии локальных сетей_Методы доступа к среде передачи данных _Физическая среда передачи данных
Лекции_ Топология компьютерных сетей_Технологии локальных сетей_Методы доступа к среде передачи данных _Физическая среда передачи данныхМатериал изучить, в колледже на паре будет опрос)...
Конспект урока по экологии "Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организмы. Популяция. Экосистема. Биосфера".
Подробная разработка урока экологии, где учащиеся закрепляют понятия об экологических факторах и их классификацию. Изучается влияние этих факторов на живые организмы; дается понятие ...
Задания в тестовой форме по теме:"Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии»)"
Задания в тестовой форме по теме: Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии») созданы для проведе...
Рабочая программа по физике углубленная lдля профессий СПО
РП содержит развернутый ктп и уточненные личностные и метапредметные результаты по физике на 2022 год...