Блокада Ленинграда
план-конспект занятия на тему

Ковалева Елена Андреевна

Материал по проведению занятия для воспитанников подготовительной группы по истории города Ленинграда. Информация о памятниках дороги жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx106.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 63  Приморского района Санкт-Петербурга

Непосредственно-образовательная

деятельность

Образовательная область: познавательное развитие,

речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

                                                                            Воспитатель: Ковалева Е. А.

                                                                            Подготовительная группа № 2

                                                                           Дата проведения 25 января 2016 г

                                              Санкт-Петербург

                                                          2016

Цель: продолжать расширять знания детей о ВОВ

Задачи:

образовательные

 формировать у детей  понятие исторической важности событий своей страны;

 систематизировать знания о ВОВ;

 расширять и активизировать словарь;

воспитательные

     пробудить у детей  любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые      заслуги;

вызвать интерес к истории своей страны;

способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности;

приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений;

развивающие

способствовать развитию познавательной активности, речи;

пробуждать нравственные качества личности;

способствовать развитию памяти, логического мышления;

                                                          Ход мероприятия

Карта города.

-Дети, сегодня мы вместе с вами  и со всей нашей огромной страной будем отмечать великий праздник. Это день снятия блокады города Ленинграда. Сегодня мы отправимся в прошлое нашего города. Как называется наш город? (Санкт-Петербург) А раньше наш город назывался Ленинград. Близко подошли враги к городу, могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Наш город оказался в блокаде. Что такое блокада?  ( Воспитатель показывает на компьютере карту блокадного города и рассказывает, что означает каждый символ на ней)..

Сирена.  

  Фашистам удалось окружить город. Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. (Воспитатель включает звук сирены, и голос диктора об объявлении воздушной тревоги).  Рушились дома, полыхали пожары, погибали люди. Многие здания были разрушены. Посмотрите на фотографии, которые были сделаны в годы войны. (Воспитатель показывает подборку фотографий). Враги не просто подошли близко  к городу, но фашистам удалось окружить его. Теперь нельзя было выехать из города ни на машине, ни на поезде. Все пути на суше были захвачены фашистами, а когда город окружён врагами, это называется блокадой города.

Метроном.

 Под звуки метронома (воспроизведение на компьютере) воспитатель читает стихотворение ( Елена Ительсон) :

МЕТРОНОМ
Это просто счётчик ритма -
Метроном.
Звук Блокады.
Ритм пощады
входит в дом.
Иногда бывает страшно
Слышать звук.
Это холод.
Это голод.
Сердца стук.
Это знак, что есть живые.
Звук в стене.
Это там, они больные
Верят мне.
Верят, что спасёт от смерти
Метроном.
Верят, что беда в конверте
Минет дом.
Верят, что наступит счастье
Навсегда.

  Метроном-войны участник. Метроном - это сердце города Ленинграда, положите руку к себе на грудь, чувствуете тук-тук, тук-тук это ваше сердце и у блокадного города тоже было сердце. Метроном отстукивал жизненный ритм города. Когда жители города слышали метроном, они знали, что город жив и есть надежда.

Дорога жизни

  Запасы продовольствия в Ленинграде заканчивались. Люди голодали.(Воспитатель показывает фотографии на которых изображены хлеб, как жители набирали в проруби воду, как в летнее время выращивали на газонах овощи )

   А в городе много людей, чем же их кормить?  За пределами блокадного кольца есть мука, мясо, крупы, картофель. Как доставить в окружённый город всё это? Только одна дорога связывала блокированный город с Большой землей. Эта дорога шла по воде, посмотрите на карту, вот река Волхов. Отсюда и начинался путь до Осиновца, что  на западном берегу Ладоги. Но дорога по воде, поздней осенью превратилась в дорогу по льду. Она проходила от Кобоны до Осиновца. На льду наши бойцы замаскировали зенитные установки, что бы пресекать все попытки перерезать нашу дорогу. Путь через замерзшую Ладогу был очень трудным и опасным.

    Первым через Ладогу тронулся конно-транспортный обоз.(Воспитатель показывает фото ), но лошадям было очень трудно. И как только лёд окреп, поехали машины , их называли «полуторки», а сзади к ним прицепили лёгкие сани. Так  начала работать зимняя дорога через Ладогу.(Воспитатель показывает фотографии военных лет). Лишь к 22 апреля на ладожском берегу было установлено запрещающее объявление «Проезд по ледяной трассе закрыт».

Операция «Искра»

   Морозным утром 12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. По вражеским укреплениям с двух сторон ударили более четырёх тысяч орудий и миномётов. Лётчики обрушили на врага бомбовые удары. Взламывая лёд,  выдвинулись на боевые рубежи суда балтийского флота и Ладожской военной флотилии. Огненные клубы дыма заволокли зимнее небо. После семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. 7 февраля в Ленинград на Финляндский вокзал после шестнадцати месяцев перерыва пришёл первый поезд с Большой земли!

Послушайте стихотворение:

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей… 
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба 
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял. 
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба… 
И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад, 
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! 

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» 
И сквозь слёзы начинали обниматься, – 
Всё! Закончилась блокадная пора! 

Есть салют у нас весной – на День Победы, 
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…

Памятники ДОРОГИ ЖИЗНИ

(Воспитатель показывает слайды памятников).  Посмотрите на эти памятники.

  Вот памятник на Румболовской горе, на опушке парка г. Всеволожска высится металлический обелиск в форме огромных, устремлённых ввысь листьев дуба и лавра, а также желудя. Листья дуба- говорят нам о СИЛЕ, лавра о СЛАВЕ, а желудь символизирует продолжение жизни. Ребята ,а что значит продолжение жизни.(ответы детей). Молодцы, продолжение жизни это МЫ С ВАМИ, мы есть на Земле благодаря нашим дедам и прадедам. У основания обелиска- стелла на которой написаны стихи Ольги Берггольц:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

 

Ребята, скажите, а почему так написано в стихах «Страшней и радостней дороги»? (ответы детей)

 

Посмотрите, ребята вот ещё один  памятник «Цветок жизни», на нём написано «Пусть всегда будет солнце», а рядом на стелле написаны такие слова «Во имя жизни и против войны, детям- юным героям Ленинграда 1941-1945». Этот памятник кому, как вы думаете? (ответы детей)

  Посмотрите на этот памятник, это дневник маленькой девочки, которая жила в блокадном Ленинграде. Какие чувства вызывает он в вас? (ответы детей)

  А вот посмотрите ребята на этот памятник. Ещё издали видны две половины большой несомкнутой дуги, поднимающиеся над бетонной площадкой. Это памятник солдатам, матросам, лётчикам  - всем тем, кто спас Ленинград: не дал  врагу сомкнуть кольцо блокады на Ладожском озере. Называется этот мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

   А теперь ребята, послушайте песню посвященную «Дороге жизни», называется она «Родная Ладога». (дети слушают песню) Какие чувства она вызывает?

   Ребята, теперь вы знаете ещё одну страницу истории нашего города, вы увидели, как было трудно ленинградцам в годы войны. Что произвело на вас наибольшее впечатление? (ответы детей) Давайте мы с вами попробуем выразить наши впечатления в рисунках.

 

    В ходе мероприятия используется книга Н. Ходза «Дорога жизни» и подготовленные фотографии - слайды военных лет, а также аудиозаписи.

   Из книги в течение недели читаются рассказы о войне «Волшебный котелок», «Подвиг Антошихина», «Кому сказать спасибо», «Много чего за зиму было…», «Огонь на себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу о блокаде Ленинграда.

В презентации есть портреты о рассказываемых  личностях прошедших блокаду, а так же фотографии различных памятников сохранившихся в блокаду Ленинграда....

Открытый классный час, посвященный дню снятия блокады Ленинграда

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев изСеверной Африки, Европы и в...

Методическая разработка о войне "Блокада Ленинграда"

Тема: «БлокадаЛенинграда»Цели классного часа:-       Рассмотреть исторические аспекты Блокады Ленинграда, как события Великой отечественной войны.-...

Блокада Ленинграда

Мероприятие,посвящённое 70-летию освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.Сценарий вечера   70-летие снятия блокады  Ленинграда.Клип Священная война (3.23)Ведущий: Колесникова ...

Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий, исследовательской деятельности «Блокада Ленинграда»

Как сформировать у старших дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к городу на основе ознакомления с городом-героем Ленинградом, с ленинградцами, жившими и защищавшими город в...

Литературная гостиная к Дню снятия Блокады Ленинграда

Сегодняшнее поколение не знает ужасов и лишений. Время уходит. Всё правильно. Но Это было не так давно, поэтому надо помнить, надо знать. Вот мы и напоминаем....

Статья по дисциплине «История России» по теме: «Блокада Ленинграда.Дети блокадного Ленинграда»

Данную статью можно использовать в качестве дополнительного материала на уроке истории....