Статья Ресурсы современного урока
статья на тему

Плотникова Ирина Анатольевна

Статья Ресурсы современного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon resursy_sovremennogo_uroka._statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов.

Плотникова И.А., преподаватель математики и физики

Урок – это зеркало общей и

                        педагогической культуры преподавателя,

                      мерило его интеллектуальног богатства,

             показатель его кругозора, эрудиции”.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

 Подготовка студентов  взрослой к жизни закладывается в колледже , поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

 Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами третьего поколения, урок должен стать новым, современным!

Хочу напомнить, что Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Модернизация образовательного процесса, урока в современном колледже - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в практике.

Урок  строится в рамках системно-деятельностного подхода;

развивает у студентов способности самостоятельно  ставить учебные  задачи; проектировать пути их реализации;

контролировать и оценивать свои достижения.

Известно, что урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на студента оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь студентов в познавательный поиск: помогают научить их активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию студентов на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности преподавателя и студента средствами информационно-коммуникационного сопровождения.

Информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Можно определить информационные ресурсы следующим образом: «Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение  вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики.  При этом  будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

 Современные студенты предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. ( Не зря нынешнее поколение называют поколением дисплеев!) Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает образовательные ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс.

В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три основных подхода:

1) комплексное их использование на различных этапах урока;

 2) частичное использование готовых электронных образовательных комплексов в учебном процессе;

 3) использование инструментальных и прикладных программных средств для разработки авторских приложений.

Хочу остановиться на третьем подходе. Сегодня наиболее распространенными из прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала.

(Рассказываю об  использовании проектора при объяснении решения примеров.)

 В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

 С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

 Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания.

Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

процесса.

Электронные образовательные ресурсы это любые учебные электронные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства. Современный вариант – их воспроизводят на компьютере. Электронные  ресурсы можно найти в сети и передать по сети.

Иногда электронные  образовательные  ресурсы называют цифровыми образовательными  ресурсами, подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Цифровые образовательные  ресурсы - представленные в цифровой форме фото, видео, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и т.д. для учебного процесса.

Текстографические электр.обр.рес-сы самые распр. (книги, учебники и т.д.) - материал представляется на мониторе компьютера, а не на бумаге.

Цифровой ресурс используется студентами и преподавателем в качестве инструмента работы, к примеру, виртуальная физическая лаборатория, редактор текста, пакет для построения графиков и т. д. Возможно к тому же говорить о том, что цифровой образовательный  ресурс реализует роль инструмента (наряду с другими функциями.

Известно, что хороший урок – урок с хорошо подготовленным для восприятия материала студентом. Несомненно, выполнение  правильно разработанной внеаудиторной самостоятельной работы это залог успешного усвоения материала на уроке.

По стандартам третьего поколения на внеаудиторную самостоятельную работу студента отводится существенный временной ресурс- 50%  . Продумывая формы организации самостоятельной работы по предмету, преподаватель должен исходить из нескольких позиций:

  • необходимые знания, умения и навыки, которые должен показать студент в результате выполнения всех заданий, выносимых на самостоятельное изучение (в соответствии с целью и задачами изучаемой дисциплины);
  • формирование профессиональных компетенций, которые должны проявиться через полученные знания , умения , навыки;
  • формирование креативности студента в процессе изучения предмета и способности нестандартно мыслить при выполнении заданий для самостоятельной работы;
  • развитие активной исследовательской позиции студента;
  • воспитание чувства ответственности за своевременное выполнение задания.

Вывод: современный урок это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исспользование инновационных технологий на уроках биологии; Ресурсы современного урока по организации самостоятельной работы

Исспользование инновационных технологий на уроках биологииРесурсы современного урока по организации самостоятельной работы...

статья "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

                 В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образован...

Статья: "Современный урок - проблемы, подходы, решения"

Методологической основой нового ФГОС профессионального образования является компетентностный подход, предполагающий в качестве результатов обучения формирование в образовательном процессе профессионал...

Статья на тему "Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС"

Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС  внедрил некоторые инновации  в структуру современного урока, где главной задачей является активизироват...

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

АННОТАЦИЯЦель данной работы, адресованной педагогам-практикам, -  рассмотреть вопросы внедрения цифровых УМК в образовательный процесс. В статье проанализированы характерные особенности такого ро...