общая и клиническая психология
методическая разработка на тему

Стрыгина Марина Николаенва

Программа курса общей и клинической психологии. Данный материал необходим всем интересующимся инклюзивным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_obshchey_i_klin_psih_shilova_strygina.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Шилова

М.Н. Стрыгина

Основы общей и клинической психопатологии

Москва - 2004

Московский Государственный Университет сервиса

Социально-технологический институт

Кафедра социальной психологии и

социальной педагогики

Т.А. Шилова

М.Н. Стрыгина

Основы общей и клинической психопатологии

Москва - 2004

           Сборник учебно-методической документации подготовлен в соответствии с государственным  стандартом высшего профессионального образования и утвержден на заседании кафедры психологии и социальной педагогики Социально- технологического института  12 января  2004 года.

Учебная программа и планы одобрены Ученым советом СТИ  24 декабря 2003 года.

Рецензенты:

Доктор медицинских наук, профессор В.А. Яковлев

Кандидат психологических наук, доцент  В.П. Добридень

 

Компьютерная набор и верстка – Шилов А.А.

©Издательство СТИ  

© Шилова Т.А., 2004

Московского государственного университета сервиса

Социально- технологический институт

Кафедра социальной психологии и

 социальной педагогики.

Образовательный стандарт высшего профессионального университетского образования

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста

Специальность 020400- психология

(третий уровень высшего профессионального образования)

Специализация: клиническая психология

Всего часов на освоение дисциплины:

Дневная форма обучения – 30  аудиторных  часов

Заочная форма обучения –18  аудиторных   часов

Образовательный стандарт

Требования к знаниям и умениям:

специалист должен знать:

  • основные разделы с теоретическими и методологическими основами;
  • место клинической психологии в системе наук;
  • проблемы детского дизонтогенеза, социальной патологии;
  • психологические проблемы психосоматической медицины;
  • кризисные состояния личности;
  • основные суицидологии;
  • психологические аспекты профессиональной деонтологии;
  • взаимоотношения «врач-больной».

Специалист должен уметь:

  • получать информацию о человеке в состоянии предболезни;
  • различать норму и патологию;
  • ставить психологический диагноз;
  • устанавливать профессионально грамотные взаимоотношения с клиентами, имеющими различные виды психической патологии;
  • определять необходимые и возможные формы коррекции данной патологии;
  • осуществлять психокоррекционную работу;
  • оказывать различные виды психологической помощи;
  • выражать и обосновывать по вопросам, касающимся теоретического и эмпирического знания о проблемах психического здоровья;
  • определять причинно-следственные взаимосвязи в психической жизни;
  • способы объяснения клинической психологии, обслуживающей психопатологию личности.

Основные дидактические единицы, с помощью которых определяется содержание дисциплины: «Основы общей и клинической психопатологии»

Клиническая психология, дифференциальная психология, психогенетика, психология личности, социальная психология, практическая психология, психотехнические теории (психологического консультирования, психокоррекция, психотерапия, коррекционная педагогика, поведенческая диагностика). Нарушение психики, психология в соматической клинике, психическая патология, психосоматическая медицина, психология личности, находящаяся в кризисных состояниях, деонтология, норма и патология. Психологическая помощь, психологическое сопровождение. Этические проблемы профессиональной деятельности клинического психолога. Профессиональная культура клинического психолога. Психологическая грамотность социальной среды.  

Образовательный стандарт утвержден на заседании кафедры «Социальной психологии и социальной педагогики» СТИ МГУС  12.01.2004 г.

Зав. каф. «Соц. психол.

и соц. педаг.»., д.пс.н.; проф.                     Т.А. Шилова  

Учебно-тематический план по курсу

  «Основы общей и клинической психопатологии»

(30 часов для очного отделения)

  N

 Темы

Лек-ции

семинары

Всего

 1.

Общие психопатологические характеристики в контексте клинической психологии

4

2

6

2.

Нарушения личности и межличностные расстройства

4

4

8

3.

Классификация и симптомы психопатического развития детей и подростков

4

4

8

4.

Методы и диагностика типов психопатий с помощью патохарактерологического, диагностического опросника (ПДО)

4

4

8

Итого:                                                             16       14       30

Учебно- тематический план по курсу «Основы общей и клинической психопатологии» (18 часов для заочного отделения)

1.

Общие психопатологические характеристики в контексте клинической психологии

3

3

6

2.

Нарушения личности и межличностные расстройства

3

3

6

3.

Диагностика типов психопатий с помощью патохарактерологического, диагностического опросника (ПДО)

3

3

6

Итого:                                                                    9      9     18

Тематические разделы

Тема 1. Общие психопатологические характеристики в контексте клинической психологии.

Клиническая психология и общая психопатология. Роль клинического психолога в постановке дифференциального диагноза.

Понятие психопатологии. Стндромгый анализ в клинической психопатологии. Подходы к классификации нарушений психики.

Основные клинические формы нарушения настроения. Расстройства эмоциональной сферы. Феноменология тоски, тревоги, страха. Панические расстройства, фобии. Посттравматические расстройства. Глубокие изменения аффективной сферы. Депрессии, виды, депрессивная триада. Мании, маниакальная триада. Биполярные расстройства. Психологические подходы к пониманию нарушений в эмоциональной сфере личности.

Клинические критерии патологического состояния. Три группы психопатий и психоподобных состояний. Конституциональные или «ядерные» психопатии. «Органические» психопатии и патохарактерологическое развитие личности.

               

Тема 2. Нарушения личности и межличностные расстройства.

Личностные расстройства в норме и патологии. Основные классические критерии патологичности личностной сферы. Проблема личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии.

Характеристика основных форм и уровней личностной патологии. Симптоматический невроз и невроз характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации.

Типы нарушений личности и акцентуации характера: циклоидный, гипертивный, лабильный, астенический, сензитивный, психоастенический, шизоидный, параноидальный, демонстративный, дистимный, неустойчивый, конформный.

Нарушения личности при различных заболеваниях. Психическое расстройство. Классификация психопатических расстройств.

Тема 3. Классификация и симптомы психопатического развития детей и подростков.

Психология аномального развития: практическое и теоретическое значение проблемы. Закономерности возникновения психических заболеваний у детей. Закономерности нарушений психического развития. Психологическая характеристика отдельных форм психических расстройств в детском возрасте.

 Классификация нервно-психологических расст-ройств у детей: минимальная мозговая недостаточность, невропатии, невротические реакции (неврозы, психосоматические заболевания), органические нарушения нервной системы, психическое недоразвитие, умственная отсталость, психопатии (патологические характеры) и патохарактерологическое развитие, психические заболевания.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Антисоциальные и агрессивные расстройства в детском возрасте.

Задержка психического развития. Виды ЗПР: с преобладанием незрелости эмоциональной сферы с преобладанием нарушений высших корковых функций. Детский аутизм. Причины, вызывающие психопатическое развитие детей и подростков.  

   

Тема 4. Методы и диагностика типов психопатий с помощью патохарактерологического, диагностичес-кого опросника (ПДО)

Наблюдения и эксперимент в клинической психопатологии. Психодиагностика в клинической психологии: проективные методы.

Метод анализа продуктов деятельности. Патография: клинические подходы к исследованию творчества. Методика проведения клинической беседы и интервью. Анализ клинических случаев.

Применение в диагностике ПДО – патохарактерологического диагностического опросника.

Методы практической, психологической работы в клинике с психопатологией личности. Психотерапия, психологическая помощь семье клиента. Соединение методов клинической психологии и психокоррекционных методов психологии.  

 

Темы семинарских занятий:

Семинар тема 1. Общие психопатологические характеристики в контексте клинической психологии

  1. Понятие о клинической психопатологии.
  2. Критерии патологического состояния.
  3. Конституциональные психопатии.
  4. «Органические» психопатии.
  5. Патохарактерологическое развитие личности.

Семинар тема 2. Нарушения личности и межличностные расстройства.

  1. Проблема аномалии характера в клинической психологии.
  2. Понятие акцентуации характера.
  3. Понятие психопатии и психологического расстройства.
  4. Классификация психопатических расстройств.
  5. Расстройства невротического регистра.
  6. Основные формы нарушения настроения.

Семинар тема 3. Классификация и симптомы психопатических нарушений детей и подростков.

  1. Нервно-психические нарушения.
  2. Распространенность нервно-психических нарушений.
  3. Закономерности психических заболеваний у детей.
  4. Психологическая характеристика отдельных форм психических расстройств в детском возрасте.
  5. Антисоциальные и агрессивные расстройства в подростковом возрасте.

Семинар тема 4. Методы и диагностика типов психопатий с помощью патохарактерологического, диагностического опросника (ПДО).

  1. Наблюдение в клинической психологии.
  2. Эксперимент и трудности его применения в клинической психологии.
  3. Проблема надежности и валидности психодиагностических методик.
  4. Виды психодиагностических процедур, применяемых в клинической психологии.
  5. Проективные методы.
  6. Метод клинической беседы и интервью.
  7. Сравнительный анализ методов (достоинства и недостатки), используемых в клинической психопатологии.

Список литературы к курсу «Основы общей и клинической психопатологии»:

Учебники:

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологии с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
  2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1999.
  3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. – Ростов на Дону, 1996.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.
  5. Братусь Б.С., Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. – М., 1988.
  6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1982.
  7. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. – М., 1982.
  8. Гуревич П.С. Клиническая психология. – М., 2001.
  9. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М., 1996.
  10. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.
  11. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1982.
  12. Никольская О.С., Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг Аутичный ребенок: пути помощи. – М., 1997.
  13. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.
  14. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития. – М., 1988.
  15. Фрейд З. О клиническом психоанализе. – М., 1990.
  16. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2002.
  17. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. – Киев, 1992.
  18. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. – Киев, 1993.

Дополнительная литература:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.,1996
  2. Ассаджиоли Р. Духовные развитие и нервные расстройства.// Урания,1992, №2
  3. Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.,1991
  4. Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971
  5. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000
  6. Введение в психологию./ Под ред. А.В. Петровского,  М.,1995
  7. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2х томах.Том 1. М. 1996
  8. Гриншпун И. Г. Введение в психологию. М.: МПА., 1994 Гусейнова В.В. Психолог на промышленном предприятии // Л., 1984 , Лениздат, №8
  9. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М. 1992
  10. Кант И. О характере как образе мыслей. Тексты. М.1982
  11. Кербиков О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов. Избр. труды. М., 1971
  12. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум: учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 1999
  13. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. М., 1982
  14. Коффка К. Самонаблюдение и метод психологии.  Проблемы современной психологии. М., Л., 1926
  15. Колодзин Бенджамин. Как жить после психической травмы.: Перевод с англ. 1992
  16. Кречмер Э. Строение тела и характер.Тексты. М., 1982
  17. Лазурский А.П. Классификация личностей. Психология индивидуальных различий. - М., 1982
  18. Леонгагд К. Акцентуированные личности. Киев. , 1981
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.1982
  20. Леонтьев А.Н. Индивид и личность.// Психология личности. Тексты. - М., 1982
  21. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность.// Психология личности. Тексты. - М., 1982
  22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.М.,1972
  23. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности . Тексты. М.,1982
  24. Линдеман Э. Клиника острого горя. Психология эмоций. Тексты. М.,1984
  25. Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник(ПДО) для подростков. Л.1983
  26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Л., 1977
  27. Лурия А.Р. Курс общей психологии. Лекции. Эволюционное введение в психологию. М.,1970
  28. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта. М., 1984
  29. Мейли Р. Черты личности// Тексты. Психология личности. М. 1982
  30. Методы исследования в психологии. Квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998
  31. Небылицин В.Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982
  32. Осницкий О.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностика. М., 1996
  33. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении Госиздат Украины, 1926
  34. Фрейд  З. О психоанализе .Пять лекций. Хрестоматия по истории психологии Тексты. М., 1980
  35. Фрейд З.  Психопатология обыденной жизни. Хрестоматия по общей психологии. М., 1978

Темы рефератов по курсу  «Основы общей и клинической психопатологии»

  1. История формирования клинической психологии.
  2. Психологические аспекты клинической психопатологии.
  1. Практическая психология и ее место в структуре клинической психопатологии.
  1. Выделение практической психологии как самостоятельного направления клинической психологии.
  1. Актуальные проблемы практической клинической психопатологии.
  1. Основные направления общей и клинической психопатологии.
  1. Медико-психологическая служба.
  2. Классификация методов общей и клинической психопатологии.
  1. Основные группы практических задач и уровни их решения в клинической психопатологической практике.
  1. Основные стратегии психологической помощи человеку с психопатологическим характером.
  1. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности клинического психолога-практика.
  1. Психологическая помощь человеку как предмет деятельности клинического психолога.
  1. Основные этические проблемы в работе клинического психолога.
  1. Традиционно выделяемые этические принципы психологической помощи клиенту с акцентуированным типом характера.
  1. Подготовка практического клинического психологов в вузе.
  1. Личностный портрет практического клинического психолога.

Вопросы к экзамену: «Основы общей и

 клинической психопатологии».

Для квалификации: 020400 «Психолог».

Специализация: «Клиническая психология»

  1. Понятие о клинической психологии.
  2. Место клинической психопатологии в клинической психологии.
  1. Основные направления деятельности клинических психологов.
  1. Клиническая практическая психология и ее место в психологической науке и практике.
  1. Методологические проблемы современной клинической психологии: проблемы нормы и патологии.
  1. Проблемы современной общей и клинической психопатологии.
  2. Понятие о психическом здоровье.
  3. Психодиагностика в клинической психопатологии.
  4. Проективные методы в клинической психопатологии.
  1. Основные стратегии и подходы к психологической помощи человеку с психопатологией характера.
  1. Характеристики в развитии личности с акцентуацией характера.
  1. Основные этические проблемы и их противоречия в работе клинического психолога.
  1. Этические принципы психологической помощи психопатологической личности клиента.
  1. Модель профессиональной деятельности практического клинического психолога.
  1. Организация медико-психологической службы.
  2. Психологические подходы и модели объяснения в клинической психопатологии с позиции психоанализа.
  3. Клинические критерии патологического состояния.
  4. Нарушения личности и межличностные расстройства.
  5. Проблема аномалий характера в клинической психологии.
  6. Понятие акцентуации характера и психопатий.
  7. Классификация психопатических расстройств.
  8. Классификация и симптомы психопатических нарушений у детей и подростков.
  9. Причины возникновения психопатий.
  10. Формы проявления нарушений поведения.
  11. Диагностика типов психопатий.
  12. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО).
  13. Понятие о личностных расстройствах.
  14. Расстройства невротического характера.
  15. Нарушения сознания и эмоциональные расстройства.
  16. Расстройства психики в детском и подростковом периоде.
  17. Задержка психического развития.
  18. Психологические методы исследования аномального ребенка.
  19. Закономерности возникновения психических заболеваний у детей.
  20. Антисоциальные и агрессивные расстройства в детском обществе.
  21. Детский аутизм.
  22. Методы коррекционно-педагогической работы с психопатологией личности.
  23. Медико-психологические вопросы профилактики акцентуаций характера.
  24. Нарушения личности при различных психических заболеваниях.
  25. Характеристика основных форм и уровней личностной патологии.
  26. Основные клинические формы нарушения настроения.
  27. Расстройства эмоциональной сферы.
  28. Депрессии, их виды, депрессивная триада.
  1. Посттравматические стрессовые расстройства.
  2. Глубокие изменения аффективной сферы.
  3. Основные направления психокоррекционной и психотерапевтической работы с психопатологией.
  4. Психологическая помощь семьям с аномалиями или психопатологией развития детей.

Содержание

Учебно-тематический план                           7

Тематические разделы                                   8

Список литературы                                       12        

Темы рефератов                                             15

Вопросы для самостоятельной

подготовки к экзамену                                  16  

Основы общей и клинической психопатологии

Т.А. Шилова

Профессор, доктор психологических наук

М.Н. Стрыгина

Старший преподаватель

Подписано в печать 02. 02. 2004

Формат 60х84/16  1 Усл. печ. лист

Тираж 300 экз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие "Задания и дополнительный материал по общей психологии"

Учебное пособие по общей психологии содержит дополнительные материалы (афоризмы, высказывания, притчи, конкретные ситуации из различных газетных источников), задания, способствующие закреплению, углуб...

основы общей и клинической психологии

программа курса рассчитана на тех, кто интересуется вопросами общей и клинической психологии....

©Пахомова И.А. Методическая разработка "Рабочая тетрадь студентов ОП.08 Психология. Раздел 1. Общая психология"

Рабочая тетрадь включает в себя рабочие листы к 8-ми темам раздела 1. Общая психология: «Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии»«Психологические ос...

Общие клинические методы исследований животных

В презентации продемонстрированы основные методы клинического исследования животных. Презентация дополнена тематическими фотографиями и изображениями...

Производственные ситуации по МДК 02.01.01 Клиническая диагностика для студентов специальности 36.02.01 Ветеринария Тема: Общее клиническое исследование животного.

Программа междисциплинарного курса предусматривает усвоение студентами теоретических и практических знаний в области ветеринарии, значительное место при этом отводится практическим занятиям и самостоя...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия на тему: Субъективные и объективные методы исследования. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы. ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин, раздел Общая пропедев

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия на тему Субъективные и объективные методы исследования по ПМ 01. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы МДК 01.01. Проп...

Медицинская (клиническая) психология

Список литературы: 1. В.Д. Менделевич   "Клиническая медицинская психология" 2. Л.Д.Столяренко "Основы психологии"3. А. Г. Маклаков " Общая психология"...