Рабочая программа учебной дисциплины по обществознанию по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО –
«Мастер по обработке цифровой информации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogramma_obshchestvo_kovylova.doc | 529.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
2015-2018 г.г.
г.Жуковский МО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) для всех профессий СПО.
Организация-разработчик: ГПБОУ ЖИЭТ
Разработчик : Ковылова И.С.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20___ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 18 |
| 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО –
«Мастер по обработке цифровой информации»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является базовой общеобразовательной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно- следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов ( правовых, научно- популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 222 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов;
самостоятельной работы обучающегося 51 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 222 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия |
|
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 51 |
в том числе: | |
самостоятельное выполнение индивидуальных заданий |
|
работа с учебной и справочной литературой |
|
работа с таблицами, схемами |
|
выполнение реферата |
|
написание эссе |
|
составление кроссвордов |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 курс- 54 час Введение | Содержание учебного материала | ||
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 1 | 1 | |
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | 21 | ||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала |
| |
Изучение философских представлений о социальных качествах человека. Формирование знаний о человеке, индивиде, личности, деятельности и мышлении, видах деятельности, творчестве. | 2 | ||
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Изучение потребностей, способностей и интересов. Формирование взглядов о социализации личности, самосознании и социальном поведении. | 2 | ||
Изучение истины, ее критериев, Формирование знаний о видах человеческих знаний, основных особенностях научного мышления. | 2 | ||
Изучение свободы человека и ее ограничителей (внутренних - со стороны самого человека и внешних - со стороны общества). Формирование знаний о выборе и ответственности за его последствия, гражданских качествах личности. | 2 | ||
Рассмотрение человека в группе, многообразия мира общения, межличностного общения и взаимодействия. Выявление проблем межличностного общения в молодежной среде, особенностей самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Изучение межличностных конфликтов. Определение истоков конфликтов в среде молодежи. | 2 | ||
Характеристика основных видов профессиональной деятельности. Формирование знаний о выборе профессии, профессиональном самоопределении. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Заполнение таблицы «Взгляды философов на сущность человека»; изложение и аргументация собственных суждений по данной теме. | |||
Решение познавательных задач и выполнение проблемных заданий по теме: «Истина и ее критерии». |
Написание эссе по теме: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества» («Человек немыслим вне общества»; «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»). |
| ||
Выполнение теста для выявления профессиональной направленности обучающегося. Обсуждение результатов социологического мини - исследования «Ведущие мотивы учебной деятельности моих одногруппников». | |||
Тема 1.2. Общество как сложная система | Содержание учебного материала |
| |
Анализ представлений об обществе как сложной динамичной системе. Формирование знаний о подсистемах и элементах общества, специфике общественных отношений. Характеристика основных институтов общества, их функций. | 2 | ||
Характеристика общества и природы. Изучение противоречивости воздействия людей на природную среду. | 2 | ||
Формирование знаний об эволюции и революции как формах социального изменения, общественном прогрессе, цивилизации и формации, обществе: традиционном, индустриальном, постиндустриальном (формационном). | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Рассмотрение анализа сообщений СМИ об особенностях развития отдельных стран мира. | |||
Участие в круглом столе «Глобальные проблемы и пути их решения». | |||
Рассмотрение основных концепций и теорий развития общества. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Составление схемы «Потребности человека», работа с учебной литературой. | |||
Составление таблиц «Социальные институты общества», «Этапы познания», «Теории происхождения человека». | |||
Составление сравнительной таблицы «Прогресс и регресс». | |||
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика доиндустриального и индустриального обществ». | |||
Составление синквейна «Общество». | |||
Выполнение анализа текста «Индивид и личность». | |||
Составление словарика темы. | |||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Общество как сложная система» | |||
Составление памятки «Правила общения в малых группах», «Культура общения в юношеском возрасте». | |||
Контрольная работа по разделу 1 «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе». | 1 |
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 32 |
| |
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала |
| |
Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. | 1 | ||
Характеристика особенностей молодежной субкультуры. Выявление проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование знаний о ценностных установках, идеалах, нравственных ориентирах, взаимодействии и взаимосвязи различных культур. | 2 | ||
Характеристика учреждений культуры, государственных гарантий свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Участие в дискуссии «Роль СМИ в современном обществе – благо или проблема?». | |||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала |
| |
Формирование знаний о науке, естественных и социально-гуманитарных науках. | 2 | ||
Рассмотрение значимости труда ученого, его особенностей, ответственности ученого перед обществом. | 2 | ||
Формирование знаний об образовании как способе передачи знаний и опыта. Характеристика системы образования в Российской Федерации, государственных гарантий в получении образования. Формирование знаний о профессиональном образовании. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Составление социального проекта «Школа будущего». | |||
Решение проблемных задач, анализ источников социальной информации. | |||
Проведение семинара по теме: «Наука и образование на рубеже XX-XXI веков». | |||
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала |
| |
Формирование знаний о морали, основных принципах и нормах морали. | 1 | ||
Характеристика мировых религий. Рассмотрение религии и церкви в современном мире, свободы совести. | 2 | ||
Изучение искусства и его роли в жизни людей. Характеристика видов искусства. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Заполнение таблицы «Мировые религии». | |||
Сравнение различных точек зрения на перспективы духовного развития современной России. |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
| |
Работа с учебной и справочной литературой по разделу 2 «Основы знаний о духовной культуре человека и общества». | |||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры». | |||
Составление таблицы «Функции культуры», «Функции науки». | |||
Написание эссе по предложенным проблемам. | |||
Написание сообщений о культурной жизни современной России. | |||
Контрольная работа по разделу 2 «Основы знаний о духовной культуре человека и общества». | 1 | ||
2 курс – 52 часа Раздел 3. Экономика | 32 | ||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | Содержание учебного материала |
| |
Формирование знаний об экономике как науке и хозяйстве. Изучение главных вопросов экономики, потребностей, факторов производства. | 2 | ||
Формирование знаний о разделении труда, специализации и обмене. Характеристика типов экономических систем: традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики. | 2 | ||
Формирование знаний о рациональном потребителе, защите прав потребителя, основных доходах и расходах семьи, реальном и номинальном доходе, сбережениях. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Составление семейного бюджета. | |||
Сравнение разных типов экономических систем. | |||
Построение кривой производственных возможностей | |||
Определение альтернативной стоимости на простых примерах | |||
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала |
| |
Характеристика рынка одного товара, спроса, факторов спроса, предложения, факторов предложения, рыночного равновесия. | 2 | ||
Формирование знаний об основных рыночных структурах: совершенной и несовершенной конкуренции. | 2 | ||
Рассмотрение роли фирм в экономике. Формирование знаний об издержках, выручке, прибыли, производительности труда, организационных формах бизнеса в России. Выявление основных источников финансирования бизнеса. Изучение фондового рынка, основ менеджмента и маркетинга. | 2 | ||
Характеристика функций государства в экономике. Формирование знаний о видах налогов, государственных расходах, государственном бюджете, государственном долге, основах налоговой политики государства. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Построение кривой спроса и предложения | |||
Решение задач по теме: «Спрос и предложение». | |||
Вычисление прибыли и издержек. | |||
Составление схемы «Налоги и их виды», «Структура налоговой системы в России»; решение задач. | |||
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | Содержание учебного материала |
| |
Формирование знаний о ВВП и его структуре, экономическом росте и развитии, экономических циклах. | 2 | ||
Характеристика спроса на труд и его факторов, предложения труда, факторов предложения труда. Выявление роли профсоюзов и государства на рынке труда. | 2 | ||
Формирование знаний о безработице, ее причинах и экономических последствиях. | 2 | ||
Формирование знаний об инфляции, видах, причинах и последствии инфляции. Изучение антиинфляционных мер, основ денежной политики государства. | 2 | ||
Рассмотрение денег, процента, банковской системы. Выявление роли центрального банка. Характеристика основных операций коммерческих банков. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Решение задач (определение ВВП, ИПЦ). | |||
Заполнение таблицы «Виды инфляции». | |||
Выполнение анализа материалов СМИ, выполнение работы с нормативными документами. | |||
Решение задач по расчету денежной массы. | |||
Выполнение презентаций с использованием ТСО (по предложенным темам). | |||
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала |
| |
Формирование знаний о становлении современной рыночной экономики России, особенностях современной экономики России, ее экономических институтах. Рассмотрение основных проблем экономики России и ее регионов, экономической политики Российской Федерации, России в мировой экономике. | 2 | ||
Формирование знаний об организации международной торговли. Характеристика государственной политики в области международной торговли. Анализ глобальных экономических проблем. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Составление таблицы «Принцип сравнительных затрат», «Принципы абсолютного и относительного преимущества». | |||
Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий по теме: «Экономические проблемы России». |
Самостоятельная работа обучающихся | 13 | ||
Написание эссе по темам: «Нажить много денег - храбрость, сохранить их- мудрость, а умело расходовать их- искусство», Налоги- это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого», « Налоги -цена, которую мы платим за то, чтобы жить в цивилизованном обществе». | |||
Составление таблицы «Экономические функции государства». | |||
Написание рефератов по предложенным темам. | |||
Работа с учебной и справочной литературой. | |||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике». | |||
Составление словарика темы «Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи». | |||
Составление таблицы «Виды безработицы». | |||
Составление схемы «Виды заработной платы», «Виды фирм», «Типы экономич. циклов». | |||
Составление кроссворда по теме: «Рынок. Фирма. Роль Государства в экономике». | |||
Составление словарика темы, схемы «Виды банков». | |||
Контрольная работа по разделу 3 «Экономика» |
| ||
Раздел 4. Социальные отношения | 20 | ||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала |
| |
Формирование знаний о социальных отношениях, социальных общностях и группах, социальной стратификации, социальной мобильности. | 2 | ||
Формирование знаний о социальной роли, многообразии социальных ролей в юношеском возрасте, социальной роли человека в семье и трудовом коллективе. | 2 | ||
Рассмотрение социального статуса и престижа. Определение престижности профессиональной деятельности. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Решение проблемных задач. | |||
Проведение сопоставительного анализа отдельных типов стратификации. | |||
Построение шкалы престижа профессий в российском обществе, составление социального портрета представителей высшего, среднего и низшего классов. | |||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала |
| |
Формирование знаний о социальном контроле, видах социальных норм и санкций, самоконтроле. | 1 | ||
Анализ девиантного поведения, его форм, проявлений. Определение социальной и личностной значимости здорового образа жизни. | 2 |
Формирование знаний о социальном конфликте, причинах и истоках возникновения социальных конфликтов, разрешении социальных конфликтов. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Решение проблемных заданий. | |||
Анализ материалов СМИ о наркомании, алкоголизме, преступности. Проект решения актуальных социальных проблем. | |||
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала |
| |
Выявление особенностей социальной стратификации в современной России. Изучение демографических, профессиональных, поселенческих и иных групп. Характеристика молодежи как социальной группы. | 2 | ||
Формирование знаний об этнических общностях. Рассмотрение межнациональных отношений, этносоциальных конфликтов, путей их разрешения. Изучение конституционных принципов национальной политики в Российской Федерации. | 2 | ||
Характеристика семьи как малой социальной группы. Формирование знаний о семье и браке. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Участие в круглом столе «Проблемы современной молодежи и пути их решения». | |||
Презентация мини-проекта «Семья в современном мире», составление родословной. | |||
Решение проблемных задач. | |||
Составление таблицы «Причины межнациональных конфликтов»; участие в дебатах по проблеме темы. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | ||
Написание эссе по проблемам раздела 4 «Социальные отношения». | |||
Составление схемы «Функции семьи», словарика по теме. | |||
Составление кроссворда по теме: «Социальные нормы и конфликты». | |||
Работа с учебной и справочной литературой. | |||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Социальные нормы и конфликты». | |||
Составление таблицы «Виды социальной мобильности». | |||
Составление схем «Виды конфликтов», «Способы разрешения конфликтов». | |||
Составление схемы «Формы взаимодействия людей». | |||
Составление таблицы «Формальный и неформальный социальный контроль». | |||
Контрольная работа по разделу 4 «Социальные отношения» | 1 | ||
3 курс Раздел 5. Политика как общественное явление | 30 | ||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала |
| |
Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. | 1 | ||
Характеристика государства как политического института. Рассмотрение признаков государства. Формирование знаний о государственном суверенитете. | 1 | ||
Рассмотрение внутренних и внешних функций государства. Рассмотрение особенностей функционального назначения современных государств. Формирование знаний о межгосударственной интеграции, формировании надгосударственных институтов – основных особенностей развития современной политической системы. | 2 | ||
Формирование знаний о формах государства: формах правления, территориально-государственном устройстве, политическом режиме. Характеристика типологии политических режимов. Изучение демократии, ее основных ценностей и признаков. Рассмотрение условий формирования демократических институтов и традиций. | 2 | ||
Характеристика правового государства, понятий и признаков. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Заполнение таблицы «Политические режимы». | |||
Проведение семинара по теме: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии». | |||
Участие в круглом столе на тему: «Правовое государство – утопия или реальность». | |||
Тема 5.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала |
| |
Формирование знаний о личности и государстве, политическом статусе личности, политическом участии и его типах, причинах и особенностях экстремистских форм политического участия, политическом лидерстве. | 2 | ||
Рассмотрение гражданского общества и государства, гражданских инициатив. | 2 | ||
Изучение отличительных черт выборов в демократическом обществе. Рассмотрение избирательной кампания в Российской Федерации. | 2 | ||
Изучение политических партий и движений, их классификации. Формирование знаний о современных идейно-политических системах: консерватизме, либерализме, социал-демократии, коммунизме. Рассмотрение законодательного регулирования деятельности партий в Российской Федерации. | 2 | ||
Анализ роли средств массовой информации в политической жизни общества. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Решение проблемных задач. | |||
Проведение семинара по теме: «Роль СМИ в политической жизни общества». | |||
Анализ материалов СМИ. | |||
Заполнение таблицы «Политические партии, их программы». | |||
Участие в ролевой игре «Выборы в демократическом обществе». | |||
Выполнение презентаций с использованием ТСО (по предложенным темам). |
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | ||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Участники политического процесса». | |||
Работа с учебной и справочной литературой. | |||
Составление кроссворда по теме «Политика и власть. Государство в политической системе». | |||
Составление синквейна «Демократия», «Парламентаризм». | |||
Составление таблицы «Виды политической идеологии», словарика темы. | |||
Составление схем «Политические институты», «Власть и ее виды». | |||
Написание эссе по предложенным темам. | |||
Составление таблицы «Типология политических элит», «Типы лидеров». | |||
Составление таблицы «Проблема формирования гражданского общества». | |||
Составление памятки «Как стать политическим лидером», таблицы «Этапы политической борьбы за власть в РФ». | |||
Контрольная работа по разделу 5 «Политика как общественное явление» | 1 | ||
Раздел 6. Право | 35 | ||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала |
| |
Юриспруденция как общественная наука. | 1 | ||
Рассмотрение права в системе социальных норм. Формирование знаний о правовых и моральных нормах, системе права: основных институтах, отраслях права. | 2 | ||
Изучение основных форм права. Характеристика нормативных правовых актов. Определение действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 | ||
Характеристика правовых отношений и их структуры. Формирование знаний о правомерном и противоправном поведении, видах противоправных поступков, юридической ответственности и ее задачах. | 2 | ||
Характеристика конституционного права как отрасли российского права. | 2 | ||
Формирование знаний об основах конституционного строя Российской Федерации, системе государственных органов Российской Федерации, законодательной власти, исполнительной власти, институте президентства, местном самоуправлении. | 2 | ||
Характеристика правоохранительных органов Российской Федерации, судебной системы Российской Федерации, адвокатуры, нотариата. | 2 | ||
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | 2 | ||
Характеристика основных конституционных прав и обязанностей граждан в России. Рассмотрение права граждан РФ участвовать в управлении делами государства и права на благоприятную окружающую среду. Изучение обязанности защиты Отечества, оснований отсрочки от военной службы. | 2 |
Рассмотрение прав и обязанностей налогоплательщика. | |||
Практические занятия |
| ||
Выполнение проблемных заданий. | |||
Заполнение таблицы по теме: «Отрасли права». | |||
Моделирование ситуаций правонарушений и анализ их. | |||
Проведение анализа нормативно- правовых источников. | |||
Составление искового заявления. | |||
Решение правовых задач. | |||
Проведение семинара «Реализация конституционных прав в РФ». | |||
Проведение анализа материалов СМИ о реальном закреплении и реализации прав человека. | |||
Составление таблицы «Классификация видов прав человека», работа с нормативными документами. | |||
Тема 6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала |
| |
Формирование знаний о гражданском праве и гражданских правоотношениях. | 2 | ||
Характеристика физических лиц, юридических лиц. | |||
Рассмотрение гражданско-правовых договоров, правового регулирования предпринимательской деятельности, имущественных прав. | |||
Рассмотрение права собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги, права на интеллектуальную собственность. Определение оснований приобретения права собственности: купля- продажа, мена, наследование, дарение. | |||
Формирование знаний о личных неимущественных правах граждан: чести, достоинстве, имени и способах защиты имущественных и неимущественных прав. | |||
Защита прав потребителей. | |||
Формирование знаний о семейном праве и семейных правоотношениях, порядке, условиях заключения и расторжения брака, правах и обязанностях супругов, брачном договоре. | |||
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. | |||
Формирование знаний о трудовом праве и трудовых правоотношениях, занятости и трудоустройстве, органах трудоустройства, порядке приема на работу. | |||
Характеристика трудового договора: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. | |||
Формирование знаний о коллективном договоре. Определение роли профсоюзов в трудовых правоотношениях. Рассмотрение трудовых споров и порядка их разрешения. | |||
Формирование знаний о заработной плате. Рассмотрение правовых основ социальной защиты и социального обеспечения. | |||
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. |
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Формирование знаний о составе преступления, уголовной ответственности, особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Проведение анализа нормативно- правовых источников. | |||
Составление трудового контракта. | |||
Решение правовых задач и выполнение индивидуальных заданий. | |||
Тема 6.4. Международное право | Содержание учебного материала |
| |
Формирование знаний о международной защите прав человека в условиях мирного и военного времени. | 2 | ||
Практические занятия |
| ||
Составление таблицы «ООН и ее деятельность». | |||
Сопоставление Всеобщей декларации прав человека , Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ. | |||
Самостоятельная работа обучающихся |
| ||
Написание рефератов по предложенным темам. | |||
Составление кроссвордов по предложенным темам. | |||
Работа с учебной и справочной литературой. | |||
Написание эссе по предложенным темам. | |||
Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Основы конституционного права РФ». | |||
Составление кластера «Гражданство». | |||
Составление схемы «Ветви государственной власти в России». | |||
Составить схему «Полномочия Президента», «Полномочия Федерального собрания», «Полномочия Государственной думы», «Процесс принятия законов». | |||
Составить кластер «Международное гуманитарное право». | |||
Составление синквейна и таблицы «Условия вступления в брак». | |||
Составить синквейн «Преступление», схему «Виды преступлений», словарик темы. | |||
Составление сравнительной таблицы «Конституции других стран». | |||
Заполнение таблицы «Достоинства и недостатки Конституции 1993г.» | |||
Составление схемы «Источники трудового права», «Виды рабочего времени». | |||
Составление таблицы «Этапы привлечения к уголовной ответственности». | |||
Контрольная работа по разделу 6 « Право» |
| ||
Повторение | 8 | ё | |
Зачет | 1 | ||
Всего | 171 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных схем;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
11. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ . – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
14. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
15. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
16. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
17. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Основные источники:
Для обучающихся:
1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2008.
2. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2007.
3. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2007.
4. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2007.
5. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2009
6. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
7. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2008.
8. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2008.
9. Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2006.
10. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
12. Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
13. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
14. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
16. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Для преподавателей:
1. Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.
2. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2008.
3. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2008.
4. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2008.
5. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2009.
6. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
7. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
8. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
9. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
10. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
11. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2003.
12. Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
13. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
Электронные ресурсы:
1. Обществознание 8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Новый диск, 2006.
2. Электронные курсы. История, обществознание, право.- Волгоград, 2006.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | устный индивидуальный и фронтальный опрос |
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями | письменная работа в форме тестирования, индивидуальных заданий; устный индивидуальный опрос |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества) | письменная работа в форме тестирования, эссе, индивидуальных заданий |
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук | устный индивидуальный и фронтальный опрос |
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы | устный индивидуальный опрос; письменная контрольная работа |
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности | устный индивидуальный и фронтальный опрос |
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | устный контроль в форме дискуссии , индивидуальный опрос |
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике | устный контроль в форме реферата, проектной деятельности |
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | письменная контрольная работа в форме тестирования, эссе |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. | устный контроль в форме дискуссии, дебатов |
Знания: | |
биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений | письменная работа в форме тестирования; устный опрос – индивидуальный и фронтальный |
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов | письменная работа в форме тестирования; индивидуальный и фронтальный опрос |
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | индивидуальный опрос; письменная контрольная работа |
особенности социально-гуманитарного познания | индивидуальный и фронтальный опрос в форме зачета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания дифференцированного зачета по УП.01 из ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации» по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»
Задания дифференцированного зачета по УП.01 из ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации» по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»...
Тематический план и содержание учебной дисциплины "Химия" профессии "Мастер по обработке цифровой информации"
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»Профессия: «Мастер по обработке цифровой информации»Специальность: «Оператор электронно-вычислительных машин»...
Рабочая программа по дисциплине "Основы информационных технологий" НПО профессия Мастер по обработке цифровой информации
Рабочая программа учебной дисциплины являестя частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации....
Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 01.01 "технология создания и обработки цифровой информации" по профессии №мастер по обработке цифровой информации"
Методические рекомендации по выполнениюпрактических работдля студентовпо междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации»профессионального модуля...
Учебно методический комплекс по учебной практике ПМ 02 "Хранение, передача и обработка цифровой информации". Профессия Мастер по обработке цифровой информации"
Учебно - методический комплекс по ПМ 02 "Хранение, передача и публикация цифровой информации" предназначен для преопдавателей/ мастеров п/о работающих в группах по профессии "Мастер по ...
Рабочая программа учебной практики по профессии Мастер по обработке цифровой информации
Рабочая программа учебной практики разработана по профессии Мастер по обработке цифровой информации...
Рабочая программа по дисциплине Экономика организации для профессии Мастер по обработке цифровой информации
Рабочая программа по дисциплине Экономика организации для профессии Мастер по обработке цифровой информации...