Консультация для родителей
консультация на тему

Тимченко Зоя Абдысаламовна

Разумная любовь должна быть основой взаимных отношений между родителями и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына.

 

Успешное нравственное развитие ребенка немыслимо, если у него не создано бодрое, жизнерадостное настроение.

Ласка и внимание – вот главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость. Забота о ребенке помогает развитию оптимистического характера, таких черт личности, которые проявляются в ответном добром отношении к людям, уверенность в себе, в своих силах

Скачать:


Предварительный просмотр:

КНИГА В СЕМЬЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВТИЕ РЕБЕНКА

Чему учат в школе? Зачастую мы слышим этот вопрос от родителей. Не только в школе, но дома, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, прививать интерес к чтению. Хорошая книга и воспитатель, учитель, и друг. Очень часто наши дети отказываются читать дома и дело доходит до слез. Как этого избежать? Этот вопрос интересует, волнует родителей и нас, учителей. Именно сейчас, когда дети постигают эту трудную науку – чтение, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, т.к. не умение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии детей.

Мальчик не читал, ленился. А из-за того, что мало читал не мог научиться быстрому чтению. Что делать? Тогда мама стала выбирать ему интересные книги и читать ему на ночь. «Обычно договаривались, что кончим свои дела пораньше, и я ему почитаю». Мальчик с нетерпением ждал, когда придет мама. Со временем он уже не мог дождаться маму, и если уж очень интересная книга, не станет он ждать , с нетерпением (пускай не в первый день, а немного спустя), он все же возьмет книгу и дочитает ее сам.

Например, на уроке чтения: чтение цепочкой, учитель задает тон в чтении. То читает после учителя, стараются читать громко и выразительно, четко произносить все слова.

А ведь можно и дома читать: сначала мама, затем сын или дочь, и наоборот.

Сначала мама больше, а ребенок меньше и постепенно надо менять свои позиции. Ведь все дети любят слушать, и не надо развивать у них ненависть к чтению и книгам. Надо помочь детям перебороть, переступить эту трудную для них ступеньку.

Анкета:

- Что ты любишь больше: читать или слушать?

- Читают ли в вашей семье книги вслух, с кем ты ее читал?

- Хвалят ли тебя родители, когда ты читаешь?

- Какую книгу ты читал недавно дома, с кем ты ее читал?

Вопросы родителям:

- Бывают ли в вашем доме семейные чтения по выходным и вечерам?

- Читаете ли книги своим детям?

- Возможно ли семейное чтение и нужно ли оно на ваш взгляд?

Пока дети маленькие, они только начинают читать. И мы должны помочь им в трудном начинании. Бывает и так: ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий – становится равнодушным к чтению.

Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту «простоту» ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желания читать. Пусть радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Лучшими помощниками в работе являются детские книжки.

Один раз в неделю проводить игру – путешествие «Здравствуй, книжкина больница». Дети рассказывают о прочитанных книгах, о тех героях, которые им понравились.

Затем инсценирование. На инсценирование пригласить родителей. Это пополняет, расширяет словарный запас детей.

Проводить минутки скорочтения, учить пословицы и поговорки, скороговорки.

Надо стараться, чтобы общее старание, наш труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дали добрые всходы – чтобы чтение стало для детей потребностью, оно помогает им в жизни.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Разумная любовь должна быть основой взаимных отношений между родителями и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына.

Успешное нравственное развитие ребенка немыслимо, если у него не создано бодрое, жизнерадостное настроение.

Ласка и внимание – вот главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость. Забота о ребенке помогает развитию оптимистического характера, таких черт личности, которые проявляются в ответном добром отношении к людям, уверенность в себе, в своих силах.

Радостная атмосфера побуждает ребенка к активной деятельности. Ему хочется помочь маме в ее домашних делах и, конечно, он будет с большой охотой участвовать в этих делах, если они ему интересны и дадут положительные результаты. «Я помогала бабушке цветы пересаживать. Бабушка разрешила мне и землю насыпать в горшки, и подоконники мыть, и поливать, а горшки из сада в комнату вместе переносили» - говорит Валя Ежова.

Родители часто недооценивают свою роль в развитии характера ребенка, в направленности его чувств. Некоторые недоумевают «И откуда он такой угрюмый, смотрит на всех, как будто его обидеть хотят». Но ответ не так уж сложен. В тех семьях, где дети видят, что по каждому поводу родители выражают неудовольствие, там они и сами привыкают быть всем недовольными. Если им за каждую мелочь выговаривают, многое запрещается, то дети растут угрюмые, скрытые, боязливые.

Прежде всего во всех подобных случаях не следует ругать ребенка за несделанное. Лучше подбодрить его и помогите принять новое решение – уже с учетом «принципа реальности».

Всегда ищите условия, при которых ваш ребенок действительно примет поставленную реальную цель.

Научитесь использовать цели, например для того, чтобы переключить ребенка на новое дело посредством «ограниченной цели».

Формирование нравственных мотивов поведения. Воспитывайте эти мотивы через чувство долга – один из самых нравственных мотивов, побуждающих детей действовать не с «хочу», а с «надо».

Очень полезно для детей и родителей встречать вместе праздники. Когда в семье царит уважение к друг другу, не стоит беспокоиться о том, что дети вырастут грубыми.

Не помню автора, но запомнились слова: «Любить нужно, но любовь закрытыми глазами, хуже ненависти».



Предварительный просмотр:

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ.

Физический труд тесно связан с умственным воспитанием. Мастерство рук – это материальное воплощение пытливого ума, смекалки, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел

В.А. Сухомлинский.

Едва ли можно сегодня представить себе 6-летнего ребенка, который совсем не подготовлен к труду в школе. И в тоже время нелегко в первые дни школьных занятий найти и такого, кто полностью удовлетворял бы предъявляемым к нему требованиям. Требования эти достаточно сложны.

Во-первых, он должен уметь самостоятельно в большом детском коллективе, не требуя к себе особенного, непрерывного внимания учителя. Чтобы быть таким надо уметь сосредотачиваться на уроке, слушать, не перебивая учителя, не переспрашивать просто так, чтобы привлечь к себе внимание учителя, быстро и точно выполнять требования учителя, не отвлекаться, если даже к этому побуждают соседи.

Во-вторых, он должен уметь работать в паре с рядом сидящим товарищем. Это значит не мешать ему, если надо помочь, поделиться чем-то, не ябедничать, если сосед ненароком помешал, объяснить ему то, что сам понял; уметь выполнять задания вместе (например, урок труда).

В-третьих, он должен уметь работать в большом классном коллективе, чувствуя себя неотъемлемой его частью.

Коллективизм и самостоятельность, личная ответственность за всех – это качества, которыми должен уже в какой-то мере обладать ребенок на пороге школы. В школе в разнообразных формах труда каждое из этих качеств будет развиваться и углубляться. Но, в первую очередь, семья поможет ребенку выработать необходимые умения и навыки работы.

В семье, ведущей воспитание разумно, еще в дошкольные годы малыша обращают сугубое внимание на приобщение его к труду. Но даже в семье почему-то в сове время не придавалось труду серьезного значения, ни в коем случае нельзя и дальше откладывать начало углубленной работы с ребенком, оправдывая это тем, что переход к учению и так требует от него больших усилий.

Самообслуживание, связанные с ним виды бытового труда имеют большое психологическое значение в становлении нового я» ребенка. К сожалению, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживаются в сознании отдельных родителей и они упорно продолжают опекать не только семилеток, но и ребят более старшего возраста в самых простых бытовых делах, которые им давно пора делать самостоятельно: стелить постель, следить за чистотой одежды, стирать мелкие вещи, пришивать пуговицы, штопать, разогревать еду, готовит себе простые блюда – кашу, отварной картофель и т.д. Дело доходит порой до того, что родители укладывают в ранец учебные вещи чуть ли не до класса. Немудрено, что у таких ребят развиваются инфантильность, иждивенчество, эгоизм.

Излишней опекой родители усложняют и собственную жизнь: они бояться отлучиться из дому, так как ребенок не может сам вовремя поесть, сделать уроки и заняться чем-нибудь полезным и разумным.

Самообслуживание складывается, конечно постепенно, в совместном труде со старшими. Чем разнообразнее участие ребенка в бытовом труде семьи, тем быстрее растет его самостоятельность. Во всякой домашней работе можно найти посильную долю для младших.

Сначала поручается какая-то часть работы, но как можно скорее переводите ребенка на самостоятельное выполнение работы от начала до конца (при условии, что объем ее посилен для него).

Но трудность, оказывается, не только в том, чтобы научить. Допустим, вы правильно поставили перед ребенком задачу. Он охотно учится новому делу, но бывает и так: научившись, не хочет брать его на себя как постоянную обязанность.

Сердиться и бранить, и наказывать бесполезно. Толку от работы «из-под палки» все равно не будет. Лучше постарайтесь увидеть сами и показать ребенку, что и в самой обыденной работе есть творческое начало, а главное – он должен проникнуться ее важностью, испытать радость от хорошо выполненного дела. В то же время, постарайтесь спокойно пояснить, что в жизни человек делает не только то, что интересно, что хочется, но и то, что надо. Понять необходимость, неизбежность дела, значит, обрести естественное стремление сделать его быстро и хорошо.

Помощь взрослым постоянная, по собственной инициативе – это не только физическое участие ребенка в каком-то деле. Это прежде воспитание чуткости и отзывчивости. Но у младшего школьника должны быть еще и постоянные обязанности, как у члена семейного коллектива, например, заварить вечерний чай и т.п. Чем больше доверено маленькому человеку, тем серьезнее он относится к порученному делу, тем быстрее растет его чувство ответственности и самоуважения. А это так важно для утверждения нравственных начал формирующейся личности. Планируя режим дня ребенка, необходимо достаточное время отвести на творческий труд, который бы увлекал его своим содержанием, процессом работы, конечным результатом. Это может быть занятие в каком-либо кружке, клубе. Это может быть работа вместе с кем-либо из старших членов семьи. К сожалению, родители этому виду деятельности ребят придают слишком малое значение. Но очень часто именно в таком самостоятельно избранном труде раскрываются, крепнут духовные силы и творческие возможности детей. В выборе любимого дела и постоянных трудовых обязанностей не следует делать различий между мальчиками и девочками. Н К. Крупская говорила: «В занятии домашним хозяйством нет ничего такого, чтобы делало это занятие более соответствующим индивидуальности женщины, чем индивидуальность мужчины.» Но когда взрослые начинают с самых ранних лет проводить разницу между мальчиками и девочками, то неудивительно, что в мальчиках воспитывается презрение к девочкам и их занятиям. Но если совершенно не разумно оберегать мальчиков от «женской работы», то столь же неразумно отгораживать девочку от труда технического.

Исследователи отмечают, что в младшем школьном возрасте интерес к технике у девочек столь же велик, как и у мальчиков.

Семья имеет немало возможностей и для включения младших школьников в общественно- полезный труд. Это прежде всего субботники в озеленении двора, улицы, подкормка зимующих птиц, работа в огороде т многое- многое другое.

Каждый из названных видов труда вносит своеобразный вклад в становление характера ребенка. Родители, как и школа, должны стремится к тому, чтобы переход от одного к другому нес с собою радостные переживания, пробуждая стремление к новой работе.

Ни в коем случае недопустимо прибегать к наказанию трудом: нельзя в наказание мыть посуду, чистить картошку, штопать. И дело не только в том, что ребенок, прошедший через такое наказание не всплывет любовью именно к этому труду. Ведь у ребенка может сложиться убеждение, что труд – наказание.

В школе на уроках дети узнают о том, как почетен   у нас каждый труд., они знакомятся с разными профессиями, получают представление о том, сколько людей прикоснулось к любой несложной вещице, прежде, чем она попала к нам.

Тот кто с детства не приучен к бережливости, никогда не вырастет рачительным хозяином, настоящим гражданином, умеющим ценить и свой, и чужой, и общественный труд. Бережливость воспитывается и с тех самых малых лет, когда мать учит ребенка убирать игрушки, когда она вместе с ним «лечит» старого, потрепанного мишку, собирает крошки, чтобы покормить птиц. Усилия воспитателей и родителей должно быть направлены на то, чтобы дети почувствовали, как важен и нужен людям обыденный скромный труд, как важно качество любого труда, как важно качество любого труда, отношение к порученному делу.



Предварительный просмотр:

УЧЕБА И ЗДОРОВЬЕ.

Давно прошло первое сентября, которого будущий первоклассник ждал с нетерпением. Заранее он не раз укладывал карандаши и ручки в пенал, примерял ранец, внимательно рассматривал картинки в Азбуке. И, конечно, мечтал, как его родители, что он радостно будет возвращаться из школы и кричать с порога: «Мама, у меня опять пятерка».

Но реальное столкновением малыша со школьной жизнью все расставило по своим местам. Одна, вторая четверть в первом классе… и вот уже дети поделены условно на три группы.

Первую – самую проблемную составляют школьники, переведенные в психокоррекционные классы или обучающиеся в обычных классах, но зачисленные учителями в отстающие.

Ко второй группе относятся посредственные учащиеся. К третьей – отличники и хорошисты, интеллектуально развитые, подготовленные к школе дети.

Казалось бы, что общего между такими разными группами, кроме того, что они обучаются в одной школе, в одном классе и относятся к одной возрастной категории.

Но есть важная проблема, которая их объединяет. Объединяет их проблема со здоровьем и мы утверждаем это исходя из многолетней практики.

Когда начинаешь углубленно изучать причины неуспеваемости школьников, тоя выясняется, что у многих из них встречается недостаточное развитие психических процессов, страдают память, концентрация внимания, а быстрая утомляемость мешает полноценно осваивать программный материал.

Происходит такое в силу разных причин. У одних была родовая травма или мозг ребенка пострадал еще в утробе матери, потому что злоупотреблял спиртным папа, а мама постоянно нервничала от этого.

Конечно, успеваемость ученика зависит от способностей, которые являются наследственным фактором, и от условий воспитания и формирования личности будущего школьника.

Ведь ребенок не рождается с готовой психикой. Каждый день малыш познает мир, когда в процессе игры, разглядывая игрушку, общаясь с родными, он узнает много новых вещей.

Для того, чтобы развивались чувства, память, речь, мышление, формировалась воля, самостоятельность, нужны специальные ситуации, игровые упражнения, совместная деятельность ребенка со взрослыми.

На успешное развитие детей влияет и психологический климат в семье, который создают хорошие, добрые отношения супругов.

Однако, вернемся в посредственным ученикам. Они более как будто успешны, старательны, тратят много сил на подготовку заданий, но особого эффекта это не приносит.

Нередко наши дети страдают от аллергии, от бронхиальной астмы, от частных простудных заболеваний, кто-то мучается от гастрита или язвенной болезни (это не редкость) или болезней почек.

Хронические заболевания всерьез ослабляют общее состояние ребенка, у него ослабляется иммунитет, он не успевает за школьной программой, из-за частых пропусков занятий. Физически ослабленному ребенку трудно сконцентрировать внимание, быстро соображать.

Причем у каждого человека свой тип нервной системы, темперамента. Активный, подвижный или уравновешенный ребенок с сильным типом нервной системы быстро понимает цель задания, как правило, такие ребята самостоятельно делают уроки, не дожидаясь родителей.

Медлительные, не уверенные в себе дети, не приученные к самостоятельности, боятся допустить ошибки и ждут, когда рядом будут папа и мама.

Давайте вспомним знакомую всем картину. Уставшие от работы и бытовых проблем родители садятся рядом с сыном или дочкой готовить уроки. Старательно, еще не твердой рукой, дети выводят буквы, пишут цифры. К вечеру они и сами по себе устали, а волнение и страх сделать плохо как бы парализует их руку – буквы получаются не ровными, не красивыми, кривыми.

А если появилась трудная задачка! Сначала родители терпеливо объясняют ход ее решения. Но ребенок уже от утомления не может сосредоточиться и плохо соображает, однако, тонко чувствует эмоциональное состояние родителей и боится их гнева. А гнев возникает скоро. И на голову бедного ребенка сыплются обидные слова: тупица, бестолковый, а то и похлеще выражения. Заплаканный ребенок и разозленный родитель расходятся, раздосадованные друг на друга, так и не получив удовлетворения от совместной деятельности. Времени, сил, нервов потрачено много, а эффекта почти нет. Причем завтра в школе ребенок один, без мамы, не сможет справиться с заданием, ведь никто не сидит рядом и не подсказывает ему.

Особенно сложно проходят совместные подготовки уроков, когда у родителей и детей разные темпераменты, например, папа не терпеливый холерик, то есть быстрый, непоседливый, активный, а сын – медлительный, не торопливый, внешне спокойный флегматик, которого нельзя подгонять.

Разозленным родителям невдомек, что их дети не виноваты в своей неуспеваемости, здесь отрицательную роль сыграли соматические заболевания и игнорирование присущего с рождения их ребенку типа нервной деятельности и темперамента.

А у третьей категории ребят, которые учатся на 5. А какой ценой достигается успех? Ведь они много занимаются, у них как раз почти не остается времени на прогулки, игры на свежем воздухе, отдых, общение с друзьями. И страдает, в первую очередь, от физического и психического напряжения, не полноценного сна их здоровье, потому что им не хватает полноценного сна на подготовку уроков.

У отличников нередко возникают психологические проблемы. Одноклассники часто не подозревают, что высокие оценки заработаны тяжелым умственным трудом. Они обвиняют сильных учащихся в том, что те «любимчики» учителей, заискивают перед учителями.

А если у отличника есть трудности в общении, его просто не любят в классе, он чувствует себя не понятым, отчужденным. Родителям отличников необходимо самое пристальное внимание уделять здоровью, потому что от этого зависит их будущее.

Таким образом, все три категории учащихся требуют помощи медицинской и психологической реабилитации.

Очень важно именно в младших классах разорвать замкнутый круг не успеваемости ученика, помочь ему подняться на более высокую ступень освоения новых знаний. Ведь для ученика (ребенка) очень важно, как к нему относятся ученики и учителя.

Стереотипы негативного отношения к окружающим формируют у школьника заниженную самооценку, ребенок сам себя считает неудачником, тем самым бессознательно программирует свое самостоятельное действие на не успех, что в дальнейшем отразится в его делах во взрослой жизни.

Наркомания, хулиганство, воровство, преступность нередко является следствием детской несостоятельности.

А пока ребята учатся в младших классах, им проще помочь разрушить стереотипы поведения неуспевающего ученика, потому что школа, класс – это пока самое главное для младшего школьника, именно здесь он должен встать на один уровень с другими учениками.

Казалось бы, сложностей в оказании медицинской помощи школьникам нет. В школе есть медсестра.

Дети лечатся медикаментозно, но заметных улучшений в здоровье ребенка родители не замечают.

Каждому врачу известен главный рецепт лечения: Лечить больного, а не болезнь, а на практике все сводится к устранению симптомов.

Все сводится к обеспечению учителями, родителями, врачами воспитания полноценного гражданина Общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Переходный возраст"

Подготовлена для родительского собрания. В статье отмечены особенности переходного возраста, даны советы по взаимодействию родителей и подростков....

Консультация для родителей II младшей группы.

«Роль книги в речевом развитии детей»...

Консультация для родителей

(вторая младшая группа) «Книжки для малышки"...

Консультации для родителей

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребёнка....

Консультация для родителей "Роль родителей дошкольников в обучении ПДД"

Данная разработка предназначна для родителей дошкольников. Целью консультации является желание повысить компетентность родителей в данном направлении, проявлять готовность к сотрудничеству с педагогам...

Консультация для родителей "««Что нужно знать родителям о безопасности жизнедеятельности ребенка»»

Вашему малышу скоро исполнится четыре года. В этом возрасте дети обладают естественным любопытством, у них - масса энергии и воображения, им надо непременно узнать всё, что их окружает.По мере того, к...

Консультация для родителей «Практические рекомендации родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избег...