Инновационные технологии
методическая разработка на тему
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.
Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло все более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Образование не просто часть социальной жизни общества, а ее авангард.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_na_urokah_proizvodstvennogo_obucheniya.pptx | 1.19 МБ |
referat.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность. Бернанд Шоу
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: 1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных инструментальных и методологических педагогических средств.
В структуру педагогической технологии входят: А) концептуальная основа; Б) содержательная часть обучения: - цели обучения – общие и конкретные; - содержание учебного материала; В) процессуальная часть – технологический процесс: - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности учащихся; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса.
Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются: - социальные потребности преобразования и новое педагогическое мышление; - наука – педагогическая, психологическая, общественные науки; - передовой педагогический опыт; - опыт прошлого, отечественный и зарубежный; - народная педагогика.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности обучающегося: отличная профессиональная подготовка, повышение его культурного уровня, умение правильно вести себя в обществе, уметь видеть ситуацию, решать самостоятельно проблемы. Но это станет возможным только при мастерском использовании преподавателями и педагогами тех или иных инновационных методов.
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии .
Интерактивные технологии обучения Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации. В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора – роль менеджера) и обучаемого (вместо объекта воздействия – субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).
Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия проблемной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
Семинар – диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар – диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли . Функции действующих лиц на семинаре – диспуте могут быть различными.
Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предлагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели.
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки , накопление опыта личности и ее развитие.
Технологии проектного обучения Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты .
Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги). В пояснительной записке должны быть отражены: - выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей ,построение опорных схем размышления; - описание этапов конструирования объекта; - выбор материала для объекта, дизайн-анализ; - технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы; - подбор инструментов, оборудования и организации рабочего места; - охрана труда и техника безопасности при выполнении работ; - экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама; - использование литературы; - приложение (эскизы, схемы, технологическая документация ).
Компьютерные технологии Компьютерные технологии обучения – это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является: - средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний; - средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации; - средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала; - универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний; - средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения; - одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.
Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей: развитие личности обучаемого , подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности; - реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества; - интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могу отработать профессиональные навыки в условиях, приближенным к реальным .
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования Тульской области «Институт повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования Тульской области»
Кафедра профессионального образования
РЕФЕРАТ
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Выполнил: Быкова Светлана Николаевна,
преподаватель спецдисциплин
Гаус Антонина Валерьевна
мастер производственного обучения
ГОУ НПО ТО
«Профессиональный лицей № 1»
2015 год
Оглавление.
1. Введение 3
2. Педагогические технологии 4-9 3. Использование инновационных технологий на занятиях учебной практики 10
3.1. Игровые технологии 11
3.1.1. Деловая игра. 11
3.1.2. Урок-конференция. 12
3.1.3. Урок-соревнования 12
3.2. Технологии проектного обучения. 13
3.3. Здоровьесберегающие технологии 14 3.4.Компьютерные технологии. 14-16
3.5. Проблемное обучение 17
3.6.Личностно – ориентированная технология. 17
3.7. Интерактивные технологии обучения. 17-19
4. Заключение 20
Список литературных источников. 21
1. Введение.
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.
Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло все более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Образование не просто часть социальной жизни общества, а ее авангард.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, умений, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
2. Педагогические технологии.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных инструментальных и методологических педагогических средств.
Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
А) концептуальная основа;
Б) содержательная часть обучения:
- цели обучения – общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
В) процессуальная часть – технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности учащихся;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
В педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как существенная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:
- социальные потребности преобразования и новое педагогическое мышление;
- наука – педагогическая, психологическая, общественные науки;
- передовой педагогический опыт;
- опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
- народная педагогика.
Существует ряд концепций, предлагающих свое понимание процесса усвоения общественного знания отдельным человеком и соответственно структуры его общественного знания отдельным человеком и соответственно структуры его познавательных действий.
Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга, вскрытые И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. Их суть в том, что человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чем-то сходными и различными. Согласно ассоциативно-рефлекторной теории, усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций – простых и сложных.
В ходе обучения ассоциации непрерывно изменяются, преобразовываются, расширяются и удлиняются ассоциативные ряды. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (то есть процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность, которая включает в себя такие этапы: а) восприятие учебного материала; б) его осмысление; в) запоминание и сохранение в памяти; г) применение в практической деятельности.
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий: а) формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых; б) подача учебного материала в определенной последовательности; в) демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; г) применение знаний на практике.
Теория содержательного обобщения В.В.Давыдова – Д.Б.Эльконина. В основу этой концепции обучения положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания и, в частности, содержательного обобщения в формировании интеллекта. Учебная деятельность учащегося представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация ее достигается формированием у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует освоение содержательных обобщений – генетически сходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. Учение выступает как деятельность по воспроизводству содержания, пути, метода научного познания. Отрицается универсальное использование на начальных ступенях обучения принципа наглядности.
Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению В.В.Давыдова и его последователей, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение они называли развивающим.
Теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путем интериоризации, то есть поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние дербйствия с внешними предметами преобразуются в умственные – интериоризируются. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему внутреннему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.
Последовательность обучения слагается из этапов:
1. Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия.
2. Материальное (материализованное) действие.
3. Этап внешней речи.
4. Этап внутренней речи.
5. Этап автоматизированного действия.
В современной психологической науке существует ряд концепций, предлагающих свое понимание процесса усвоения общественного знания отдельным человеком и соответственно структуры его познавательных действий.
Бихевиористические теории научения (Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скиннер). В этих теориях общая формула усвоения выглядит так: «стимул-реакция-подкрепление». Стимул – это побудительная причина или ситуация, реакция на стимул – само действие, подкрепление – сигнал о правильности выполнения действия. Обучающие упражнения, построенные на бихевиористской теории усвоения, состоят из мелких, дробных порций информации, повторяемых многократно в различных сочетаниях и обеспечивающих их запоминание.
Гештальттеория усвоения (М.Вертхеймер, Г.Мюллер, В.Келер, К.Коффка) основывается на учении о гештальте – такой целостной организации объекта восприятия, при которой только и возможно усвоение знаний. Упражнения оперируют достаточно крупными законченными в смысловом отношении фрагментами информации, расчет в которых сделан на запечатлении самой структуры фрагмента и его смысла.
Суггестопедическая концепция обучения (В.Н.Мясищев, Д.Н.Узнадзе, Г.К.Лозанов) – это обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверх запоминанию. Оно предполагает комплексное использование всех вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (внушения). Реализация данной концепции предполагает создание особых психолого-педагогических условий обучения.
Теория нейролингвистического программирования представляет процесс обучения в виде движения информации сквозь нервную систему человека. Каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или неуспешность данной системы обучения.
Таблица 1. Классификация педагогических технологий.
Педагогические технологии
По уровню применения
общепедагогические | частнопредметные, отраслевые | локальные, модульные, узкометодические |
По философской основе
материализм | диалектика | сциентизм (наука) | гуманизм | теософия | прагматизм |
идеализм | метафизика | природосообразность | антигуманнизм | антропософия | экзистенциализм |
По ведущему фактору психического развития
биогенные | социогенные | психогенные | идеалистские |
По концепции усвоения
Ассоциативно-рефлекторные | Развивающие | Интериори-заторские | Бихевио-ристские | Гештальт-технологии | Суггестивные | Нейролинг-вистические |
По ориентации на личностные структуры
Информационные - ЗУН | Операционные - СУД | Саморазвития - СУМ | Формирования - СЭН | Формирования - СДП | Эвристические |
По характеру содержания и структуры
обучающие | светские | общеобразовательные | гуманистические | Монотехнологии, политехнологии, проникающие технологии |
воспитывающие | религиозные | профессиональные | технократические |
По организационным формам
классно-урочные | академические | индивидуальные | Коллективный способ обучения | Дифференцированное обучение |
альтернативные | клубные | групповые |
По типу управления познавательной деятельностью
Классичес-кое лекцион-ное | Обуче-ние с помощью ТСО | Система «консуль-тант» | Обучение по книге | Система малых групп | Компьютерное обучение | Система «репетитор» | Программное управление |
Современное традиционное обучение .
ГСО, дифференцирование .
Традиционное классическое.
Программированное обучение.
По подходу к ребенку
Авторитарные | Дидакто-, социо-, антропо-, педоцентричес-кие | Личностно-ориентирован-ные | Гуманно-личнос-тные | Технологии сотрудничес-тва | Свободного воспитания | Эзотеричес-кие |
По преобладающему (доминирующему) методу
Догматические | Программированное обучение | Объясни-тельно-иллюстративные | Диалогические | Развивающее обуче-ние | Игровые | Проблемные, поисковые | Саморазвивающее обучение | Творческие | Информационные (компью-терные) |
По направлению модернизации существующей традиционной системы:
На основе гуманизации и демократизации отношений | На основе активизации и интенсификации деятельности детей | На основе эффективности организации и управления | На основе методического и дидактического реконструирова-ния | Природо сообраз-ные | Альтерна-тивные | Целост- ные техно логии авторских школ |
По категории обучающихся
Массовая технология | Продвинутого образования | Компенсирующие | Виктимологические | Технологии работы с трудными | Технологии работы с одаренными |
По сущностным и инструментально значимым свойствам выделяются следующие классы педагогических технологий:
- по уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
- по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические.
- по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
- по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие.
- по ориентации на личностные структуры: информационные технологии; операционные; эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технологии саморазвития; эвристические и прикладные.
- по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные и проникающие технологии.
- по типу организации и управления познавательной деятельностью: взаимодействие учителя с учеником может быть разомкнутым, цикличным, рассеянным или направленным, ручным или автоматизированным. Технологии, основанные на отношении к ребенку со стороны взрослого: а) авторитарные технологии; б) дидактоцентрические технологии; в) личностно-ориентированные технологии; г) гуманно-личностные технологии; д)технологии сотрудничества; е) технологии свободного воспитания; ж) экзотерические технологии.
- способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
- по категории обучающихся: массовая технология, технология продвинутого уровня, технология компенсирующего обучения, различные виктимологические технологии, технологии работы с отклоняющимися детьми.
- по содержанию модернизации и модификаций: педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, использующие методы народной педагогики, альтернативные, комплексные политехнологии.
3.Использование инновационных технологий на занятиях учебной практики.
Перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.
Компетенция — это готовность (способность) учащегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.
Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Педагогической задачей является ориентация на конкретную профессию, начало карьеры формируется с личности. Интерес учащегося совпадает с началом осознанности, значимости его будущей профессии. В лицее обучаются учащиеся по профессии «Мастер производства молочной продукции», срок обучения 3 года 5 месяцев, с получением среднего общего (полного) образования. По окончании учебного заведения выдается диплом государственного образца.
Вдумайтесь в это слово – «молочник». Молоко — среди продуктов питания, которые природа подарила человеку, один из самых полезных. Еще не зная химического состава и физических свойств молока, а просто наблюдая за его воистину целебным воздействием на организм, древние врачеватели называли молоко «эликсиром долголетия» и рекомендовали его детям и взрослым, здоровым и больным. Все без исключения трактаты о здоровье, пришедшие к нам из глубины веков от самых разных народов, содержат настоящие восхваления молока, как лучшего диетического и лечебного продукта. Ему приписывали чудодейственные свойства, рекомендовали детям для наилучшего физического и духовного развития, взрослым — для крепости тела и духа, а также при лечении самых различных заболеваний — от чахотки и малокровия до депрессии и судорог.
Армия тружеников молочного производства самая гуманная и миролюбивая армия в мире, она идёт в впереди врачей она не лечит, она даёт людям здоровья. Да, не каждый может овладеть этим многогранным искусством – профессией «Мастер производства молочной продукции». Эта профессия выбирает тщательно, кандидат должен быть физически вынослив, обладать хорошей долговременной памятью, умением концентрировать внимания, сочетая воспроизводящее воображение и творческий подход к работе, а главное быть ответственным и честным. Эта профессия в системе коллектива и требует толлерантности к многочисленным контактам (навыкам) делового общения.
Для лучшего усвоения материала на уроках учебной практики использую в своей работе элементы игровой технологии, технологии взаимообучения, технологии развивающего и проблемного обучения, технологии интерактивного обучения, проектной технологии, здоровьесберегающей технологии, личностно-ориентированной технологии.
Основное требование, предъявляемое к современному уроку - перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы, использование игровых технологий. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности учащихся, инициатива, самостоятельность.
3.1.Игровые технологии
Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия учащихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес учащихся к профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Например на уроках учебной практики использую различные игры - игра «Лото», «Вставь пропущенное операцию», логический диктант, кроссворд, заполнение оценочных листов (самоконтроль, взаимоконтроль) и т.д. Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор - от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Использование на уроках таких игр, как «Выбери необходимое сырье», «Выбери необходимое оборудование, температурные режимы, и т.д.», «Найди ошибку» и др. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.
К организации игр предъявляются определенные требования:
- игра должна основываться на свободном творчестве учащихся
- игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции
- цель игры должна быть достижимой, а ее оформление красочным и разнообразным, обязательны атрибуты игры: оформление, перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
- в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками
- игра должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
- обязательна констатация результата игры.
Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления. Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Деловая игра - этот метод обучения дает учащимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста. Ролевые игры позволяют учащимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо предприятия, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (работа в молочной мастерской, вырабатывать молочную продукцию в составе ученических бригад. Учащиеся приближены к реальной работе на молочном заводе) Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает учащимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет учащихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности.
На уроках-конференциях затрагиваются вопросы о качестве молочны- продуктов питания, пользы и вреда пищевых добавок, условий хранения молочных продуктов, история возникновения молочных продуктов, исторические события и др. К уроку учащиеся получают опережающее задание и готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы, материалов интерент-сайтов, а также собственных рассуждениях. На таких уроках формируются общие компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Для решения проблемы трудоустройства и профессионального роста сегодня требуются не только профессиональные знания, но и активная жизненная позиция, умение целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в группе мастер-классы и конкурсы профессионального мастерства, уроки – соревнования, базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяет увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии – мастер производства молочной продукции.
Урок соревнование развивает у учащихся чувство коллективизма, ответственности за всю бригаду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет учащихся работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде – сопернику и т.д.).
При применении на уроках технологии взаимообучения группе учащихся дается опережающее задание по теме урока, затем они выступают на уроке в роли мастера п/о. Такая работа всегда вызывает интерес у учащихся. Подготовительный период к таким урокам отмечается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной творческой работой учащихся и мастера.
3.2. Технологии проектного обучения.
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятия, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа.
Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги). В пояснительной записке должны быть отражены:
- выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей ,построение опорных схем размышления;
- описание этапов конструирования объекта;
- выбор материала для объекта, дизайн-анализ;
- технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;
- подбор инструментов, оборудования и организации рабочего места;
- охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;
- экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;
- использование литературы;
- приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).
К проектному изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.
Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.
Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности учащихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед мастером стоит цель: показать на практике возможности применения философско-художественных знаний в постижении молочного искусства, создать серию мини-проектов, выполняемых самими учащимися под руководством мастера. Так, например можно задать любую тему — и учащимся необходимо с художественной точки зрения отобразить её при оформлении или составлении своего блюда.
Учащиеся осуществляют проект по следующему алгоритму:
- история молочного продукта (микробиология)
-технология приготовления (МДК, ТХБК)
- используемое оборудование (оборудование)
-питательная ценность молочного продукта (биохимия, микробиология)
Учащиеся самостоятельно анализируют полученную информацию по теоретическому и практическому представлению темы, распределяют основные задачи, выполняют производственное задание и представляют результат своей работы. Например
другое направление: национальная молочные продукты. При представлении национальной кухни учащимся знакомятся с культурой и традициями народов мира. Благодаря этому они изучают множество технологий приготовления, применяют на практике логическое мышление. Акцент проекта переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирует у учащихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для культурных связей. В ходе выполнения проекта учащиеся собирают необходимую информацию, классифицируют ее, строят целостную картину применения художественного творчества в работе. Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.
3.3.Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение психического здоровья учащихся, достигаются через учёт особенностей группы, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, которая расковывает учащихся и в которой они чувствуют себя "как дома". Каждый учащейся должен ощущать веру преподавателя в свои силы. Ситуация успеха (я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого учащегося, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения. «Принимай к сердцу дело других и дело всех, и ты узнаешь смысл жизни. Смысл жизни заключается в доброте».
3.4.Компьютерные технологии.
Компьютерные технологии обучения – это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:
- средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
- средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
- средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
- универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
- средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
- одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.
На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения так и автоматизированные системы по различным учебным дисциплинам. Автоматизированная обучающая система включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.
С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.
Новые возможности в системе профессионального образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекст, или гипертекстовая система, - это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста – это возможность перехода по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».
Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т.п. Автоматизированные обучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, то есть изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам ,может использовать различные схемы работы с материалом.
Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:
- развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;
- реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;
- интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могу отработать профессиональные навыки в условиях, приближенным к реальным. Использование ИКТ уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования мастера и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для мастера; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению меж предметных связей. В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность учащихся. Поэтому так важно научить учащихся различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы. Убедилась в том, что применение компьютера на уроках производственного обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам и внеурочным мероприятиям. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, учащимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами учащихся нужного в данный момент материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.
3.5. Проблемное обучение
Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, предлагаю учащимся перечислить возможные ошибки в работе, причины их возникновения и способы предупреждения, практикую применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя». Широко использую на уроках производственного обучения документы письменного инструктирования –инструкционные карты, карты технологической последовательности выработки, буквенные схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество работы, создает у учащихся правильное представление о современной технологии.
3.6.Личностно – ориентированная технология. Один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги другому. Каждый учащийся – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из учеников позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием учащиеся, оказавшись «впереди планеты всей», могут стать скучающими созерцателями. Но не тут – то было! Такому учащемуся предлагаю помочь неуверенным в себе ученикам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных учащихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: учащиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.
3.7. Интерактивные технологии обучения.
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.
В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора – роль менеджера) и обучаемого (вместо объекта воздействия – субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).
Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.
Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационной технологии лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.
Проблемная лекция предполагает постановку проблемы ,проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия проблемной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
Семинар – диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар – диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре – диспуте могут быть различными.
Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предлагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели.
Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:
- постановка проблемы;
- формирование малых групп (микрогрупп по 5 – 7 человек), распределение ролей в них, пояснение преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
- обсуждение проблемы в микрогруппах;
- представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
- продолжение обсуждения и подведение итогов.
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.
Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.
Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.
Стажировка с выполнением должностной роли – активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама деятельность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки – выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя)определенных действий в реальных производственных условиях.
Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т.д.).
Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающие реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой – умение вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.
Обучение в группах – примерами работы в мини- группах ( 2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать для учащихся праздником, взлетом чувств, должен воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого урока необычайно велик: душа учащегося словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес. Безусловно, нельзя считать нетрадиционные уроки единственной формой реализации профильного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.
4. Заключение.
Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменением, развитию. Это обусловлено, прежде всего тем, что у общества появляются все новые и новые требования к специалистам. К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».
Я разделяю данное утверждение, и могу сказать, что учащийся только тогда сможет освоить данную специальность, когда сам будет в этом заинтересован. Если он в этом будет заинтересован, то приложит максимум усилий, чтобы увеличить объем своих знаний, умений и навыков. Следовательно ,основная цель педагогической деятельности, и моей в том числе, оказать необходимую помощь учащимся в познании и самоутверждении их, как личности. А в настоящее время это является важным ещё и потому, что выпускнику учебного заведения очень сложно найти работу из-за конкуренции и жесткого отбора. Для того, чтобы получить высокооплачиваемую работу, необходимо иметь соответствующий «багаж» знаний и интерес.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.
Таким образом, в сфере преподавания технологии использование ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала через гипертекст.
Появляется возможность для концентрации больших объемов учебного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных учителем в зависимости от потребностей учащихся и особенностей программы.
Такие дидактические материалы также создают возможность для реализации диалогического компонента в обучении: можно представлять разные источники информации, разные точки зрения, разные подходы к одному и тому же явлению.
Безусловно, использование такой наглядности делает процесс обучения более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.
“Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь”
Список литературных источников.
1. Лихачев Б.Т. Педагогика – М.: Прометей, 1992
2. Педагогика № 4/2004: Периодическое издание/ В.С.Лазарев, Б.П.Мартиросян. – Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия.
3. Профессиональное образование № 1/2006: Периодическое издание/В.Г.Казаков – Новое время – новые технологии профессиональной подготовки.
4. Профессиональное образование № 7/2006: Периодическое издание/В.Д.Ларина – Модель инновационной деятельности учреждения профобразования.
5. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.; Изд. «Народное образование», 1998.
7. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000.
8. Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение// Педагогика - № 5/1994.
9. Якиманская И.С. Развивающее обучение – М.,1979
10. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии: из опыта работы
Современное образование должно стимулировать студентов овладеть такими умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем. В ценностном отношении спо...
Инновационные технологии в профессиональном образовании
Инновационные технологии - важная составляющая часть подготовки специалистов высокого уровня...
Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы.
Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы....
Инновационные технологии в обучении химии. Кейс-технология.
Методическая разработка урока по дисциплине "Химия" для студентов 1 курса, профессия "Автомеханик" с использованием кейс-технологии....
Инновационные технологии обучения, технология игрового обучения
Инновационные технологии обучения, технология игрового обучения...
Доклад на студенческой научно-практической конференции."Инновационные технологии в медицине" «Шаг в будущее» - инновационные достижения восстановления зрения
Презентация доклада на студенческой научно-практической конференции."Инновационные технологии в медицине" «Шаг в будущее» - инновационные достижения восстановления зрения...
Методическая разработка занятия по физической культуре, Тема: "Использование инновационных технологий (оздоровительные системы) на занятиях физической культуры. Гимнастика с элементами фитнес – технологий"
В методической разработке описывается выполнение физических упражненний для оздоровления различных систем организма....